Какую трансформацию прошел термин бытие в истории философии кратко

Обновлено: 05.07.2024

5. Каковы основные концепции бытия?

6. Что такое «небытие?

1. Парменид (? подзабыл)
2. основа всего сущего.
3. синонимы бытия - то, что можно почувствовать.
4. это целая лекция.
5. концепций сотни: неподвижность, неизменчивость. и противоположные
6. антоним бытия
7. живое-неживое, природное-социальное.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Бытие – это самое широкое и абстрактное понятие, означающее наличествование, существование. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Но наиболее распространенной точкой зрения является та, что бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией.

1) объективная реальность – действительное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека;

2) субъективная реальность - сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения субъективной и объективной реальности, центр бытия, ядро философской проблемы бытия в целом.

Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя – это бытие, которое существует, является началом, отделено от чувственных вещей. Утверждал, что потенциальное бытие становится реальным бытием и доступным для познания благодаря форме, образу, в которых потенциальное бытие представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы.

Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Т.о., движение и протяженность будут убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.




2. Философские концепции и категории бытия.

Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях:

1. Монизм утверждает единое начало бытия – материальное или идеальное.

2. Дуализм связан с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного.

3. Плюрализм признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

В философии существуют две философские категории (парадигмы):

1. философия бытия

2. философия небытия

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, а небытия – ничто. Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов, объектов, их свойств и связей в определенной области действительности.

Формы бытия.

Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на различные формы.

Первая классификация форм бытия:

1) материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира

2) идеальное бытие – явления духовной жизни человека и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории)

3) человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире

4) социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Вторая классификация:

Таким образом, практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Вопросы к лекции №11:

2. Как можно трактовать бытие?

3. Что такое реальность, действительность?

5. Каковы основные концепции бытия?

6. Что такое «небытие?

Лекция №12

Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Бытие – это самое широкое и абстрактное понятие, означающее наличествование, существование. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Но наиболее распространенной точкой зрения является та, что бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией.

1) объективная реальность – действительное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека;

2) субъективная реальность - сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения субъективной и объективной реальности, центр бытия, ядро философской проблемы бытия в целом.

Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя – это бытие, которое существует, является началом, отделено от чувственных вещей. Утверждал, что потенциальное бытие становится реальным бытием и доступным для познания благодаря форме, образу, в которых потенциальное бытие представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы.

Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Т.о., движение и протяженность будут убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

2. Философские концепции и категории бытия.

Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях:

1. Монизм утверждает единое начало бытия – материальное или идеальное.

2. Дуализм связан с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного.

3. Плюрализм признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

В философии существуют две философские категории (парадигмы):

1. философия бытия

2. философия небытия

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, а небытия – ничто. Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов, объектов, их свойств и связей в определенной области действительности.

Формы бытия.

Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на различные формы.

Первая классификация форм бытия:

1) материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира

2) идеальное бытие – явления духовной жизни человека и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории)

3) человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире

4) социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Вторая классификация:

Таким образом, практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, вероятно, ею и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто?

Проблема сознания. Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Если да, то как оно возникает у каждого человеческого индивида и как оно возникло впервые у человеческого рода, у первых людей, чтобы передаться от них потом всем людям? А если нет, то. может быть, сознанием — пусть в меньшей мере — наделены также и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Или же существует высшее сознание — Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них?

Другой аспект проблемы сознания открываемся вопросом: где существует сознание? Имеет ли оно пространственные характеристики, уместно ли вообще связывать сознание с протяженностью? Если мы примем, что неуместно, то тогда нам предстоит искать ответы на вопросы о том, как непротяженное сознание связано с пространственно-локализованным человеком и как возможно влияние на непротяженное сознание протяженных предметов.

Проблема Бога Эта проблема также многоаспектна. Вопрос не столько в том, существует ли Бог. Гораздо больше вопросов вытекает из признания того, что он существует. Большинство из этих вопросов связано с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Бог — это особое бытие? Бог творит бытие, будучи как бы “над ним” Творение Богом мира — это разовый акт или это непрерывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? А само творение — это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве?

Понятие бытия. Изменение представлений о бытии в истории философии.

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н.э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие -- это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

Цель:Изучить проблему сущности бытия.

План:

Проблема сущности бытия.

Философские концепции и категории бытия.

Формы бытия.

Проблема сущности бытия.

Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Бытие – это самое широкое и абстрактное понятие, означающее наличествование, существование. В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Но наиболее распространенной точкой зрения является та, что бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией.

1) объективная реальность – действительное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека;

2) субъективная реальность - сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Бытие – это единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения субъективной и объективной реальности, центр бытия, ядро философской проблемы бытия в целом.

Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя – это бытие, которое существует, является началом, отделено от чувственных вещей. Утверждал, что потенциальное бытие становится реальным бытием и доступным для познания благодаря форме, образу, в которых потенциальное бытие представляется человеку. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы.

Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Т.о., движение и протяженность будут убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

2. Философские концепции и категории бытия.

Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях:

1. Монизм утверждает единое начало бытия – материальное или идеальное.

2. Дуализм связан с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного.

3. Плюрализм признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

В философии существуют две философские категории (парадигмы):

1. философия бытия

2. философия небытия

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, а небытия – ничто. Под небытием понимается также и отсутствие некоторых классов, объектов, их свойств и связей в определенной области действительности.

Формы бытия.

Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на различные формы.

Первая классификация форм бытия:

1) материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира

2) идеальное бытие – явления духовной жизни человека и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории)

3) человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире

4) социальное бытие – бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Вторая классификация:

Таким образом, практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Читайте также: