Как влияют институты социального воспитания на формирование нравственности молодежи 11 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социальное воспитание в современной школе - главный элемент социализации человека . Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.

Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).

Современная школа - единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.

Школа - действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.

Особенности школьной социализации

Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:

  • Результаты можно увидеть спустя длительное время;
  • Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
  • Учреждение образования - открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
  • Школа обладает автономией;
  • Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
  • Сочетание традиций и инноваций;
  • Статус ученика временный;
  • Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.

Школа - транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.

На ребенка воздействуют три ценностные системы:

  • Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
  • Коллектив взрослых - педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
  • Школьное сообщество - ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.

Результаты и механизмы воспитания

Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию , усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).

Воспитание обеспечивается несколькими подходами:

  • Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
  • Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
  • Возрастной. Зависит от возраста;
  • Гендерный. Учет различий по полу;
  • Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .

В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.

Деятельность школы использует все механизмы социализации:

  • психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
  • социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.

Формы и методы

Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст - оптимальный период формирования различных качеств ребенка:

  • Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
  • 5-6 класс - лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
  • 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
  • 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.

Методы социального воспитания делятся на группы:

  • Методы формирования сознания,
  • Методы организации деятельности,
  • Методы стимулирования, мотивации.

Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.

Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.

Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа - небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.

Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.

Было полезно? Ставьте "Палец вверх" и подписывайтесь на наш канал. Спасибо Вам!

Социальный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.

Виды социальных институтов

Всего существует пять основных потребностей и основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Роль социальных институтов в развитии личности

Ребенок начинает свою социализацию в семье, однако семья сталкивается с необходимостью общения с больницами, школами, детскими учреждениями, школами, трудовым коллективом, спортивными секциями, учреждениями культуры, с государственными ведомствами, с неформальными объединениями, церковью, друзьями и множеством других организаций, именно во взаимодействии всех этих организаций и учреждений и проходит становление юной личности, и чем взаимоотношения у семьи с этими организациями лучше налажены, тем вырастает более социализированная, более успешная личность.


Социальные институты классифицируются по общественным сферам:
1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи; Семья как институт воспитания занимает самое важное положение, потому что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, является ее эмоциональным центром и то, что он получает от семьи, остается с ним на всю жизнь. Явление педагогической запущенности детей практически в 100 % случаев имеет свои корни именно в семье, взрослые члены которой не уделяли должного внимания развитию ребенка, и он не получил того воспитательного воздействия, которое получают его сверстники в благополучных семьях.
4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

Школа как институт воспитания оказывается действенной в силу того, что в ней развивающийся ребенок в возрасте от 6–7 до 16–17 лет проводит значительную часть своего времени и там воспитательное воздействие на него оказывают сразу много людей разного по отношению к нему статуса – учителя и сверстники. В школе воспитание осуществляется и через учебные предметы. Кроме того, воспитание в школе реализуется через специальные мероприятия: классные часы, внеклассные формы работы, экскурсии и т. п.

В школе, а также вне ее существует самостоятельный институт воспитания – коллектив сверстников. Тезис о том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив, в отечественной педагогике и психологии долгое время был догмой. Начиная с трудов выдающегося советского педагога А. С. Макаренко утверждалось, что сначала непременно нужно создать воспитательный коллектив, а потом уже через него воспитывать каждую отдельную личность. На практике А. С. Макаренко действительно доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности ребенка-правонарушителя, имеющего явные отклонения в психологии и поведении и значительно отстающего от нормальных, воспитанных детей.

5) религиозные институты организуют отношение человека к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

СМИ оказывает широкое и разнообразное воспитательное воздействие на человека любого возраста.

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного, эстетического, социального и экономического воспитания, рассчитанного на углубление понимания основных жизненных нравственных категорий добра и зла и формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры человека.

Наконец личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. Более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в разных социальных группах. Таким образом, система социальных институтов выполняет воспитательную роль на протяжении всей жизни человека.

Ответ

В настоящее время все заметнее стали наблюдаться кризисные явления, связанные с институтом семьи. По сравнению с недавним прошлым, современное состояние характеризуется деградацией семейного образа жизни, снижением престижа семьи, падением рождаемости, потребности иметь детей.

Это в свою очередь приводит к забвению традиций, ухудшению нравственных принципов и человеческих отношений, пьянству, отсутствию самодисциплины, половой распущенности, высокому проценту разводов, внутрисемейного насилия. Поэтому резко возрастает актуальность проблем, связанных с укреплением семьи, так как только стабильность семьи как исходного социального института определяет стабильность общества и его прогресса. Легкомысленное же отношение к семье и браку со стороны общества и государства может самым пагубным образом сказаться на воспитании детей и даже привести в итоге к гибели общества.современная социокультурная ситуация характеризуется тем, что молодое поколение овладевает знаниями, готовит себя к будущему труду, к достижениям высот науки, техники и искусства, к активной общественной деятельности, а проблемы подготовки к семейной жизни отодвигаются на второй план. Из-за неосведомленности в этой области у молодых людей, в процессе супружеской жизни происходит немало неприятностей. Обычно они переживаются как крупные жизненные неудачи, иногда же - как драмы и трагедии, ведущие к катастрофическим последствиям. Развод стал нормальным общественным явлением. Разводы исправляют ошибки вступивших в брак, и являются следствием и отражением недостаточной подготовки молодежи к семейной жизни

На процесс подготовки молодежи к семейной жизни влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых могут сформироваться нежелательные для общества качества личности, приводящие в последствии к разным социальным конфликтам. Поэтому процесс подготовки молодежи к семейной жизни должен быть институционализированным, то есть посредством системы определенных социальных институтов, с помощью которых и должна происходить корректировка и формирование качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничение или активизация воздействия каких-либо факторов либо их нейтрализация.

Ответ

извини я другое не знаю,честно извини

Ответ

современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.

Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Основные внешние угрозы:

территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;

попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного правления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной

обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах; международный терроризм.

Основные внутренние угрозы:

попытка насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Еще по теме Основные угрозы военной безопасности:

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПОПЫТКИ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

СБСЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРАЗИИ

III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

Ответ

Некоторые живут в приютах; некоторые из них живут на улицах; некоторые под мостами; некоторые спят в дверях, а некоторые остаются в заброшенных квартирах. Некоторые идут в приюты для бездомных, а другие ходят в церкви.

Социальное воспитание как социальный институт

Современные социальные институты – высокоорганизованные формы жизнедеятельности, отвечающие за отражение в человеке экономических, культурных, правовых требований общественного строя. Задача их – воздействовать на поведение, мировоззрение индивида установленными социумом правилами, ценностями, нормами, принципами, законами; через специальные органы, организации, структуры.

Человечество благодаря институтам создало мощную действенную систему социализации каждого его члена.

Воспитание как социальный институт возникло в виде необходимости осуществления управляемой, направленной социализации участников социума, для передачи культуры, норм, опыта. Первостепенная задача воспитывающей деятельности – подготовить достойных членов общества.

Классификация институтов

  • государство;
  • брак, семья;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • наука, обучение;
  • средства массовой информации;
  • труд, производственная деятельность;
  • образование, право;
  • воспитательная деятельность.

Таблица

Каждый из них регулирует определенные отношения (религиозные, политические, духовные), принятые данным обществом, способствует его развитию, поддержанию целостности, устойчивости.

  • Реляционные (производственная деятельность, труд) определяют ролевую структуру;
  • Регулятивные (здравоохранение, государство, образование) определяют границы личностной независимости человека при достижении им общественных, личных целей

Функции институтов

Существует два основных вида функций: общие и отдельные.

  • укрепление, воспроизводство норм, отношений, ценностей;
  • регулирование, корректировка межличностных отношений;
  • организация взаимодействия;
  • накопление, передача опыта, приобщение к культурным ценностям.

Таблица: Функции

  • Брак, семья – воспроизводство, поддержка детства;
  • Здравоохранение – сохранение здоровья;
  • Производство – получение средств существования, создание материальных благ, ценностей;
  • Политика – контроль политической жизни, руководство;
  • Религия – морально-духовное обогащение общества;
  • Воспитание – передача мировоззренческих знаний, опыта, приобщение к ценностям культуры.

Воспитание – основа формирования личности

Социальное воспитание – составляющая процесса социализации, установившаяся исторически деятельность членов социума, создающая направленное действие по взращиванию членов общества. М ногокомпонентная система, обладающая ресурсами: материальными, человеческими, духовными, состоящая из многочисленных государственных, негосударственных учреждений.

Институт социального воспитания – структура, отвечающая за подготовку молодого поколения к независимой самостоятельной общественной жизни, содействующая адаптации, развитию совместно с обществом.

Состав института социального воспитания

  • Семейное, религиозное, социальное, коррекционное воспитание;
  • Совокупность ролей (учитель, ученик, воспитуемый, воспитатель, руководители организаций, служб, служители церкви);
  • Организации, структуры;
  • Системы воспитания;
  • Органы контроля, управления;
  • Набор санкций, правил, обязанностей, прав, закрепленных государственными документами, неформальными уставами;
  • ресурсы: личностные, духовные, информационные, материальные.

Функции воспитательной деятельности

Главная функция – поддержание внутренней стабильности общества, структуры, внутренних связей.

Функцией определяются задачи:

  • планомерное формирование индивидов;
  • подготовка человеческого капитала, ресурсов, соответствующих общепринятой культуре, нормам, правилам;
  • передача культурных ценностей, отвечающих за стабильность общества;
  • учет интересов возрастных, половых, социальных групп, регулирование внутриобщественных отношений;
  • изменение, адаптация членов социума;
  • селекция членов общества.

Выделяются многочисленные скрытые функции, зависящие от формы общественного устройства, отношений, особенностей культуры, политической системы, режима.

Развитие социальных институтов

Воспитание – развивающийся процесс, возникающий на зрелом этапе развития общества. Вскоре он отделяется от социализации.

Развитие его связано с изменением общественного строя, изменением оценок, норм, требований к качествам человека.

Наблюдаются тенденции изменения направлений воспитания:

Урок в школе

  • распространяется от высших к более низким, незащищенным слоям;
  • начинает охватывать различные возрастные группы;
  • развивается коррекционное направление – устранение отклонений развития личности, нарушений социализации;
  • большее значение получает применение активных, интерактивных методов, психологических методик;
  • негативное направление – возникновение диссоциального воспитания, осуществляемого различными криминальными структурами, тоталитарными религиозными организациями, политическими сообществами;
  • периодически меняются задачи, формы, содержание, системы воспитания;
  • оно приобретает большее значение, становится государственной функцией.

Основные социальные институты

Составные части воспитания – семейное, социальное, религиозное, коррекционное, а также диссоциальное, отличающиеся задачами, содержанием, методами.

Институты воспитательного процесса: семья, образовательные воспитательные учреждения, общественные, религиозные организации, культурные учреждения, средства массовой коммуникации, находящиеся в постоянном сотрудничестве и взаимодополняемости. Они отвечают за нормальную социализацию человека, направленно воздействуют на формирование значимых, необходимых качеств личности.

Особую роль играют общеобразовательные учебные заведения, профессионально-технические, ВУЗы, специальные, коррекционные учреждения образования, досуговые, оздоровительные, общественные организации, аппарат управления, учреждения культуры, разрешенные религиозные организации.

Семья как социальный институт

Семья – группа, участники которой связаны между собой родственными отношениями, браком на законодательном уровне, общностью быта, досуга, взаимной ответственностью. Главная ее задача – помогать развитию подрастающего поколения, его социализации. Семья – первый источник социализации индивида. С ранних лет нахождения в составе семейной общности происходит зарождение основных характеристик и качеств личности, эмоций, навыков, необходимых для дальнейшего оптимального вхождения человека в окружение.

Воспитательная, социализирующая функция зависит от факторов:

  • материальное положение;
  • статус;
  • профессия, образование родителей;
  • культурный, интеллектуальный уровень;
  • микроклимат, эмоциональная атмосфера;
  • категория.

Мама с детьми

Семья – комплексное образование с многообразием форм взаимоотношений, процессов, формирующая основные общественные функции маленького человека. Она удовлетворяет потребности ребенка. При поступлении в школу, ребенок – уже наполовину сформированная личность.

Семейные ценности накладывает отпечаток на последующее развитие ребенка. Эта структура определяет дальнейшую жизнь человека. Все, что дети приобретают благодаря родителям, сохраняется надолго. Важность определяется также тем, что люди находятся в семье всю жизнь. По длительности влияния ей нет равных. Она предоставляет ребенку минимум, необходимый для становления личности.

Школа – орган управления социализацией

В учебных, воспитательных заведениях ребенок обучается значительную часть жизни (минимум 11 лет с дошкольным учебным заведением). На ребенка влияют взрослые и сверстники. Воспитательный процесс – основная задача работы школы. Школа четко ограничивает воспитательные функции, отделяющий их от общеобразовательных:

  • содействие эмансипации ребенка (развитию самостоятельности);
  • усвоение общественно значимых ценностей, норм, стандартов;
  • усвоение ролей, дифференциации;
  • устранение ошибок семьи.

Девочка у школьной доски

Учебное заведение обладает методами, формами работы,формирующими любые качества личности, гарантирующие поддержку нуждающихся, корректирующими нарушения личностного развития.

Школа может воспитывать ценные качества, одновременно не допускать формирования вредных качеств, значительно ограничивать воздействие факторов стихийной социализации, негативно влияющих на становление зарождающейся личности.

Институты влияют на индивида комплексно. Рациональное их взаимодействие, осуществление своего влияния с соблюдением всех гуманных принципов формирует активную личность, соответствующую требованиям среды, современного окружения.


В этом видеоуроке мы с поговорим о причинах низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества. Узнаем, как влияют институты социального воспитания на формирование нравственности молодёжи. Выясним, какое влияние оказывает внутренняя культура безопасности жизнедеятельности школы на социальное воспитание школьника. А также поговорим о том, какие социальные институты и организации оказывают деструктивное влияние на духовное развитие молодёжи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания"

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде. Важной задачей любого государства является защита его граждан от наступления нежелательных угроз.

Безопасность — это необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом.

Однако и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания. Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия?


Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств как отдельных людей, так и социума в целом возможно только путём формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищённости от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.


А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни, трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

• на индивидуальном уровне — это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

• на коллективном уровне — это корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

• на общественно-государственном уровне — это традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.


Государство столкнулось с серьёзными вызовами, на которые требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан культуры безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения модели индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать нормы и правила безопасности в повседневной жизни.

Культура безопасности жизнедеятельности — это часть общей культуры человека в современном мире. Но несмотря на все принимаемые государством меры, культура безопасности жизнедеятельности людей в России в производственной и бытовой сферах, даже при наличии необходимых знаний, остаётся на достаточно низком уровне. Почему люди не всегда соблюдают правила техники безопасности? Почему подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни? Почему человеческий фактор — это самая частая причина аварий? И как объяснить парадокс: знаний много, а культуры безопасности мало?


Вероятные причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности в обществе, по мнению учёных, это:

• психологические: снижение внимания к потенциальным опасностям в привычных условиях;

• духовные: низкие личностная мотивация и осознание личной ответственности за свою и чужую жизнь; доминирование в сознании сиюминутных ценностей, заставляющих спешить, экономить, надеяться на авось, надеяться на сознательность других людей, доверять незнакомым;

• социальные: низкий контроль соблюдения культуры безопасности жизнедеятельности в общественных местах, на предприятиях. Отсутствие жёсткого контроля нарушений и обязательного адекватного наказания мерами правовой ответственности;

• экономические: нестабильность экономики, динамика и кризисы, сильное расслоение общества, неуверенность большинства людей в завтрашнем дне;

• образовательные: поверхностные, отрывочные теоретические знания, слабо развитое абстрактное и аналитическое мышление.

Эти причины оказывают определяющее влияние на качество формирования культуры безопасности жизнедеятельности в обществе. В других странах мира — свои проблемы и условия: социально-экономические, климатогеографические, общественно-политические. Например, в Японии учения по гражданской обороне население воспринимает с благодарностью к властям за бесплатный и очень ценный опыт обучения спасению в чрезвычайных ситуациях. Приезжающие в Израиль на постоянное место жительства должны обязательно пройти обучение и сдать экзамен по гражданской обороне, чтобы активировать свои гражданские права.

Цель современного общего образования — это развитие ключевых компетенций личности: информационных, когнитивных, коммуникативных и социальных. Ключевые компетенции выпускника школы — это общие способности личности, обеспечивающие эффективное решение задач в различных сферах жизнедеятельности. А основа развития ключевых компетенций — это освоение знаний и способов мыслительной и практической деятельности.

Основы безопасности жизнедеятельности — это образовательный ресурс интегрированного научно-практического знания, который решает задачи повышения общей грамотности населения России по вопросам обеспечения общественной и личной безопасности. Компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности рассматривается государством и обществом как необходимая составная часть общей культуры человека.


Образованность — необходимое условие не только профессионального становления личности, но и качества жизни человека, его благополучия и безопасности в современном мире. Однако образованность человека ещё не является гарантией благополучия его деятельности. Философы Древней Греции утверждали, что многознание не учит мудрости. Только духовное сознание, а также нравственный выбор определяют характер действий человека: гуманность во имя добра, сохранения жизни и здоровья людей и природы или циничность и асоциальность поступков, действий только для личной пользы.

Увлекательность и эффективность образования зависит от главного умения человека — продуктивно учиться: самостоятельно ставить познавательные цели, добывать необходимую информацию, перерабатывать её и использовать в жизни с учётом законов общества. Незнание законов не освобождает человека от ответственности за их несоблюдение!

С каждым годом непрерывно и гигантскими темпами растёт поток информации, которую должен перерабатывать мозг современного школьника в знания и умения. Процесс реформирования образования становится постоянным в динамично развивающемся мире. Современному человеку приходится учиться всю жизнь, иногда кардинально менять профессию, регион проживания, образ жизни. Многие страны мира сегодня реализуют концепцию непрерывного образования, продолжающегося в течение всей жизни человека.

Ошибочно полагать, что необразованный житель Экваториальной Африки намного глупее образованного туриста из Европы или Америки, который приехал в Африку. У аборигенов Африки больше шансов выжить в экстремальных для европейца условиях. Тем не менее турист-европеец, хорошо подготовленный к опасному путешествию, может насладиться красотой экзотического края без потерь для здоровья.

Общественные и государственные институты активно участвуют в социальном воспитании молодого поколения — определяют образовательную политику, утверждают государственные образовательные стандарты, программы, финансируют образовательную деятельность организаций основного и дополнительного образования молодёжи (кружки, дома творчества и спорта, школы олимпийского резерва).

Наиболее сильное влияние на формирование мировоззрения личности (кругозора, потребностей, ценностных предпочтений, нравственных установок и образцов поведения) оказывают институты социального воспитания: семья, религия, этнокультура рода (раса, национальность, традиции быта, язык мышления), школа, объединение дополнительного образования, неформальные группы и лидеры молодёжной субкультуры, средства массовой информации и другие организации.

Но надо быть очень осторожным, чтобы не стать жертвой деструктивной организации: секты, экстремистской или террористической организации, или криминального сообщества, реализующих асоциальные идеи и методы. Специалисты в области образования ведут непростую борьбу за социальную направленность духовного развития молодёжи, предлагая модели продуктивного и безопасного поведения с учётом законов, норм и правил общежития (общего жития).

Конечно же социальные законы несовершенны. Но позволяют регулировать наиболее значимые для большинства социальные процессы. Школьнику помогают адаптироваться к жизни в сложном и противоречивом современном мире. Развитие способностей, освоение опыта продуктивного поведения формирует функциональную грамотность и социальную зрелость человека.


Социальное взросление личности — это процесс осознания и освоения законов, правил поведения, норм морали и нравственности, с учётом индивидуальных особенностей развития человека.

В заключение ещё раз отметим, что сегодня вопросы безопасности, их значение не только для самого человека, но также общества и государства являются очень актуальными. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. Для её успешного решения в российском обществе разработана концепция современной культуры безопасности жизнедеятельности, ведущей идеей которой является осознание каждым гражданином значимости безопасного поведения в повседневной жизни. От ценностных установок человека, мотивов поведения, качеств личности, профессиональных компетенций зависит эффективность мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности отдельного индивида и общества в целом, снижению индивидуальных и коллективных рисков и в конечном счёте успешное решение вопросов национальной безопасности Российской Федерации.

Читайте также: