Карельские узоры для детей доу образцы как рисовать

Обновлено: 07.07.2024

Цель Продолжение развития интереса детей к культуре родного края посредством с карельским орнаментом. Задачи Познакомить с особенностями карельской вышивки, композиционного построения геометрического орнамента, цветовой гаммой.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности подготовительной группе ДОУ с учетом национально-культурных особенностей родного края

Цель: Продолжение развития интереса детей к культуре родного края посредством с карельским орнаментом.

Задачи: Познакомить с особенностями карельской вышивки, композиционного построения геометрического орнамента, цветовой гаммой.

Интеграция направлений развития ребенка: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательно развитие, социально-коммуникативное развитие.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, в какой республике мы живём?

Дети: Республике Карелия.

Воспитатель: - Правильно, ребята, мы живем с вами в республике Карелии

Сейчас нам ребята прочитают стихи:

Воспитатель: Красива природа Карелии. Красивы ее необъятные леса, просторы озер, могучие сосны и ели, кажется, шепчут о прошлых временах древние камни – валуны.

Дети: уметь вышивать.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на изображение и скажите, что делает мастерица? (изображение мастерица вышивает Карельский узор)

Воспитатель: Что такое вышивка? (ответы детей)

Воспитатель: Вышивка - Это вид декоративно - прикладного искусства, шитье узорами.

-Какое назначение вышивки?

Дети: украшение одежды.

Воспитатель: правильно основная функция вышивки это украшение, а еще карелы считали, что вышитые узоры наделялись магической силой и служили оберегом, защищая человека от всяких бед напастей.

Народная карельская вышивка имеет свои особенности, давайте вспомним, каковы же они?

(Дети рассматривают на иллюстрациях образцы вышивок.)

Воспитатель: что вы увидели в изображении карельской вышивки?

Дети: птицы, животные, ели и сосны.

Воспитатель: Как располагается узор на изделии ?

Дети: Строгими линиями. геометрические элементы) по края одежды(подол юбки, манжеты на рукавах, воротник.)

Воспитатель: Какова цветовая гамма карельской вышивки?

Дети :Вышивка красными нитками по белому фону, или белыми нитками по красному фону.

Воспитатель: Что означает красный цвет?

Дети: огонь, солнце

Воспитатель: Что означает белый цвет?

Воспитатель и теперь я хочу вам предложить побыть в роли мастериц. Согласны? (Да)

(Воспитатель на мольберте показывает, как правильно нанести узор). Аккуратно опускаем кончик кисточки в краску и наносим на ткань.

Давайте сначала разомнем наши пальчики, ведь нам предстоит очень сложная работа.

В заключении детям предлагается поиграть в карельскую народную игру:

Шавишотку (Месить глину).

Ведущий и водящий обходят всех участников. Незаметно, в любом месте присказки, ведущий опускает камешек в чьи-нибудь ладони. Вся хитрость в том, чтобы водящий не сумел распознать, у кого спрятан камешек. Хранить секрет должен не только ведущий, но и тот, кому достался камешек,- можно ведь и рассмеяться и покраснеть, выдать себя поведением.

В одном из многочисленных вариантов игры ведущий, обходя играющих и пытаясь незаметно опустить в чьи-нибудь руки камешек, приговаривает:

Занятие по рисованию в старшей группе.

Декоративно-прикладное искусство

Карельская вышивка.

1. Продолжать учить детей рассматривать изделия карельского быта; элементы орнамента на карельских костюмах.

2. Учить рисовать элементы : крестики, топорики, волнистые линии (волна) – кончиком кисти, точки – тычком.

3. Учить рисовать узор в определенной последовательности (топорик, точка).

4. Учить выбирать цвет, характерный для карельского орнамента (красный).

Материалы для занятия :

1. Предметы карельского быта (полотенца, рушник, фартук, прихватки, фото с изображением национального костюма на экране.

3. Кисточки, тычки (ватные палочки).

4. Бумажные рубашки и платья.

5. Мультимедиа-проектор, экран.

Ход занятия:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста. Почему мы с вами поздоровались по-карельски?Молодцы! Правильно! Мы живём в Республике Карелия

Ребята, сегодня в детском саду у нас Ярмарка,. А вы знаете что такое ярмарка? Ярмарка – это большой базар. Проходили ярмарки несколько раз в год – по большим церковным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха и Троица).А так как мы живем в Карелии, то ярмарка у нас какая карельская. А хотите посмотреть, что продается на нашей ярмарке. Давайте, посмотрим? Подходим к столу с предметами Карельского быта. Воспитатель показывает предметы карельского быта : полотенце, фартук, прихватки, сарафан, рубаха, рушник.

- Ребята, назовите мне, пожалуйста, те предметы, которые вы узнали и как их используют в быту. (Ответы детей).

- А рушник? Что это за предмет? И для чего онбыл нужен?

Рушник, похож на длинное полотенце, которое использовали по праздникам, на свадьбах, встречали дорогих гостей с хлебом и солью, им украшали помещение.

- Посмотрите, ребята, какие предметы необычные. Чем они необычны?

(Ответы детей).

- Правильно узорами, вышивкой. Обратите внимание на вышивку. Это вышивка называется карельская вышивка или карельские узоры.

Вместе с детьми рассматриваем вышивку и орнамент.

Воспитатель: Ребята, что напоминают вам элементы вышивки?

Дети: Они напоминают цветы, деревья, олень, человек, животные.

Воспитатель: Правильно, дети, карельские рукодельницы любили использовать растительный орнамент, геометрический, так же любили вышивать людей и животных. Так же обращаю внимание детей, что узор расположен внизу изделия или по кайме, и почти всегда красными нитками.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему рукодельницы выбирают для работы нитки красного цвета?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Раньше считалось, что красный цвет защищает от сглаза и порчи. Вот и хотели хозяюшки защитить свой дом и своих близких от беды. Любили они свой дом.

Ребятки, а вы знаете на ярмарке не только продавали, но и веселились

Давайте с вами тоже поиграем в карельскую игру " Ниточка с иголочкой " Описание игры: дети стоят по кругу, выбирается ребёнок - “Иголочка” с помощью считалочки:

Станем мы сейчас играть.

Ты, иголка, выходи

Нитку за собой веди!

“Иголочка” - ребёнок бегает между детьми, тот, до кого она дотрагивается, берёт её за талию и продолжает бегать с ней. Игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся держащими друг друга за талию, т. е. получится “иголка с длинной ниткой”.

Подходим к столу с белыми рубашками и платьями

Ребятки посмотрите, а здесь, что? Ответы детей. А, чего здесь не хватает

- Вы сегодня увидели много различных вышитых изделий, внимательно рассмотрели узоры. А теперь я предлагаю вам побывать в роли карельских мастериц и самим попробовать сделать эскиз вышивки. Перед вами белые рубашки и платья. Красная краска – красная нить, тонкая кисть – игла.

Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя

Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.

Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.

Побежала наша кисть.

А потом, а потом Кисточку держат вертикально.

Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

Итак, ребята, украсьте ваши рубашки и платья вышивкой по мотивам карельских узоров.

На экране выставлены элементы карельского орнамента, Ёще раз вспомрить элементы карельского узора, спросить где его располагали карельские мастерицы. дети по желанию выбирают любой элемент.

Итог занятия :

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление праздничных венков Зимние каникулы – самое лучшее время для семейного общения. Это встреча гостей, ответный визит к своим родным и близким, тихие и спокойные.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ознакомление детей дошкольного возраста с карельской вышивкойМДОУ "Финно-угор.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ознакомление детей дошкольного возраста с карельской вышивкойМДОУ "Финно-угор.

Ознакомление детей дошкольного возраста с карельской вышивкой
МДОУ "Финно-угорский детский сад комбинированного вида № 20 "Лумикелло"
Составитель: Ванюкова Светлана Леонидовна

Вышивкой украшались практически все части гардероба древних жителей Ка.

Вышивкой украшались практически все части гардероба древних жителей Карелии. Древняя карельская вышивка отличается от современной не только узорами, но и смысловой нагрузкой, которой обладал рисунок на ткани.
Во-первых, вышивка – это украшение вещей.
Во-вторых, по вышивке можно определить в какой части Карелии проживали рукодельницы, их имущественное положение.
В-третьих, вышивка имела защитную функцию: согласно старинным верованиям, магической силой можно было наделить практически любые вещи или предметы. Именно поэтому вышивка на одежде должна была оберегать людей от различных негативных воздействий внешнего мира, например холода или ранений.
Вышивка издревле несла в себе несколько функций.

Традиционная цветовая гамма, которая использовалась карелами при вышивке.

Традиционная цветовая гамма, которая использовалась карелами при вышивке шелковыми и хлопчатобумажными нитями, сохранилась до настоящего времени.
В большинстве случаев вышивали:
белым по красному,
красным по белому.
Цвета, применяемые при вышивке карелами.

Традиционно вышивками украшали женские и девичьи головные уборы, рубахи.

Традиционно вышивками украшали женские и девичьи головные уборы, рубахи, полотенца, края простыней или подзоры к кроватям. Оригинальным явлением для Карелии было украшение вышивкой сарафанов.
Вышивки имели четко определенное расположение. Полотенца чаще всего украшали узорами на концах, а рубахи (как женские, так и мужские) - по подолу. Также было принято обрамлять орнамент двумя полосами.
Находясь обычно на краях, концах изделий, они придавали завершенность предметам и одновременно выполняли функцию оберега, который как бы опоясывал человека.
Символика в карельской вышивке.

Составные части орнамента. Составными частями орнамента чаще всего были г.

Составные части орнамента.
Составными частями орнамента чаще всего были геометрические фигуры и изобразительные (изображения животных, растений, человека) мотивы.
В северных районах Карелии рукодельницы использовали только геометрические фигуры, которые согласно верованиям предков, защищали жилища от порчи.
В вышивке южных карел в основном представлен собственно растительный орнамент.

Геометрический орнамент карельской вышивки.

Геометрический орнамент карельской вышивки.

Примеры геометрического орнамента.

Примеры геометрического орнамента.

Изобразительный орнамент карельской вышивки. Нередко композиции состоят и.

Изобразительный орнамент карельской вышивки.
Нередко композиции состоят из схематизированных деревьев, причем они не имеют ничего общего с реально существующим растительным миром. На вершинах таких деревьев можно увидеть изображения звезд. Очень часто в условных изображениях дерева можно разглядеть женские фигуры: ствол похож на нижнюю часть женской фигуры, а отходящие от него ветки напоминают воздетые вверх человеческие руки.
Многочисленны в вышивке и мотивы птиц. Они тоже мало похожи на реальных, так, вместо хвоста и крыльев у них вышиты ветки растений, ветки свисают и с клюва.
Изображения животных характерно для карельской вышивки. Наиболее часто встречается конь со всадником или деревцем на спине. Для северных районов Карелии нередко изображение схематичных рогатых оленей.

Птица – олицетворение счастья, весеннего тепла, солнца. Различаются формами.

Солнце – символ жизни и плодородия. Вся жизнь подчинена солнечному круговор.

Женская фигура – олицетворяет продолжение рода, охраняет домашний очаг, покр.

Конь – это воплощение божества, мужчины, природной растительности, а его хво.

Конь – это воплощение божества, мужчины, природной растительности, а его хвост- плодородие. По значению схож с символом солнца.

Дерево - воплощение продолжения рода, долголетия, символ благополучия, единс.

В прошлом вся жизнь крестьян состояла из постоянного труда. Тяжелые земледел.

В прошлом вся жизнь крестьян состояла из постоянного труда.
Тяжелые земледельческие будни чередовались с многочисленными календарными и семейными праздниками и обрядами. Естественно, что женщины стремились нарядно украсить праздничные костюмы и головные уборы.

Жемчужное шитье. Жемчугом традиционно расшивали одежду знати и церковнослу.

Вышивка золотой нитью. Для шитья использовалось пряденое золото – это тонкая.

Список литературы и интернет-источников: 1. Косменко А.П. Карельское народн.

Список литературы и интернет-источников:

Краткое описание документа:

Данная презентация разработана для помощи педагогам при изучении темы "Карельская вышивка" и показа детям дошкольного возраста в качестве демонстрационного материала. Представлены фотографии предметов одежды с карельской вышивкой.

Знакомство с карельской росписью

Конспект НОД в подготовительной к школе группе.

Цель: приобщать к народному карельскому искусству.

Обучающие задачи: познакомить с историей карельской росписи; формировать представления об элементах карельского узора, учить рисовать ягодки и листики.

Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, наблюдательность, эстетическое восприятие изделий народных мастеров.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народному творчеству, приобщать к народной культуре.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран; народный костюм.

Раздаточный материал: элементы городецкой, хохломской, карельской, филимоновской росписей на плотной бумаге; гуашь, кисти белка № 4, 3, 5, ёмкость с водой, бумага формата А4, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, смотрите, какой красивый день. Хотите с ним поздороваться? Вставайте в круг. (Дети выполняют приветствие, сопровождая речь движениями.)

Здравствуй, солнце золотое, (Показывают рукой на солнце.)
Здравствуй, небо голубое, (Показывают другой рукой на небо.)
Здравствуй, вольный ветерок, (Руками и телом показывают ветер.)
Здравствуй, маленький дубок. (Поднимают руки вверх.)
Здравствуй, утро! (Делают жест рукой вправо.)
Здравствуй, день! (Делают жест рукой влево.)
Нам здороваться не лень. (Разводят руки в стороны.)

Мастерица: Подходите, покупайте! Расписные доски для хозяюшек, игрушки для детишек!

Мастерица: Здравствуйте! Моё имя Марья. Иду я на ярмарку.

Воспитатель: Для чего Вы идёте на ярмарку?

Мастерица: Несу на продажу деревянные расписные изделия: доски, ложки, игрушки, шкатулки. Они украшены карельской росписью. У нас семья большая, вот мы с мужем и решили, что он будет вырезать из дерева разные изделия, а я буду их расписывать. Живём то мы в Карелии, в Пудожском районе. Леса у нас хватает.

Воспитатель: Давайте рассмотрим изделия, которые продаёт Марья.
- Марья, можно нам посмотреть?

Мастерица: Смотрите, пожалуйста. (Марья достаёт из короба и отдаёт детям расписные изделия. Они с интересом их рассматривают.)

Воспитатель: Ребята, что вам здесь нравится? (Дети называют ложки, игрушки, шкатулку.) Какими элементами росписи украсила их мастерица?

Дети: Она расписала ягодками, тюльпанами, яблоками, розами, листиками.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Воспитатель: Это основные элементы Карельской росписи. Какие краски использовала мастерица? (Дети называют красную, синюю, голубую, зелёную, жёлтую краску.)

Мастерица: Красители для росписи мы делаем из разных пород глины, трав, коры дерева, камня. Яркую красную киноварь и голубую голубец покупаем на ярмарках. Чтобы краски долго держались, покрываем готовую роспись раствором из смолы вишни или лиственницы.

Расписываем шкафы, прялки, кухонную утварь, чтобы дома было красиво, чтобы все могли любоваться нашей карельской природой. Хотите ещё посмотреть? (Дети располагаются на ковре. Мастерица демонстрирует им слайды презентации с пояснением содержания.)

Мастерица: Ребята, вам понравилась карельская роспись? Хотите стать настоящими мастерами? (Дети выражают желание научиться росписи.)

Мастерица: Молодцы! Теперь будем учиться рисовать листья. Для этого нам понадобится зелёная краска. (Педагог демонстрирует письмо листочков, затем дошкольники самостоятельно выполняют этот элемент на своих рисунках.) Очень красивые у вас получились ягодки и листики. Попробуем нарисовать простую композицию на подставках под горячее. Мастера по росписи не используют предварительного рисунка, поэтому важно найти глазами на подставке середину. Затем чуть выше неё нарисуем ягодку, а под ней листики. (Дети выполняют рисунок.)

Воспитатель: Какие красивые получились у вас подставки! Попробуйте рассказать о своей работе. (Дети рассказывают о росписи изделия. При необходимости педагог задаёт уточняющие вопросы.) Как называется ваше изделие? Какой росписью вы его расписывали? Какие элементы изобразили? Какие краски использовали? Для чего это изделие?

Мастерица: Очень хорошие получились у вас рассказы, но мне пора идти дальше. До свидания. (Воспитатель и дети прощаются с Мастерицей, благодарят за знакомство с техникой карельской росписи.)

Воспитатель: Ребята, предлагаю подарить эти подставки мамам, они их порадуют и пригодятся на кухне.

Наталья Захарова, воспитатель МДОУ
Д/с № 20, г. Петрозаводск, Республика Карелия

Читайте также: