Календарно тематический план урока иностранного языка в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Белоусова Татьяна Вячеславовна,
учитель английского языка
ГБОУ ЦО 133 Санкт-Петербурга

"Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции”

Урок - основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных задач, обеспечивающих достижение цели обучения.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, которая определяется самим содержанием предмета, практической направленностью обучения и тем, что иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство обучения.
Основные черты и ключевые отличительные

характеристики урока иностранного языка.

1. На уроке иностранного языка формируются и развиваются речевые, коммуникативные навыки и компетенции, а на других уроках при традиционном подходе происходит передача предметных знаний.

2. На уроке иностранного языка должна быть одна главная цель. Она обеспечивает логику урока, превращает его в цельное, отлаженное действие. Реализации этой цели отводится основное время урока — до 30 минут. Другие задачи урока подчинены главной цели.

3. Соответствие заданий поставленной цели, что предполагает их потенциальную способность служить эффективным средством решения задач урока для достижения главной цели.

4. Строгая последовательность выполняемых упражнений обеспечивает формирование навыков и умений.

5. Комплексность урока иностранного языка, которая проявляется в организации языкового и речевого материала для представления через различные каналы восприятия и функционирования во всех видах речевой деятельности.

6. Создание на уроке иностранного языка особой атмосферы общения, которая достигается посредством речевого контакта учителя и учащихся, учащихся между собой; создание непринуждённой обстановки. Речь учителя при этом должна быть образцовой, доступной для понимания.

7. Индивидуализация процесса обучения - когда учитель знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать.

8. Контроль освоенного материала на уроке иностранного языка, рефлексия результатов урока, в том числе применённых способов деятельности, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее.

Планирование - это обязательный компонент работы учителя. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану.
Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.

Для планирования урока иностранного языка учителю очень важно:

§ знать основные требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка;

§ знать программные требования к уровню практического владения навыками и умениями по каждому классу для данного типа школы;

§ понимать методическую концепцию автора(ов) УМК, понимать дидактическое значение входящих в него компонентов и отдельных заданий;

§ учитывать возрастные психологические особенности учащихся, в том числе индивидуальные, их уровень общего развития;

§ учитывать уровень владения иностранным языком учащимися данного класса, отношение учеников к предмету.

ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

§ Соотносимость всех компонентов урока с главной целью, то есть целенаправленность.

§ Соразмерность всех компонентов урока, их соподчинённость друг другу, то есть целостность.

§ Движение по стадиям усвоения речевого материала, то есть динамика.

§ Единство и последовательность материала по содержанию, то есть связность и взаимообусловленность этапов урока.

§ Связность осуществляется через:

Ø учебный материал, когда учитель работает над языковыми явлениями (фонетическими, лексическими, грамматическими, орфографическими) на нескольких этапах урока, используя различные типы упражнений;

Ø предметное содержание урока — тематическое единство является той характеристикой, которая помогает учителю сделать урок последовательным и логичным, обеспечивает его коммуникативную направленность;

§ Структурной единицей, или компонентом, урока следует считать упражнение или комплекс упражнений. Упражнение — это контролируемое целесообразное действие, следствием которого будет целенаправленное движение в овладении материалом. Необходимо соблюдать принцип от простого к сложному: упражнения должны соответствовать уровню языковой подготовки учащихся данного класса.

2. Цель (формировать и развивать коммуникативные навыки : чтение, письмо, говорение, аудирование).

3. Задачи (выполнение задач должно обеспечивать достижение поставленной цели).

4. Ожидаемый результат (должен соответствовать поставленной цели).

5. Критерии оценки.

6. Оборудование и материалы.

ХОД УРОКА.

I. Начальный этап.

II. Основной этап.

§ изучение нового материала ( в первой половине урока)

§ повторение изученного материала

§ выполнение различных заданий и упражнений (должны быть указаны формы работы для выполнения каждого задания: групповая, парная, индивидуальная)

§ проверка домашнего задания

§ задание на дом (может быть задано на любом этапе урока на усмотрение учителя).

§ физкультминутка (для учеников начальной школы можно сделать 2-е физкультминутки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давай начнём! Новая лексика. (1 час)

Пойдем (Let’s Go!). Знакомство с новым учебным предметом и новым учебником. Инструктаж по ТБ.

Мои буквы! (6 часов)

a. Мое письмо (My Letters!). Знакомство с буквами английского алфавита: a-h.

b. Мое письмо (My Letters!). Знакомство с буквами английского алфавита: i-q.

c. Мое письмо (My Letters!). Знакомство с буквами английского алфавита: r-z.

d. Буквосочетание (Letter Blends! ). Знакомство с буквосочетаниями и правилами чтения ch и sh.

e. Буквосочетание (Letter Blends!). Знакомство с буквосочетаниями и правилами чтения ph и th.

f. Большой и маленький (Big and Small!). Знакомство с написанием заглавных букв английского алфавита.

Вводный модуль. Привет! Моя семья! (4 часа)

a. Здравствуйте! (Hello!).

b. Здравствуйте! (Hello!)

a. Моя семья! (My Family!). Цвета.

b. Моя семья! (My Family!). Семьи в Башкортостане.

Модуль 1.Мой дом. (11 часов)

1a. Мой дом (My Home!)

1b. Мой дом (My Home!). Дома в Башкортостане.

2a. Где Чаклз? (Where’s Chuckles?)

2b. Где Чаклз? (Where’s Chuckles?)

3a. В ванной (In the Bath!) .

3b. В ванной (In the Bath!) .

Портфолио. Развлечения в школе (Portfolio, Fun at School )

Сады в Великобритании и сады в России (Gardens in the UK Gardens in Russia).

Город и страна мышь (The Town Mouse and the Country Mouse).

Я знаю! (Now I know). Настольная игра.

Я люблю английский! (I Love English).

Модуль 2. Мой день рождения. (11 часов)

4a. Мой день рождения (My Birthday!)

4b. Мой день рождения (My Birthday!)

5a. Вкусный шоколад (Yummy Chocolate!)

5b. Вкусный шоколад (Yummy Chocolate!)

6a. Моя любимая еда (My Favourite Food!)

6b. Моя любимая еда! (My Favourite Food!) Что любят есть дети в России и Башкортостане.

Портфолио, Развлечения в школе (Portfolio, Fun at School )

Типичная русская еда. (Food Favourites, Typical Russian Food)

Город и страна Мышь. (The Town Mouse and the Country Mouse)

Я знаю. (Now I know). Настольная игра.

Я люблю английский. (I Love English).

Модуль 3. Мои животные. (11 часов)

7a. Мои животные! (My Animals!)

7b. Мои животные! (My Animals!). Питомцы жителей республики Башкортостан.

8a. Я умею прыгать (I Can Jump!)

8b. Я умею прыгать ( I Can Jump!)

9a. В цирке! (At the Circus!)

9b. В цирке! (At the Circus!). Цирк в городе Уфа.

Портфолио, Развлечения в школе (Portfolio, Fun at School)

Домашние животные в России. (Crazy about Animals. Pets in Russia)

Город и страна Мышь (The Town Mouse and the Country Mouse)

Я знаю! (Now I know ).Настольная игра

Я люблю английский (I Love English).

Модуль 4. Мои игрушки. (11 часов).

10a. Мои игрушки ( My Toys!)

10b. Мои игрушки (My Toys!)

11a. У нее голубые глаза (She’s got blue eyes!)

11b. У нее голубые глаза (She’s got blue eyes!)

12a. Замечательный Тедди. (Teddy’s Wonderful!)

12b. Замечательный Тедди (Teddy’s Wonderful!)

Портфолио, Развлечения в школе (Portfolio, Fun at School

Старые игрушки в России (Teddy Bear Shops. Old Russian Toys)

Город и страна Мышь (The Town Mouse and the Country Mouse)

Я знаю (Now I know).Настольная игра.

Я люблю английский (I Love English).

Модуль 5. Мои каникулы. (13 часов)

13a. Мои каникулы (My Holidays!)

13b. Мои каникулы ( My Holidays!)

14a. Погода (It’s Windy!)

14b. Погода. (It’s Windy)

15a. Волшебный остров! (A Magic Island!)

15b. Волшебный остров! (A Magic Island!)

Портфолио, Развлечения в школе (Portfolio, Fun at School

Каникулы в России. Beautiful Cornwall! Holidays in Russia

Город и страна Мышь. (The Town Mouse and the Country Mouse)

Я сейчас знаю (Now I know ). Настольная игра.

Я люблю английский (I Love English).

Традиционные места отдыха в Великобритании , России, Башкирии.

Повторение изученного во 2 классе.

Календарно-тематическое планирование

по предмету английский язык

начального общего образования

Количество часов на год всего: 68 ; в неделю: 2 часа

Вводный модуль. С возвращением! (2 часа)

Школьные будни (8 часов)

Школьные предметы. Мой любимый предмет.

Школы в Великобритании и России. Начальные школы.

Теперь я знаю. Урок повторения материала по первому модулю.

Члены семьи (8 часов)

Моя семья. Повторение притяжательных местоимений. Описание семьи по фото. Чтение буквы A в словах.

Счастливая семья. Изучающее чтение

Семьи в России и за рубежом. Ознакомительное чтение.

Всё, что я люблю (8 часов)

Мой завтрак. Знакомство со словами some\any.

Фрукты и овощи. Описание любимой еды.

Теперь я знаю… Закрепление языкового материала по изученному модулю.

Идём играть! (8 часов)

Знакомство с неопределенным артиклем. Чтение буквы О в изученных словах.

В моей комнате. Знакомство с указательными местоимениями this\these\that\those.

Мои любимые игрушки. Изучающее чтение.

Теперь я знаю… Повторение указательных местоимений и изученного материала по модулю 4.

Наши пушистые друзья (8 часов)

Теперь я знаю… Повторение материала по модулю 5.

Дом, милый дом (8 часов)

Предлоги места. Описание картинки. Чтение буквы U в словах.

Теперь я знаю… Повторение материала по модулю 6

Выходные (8 часов)

Мы хорошо проводим время! Знакомство с настоящим продолженным временем.

Вопросительные и отрицательные предложения в настоящем продолженном времени. Чтение буквосочетания ng в словах

Описание картинки. Чтение рифмовок

Теперь я знаю… Повторение материала по модулю 7

День за днем (10 часов)

Знакомство с образованием 3 л.ед.ч. в Present Simple. Чтение буквы C, буквосочетаний CH и CK в изученных словах.

Повторение изученного в 3 классе.

Календарно-тематическое планирование

по предмету английский язык

начального общего образования

Количество часов на год всего: 68 ; в неделю: 2 часа

Вводный модуль (2 часа)

Столицы англоговорящих стран и города в России. Чтение и перевод текстов. Определение значения новых слов с помощью картинок, контекста и словаря в учебнике.

Диалог- расспрос о профессиях с опорой на фотографию или картинку, наречиями частотности. Правила чтения “ir”, “ur”, “er”.

Любимая еда в англоговорящих странах. Определение значения новых слов с помощью картинок, контекста и словаря в учебнике.

Сейчас трудно себе представить мыслящего учителя, у которого вся перспектива ограничивается завтрашним уроком, учителя, который не заглядывал вперед и для которого вчерашний, сегодняшний, завтрашние уроки _ это уроки сами по себе, а не звенья одной цепи, хотя и самостоятельные, но прочно связанные между собой, обусловливающие друг друга. Поэтому урок как организационная единица учебного процесса лишь относительно самостоятелен.

Для правильного планирования необходим тематический план - цикл уроков по теме. Кстати, прибегать к тематическому планированию нередко заставляют обстоятельства, когда приходится по разным причинам перекомпоновывать материал учебника.

В методической литературе вопрос о планировании поднимается очень часто. Методистами представлены виды планов, показано их воплощение в УМК. Однако не разработана сама технология планирования, недостаточно конкретно описаны промежуточные действия учителя в процессе целостного планирования. Это приводит к тому, что большинство учителей пользуются готовыми методическими указаниями, представленными в книге для учителя, порой не испытывая необходимости в творческой переработке и разработке материалов для плана.

При составлении перспективного плана учитель выполняет следующие действия:

  1. познакомиться с заданиями, предложенными авторами конкретного учебника, и
    проанализировать;
  2. принять во внимание личностные способности учащихся каждой конкретной
    группы;
  3. в соответствии с уровнем обученности и другими личностными
    характеристиками поставить конкретные задачи на фоне общей цели;
  4. изучить и проанализировать необходимый теоретико-практический материал
    для успешного решения задуманного;
  5. выдвинуть рабочие гипотезы и проверить их истинность.

Перейдем теперь к описанию этапов перспективного планирования.

1. Знакомство с требованиями государственных программ и концепцией авторов конкретного учебника.

2. Анализ темы в УМК:

• знакомство с задачами и основным содержанием раздела (цикла, темы).

В зависимости от типа, целей и задач урока учитель дифференцированно отбирает и использует методические приемы обучения и воспитания учащихся:

  • предъявление новой лексики к параграфу ( чтение вслух с правильным произношением и ударением отдельных слов и словосочетаний);
  • работа с иллюстрациями учебника (вопросно-ответная система);
  • работа с текстом учебника - развитие навыков чтения, перевода, пересказа ( чтение текста с выборочным переводом и основным пониманием прочитанного, составление плана по тексту на английском языке у доски, ответы на вопросы по тексту с опорой и без, работа по словообразованию, устный рассказ по плану, конспектирование текста);
  • объяснение новой грамматической темы ( тренировочные упражнения по образцу: например, используя лексику урока, составить диалог по речевому образцу);
  • закрепление, самостоятельное выполнение упражнений ( разноуровневые задания), тестирование, перевод предложений с русского на английский и наоборот.
  • работа в парах, ролевые игры, развитие устной разговорной речи;

Эти формы и методы работы мотивируют речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.

На первой ступени (в 2-4 классах) реализуются следующие цели и задачи:

  1. способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству, когда еще дети не испытывают психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения;
  2. формировать у детей готовность к общению и положительный настрой к его изучению;
  3. сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возмоэ/сностей и потребностей младших школьников;
  4. ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором;
  5. приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
  6. формировать некоторые лингвистические понятия;
  7. понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  8. участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог;
  9. кратко высказываться на темы для начальной школы;
  10. воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
  11. овладеть техникой чтения вслух; читать про себя;
  12. писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить анкету о себе;
  13. правильно произносить и различать на слух звуки, слова и словосочетания;
  14. соблюдать интонацию основных типов предложения;
  15. овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;
  16. освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц;
  17. получить представление об основных грамматических категориях изучаемого
    языка;
  18. освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

• определение количества уроков по теме:

• анализ языкового и речевого материала:

Работа с языковым материалом - языковым минимумом, речевыми действиями, коммуникативным минимумом, текстами, формулировками заданий, помощью к заданиям, приложениями ( словарями, информационными источниками) дает возможность сделать выводы об актуальности, функциональности, аутентичности информационного и языкового содержания, его обоснованности с позиций соотношения культур родного и изучаемого языка, преемственности для данного контингента обучающихся и направленности обучения. Формулировки заданий и ознакомление с помощью к ним должны соответствовать:

  1. целям обучения,
  2. этапу работы над материалом,
  3. эффективности использования возможностей учебника, обеспечивать прочность усвоения материала и контроль усвоения.

При анализе языкового материала следует обратить внимание на:

  1. качество представления материала, т.е. как данный материал изучается в
    рамках той или иной темы;
  2. способы работы с упражнениями;
  3. обратную связь;
  4. формулировки и типы заданий;
  5. наличие различных уровней сложности;
  6. способы контроля и отслеживания результатов;

*Зашифровать тему можно с использованием ассоциативного ряда.

Например, “Charming happy rest in snowy time merriment and songs” – начальными буквами зашифровано слово Christmas. Учитель предлагает свой ассоциативный ряд, а затем учащиеся сами пытаются зашифровать тему, используя слова-ассоциации. Таким образом, учителем выделяется только общая главная идея урока, а ребята формулируют тему сами, включаясь таким образом в процесс планирования урока.

4) Самостоятельно сформулированная тема. Один из способов записан выше. Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, незаконченная фраза. “Travelling is …” Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озаглавливание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений.

6) Тема в стихах, позволяет настроить учащихся на творческую атмосферу на уроке, обратиться к ассоциациям, обобщить активную лексику.

В Книге для учителя даются только общие рекомендации по планированию темы урока. К тому же у преподавателя может быть и свое видение темы. Кроме того, необходимость изменения , либо дополнения подтем устной речи вызывается изменениями в нашей жизни (появление новых острых проблем, изменением условий жизни, переоценкой ценностей и др.) Важно также учитывать и условия, в которых работает учитель: особенность города или села, особенности учащихся и др. По этим же причинам могут претерпевать изменения и задачи: в тех или иных условиях они становятся более конкретными, реальными и аргументированными.

Несколько слов о формулировании задач к целостному перспективному плану.

Практические задачи: научить школьников рассказывать о своих покупках и беседовать в связи с возникающими ситуациями по теме. Развивающие задачи: развивать умение пользоваться опорами для формулирования высказывания, развивать также общемыслительные и речевые способеости учащихся. Воспитательные задачи: содействовать воспитанию культуры поведения в магазине. Образовательные задачи: расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы. Думается, что реализация указанных и более конкретных поурочных задач будет способствовать организации иноязычного общения на уроке.

3. Анализ и корректировка календарно-тематического и поурочного планирования.

В итоге комплексного анализа темы очевидны определенные изменения в ее структуре и содержании. Теперь учитель может иначе скомпоновать материал темы, дополнить содержание подтем, а также изъять какую-то часть материала. Важно только, чтобы все изменения и дополнения были обоснованы и целесообразны.

4. Составление речевого эталона.

Учитель должен обладать максимально полным знанием темы, в том числе средств и способов выражения суждений. Можно предложить прием составления речевого эталона, который способствует анализу смыслового содержания темы, установлению соотношения между планом содержания и планом выражения и в конечном итоге повышению информированности учащихся через информированность учителя.

Речевой эталон – это предполагаемое конечное высказывание учащихся, сформированное в процессе обучения различным видам речевой деятельности. Это как бы спроектированная речь учащихся.

Составление речевого эталона обусловлено, главным образом, особенностями языка, тем фактором, что язык является средством формирования и формулирования мысли. Сама же мысль, требующая соответствующих средств, должна быть предварительно сформулирована учителем. Надо подчеркнуть, что трудность в обучении иностранному языку заключается в том, чтобы заставить ученика говорить на интересующую его тему нужными нам средствами. Использование речевого эталона позволяет хотя бы частично снять эту трудность.

С учетом сказанного содержание речевого эталона должно:

  • а) соответствовать программным требованиям к устной и письменной речи учащихся данной возрастной группы;
  • б) максимально включать как уже изученный, так и дополнительный языковой и речевой материал, а также новую информацию;
  • в) отвечать интересам учащихся, их жизненному опыту;
  • г) учитывать резервы данного возрастного периода и способствовать возникновению новых интересов, мотивов;
  • д) отражать в целом содержание выделенных подтем.

При составлении речевого эталона используются как действующий учебник иностранного языка, так и дополнительные пособия. Ведь известно, что создание учебника – процесс длительный и некоторая информация устаревает либо вообще не находит отражения в учебнике. Поэтому очевидно, что для составления речевого эталона важнейшее значение имеет умение учителя отбирать дополнительную информацию, Таким образом, сам процесс составления речевого эталона является для учителя стимулом к обогащению своих знаний в родном и иностранных языках.

Работа по речевому эталону пронизывает почти каждый урок по теме. На одном уроке на материале речевого эталона может отрабатываться техника чтения. На втором учитель использует отдельные фразы речевого эталона для проведения письменных упражнений. Речевой эталон может представлять не только графический, но и звучащий текст, на его материале проводится обучение аудированию.

Наличие речевого эталона позволяет учителю управлять процессом порождения иноязычного высказывания.

Дорогие коллеги, если вы преподаете иностранный язык в начальной школе, подготовьтесь к этому очень серьезно, у вас кроме книги и мела должно быть очень много дополнительного материала. Младшим школьникам интересно подержать игрушку, карточку, картинку в своих руках.


Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки- артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.

Описание разработки

Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки - артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.

Формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения. Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.

Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Данный курс рассчитан на 33 академических часа по 35 минут( 1 час в неделю). Ведущая деятельность детей 6 – 7 лет – игровая, поэтому занятия проходят в форме игр, соревнований, разучивания песен и рифмовок.

Главной целью данного курса является развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже, на начальном этапе в школе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.

Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.

Читайте также: