Карта анализа рппс по развитию речи в доу

Обновлено: 02.07.2024

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание предметно-развивающей речевой среды.

Слайд 2 При создании речевой среды необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень речевого развития каждого ребёнка, интересы и способности детей.

Слайд 3 Предметно-пространственная среда по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте должна быть содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, и главное, доступной и безопасной.

Анализируя предметно-пространственную среду в группах, которых я работаю, можно отметить, что в каждой группе имеется:

Слайд 5 Театральный уголок. (Кукольный, пальчиковый, настольный и др. театры)

Имеется ширма для игр-драматизаций по литературным произведениям. Разыгрываются с детьми небольшие сюжеты речевого общения : вопросы-ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы. Всё это развивает коммуникативные навыки, связную, диалогическую речь, эмоциональную сферу. Дети знакомятся с окружающим миром и социальной действительностью, снимается тревожность детей и их застенчивость.

Слайд 6 Уголок творчества, где дети рисуют и лепят, развивает не только творческие способности, но и мелкую моторику, а как известно чем лучше развита моторика, тем лучше развита речь.

Слайд 7 Уголок экспериментирования. Его значение заключается в развитии коммуникативных навыков при вовлечении детей в экспериментально-опытническую деятельность, развитии познавательной активности, формирование естественнонаучных представлений об окружающем мире.

Слайд 9 В каждой группе имеются картотеки: артикуляционной, дыхательной гимнастик, пальчиковых игр, что также помогает детям в развитии речи.

Слайд 11 ИКТ компьютер большой помощник для педагога. Рассматривается очень много презентаций и игр. Через использование ИКТ возрастает интерес к окружающему, повышает познавательный уровень возможности и тем самым стимулирует речевое развитие детей.

Слайд 12 Также в группах имеются тематические альбомы с фотографиями и достопримечательностями села, края, страны; различные репродукции картин, которые рассматриваются детьми не только во время образовательного процесса, но и в свободной деятельности детей. Дети рассказывают рассказы по картине, описывают предмет, представленный для рассматривания и у многих неплохо получается.

Слайд 14 Свободное речевое развитие детей происходит не только в образовательном процессе, но и в быту (на прогулке, во время дежурства, при проведении гигиенических процедур ит. д.).

Слайд 15 Но на самом деле не всё так замечательно, есть и небольшие проблемы и пожелания:

1. Дефицит ролевой атрибутики (Всё сделано своими руками из подручного материала, хотелось бы, чтобы это было более эстетичным).

2. Недостаточно художественной литературы и иллюстраций по темам занятий.

3. Хотелось бы, чтобы развивающая предметно-пространственная среда пополнялась дидактическими играми, различным речевым материалом : картинки, иллюстрации, игрушки, всё это способствует развитию эмоциональной сферы, кругозора детей, поддерживает активный интерес к речевому общению дошкольников. Развивает диалогическую, монологическую речь, помогает обучению рассказу, пересказу и т. д. От того в какой речевой среде находится ребёнок зависит и его речевое развитие. Поэтому, общение детей при вовлечении их в разные виды деятельности способствует их речевому развитию.

Слайд 16 Общайтесь с детьми, вы для них пример подражания речи, вы – образец правильного произношения звуков. В нашем современном мире родители мало обращают внимание на речь своих детей, поэтому мы – педагоги можем помочь дошколятам в их речевом развитии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Новосибирская область Убинский район с. Круглоозерное

Анализ предметно-развивающей среды

по развитию речи

в старшей - подготовительной группе ДОУ.

Воспитатель 1 квалификационной категории Михалькова Анна Николаевна

В группе создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.

hello_html_46ad4610.jpg
hello_html_m945aef5.jpg

Разработаны определенные требования к его содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, мелкой моторики, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

В центре сюжетно - ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов.

Следует отметить, что для организации различных форм речевой деятельности в группе выделяется театральная деятельность: имеется кукольный театр, организуются игры-драматизации по литературным произведениям, есть материалы для чтения и заучивания стихотворений.

Для формирования коммуникативной речи и развития эмоциональной окраски речи проводятся занятия по обучению детей составлению рассказов.

hello_html_85b9abc.jpg
hello_html_3ad405da.jpg

Выделен специальный сектор с применением театра, где разыгрываются с детьми небольшие сюжеты речевого общения: вопросы - ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления и заучивание речевок, пословиц и поговорок.

В данной группе в достаточном количестве имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.

hello_html_m12ae116e.jpg
hello_html_3acc05b3.jpg

hello_html_35d61bbb.jpg
hello_html_m8c8afb4.jpg

Однако предметно-развивающая речевая среда в группе недостаточно обогащена художественной литературой и иллюстрациями по темам занятий, а также не организуются тематические выставки и редко сменяется весь литературный материал (нечем заменить).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ составил старший воспитатель _______________________________________

Анализ развивающей предметно пространственной среды по речевому развитию

В анализе приводится перечень и описание необходимого материала в речевом уголке и уголке математического развития.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды групп ДОУ по разделу развитие речи

Оценочно-аналитические суждения

Где и как оборудован книжный уголок?

Наличие различных материалов

Лото, домино в картинках. Картинки с изображением частей суток и их последовательности. Календарь недели. Мелкая и крупная геометрическая мозаика. Игры для интеллектуального развития. Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, различных цветов, прочности, тяжести. Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине. Пазлы. Шашки. Организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу.

Наличие тематических выставок и сменяемость материалов

Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников. Сменяемость и наполняемость материала – по мере изучения.

Наличие детской литературы в группе

Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов; небылицы, загадки. Иллюстрации по обобщающим понятиям. Альбомы и подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы. Сюжетные картинки.

Наличие в группе оборудования для театрализованной деятельности и соответствие их содержания возрастной группе

Наличие разнообразных дидактических и настольно-печатных игр

Игры с предметами: Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и пр.).

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, пазлы. Различные развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Наличие методической литературы по данной теме

Наличие книг с описанием последовательности изготовления различных народных промыслов (гжель, хохлома, дымка и т.д.)Литература, повествующая о времени и создании игр.

Наличие пособий для занятий и соответствие содержания возрасту детей

Наглядная информация для родителей

В приемной: Папки- передвижки по тематикам: время года, зимние травмы, как одевать ребенка зимой, первая помощь при обморожениях, зимние игры и забавы, чем занять ребенка на зимних праздниках. Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей. Стенд о правах ребенка, адаптация в детском саду, профилактика гриппа и ОРВИ. Личная гигиена дошкольника. Фотографии детей на прогулках.

Выводы: материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований. Осуществляется творческий (авторский) подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами . Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением. При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения. Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды групп ДОУ по математическому разделу

Наличие центров, название

Спортивный уголок. Центр сюжетной игры. Театральный уголок. Музыкальный уголок. Уголок конструирования. Уголок природы. Лаборатория. Уголок уединения. Зона ПДД. Книжный уголок. Математический уголок. Речевой уголок. Уголок художественного творчества. Патриотический уголок

Учтены все необходимые параметры в соответствии с ФГОС по принципу интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастом данной группы.

Рабочая зона

Активная зона

Спокойная зона

Математический уголок. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные

картинки. Комплекты цифр и геометрических фигур для магнитной доски и полотна на резиновой основе. Рабочие тетради по математике. Наборы объемных геометрических фигур. Счеты и счетные палочки. Ростомер. Мозаики, пазлы, бусы, различные игрушки с

шнуровками и застежками. Часы песочные (на разные отрезки времени); Настольно-печатные игры. Разнообразные дидактические игры.

Уголок природы: различные растения, разных экологических условий. С разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т.д.), в соответствии с требованиями к возрасту. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т. п. Сыпучие продукты: горох, манка, пшено. Календарь природы: Картина сезона, модели года, суток. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день. Макеты леса, поля, водоема, муравейника, зоопарка.

Речевой уголок: Картинки по лексическим темам. Каталог игр: по звуковой культуре речи; упражнений артикуляционной гимнастики; упражнений дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастике; игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). Картотека артикуляционных упражнений. Комплект зеркал (с ручкой). Картотека дыхательных упражнений. Картотека игр на развитие фонематического восприятия . Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.) Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Уголок уединения: Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1–2 детей. Стул, пуфик или банкетка . Один легкий столик. Небольшой ковер.

Театральный уголок: Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра: плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, пальчиковый. Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

Книжный уголок: Книги для чтения художественной литературы - подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями; детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний. Иллюстративный материал для познавательно - исследовательской деятельности - книги познавательного характера, тематические альбомы, атласы и т.п.

Музыкальный уголок: Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, маракасы, кастаньеты, гитара. Магнитофон, диски с записью детских песен, классической музыки известных композиторов.

Патриотический уголок: Художественная литература: стихи, рассказы, сказки, традиции , обычаи, фольклор разных народов. Книги и иллюстрации о животных и птицах, населяющих край. Флаги, гербы и другая символика края и России. Куклы в национальных костюмах. Глобус, макет кремля. Творческое оформление.

Уголок художественного творчества: Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, пастель, пластилин. Цветная и белая бумага, картон, наклейки, нитки. Кисти, стеки, ножницы, трафареты, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея. Образцы декоративного рисования.

Зона ПДД: Столик с изображением дорог, пешеходных переходов, мелкий транспорт. Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор. Небольшие игрушки (фигурки людей).

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в данной группе, создана с учетом Федерального Государственного Образовательного стандарта. Содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Здесь есть все необходимое для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Учтены потребности каждого ребенка в активной и разноплановой деятельности. Материалы, оборудования и инвентаря, гарантируют развитие детей старшего дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья, и коррекцию недостатков развития. Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей, равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных, социальных).

Читайте также: