Каким образом данный умк реализует принципы деятельностного подхода школа россии

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с требованиями ФГОС в процессе обучения русскому языку и литературе в школе решается комплекс учебно-воспитательных задач:

- усвоение системы лингвистических понятий;

- овладение универсальными учебными действиями, обеспечивающими системность в освоении родного языка;

-применение полученных знаний, умений, навыков в учебной и практической деятельности языка;

- поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности;

-интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности;

-формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы;

Поскольку так радикально изменился ФГОС, должны быть значительно обновлены и учебники в соответствии с системой требований, прописанной в стандарте.

С первого сентября 2013 года перед большинством педагогов нашего города встанет проблема досрочного введения ФГОС ООО в рамках региональных и муниципальных пилотных площадок. В нашей школе для решения данной проблемы создана проблемно – творческая группа по формированию УУД, в рамках муниципальной лаборатории по введению ФГОС в основной школе, в которую вошли педагоги всех учебных предметов.

Первый и главный вопрос, который предстояло нам решить, это выбор УМК, соответствующего требованиям ФГОС.

Критериями анализа явились следующие положения (вопросы), которые отражают специфику основных идей ФГОС:

1. Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?

2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД.

9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

10. Каким образом в УМК формируются действия контроля?

11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

14. Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

На основании общего анализа УМК сделаны следующие выводы:

1. Учебник частично реализует деятельностный подход, в частности это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий по русскому языку.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно. Этот принцип должен быть преемственным на всех этапах обучения, т. е. быть непрерывным. Посмотрим, как задания УМК реализуют этот принцип. В учебнике все правила и понятия даются уже в готовом виде. Иногда встречается подводка к правилу, но затем выдается уже готовая орфограмма или понятие (стр.27). Есть, конечно же, задания проблемного характера (8,12,63), но их мало, системность и непрерывность в подаче такого плана заданий отсутствует.

2. Проблемный характер изложения содержания учебного материала в данном УМК наблюдается эпизодически. Есть вопросы - задания, нацеливающие учеников на творческую работу (87,103), задания, требующие выход за пределы учебника в зону словарей и других источников информации (22,117,460), задания проблемного характера (298,263,466), но их недостаточно. Не наблюдается технология проблемного диалога, ученики на уроке не участвуют в совместном открытии знаний.

УМК не имеет заданий исследовательского характера.

3. В учебнике заложены задания для фронтальной, индивидуальной (704,712,715) и групповой форм (11) организации учебной деятельности. Учебник не предлагает чёткой дифференциации, есть задания только повышенной трудности (715, 419). А как быть с учащимися, у которых знания ниже базового уровня? Работа над новой темой строится так, что в первых заданиях учащиеся воспроизводят полученные знания по образцу, связанные с этой темой, плавно переходя к более сложным заданиям (59, 60 –стр. 29-30).

4. Чёткой системы в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК, нет. В основном это задания репродуктивного характера(47,62,113). Работа по теме строится по принципу: заучивание правила, фронтальный опрос, закрепляющие упражнения, контрольные вопросы и задания, диктант. Одним словом, скучно и однообразно. Системной работы с дополнительными источниками информации ,групповой работы, работы в парах, индивидуальной работы нет.

5. К учебнику прилагается пособие, содержащее тесты для текущего и итогового контроля знаний учащихся. Это пособие учитывает требования ФГОС. Рабочая тетрадь к учебнику Т. А. Ладыженской содержит теоретические сведения, задания по морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации, культуре речи. Предусматривается системное повторение ранее изученных разделов.

6. УМК частично отражает интересы и потребности современного ребёнка. С одной стороны, учебник вышел в новом, современном оформлении, в учебнике есть задания повышенной сложности (52,240,225), задания занимательного характера (124,76), есть материал для самостоятельного наблюдения (стр. 81). С другой стороны, большая часть заданий - это задания репродуктивного характера (594,425,186,101), правила уже представлены в готовом виде, учащимся остаётся только их запомнить.

9. Детская самостоятельность в УМК формируется частично: в учебниках мало упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать(137), сравнивать (стр. 81-1 часть), обобщать, классифицировать(82), делать выводы. Представленные задания предполагают небольшую долю самостоятельной работы учащихся на уроке. Ученик выступает в роли обучаемого, а в роли организатора учебной ситуации - нет.

11. Данный УМК только частично создает условия для мотивации ученика к учению. Есть интересные тексты, но задания к ним не создают проблемной ситуации, не побуждают к поиску альтернативных действий (498,489,571)

12. Не достаточно представлены задания, предполагающие учебный диалог учителя и учеников для актуализации знаний. Есть задания, в которых предусмотрено учебное сотрудничество между учащимися (№ 46, 23). Но, к сожалению, таких заданий очень мало.

13. Данный УМК частично обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся. Проектные задания не представлены.

14. Потребность в смене учебника высокая, т. к. по нашей оценке примерно только 60 % заданий соответствуют ФГОС. Следовательно, 40% - это дополнительная работа педагога по подбору заданий, формирующих УУД.

1. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16

2. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27

4. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ УМК _ Школа России

Ответы с примерами

Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?

Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

Проблемный характер изложения содержания в данном УМК наблюдается эпизодически: иногда ставится проблема.

Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

В учебниках заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности. Работа над новой темой строится так, что в первых заданиях учащиеся воспроизводят все знания, связанные с этой темой, плавно переходя к многоаспектным заданиям. В этих заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета

Литературное чтение 1 кл. с.19-21.

Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

В разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК, есть система

Программа регулирует различные аспекты освоения метапредметных умений: содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Дает учащимся возможность показывать хорошие результаты в различных конкурсах, олимпиадах, турнирах.

Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.

Окружающий мир 3 кл. с.86-97.

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

УМК не предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников

Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД

Примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД, представлены в учебниках в рабочих тетрадях на печатной основе по всех предметам.

Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

В данном УМК формируется детская самостоятельность

В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы.

Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

Каким образом в УМК формируются действия контроля?

Русский язык 1 класс. С 77. 3 класс с 13

Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

Окружающий мир 1 класс с54-55.

Разворачивание предметного содержания предполагает систему работы учащихся в группах, парах, в процессе чего создаются условия для учебного диалога и сотрудничества учащихся друг с другом, а не только с учителем.

Литературное чтение 1 класс с.54-56.

Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся.

Литературное чтение 1 класс с 28.

Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

Начальная школа стоит на пороге введения Стандартов второго поколения в котором миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование развитого человека, как важнейшее условие развития российского гражданского общества. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. И наша школа уже давно работает в этом направлении.

И сегодня мы постараемся продемонстрировать вам, как мы строим урок по традиционной программе, чтобы был эффект от использования деятельностного метода.

Реализация такого подхода к образовательному процессу требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для построения деятельностного урока важно понять, какими должны быть критерии его результативности . Для этого мы используем такую таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель системно – деятельностного подхода:

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.

Китайская мудрость гласит:

« Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

- полнота комплекта внутри каждой предметной области (учебники с приложениями на электронном носителе, методические рекомендации для учителей, различные сборники заданий, рабочие тетради и дидактический материал);

- грамотное и продуманное методическое наполнение учебного материала дает возможность установления межпредметных связей;

- методический комплект помогает организовать работу в парах и малых группах, широко использовать проектно – исследовательскую деятельность обучающихся и ИКТ.

Рассмотрим это на примерах.

Практически все задания к упражнениям – это учебная задача, которую ученик ставит перед собой. Решение этих задач потребует от ученика, с одной стороны, умений анализировать, объяснять, сопоставлять, группировать явления языка, делать выводы; с другой стороны, развивать основные виды мыслительных операций, совершенствовать навыки пользования полученными сведениями о языке в устной и письменной речи.

Приведу пример. (На слайде)

Тема: Правописание возвратных глаголов

Упражнение 214.

Проведите исследование. Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? Устно проспрягайте глаголы учиться и засмеяться.

е л.) я учусь, засмеюсь

е л.) ты учишься, засмеёшься

- Что вы заметили при спряжении возвратных глаголов?

- Как определить лицо и число этих глаголов?

- Сделайте вывод, как изменяются возвратные глаголы.

Каждая новая тема подается в строгой системе действий – пошаговая подача информации: в ходе наблюдения над языковыми явлениями обучающийся получает теоретические сведения о языке, затем следуют закрепляющие упражнения. О деятельностном характере обучения говорит и общее количество разнообразных и эффективных упражнений. (Пример на слайде)

Тема: Время глагола

Упражнение 146. Прочитайте выразительно.

Скоро кончится белая вьюга,

Потекут голубые ручьи.

Все скворечники в сторону юга

Навострили оконца свои. (…)

- Найдите глаголы. Расскажите о глаголах по плану:

В форме какого времени употреблен глагол?

Какое действие обозначает глагол: действие, которое происходит в момент речи? действие, которое произошло до момента речи? действие, которое будет происходить после момента речи?

На какой вопрос отвечает глагол?

Системно – деятельностный подход проявляется и в систематичности организации повторения. Каждое из полученных ребенком сведений, каждый сформированный навык повторяется в учебниках неоднократно в течение всех четырех лет обучения.

Еще в большей степени реализуется СДП при изучении орфографических тем за счет введения алгоритмов проверки орфограмм, т.е. выполнения познавательных, регулятивных универсальных учебных действий по построению доказательств на основе синтеза знаний. (Пример на слайде)

Тема: Письменное умножение на двузначное число

1. Умножу первый множитель на число единиц…
2. Получу первое неполное произведение…
3. Умножу первый множитель на число десятков…
4. Получу второе неполное произведение…
5. Сложу неполные произведения…
6. Читаю ответ…

Во – первых, организована работа по мотивации учащихся:

- Актуализация опорных знаний

(Пример на слайде)

Калита - кошелек (предварительная работа со словарем)

Познание (по Платону) начинается с удивления, любопытства и любознательности.

Во – вторых, ученик сам ставит цель урока, как собственную учебную задачу. (Пример на слайде)

Тема: Средние века: время рыцарей и замков

Самоопределение к деятельности.

Прочитайте стихотворение. Добавьте нужное слово.

Докажу я непременно, что они на свете есть.

Я невинных защищаю, преступления отмщаю –

Лишь за правду должен биться каждый благородный … (рыцарь).

Что вы можете рассказать о рыцарях?

Когда жили рыцари? (Затруднение)

Прочитайте тему урока. Какая цель может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о средних веках) …

В – третьих, на этапе открытия новых знаний обучающиеся продумывают выход из затруднения, открывают новые знания и осуществляют первичное закрепление на основе различных упражнений. (Пример на слайде)

Тема: Первое склонение имен существительных

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

Путем рассуждения под руководством учителя обучающиеся ставят проблемный вопрос:

- Почему слова о сестре и дочери (П.п., ж.р.) имеют разные окончания?

Далее ученики склоняют группы слов, сравнивают окончания и делают вывод (Окончания существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)

На заключительном этапе урока деятельностный подход реализуется через самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, включение новых знаний в систему собственных знаний и обязательную рефлексию.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы похвалили себя сегодня?

- Чем вас поразил урок?

- О чем заставил задуматься?

- Чему вы научились на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Горникова Е.В.,

учитель начальных классов,

МАОУ гимназия №13 г. Томска

Главная цель системно – деятельностного подхода: всестороннее развитие личности обучающегося

Главная цель системно – деятельностного подхода:

всестороннее развитие личности обучающегося

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю .

Задания к упражнениям – это учебная задача

Тема: Правописание возвратных глаголов

Упражнение 214.

  • Проведите исследование. Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? Устно проспрягайте глаголы учиться и засмеяться.

(1-е л.) я учусь, засмеюсь

(2 -е л.) ты учишься, засмеёшься

Пошаговая подача информации

Тема: Время глагола

Упражнение 146. Прочитайте выразительно.

Скоро кончится белая вьюга,

Потекут голубые ручьи.

Все скворечники в сторону юга

Навострили оконца свои. (…)

- Найдите глаголы. Расскажите о глаголах по плану:

Введение алгоритмов

Тема: Письменное умножение на двузначное число

1. Умножу первый множитель на число единиц… 2. Получу первое неполное произведение… 3. Умножу первый множитель на число десятков… 4. Получу второе неполное произведение… 5. Сложу неполные произведения… 6. Читаю ответ…

- Актуализация опорных знаний

Калита - кошелек (предварительная работа со словарем)

А. А. Плешаков, 4 класс)

Ученик сам ставит цель урока

Тема: Средние века: время рыцарей и замков

Самоопределение к деятельности.

  • Прочитайте стихотворение. Добавьте нужное слово.

Докажу я непременно, что они на свете есть.

Я невинных защищаю, преступления отмщаю –

Лишь за правду должен биться каждый благородный … (рыцарь).

  • Что вы можете рассказать о рыцарях?
  • Когда жили рыцари? (Затруднение)
  • Прочитайте тему урока. Какая цель может быть поставлена в связи с темой? ( Узнать о средних веках) …

Выход из затруднения, открытие новых знаний Пример: Тема: Первое склонение имен существительных Бабушка рассказала мне о сестр е и дочер и . Путем рассуждения под руководством учителя обучающиеся ставят проблемный вопрос: - Почему слова о сестр е и дочер и (П.п., ж.р.) имеют разные окончания? … Далее ученики склоняют группы слов, сравнивают окончания и делают вывод ( Окончания существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)

Выход из затруднения, открытие новых знаний

Тема: Первое склонение имен существительных

Бабушка рассказала мне о сестр е и дочер и .

Путем рассуждения под руководством учителя обучающиеся ставят проблемный вопрос:

- Почему слова о сестр е и дочер и (П.п., ж.р.) имеют разные окончания?

Далее ученики склоняют группы слов, сравнивают окончания и делают вывод ( Окончания существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)

Читайте также: