Какую роль в первобытном обществе играла религия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.Первобытная культура отражает длительный и труд­ный период возникновения, становления и оформления всех сторон человеческой деятельности. Это наивная, во многом ограниченная и в то же время разнообразная, охватывающая с каждым шагом челове­чества все больше сторон, развивающаяся и во времени, и в простран­стве культура. Ее примитивность кажущаяся: в ней, как в бутоне цвет­ка, сосредоточилось все, из чего позже расцветет огромное богатство всей мировой культуры. Как бы ни была неповторима та или иная кон­кретная культура, любую из них роднит то общее, что формировалось на заре человечества. Понятие "первобытная культура" отражает длительный и про­тиворечивый период становления и развития человечества. Здесь труд­но отделить собственно культуру от способа существования челове­ческого сообщества. Поэтому в некоторых случаях применение термина "культура" к самым первым шагам человечества достаточно условно.




Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.Первобытная культура отражает длительный и труд­ный период возникновения, становления и оформления всех сторон человеческой деятельности. Это наивная, во многом ограниченная и в то же время разнообразная, охватывающая с каждым шагом челове­чества все больше сторон, развивающаяся и во времени, и в простран­стве культура. Ее примитивность кажущаяся: в ней, как в бутоне цвет­ка, сосредоточилось все, из чего позже расцветет огромное богатство всей мировой культуры. Как бы ни была неповторима та или иная кон­кретная культура, любую из них роднит то общее, что формировалось на заре человечества. Понятие "первобытная культура" отражает длительный и про­тиворечивый период становления и развития человечества. Здесь труд­но отделить собственно культуру от способа существования челове­ческого сообщества. Поэтому в некоторых случаях применение термина "культура" к самым первым шагам человечества достаточно условно.

В первую очередь религия сама по себе возникла на почве того, что люди не могли управлять стихиями и погодными явлениями. На фоне этого зародилась вера в некие высшие существа, т.е. Богов. Эти верования помогали объяснять разного рода стихийные бедствия ( засуха, наводнение, пожары). Таким образом люди полагали что раз кто-то есть свыше его можно задобрить, и для этого придумывались разные обряды и т.д. Видя связь, между ритуалом и снисхождением например, огня, люди со временем укрепляли свою веру больше и больше. В последствии религия укоренилась и стала неким атрибутом для управления массами.

Если именно первобытное общество, то религии в нашем понимании там не было. Был некий свод верований, были магические ритуалы и представление об устройстве вира. сюда можно отнести шаманизм, анимизм. А вот создание тотемов- это уже начальная религия. Достаточно посмотреть на сохранившиеся племена. Магия и верования для них имею чисто практический смысл. То есть там нет той экзальтации и зауми которые существуют в современных сложных религиях. В нашем понимании в первобытном обществе скорее существовало то, что мы бы назвали технология и методика, а не вера и поклонение.

У Русских или точнее у народов живущих в одном государстве Россия очень сильный внутренний стержень, или просто сила духа. Многие народы давно поменяли свою силу на сытный паёк,а иногда сытный только для их марионеточного правительства. Россия сильна своей верой и тем что множество народов живущих в России чувствуют себя причастными к Великой стране и Великой культуре и Великой армии и каждый народ является жемчужиной в короне Российской империи.

Россия сильна тем что правда на нашей стороне. И как было сказано в самую трудную минуту в нашей истории " Наше дело правое, и победа будет за нами. "

Христианин - это последователь Мессии (Христа). термин "христианин" можно применять только к человеку, так как, если его применять к Богу - то, тогда получается коллизия: Бог Отец - христианин, а древние евреи (до Христа), которые следовали Богу Отцу - иудеи ? В этом, получается, что Бог обманывает Сам Себя - что есть невозможным.

По этому: Христос есть Бог, принесший Новый Завет и исполнивший в себе - Ветхий Завет. Кто принимает Новый Завет со Христом как с Богом - тот именуется "христианин".

Но, все же, не смотря на то, что Христос есть Бог - от части, в силу Его человеческой природы (т.е., Христа как человека) можно назвать христианином, потому что вся человеческая природа во Христе стала сопричастна божественной природе Сына. Эта природа крестилась, эта природа причастилась Тела и Крови Христовой, эта природа была миропомазана на Царство и, самое главное - эта же природа воскресла, явив нам образ будущего воскресения.

Вы знаете, здесь вообще никакой логики нету. Это ведь не только в православных храмах, но и в других, католических, скажем, тоже такое наблюдается. Создаётся такое впечатление, будто приходишь в какую-то картинную галерею, а не в церковь.

В библии вооще нету об иконах никакого упоминания. Напротив: это считается идолопоклонством, ведь сие суть изображение, не важно, то ли Христа, то ли ещё кого-то. Христос не просил никого делать ему изображения и поклонятся ему. Он даже сказал: "мне не нужны ваши храмы из камня, лучше постройте их в сердцах своих.". Это я просто процитировал по памяти, но суть не теряется. Сие касается и икон в том числе. Господь слышит человека без изображения, он везде, и изображать его не надо.

Обычай писать иконы перешёл от тех времён, когда наши предки делали изображения солнца, земли, деревьев и проклонялись им, и не только изображениям, но и самим природным явлениям с растениями вместе всзятыми.

Следовательно, когда обвешивают украшениями иконы, это как раз играет кровь давно ушедших в прошлое язычников. Почему разрешают священники? Могу толлько высказать своё предположение: они и сами это делают, раздражать прихожан не хотят. Потому и смотрят на сие сквозь пальцы. Может с этих украшений они что-то имеют, знать мы с вами этого не можем наверняка. А может другая логика: чем красивше выглядит икона, тем быстрее дойдут молитвы до бога. Ведь вы знаете, люди стараются делать по большей чаасти те же кресты из серебра или золота, абы покрасивше.

С женщинами было все печально. По сути, ведьмой признавали любую , которая вела себя "неправильно"- была дерзкой, чрезмерно свободной, даже красивой. Настораживает так же средневековых людей собрание женщин в группы, считалось, что так они готовились к шабашу. Некоторые признаки вообще были лишены всякого здравого смысла, например-молоко. если у женщины в доме испорченное молоко, значит, она проводила колдовские ритуалы.

Проверки, действительно ли женщина ведьма, тоже не отличались адекватностью. Женщину связывали и кидали в воду. Если смогла выплыть-ведьма, сжигали на кострах, если не сгорела-ведьма.

С мужчинами дела обстояли получше. Их мог обвинить только конкретный человек, и церковь решала, обосновано или нет

Фреска 19 века , известная как "Пушистый Иисус", которую пыталась восстановить пожилая женщина Сесилия Хименес, находится в церкви в Борхе, Испания. Лик Иисуса потерял человеческий облик и фреска совершенно не похожа на себя прежнюю.

Искусствоведы уверены в том, что восстановить фреску можно: для этого химическим составом необходимо обработать поверхность, растворить более свежую краску, а затем попытаться её вновь отреставрировать.

Но восстанавливать фреску не будут, так как она стала своего рода достопримечательностью.

Так как религия играла не малую эволюционную роль в жизни человека, то она и оказала влияние на дельнейшее его развитие. Религия стала неотъемлемой частью жизни первобытного общества, объединяя племена в общины, а общины в поселения.

Религия не возникла сразу же вместе с появлением человека. Она появилась только тогда, когда человек начал трудится и мыслить. Именно в тот момент, когда у него развилось сознание и появились древние культы, предки современных религий.

Вскоре у религии можно было выделить несколько основных функций, оказавших наибольшее влияние на развития человека и его понятий о мире. Кроме того совокупность функций той или иной формы религии определяет социальную роль, которую играет религиозная организация в жизни общества в определенный исторический момент.

Первая функция – это экзистентная. Выражает способность религии восполнять, компенсировать практическое бессилие человека, на данном историческом этапе бессилие против природных явлений и катаклизм. Отсутствие навыков и возможностей свободно удовлетворять свои жизненные потребности в чувственной реальности приводит к необходимости обращения к внечувственной воображаемой реальности.

Вторая не менее важная функция религии – мировоззренческая. Религия призывает выйти за наличное знание о мире как одностороннее и однобокое, она учит видеть за привычным – непривычное, за натуралистическим – человеческое и сверхчеловеческое. В случае первобытного строя, мировоззренческая функция помогала древнейшему человеку в самоопределении. Именно поэтому она оказала влияние на представления человека о мире и его место в нем. Мировоззренческая функция, скорее всего, является производной от первой и состоит в утверждении особой картины мира, которым управляет более или менее личностное, человечное, начало.

Той самой функцией, которая оказала влияние на поведение и развитие человека стала регулятивная функция. Она определила правила поведения человека в обществе, она выработала нравственные требования, систему ценностей, представляющихся вечными. Во времена древнейшего человека соблюдение правил, табу и уставов было залогом выживания. А так как они были неким божественным проведением они не испытывали на себе частых изменений и практически не были подвержены конъюнктуре.

Религия не была присуща человеку с момента его появления на земле, но, несмотря на то, что она появилась только несколько сот тысяч лет назад в результате возникновения воображения и развития сознания у питекантропов и синантропов, она оказала большое влияние на становление и развитие личности первобытного предка. Возможно, одним из решающих факторов выживания древнейшего человека были его древние культы, научившие его соблюдать табу и работать на благо племени, а не на самого себя.

Итак, мы выяснили, что первым этапом зарождения религии стали древние культы, возникшие сотни тысяч лет назад.

Несмотря на все трудности связанные с поисками материальных доказательств наличия религий у первобытных людей, ученые не сдаются и продолжают исследовать те крупицы, что им попадаются. Их усилия вознаграждаются, когда они находят неандертальские захоронения с элементами ритуалов погребения.

Однако основным доказательством наличия веры у людей верхнего палеолита стало ориньякское захоронение мужчины, в гробнице которого были найдены предметы ритуальной утвари и драгоценности.

В дальнейшем были найдены наскальные рисунки с изображениями фантастических полулюдей-полу-зверей, что так же свидетельствовало в пользу наличия древних верований у первобытных людей.

Стоит заметить, что первобытные культы делились на такие виды как:

Тотемизм. Вера в связь человека с животным-предком. Посвящение происходило с момента рождения, где посвященному присваивался тотем и имя. Основным правилом в этом культе было то, что нельзя убивать и употреблять в пищу животное-тотем.

Анимизм. Вера в духов, в культ великого предка, охраняющего племя. Основным свойством анимизма было одухотворение не живого. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность существования души после смерти, в переселение душ, в загробную жизнь. В дальнейшем анимизм стал основной частью всех современных религий.

Фетишизм. Культ наделения какого-либо предмета волшебными, магическими свойствами. Кроме личного фетиша, мог быть и общий фетиш, для всего племени. Обычно это была скала или сильное дерево. Общие фетиши могли делиться по специализациям. Какой-то фетиш благословлял охоту, какой-то рыбную ловлю или собирательство. Так же был распространен культ предков в виде маленьких идолов, которые сильно оберегались владельцем. Примером личного фетиша являются алэлы, маленькие куколки, которые оберегали семьи кеттов.

Важное место в жизни первобытного человека занимала магия или, иначе говоря, магизм. Магия так же могла делиться на различные специализации: магия врачевания, охоты или погодных условий. Магические обряды совершались знахарями, магами или шаманами.

Последней, наиболее известной формой древней религии был шаманизм. Шаманом был человек, с которым общались духи. Первобытные люди считали, что шаман выбирается духами и в дальнейшем шаманство наследуется. Основными задачами шамана были различные виды магии (охотничья, врачевательская, природная и т.п.)

Культы, исповедуемые племенами могли отличаться из-за условий, в которых жило племя, его географического положения и отросли, в которой были заняты люди. (Собирательство, охота). Если племя жило среди камней, их тотемом мог быть мощный валун, в то время как у другого племени тотемом могла быть река, потому что они поселились вдоль ее берегов.

Так же была магия, которая использовалась для проведения межплеменных войн – ведовство. Ведовство – темная магия, впитало в себя элементы шаманизма, анимизма и тотемизма.

Во времена древнего человека религия имела огромное количество форм. Это могли быть культы или верования. Все формы имели какие-либо определенные обряда, обладавшие своей позитивной или же негативной целью.

Религия для первобытного человека была возможностью оправдать свою беспомощность против природы и придать ей какой-то смысл. Развивая воображение, придумывая различные культы, первобытный человек постепенно развивал свое сознание. Религия стала не только опорой для первобытного человека, но и толчком к его развитию.

Список источников информации:

Аникин Д.А. История религии: конспект лекций; Изд: Эксмо 1999. – 128с.

Аринин Е.И. Религиоведение; Изд: Владим. гос. ун-та, 2005. – 116 с.

Бернар Ле Бовье де Фонтенель; Рассуждение и религии, природе и разуме; Изд: Время 1996. – 69с.

Бодхи Эволюционная роль религии; Изд: Эксмо – 38с.

Зигмунд Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры; Изд: неизвестно 1913 год.

Зубов. А. История религии; Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. — Изд: Планета детей, 1997 – 334 с.

Мень. А. История религии. Том 2. Магизм и единобожие. Изд. Дрофа, 1996 г.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира; Изд. Политиздат; Москва, 1964 – 559 с.

Токарев С.А. Ранние формы религии; Изд. Политиздат, Москва, 1990 – 583 с.

Юнг. К.Г. Психология и религия; Изд. Малип; Москва,1999 – 43 с.

1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 10стр.

2 Зубов. А. История религии; Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. Стр 64

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

С момента возникновения религия, порождённая бессилием первобытного человека в борьбе с окружающей природой, закрепляла это бессилие тормозила прогресс человечества.

Она являлась не только следствием низкого экономического развития первобытного общества, но до известной степени и его причиной. На религиозные обряды человек тратил много сил, времени и труда, которые могли бы быть использованы для дальнейшего развития производительных сил, для овладения природой.

Однако нельзя согласиться с утверждениями буржуазных учёных о том, что мышление первобытного человека было насквозь мистичным, религиозным, а его жизнь опутана религиозными обрядами и церемониями. В действительности религия в первобытном обществе занимала более скромное место. В своей практической деятельности первобытный человек полагался в значительно большей степени на свой положительный опыт и трудовые навыки, нежели на религию. И в этом был залог прогресса человеческого общества.

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие – при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

первобытные религии и их особенности

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

первобытные формы религии кратко

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

первобытные религии

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

виды религий первобытного человека

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Потомками фетишизма можно считать любую современную религию, так как везде присутствуют те или иные предметы, помогающие наладить связь с Богом. Это иконы, кресты, полумесяцы, святые мощи, амулеты и так далее.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

первобытные религии являются

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

первобытные религии и мифы

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах - все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего – добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

возникновение первобытных религий

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий – земледелия, пророк Илья – дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги - все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Читайте также: