Какую сферу отношений регулировало местничество кратко

Обновлено: 07.07.2024

Местничество регулировало отношение между членами "государева двора".

Местничество регулировало сферу отношений между боярами и дворянами (членами "государева двора") по службе

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Местничество – система распределения должностей в России, которая просуществовала около 200 лет, с конца XV до конца XVII века. Служилые люди занимали какую-либо должность, например, воеводы, в зависимости не от личных своих заслуг, а от знатности своих предков. Этот порядок просуществовал до 1682 году.

История появления местничества

К моменту завершения феодальной раздробленности и освобождению от ордынского ига (конец XV века) знатные люди Русского государства имели различное происхождение. Среди них были бывшие удельные князья, татарские царевичи и московское боярство.

Молодому государству требовалось создать систему замещения должностей, которая, с одной стороны, устраивала бы аристократию, а с другой – гарантировала бы государству внутренний порядок и отсутствие конфликтов между знатью. Такой системой стало местничество. Его оформление происходило в период с 1475 по 1556 год. К 1556 году была составлена разрядная книга (“Государев разряд”) за срок в 80 лет. Её использовали в местническом счёте.

Суть системы

Местничество было сложной и запутанной системой и относилось к сфере, которую сейчас можно назвать “кадровая политика власти”. В XVI веке при назначении человека на высшую должность учитывали не его личные качества, успешность прежней службы и какую-либо подготовку. Решающими критериями были:

Значение на службе боярского или княжеского семейства.

Генеалогическое положение боярина или князя в своей семье. Ведь на службе могли находиться его родственники. Например, в годы Смуты воеводами были родственники из семьи Шуйских – М. В. Скопин-Шуйский и Дмитрий Шуйский.

В результате, княжеский род Одоевских иерархически соотносится с родом Бутурлиных таким образом, что по своему ведомству они на службе стояли выше и получали преимущество. Однако, старшие представители рода Бутурлиных могли приблизиться к младшим представителям рода Одоевских. Фамильное значение представителя знати по отношению к чужой династии называлось “отечество”. Его приобретал один из представителей рода. С этого момента оно представляло собой наследственное достояние.

Порядок определения отечества действовал с математической точностью, его можно было высчитать по определённым правилам. Местнический счёт мог быть:

  • Согласно родословцу или по лествице, то есть простым.
  • По родословцу и по разрядам – росписям назначений на различные должности (придворные, воеводские).

Порядок по родословцу учитывал, что старший сын в иерархии занимал четвертое место после отца и двух его младших братьев. Своеобразной единицей счёта в этой системе было “место” – положение в родословной относительно общего предка. На практике местничество особенно хорошо заметно при назначении воевод во время похода. Войско, как правило, делилось на полки: большой, правый, левый, передовой, сторожевой. Должности командующих распределялись согласно установленной иерархии. То есть, первое место оставалось за первым воеводой большого полка, а четвёртое – за первым воеводой полка левой руки.

Влияние на государственные дела

Подобная запутанная систем усложняла кадровую политику, особенно, в военное время. При составлении полковых росписей начинались жалобы друг на друга. Следовательно, власть в лице царя Ивана IV и Боярской Думы начала наводить порядок. В 1550 году, накануне похода на Казань, ряд должностей командиров полков оказались исключены из местнического счёта.

Основные проблемы системы

Сам замысел местничества был консервативным и аристократическим. Оно устанавливало порядок наследования служебных отношений среди аристократических родов. Конкретная должность была не столь важна, просто более знатный боярин следил в каждом конкретном случае, чтобы представитель другого рода стоял ниже в служебной иерархии. Местничество также исключало соперничество на службе. Однако, у неё был недостаток. Породистый и бестолковый боярин при такой системе мог оказаться выше способного.

Отмена местничества

Отмена местничества происходила в период с ноября 1681 по январь 1682 года при молодом царе Фёдора Алексеевиче. Поводом была военная реформа, а причиной – военные неудачи из-за устаревшей системы назначения на должности. Местнические книги были сожжены. Этот шаг означал невозможность возвращения к прежней системе.

§ 9. Российское общество XVI в.:

§ 9. Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”.

Ответы на вопросы к § 9. Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”.

Как формировалось сословное общество в России? Когда на Руси появились удельные княжества?

В России XVI в. формировалось сословное общество. Но права разных сословий не закреплялись юридически; внутри них не было корпоративной сплоченности, как это было в Западной Европе. В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству.

Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича.

Вспомните, что такое местничество.

Местничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 12 января 1682 года.

Что такое крепостное право?

Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

Что такое слободы?

Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее.

Стр. 75. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.

Основные повинности дворян по отношению к государю:

2. Какую сферу отношений регулировало местничество?

Местничество регулировало сферу отношений между боярами и дворянами на государевой службе. Место (ранг, должностное положение) на службе определялось родовитостью, знатностью.

3. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в.? Чем были вызваны эти перемены?

Положение крестьянства в XVI в. изменилось: с 1581 года крестьянам было запрещено покидать вотчины и поместья – были введены заповедные лета, в 1597 году введен 5-летний срок сыска беглых крестьян – урочные лета. Эти перемены были вызваны тем, что выросшие налоги и неурожаи привели к запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками правительство предприняло эти меры.

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?
  • барщина, работа на земле феодала;
  • оброк, денежный или натуральный;
  • выплата мелкого дохода курами, яйцами, маслом и т. д.
  • строительство; работы по благоустройству дворянского поместья;
  • заготовка кормов для скота; рыбалка.
6*. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Началом крепостного права в России можно считать введение в 1581 году заповедных лет, когда крестьянам было запрещено уходить из поместий и вотчин своих господ. Этот указ в определенные годы отменял Юрьев день, он закреплял не только экономическую зависимость, но и личную зависимость крестьян. А также урочных лет – срока сыска бежавших от помещика крестьян.

Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию.

Посадское население являлось лично свободным, но государство, заинтересованное в исправном получении платежей, стремилось прикрепить тяглецов к посадам. Поэтому за самовольный уход из посада, даже за женитьбу на девушке из другого посада наказывали смертной казнью.

Стр. 75. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какой была структура российского общества в XVI в.?
  • Царь.
  • Бояре, Дворянство.
  • Духовенство (белое и черное).
  • Служилые люди по прибору, например, стрельцы.
  • Тяглое (податное) население: крестьяне и посадские люди.
  • Холопы
3. С помощью дополнительной литературы и Интернета, выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах. Способствовала ли такая система управления развитию России?

Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. Они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

Тяглое население было разделено по чёрным слободам и черным сотням.

В чёрных слободах селились горожане, поставлявшие в царский дворец различные припасы и работавшие на дворцовые нужды. Тягло платилось с места и с промысла. Повинность — общинная. Тягло и повинности распределялись общиной.

В чёрные сотни был сведен простой посадский люд, занимавшийся мелкой торговлей, ремеслом и промыслами. Каждая чёрная сотня составляла самоуправляющееся общество с выборными старостами и сотниками.

Как видно из приведенных отрывков, системы управления в крестьянских общинах и городах были очень похожи.

Такая система управления в тот исторический период способствовала развитию России, так как обеспечивала гарантированное поступление налогов в казну. Ведь и в городе, посаде, и в крестьянской общине была коллективная ответственность за выплату налогов, и сильная община – сильное государство.

4. С помощью Интернета найдите изображения древних гербов российских бояр. Выясните, что они обозначали.

Герб боярского рода Бутурлиных

§ 9. Российское общество XVI в.:

Щит разделен на четыре части, из коих в первой части, в горностаевом поле, изображена Княжеская шапка. Во второй части, в голубом поле, рука с мечом, в золотые латы облеченная. В третьей части, в золотом поле, виден одноглавый орел голубого цвета в короне, с распростертыми крыльями, имеющий в правой лапе меч, а в левой лапе – державу. В четвертой части, в серебряном поле, птица, стоящая на зеленой траве с золотым на носу кольцом.

Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цветов, подложенный золотом. По сторонам щита поставлены два венгра при сабле, держащие одною рукою щит, а в другой руке имеющие старинный славянский чекан с ручкою темного цвета, в обыкновенном их одеянии: в красной шапке, мехом опушенной, в шубах куньего меха, в синем полукафтане, у которого петли по обеим сторонам вышиты золотом, подпоясаны золотым поясом, в красном исподнем платье и желтых венгерских сапогах.

Герб рода графов Шереметьевых (Шереметевых)

§ 9. Российское общество XVI в.:

Посередине золотого щита в красном поле окруженным лавровым венцом изображена золотая корона, т.е. герб древних владетелей Прусских, и под ней два серебряных креста означенные перпендикулярно. В нижней части на золотом щите вида шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметьевых многие находились, а внизу шапки копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх.

Щит покрыт графской короной, на поверхности которой означен турнирный шлем по достоинству увенчанный с изображением на нем кумиропоклонного дуба, по сторонам которого видны две серебряные звезды шестиугольные. Щит держат два льва, имеющие золотые лбы, а во рту лавровую и масличную ветви, из коих у стоящего с правой стороны находится в лапах скипетр, а с левой стороны – держава в память того, что предки фамилии Колычевых были в Пруссии владетелями. Намет на щите золотой, подложен красным. Под щитом надпись: DEUS CONSERVAT OMNIA.

Герб боярского рода Аксаковых

На щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзенное стрелою. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите серебряный, подложенный красным. Щит держат два воина в латах, имеющие в руках по одному копью. Предок рода Аксаковых Шимон Африканович, после крещения названный Симоном, выехал в 6535/1027 году к Великому Князю Ярославу Владимировичу в Киев из Варяжской земли и с ним людей его три тысячи человек.

У сего Симона были правнуки, Федор Васильевич Воронец и Юрий Васильевич Грунька, который имел внука Вельямина Андреевича. От Федора Воронца пошли Воронцовы, а от Вельямина — Вельяминовы. У сего Вельямина Андреевича был внук, Иван Федорович Аксак. Потомки сего рода, Аксаковы, Российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и жалованы были от Государей поместьями. Все cиe доказывается справкою Вотчинного Департамента, родословною Аксаковых и другими справками.

Понятие местничества было введено в XV веке на Руси. Оно обозначало особый порядок распределения и закрепления мест службы за членами знатных семей. Во внимание при этом принималось служебное положение, происхождение и другие факторы. Популярность термина быстро росла, это было связано с тем, что за столом у государя стало традицией считаться чинами, а большую роль в таком механизме назначения должностей сыграло законодательство польско-литовского княжества.

Возникновение местничества в Древней Руси

История и причины возникновения

Преимущества и недостатки для общества

Появлению местничества в истории предшествовали определенные события. Рюриковичи направились в столицу после потери власти над удельными княжествами. Там они намеревались занять хорошее положение при дворе. Вслед за ними прибыли из разных мест и бояре. Такая ситуация абсолютно не устроила представителей московской аристократии, которая была всегда на выгодных положениях возле самого князя. Никто не хотел уступать свои места, и система до определенного времени ограждала их от выдвинутых претензий со стороны более низких сословий.

По мнению историков, одной из главных причин появления местничества можно считать слабую привязанность знати к конкретным территориям, чего нельзя было сказать о западноевропейских аристократах.

В конце XV века начали отчетливо формироваться принципы функционирования государственного аппарата. Местничество постепенно приобретало большой влияние в разных сферах. Выбор должностного лица определялся исключительно семейным положением, с учетом родовитости и в зависимости от знатности. Не имели значения личные качества, способности, таланты. Кроме того, важными считались следующие критерии:

  • возраст — приоритет был у самого старшего брата или сестры;
  • способность показать себя на служебной должности (если кто-либо из семьи проявлял себя в армии с хорошей стороны, то мог получить более солидное место);
  • фамилия — если один из членов династии уже занимал престижное положение, то это давало возможность распределить другие лучшие места среди остальной родни.

При создании такой системы управление и контроль над государством стали абсолютно неэффективными. В России возникли сложности и постоянные распри, отсутствовало чувство общности и сплоченности для реализации каких-либо общих дел. Ярким примером тому можно считать Смутное время, период перехода боярской элиты на путь предательства.

Положительные и отрицательные стороны

Принятый механизм назначений позволил боярам пользоваться значимостью своих фамилий при занятии государственных должностей. Местничество в Древней Руси достигло своего расцвета в конце XV-начале XVI века. Чем лучше место было у предка в госаппарате, тем больше возможностей появлялось у представителей его рода.

В истории система толкуется неоднозначно. Ее введение, по мнению специалистов, сильно ослабляло возможности царя. С другой стороны, считалось, что местничество как раз стало эффективным оружием в царских руках, чтобы разобщить класс аристократии, который на тот момент был представлен:

  • татарскими царевичами;
  • беглыми литовскими боярами;
  • русскими князьями.

 Принципы и значение введенной системы

В попытках занять лучшие должности, особенно при распределении их среди воевод, армия сильно снижала свою боеспособность. Царь Иван Грозный стал первым, кто оценил потенциальную опасность всех последствий местничества. Именно по его приказанию в воинстве было запрещено оспаривать чины воевод во время военного похода.

Большинство историков все же сходится во мнении, что без местничества представители знати регулярно бы устраивали перевороты и междоусобицы, стараясь отвоевать себе место в государственном аппарате. Это могло бы очень негативно отражаться на обороноспособности и безопасности Руси. Таким образом, это был временный механизм защиты от внутренних войн и разногласий.

Историки выделяют и ряд других положительных сторон устоявшейся системы:

  • появилась возможность наладить и стабилизировать отношения между аристократическими слоями, так как занимаемые ими должности передавались по наследству;
  • исключались все конфликты и скандалы, связанные с делением людей по менталитету или национальному признаку;
  • появившаяся гарантия занятия высокого положения заранее стимулировала к старательному обучению и предварительному определению политики управления государством.

Распределения служебных должностей в истории Древней Руси

Кроме явных плюсов, по мнению других историков, есть и существенные недостатки введения на Руси местничества. Отменить его, несмотря на это, долго не хотели. Прежде всего, наблюдалось ухудшение кадровой политики, а принятые решения в большинстве своем были неэффективными и даже безграмотными. Отмечался застой в формировании системы, основанной на назначении должностей в соответствии с происхождением.

Причины отмены

Причины появления месничества и отмены

Местничество ставило перед собой конкретную цель — распределить должности среди знати в соответствии с родовым положением. Это создавало определенные трудности, регулировать общественные отношения становилось все сложнее, а при формировании Боярской Думы существовали строгие ограничения. В нее имели право входить только избранные представители. Это превращало орган государственного управления в полную замкнутую систему.

В 1682 году при царе Федоре Алексеевиче был созван Земский Собор для решения вопросов о модернизации вооруженных сил, принадлежавших Московскому царству. На этот же год приходится и ликвидация местничества, что позволило сделать огромный шаг на пути демократизации и улучшить российские войска. Принятые изменения стали предвестниками знаменитых реформ Петра I. Суть указа сводилась к упразднению и искоренению принципа родовитости и знатности при устройстве на службу. Вместо этого должны были оцениваться в первую очередь личные заслуги и таланты.

Главными причинами отмены местничества стали:

  • потребность в организации более мобильной, адаптированной и эффективной административной структуры;
  • желание царского правительства привлечь на высокие должности действительно грамотных и талантливых людей.

Исторические данные о месничестве

Реформу также можно оценивать как продолжение уже начатой ранее московскими правителями политики (в частности, Михаилом Федоровичем), подразумевающей формирование полков так называемого нового строя. Все это подтверждало острую необходимость реформирования существующей, устаревшей системы формирования кадров. К власти должны были прийти действительно толковые руководители.

Одним из главных последствий Земского Собора стало принятие решения об отмене местников. Хотя первоначально он был посвящен совершенно другим вопросам: религиозным моментам, продолжению церковных преобразований, устройству епархий и внесению правок в Чиновную книгу.

Сегодня термин продолжает использоваться в разговорной, неофициальной речи. Местником называется чиновник, который, придя к власти, старается решать только узко ограниченные вопросы и проблемы местного характера, не задумываясь о важных общегосударственных делах.

Читайте также: