Современные проблемы взаимодействия доу с семьей в контексте читательской деятельности

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 548 0

к педсовету

Воспитатель: Зиновьева О.Н.

2016/2017 уч. год

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

2. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены тем, как образовывают, воспитывают в детском саду, считая воспитателей педагогически некомпетентными, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, считая, что именно там их ребенок получит необходимый багаж "современных" знаний, умений и навыков, а детский сад посещают от случая к случаю, так как программа, реализуемая в детском саду, не соответствует современным требованиям, предъявляемым при поступлении в школе.

3. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют представления о программе, реализуемой в детском саду, поэтому часто они глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

4. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

6. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

Вышеозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор: что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Социально-экономические преобразования в стране отразились на семье и происходящем в ней процессе воспитания детей. Психологи и педагоги обратили внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем, недостаток взаимопонимания, трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьей важно относится как к стратегическому направлению деятельности детского сада. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников должно рассматриваться как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Поэтому важно повысить эффективность позитивных воспитательных влияний общественного учреждения на семью.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет четкие требования к условиям к его достижению, в том числе психолого-педагогическим, среди которых - взаимодействие с семьей.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных его принципов:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

Установки ФГОС ДО:

стремление к взаимодействию

стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам

стремление к открытости

стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами

уход от декларативности в общении, переход от слов к делу

К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Поэтому задача ДОУ - сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным; активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями. Взаимодействуя с родителями, мы сможем выявить потребности семей воспитанников, это позволит ДОУ варьировать спектр воспитательно-образовательных и оздоровительных услуг.

Работу по вовлечению родителей в деятельность ДОУ целесообразно проводить в три этапа:
1. Выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей.
2. Педагогическое просвещение родителей.
3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

На первом этапе педагогам нужно активно использовать беседы с родителями, посещения на дому, наблюдения за детьми, анкетирование, опрос.

Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, что может быть достигнуто только при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности. Это и родительские конференции, консультации, вечера для родителей, кружки, тренинги, дни открытых дверей, утренники и праздники, спортивные соревнования, турпоходы, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и др.
Не следует забывать и наглядные формы работы: папки-передвижки, памятки-рекомендации, фотовыставки, уголки для родителей.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:

преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;

знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе – неумеха);

проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать.

Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести.

Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия всех участников образовательного процесса.

Таким образом, можно утверждать, что хотя формы работы с родителями ДОУ остались, в основном, прежними, практика их применения в современных условиях изменилась. Взаимодействие семейного и общественного воспитания перешло от приоритетности интересов и норм государства в воспитании детей к реальным попыткам строить диалог свободных и равноправных партнеров.

Работа родителей и педагогов в условиях ДОУ должна носить ярко выраженный характер сотрудничества.

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренним мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует к самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Картинки по запросу книги пнг

ВложениеРазмер
chtenie.docx 16.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение – это окошко, через которое

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренним мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует к самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт очень ограничен. Тем не менее детская литература играет огромную роль в становлении ребенка, как личности.

Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.

Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только относительно недавно эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.

В наши дни особенно важен вопрос, что читать детям?

Родители часто теряются в потоке информации, им порой сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача понять, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей, и проявить инициативу по оказанию помощи в привлечении ребенка к чтению, знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой. Особое значение для ребенка, как читателя имеет семейное чтение. Ведь именно в семье закладывается и культура общения с книгой. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда ребенок помнит, что в семье все время читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Незаметно, подрастая, ребенок сам втягивается в этот процесс. Он видит, как почитается книга в его семье, чувствует уважение к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище, сне.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев. Устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей. Воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.

В настоящее время у каждого издателя свой ребенок – читатель. Сначала, пока ребенок только слушатель, он любит слушать и читать то, что любят и помнят из своего детства его родители. Когда ребенок приходит в детский сад, перед ним открываются новые возможности знакомства с детской литературой. Будучи зависимым от взрослых, ребенок именно от них узнает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.

Мы, педагоги, знакомим детей с художественной литературой в рамках программы и совсем немного времени уделяем чтению детям по их желанию. И зачастую желания всей группы детей не могут совпадать, тогда как в семье родители могут уделить внимание своему ребенку и почитать то, чего бы он хотел.

Важнейшей задачей воспитателей и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Для этого мы в своей группе каждый месяц делаем подборку литературы и вывешиваем информацию в уголке для родителей, что можно почитать детям в этом возрасте. Так же на родительском собрании знакомим родителей с произведениями, рекомендованными программой воспитания и обучения детей, даем рекомендации по организации домашнего чтения.

Немаловажное значение имеет освещение вопроса – как читать детям?

Здесь тоже есть правила, с которыми мы просто обязаны познакомить родителей. Знакомство также происходит через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей.

Обобщая вышесказанное, мы делаем все возможное, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их успешного обучения в частности и жизненной судьбы.

Анкета для родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению

Принимая во внимание актуальность проблемы формирования у детей интереса к книге и потребности в чтении, предлагаем Вам принять участие в анкетировании, цель которого – организация совместной работы ДОУ и семьи.

Фамилия, имя ребенка

1.Хочется ли вам, чтобы ваш ребенок любил читать книги? Почему?

2.Есть ли у вас домашняя библиотека? Какие книги в ней представлены?

3.Какие газеты и журналы выписываются для детей?

4.Какие книги вызывают наибольший интерес у вашего ребенка?

5.Читаете ли вы ребенку книги? Как часто это происходит?

6.Какие книги вы читаете вслух и обсуждаете вместе с детьми?

7.Посещаете ли вы с ребенком городскую детскую библиотеку?

8.как вы прививаете своим детям интерес к книгам?

9.Рассказывает ли вам ребенок о прочитанных книгах в детском саду? Что именно?

10.Что дает современному ребенку чтение книг?

11.Есть ли у вашего ребенка любимые книги? Назовите их:

12.Как вы сами относитесь к книгам? Помогают они вам в воспитании детей?

13.Любите ли вы читать?

14.Читаете ли вы?

15.Книги каких жанров вы предпочитаете (классику, поэзию, детективы, фантастику, современную прозу, женские романы, литературные журналы, газеты, другое)?

16.Какие книги вы любили читать в детстве?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей по теме : Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений.

Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений, перечень литературы для детей.


Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению


Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению

Воспитание у детей интереса к чтению. Как это происходит.


Консультация для родителей на тему«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению

В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают просмотр телевизионных передач и.


Анкета для родителей на тему «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению».

Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению

В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают просмотр телевизионных передач и.


Цель: приобщение родителей к формированию у детей потребности в чтении, создание условий для мотивации развития духовного потенциала.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи.

В настоящее время актуальной проблемой является наладить взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями, повысить педагогическую культуру родителей, сообщить им специальные знания, формировать у них педагогические умения, навыки, рефлексивное отношение к себе как педагогам.

Как показывает практика и научные исследования, родители нередко допускают ошибки и испытывают трудности в воспитании детей. Объективно нуждаясь в помощи специалиста, они не всегда осознают эту потребность. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не пользуется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, взрослым необходимо выработать единую воспитательную стратегию, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ясно осознавать, что надлежит сделать для его гармоничного развития, его полноценной социализации, а также успешного перехода к новой ступени – обучению в школе.

В этом профессиональную помощь могут оказать специалисты – педагоги дошкольных организаций, ведь их задача – помочь родителям в воспитании и развитии детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Для многих из них общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок в группе, как сложно дается ему та или иная деятельность. Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу. Под сомнение ставится возможность дальнейшего сотрудничества с воспитателем, его компетентность.

Чтобы наладить эмоциональный контакт с родителями, педагогу необходимы такие качества, как доброжелательность, приветливость, открытость, чтобы установить информационный контакт – готовность принимать от родителей сведения о ребенке и делиться собственными наблюдениями за его поступками, состоянием.

Налаживание взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОО должно строиться на следующих принципах:

2.Гуманный подход. Наиболее существенным принципом взаимоотношений ДОО и семьи является гуманность, толерантность, т.е признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение друг к другу всех участников диалога.

3. Открытость. Социальные изменения в обществе требуют от воспитателя открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если будет учтен социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех участников единого педагогического пространства: детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОО, социального окружения.

4. Индивидуальный подход. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: культуры и традиции семьи, ее социального положения, состояния здоровья, ее членов, ее состава, жилищных условий, уровня образования внутри семейных отношений, наличии животных в семье, предпочтений в области досуга.

5. Эффективность. Реалии современности требуют изменить привычную систему взаимодействия с родителями. Эффективные формы диалога подразумевают умение выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, найти приемлемый путь решения. Проблему может заявить любой, кто входит в педагогическое пространство ( родители, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, психолог). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОО.

6. Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по вопросам воспитания, деятельности ДОО.

Развития коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями;

Воспитания у детей любви и уважения к жизненному опыту родителей; осознание родителями самоценности периода дошкольного детства, поддержания у них интереса к работе детского сада.

1. Совершенствовать формирование педагогического коллектива ДОО через создание и поддержание благоприятного эмоционального психологического климата, условий взаимопомощи при общении с детьми и их родителями.

3. Использовать разные формы диалога, обогащать воспитательные умения родителей, укреплять их веру в собственные силы.

4. Работа с педагогами и родителями.

В ходе специально организованной образовательной деятельности дети закрепляют новые знания о семье, профессиях и увлечениях родителей. Этому способствуют экскурсии на предприятия. В беседах с детьми об их семье рекомендуется использовать семейные альбомы. Это будет способствовать дальнейшей работе по составлению собственного генеалогического древа, созданию герба своей семьи, составлению рассказов о своих домочадцах.

Использование традиционных и новых форм сотрудничества должно способствовать более активному участию родителей в работе детского сада. Родители должны ощутить большую потребность в повышении своей педагогической компетентности. Доверительная форма общения с педагогом, обсуждение с ним актуальных проблем воспитания, учет им родительских пожеланий будут способствовать формированию адекватной родительской позиции.

Эффективное взаимодействие с воспитателями и участие в жизни детского сада позволит родителям приобрести опыт развивающего сотрудничества, как со своим ребенком, так и с детским коллективом в целом.

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ –М., 2006.

2. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж, 2005.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями ДОУ. – М., 2005.


Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются результаты исследования характера взаимодействия педагогов и родителей дошкольной образовательной организации, анализируются выявленные проблемы организации взаимодействия, делаются выводы о причинах выявленных проблем.

Ключевые слова: взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников является актуальной проблемой современной системы образования. Во многом это вызвано сменой образовательных стандартов и подходов к воспитанию детей в дошкольной образовательной организации, а также изменением позиции большинства родителей в отношении воспитания детей, ориентированной на пассивное участие либо вовсе отказ от взаимодействия со специалистами. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольная образовательная организация обязана строить эффективное взаимодействие с семьей в интересах развития ребенка. При этом есть ряд важным проблем, нуждающихся в решении: 1) проблема понимания педагогами путей наиболее эффективной организации процесса взаимодействия родителей и детского сада; 2) проверенные формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями недостаточно отражают современные запросы семьи к этой деятельности; 3) отсутствуют конкретные критерии определения качества взаимодействия дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания ребенка; 4) несогласованность взаимодействия субъектов образовательного процесса, вызванная неподготовленностью семьи к активному участию во взаимодействии с дошкольным образовательным учреждением в вопросах воспитания ребенка.

Исходя из указанных проблем, мы видим противоречия:

– между социальной потребностью в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточным уровнем реализации данной проблемы в практике управления;

– между теоретической разработанностью данной проблемы в науке и недостаточным количеством исследований по организации успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в аспекте современного образования;

– между требованиями, предъявляемыми к руководителям, педагогам, и их недостаточной компетентностью по эффективной организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.

Очевидно, что необходимо изучение оптимальных условий для эффективной организации взаимодействия детского сада и семьи. Для этого требуется, прежде всего, выяснить характер взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Решению данной задачи было посвящено наше исследование.

Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации в период 2017–2018 гг. в г. Красноярске. В исследовании участвовали 12 педагогов, а также 21 родитель, дети которых посещают подготовительную группу данной дошкольной образовательной организации.

Также 47,6 % родителей отметили, что никогда не получают информацию через сайт ДОО, и 58,3 % педагогов согласны с этим. Это свидетельствует о том, что сайт ДОО либо не расположен к правильной подаче информации, либо не выполняет функцию подачи информации в реальном времени. Данный вопрос можно выделить слабой стороной во взаимодействии родителей и педагогов.

Анализируя этот блок вопросов, становится ясно, что формы и методы работы с родителями, применяемые в детском саду (беседы, наглядная агитация и др.) недостаточно эффективны, не позволяют родителям занять активную позицию в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Также мы выделили, что в некоторых вопросах присутствует солидарность родителей и педагогов, например по обмену опытом между родителями мероприятий не проводится, желания участвовать на минимальной отметке.

Полученные результаты констатирующего этапа нашего исследования показывают, что у родителей и педагогов существуют различия в понимании взаимодействия относительно вопросов воспитания детей с позиции взаимодействия в рамках дошкольной образовательной организации. В частности, родители и педагоги придерживаются преимущественно традиционных взглядов на взаимодействие по вопросам воспитания детей. В тоже время педагоги указывают на свои усилия в несколько других областях, чем родители детей, что указывает также на различие в понимании вопросов воспитания детей, и эти различия выражаются в несогласованном подходе к взаимодействию у всех участников воспитания детей. При этом желание активно взаимодействовать друг с другом у педагогов и родителей существует, но подтверждаются проблемы, указанные в начале нашей статьи. Это и несогласованность взаимодействия по некоторым вопросам, и отсутствие у педагогов и родителей необходимых навыков взаимодействия, и отсутствие таких форм и методов взаимодействия, которые будут достаточно отражать современные запросы семьи.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, родитель, педагог, форма взаимодействия, воспитание детей, взаимодействие родителей, детский сад, семья воспитанников, образовательный процесс, слабая сторона.

  • ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (3)
  • МНЕМОСХЕМЫ СТИХОТВОРЕНИЙ (1)
  • СХЕМЫ для составления описательных и сравнительных рассказов (1)
  • МЕТОДИКИ (2)
  • РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ (19)
  • Богомолова "Нарушение речи у детей" (1)
  • ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (3)
  • Л.А.Комарова "Тетради по автоматизации звуков" (1)
  • Н.Э.Теремкова "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР". (1)
  • КОНСПЕКТЫ (11)
  • КОНСУЛЬТАЦИИ (21)

Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к художественной литературе.

Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению. Это забота не только родителей, педагогов, библиотекарей - это забота о будущем России, сегодня это понимают на государственном уровне.

Мы, воспитатели, строим свою работу основываясь на ФГОС ДО. В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДОк обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ выделены пять образовательных областей. Две из которых направлены на формирование у дошкольников интереса к художественной литературе.

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Но и остальные образовательные области подразумевают использование художественной литературы при решении определенных задач.

Поэтому, внедрение ФГОСДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи, учитывая потребности родителей, способствуя формированию активной родительской позиции. Дает возможность эффективнее использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы с семьей.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе.

  • Информационно-аналитические
  • Познавательные
  • Досуговые
  • Наглядно-информационные

Информационно-аналитические формы

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; наличие у родителей необходимых педагогических знаний сфере приобщения детей к художественной литературе; изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.

К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести:

Познавательные формы

Призваны повышать компетентность родителей, способствовать изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста и психологического развития детей.

Досуговые формы

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

  • развлечения и праздники;
  • викторины, КВН;
  • конкурсы чтецов, рукописных книги другие.

Наглядно - информационные формы

Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют: правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя.

Рекомендации для родителей по развитию интереса у детей к художественной литературе:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.Бэкон Ф.

Читайте также: