Какую роль в деятельности играет мотив кратко

Обновлено: 17.05.2024

Мотивация – это процесс формирования интересов человека в качестве основной причины, побуждающей его к развитию и деятельности. Мотивация представляет собой желания и побуждения, которые способны вызывать личностную активность и определять ее содержание.

Понятие мотивации

Различные типы мотивов включают важнейшие обнаружения мотивационной сферы. В жизни и деятельности можно наблюдать разные мотивы. Их столько, сколько возможно отношений индивида с окружающей средой.

Мотивация представляет собой комплекс обстоятельств, побуждающих человека действовать. Она адресована на удовлетворение потребностей и является психическим процессом, который детерминирует человеческое поведением. Вместе с этим, мотивация способна детерминировать активность и устойчивость, организованность и направленность личностей.

Мотивационная система является психологической системой, которая включает:

  • Интересы,
  • Установки,
  • Убеждения,
  • Ценности,
  • Потребности,
  • Мотивы,
  • Влечения,
  • Цели,
  • Нормы,
  • Стереотипы и др.

Мотивационная система развивается на протяжении всей жизни человека. Она связана с большим числом обстоятельств, в том числе с воздействием врожденных качеств и приобретенных навыков. Большое влияние на эту личностную сферу оказывают привычки и окружение человека.

Человек совершает определенные действия при наличии высокой мотивации. Тем не менее, в случае чрезвычайно сильной мотивации появляется возможность сильного роста степени психологического напряжения и активности. Все это приводит к разладу в поведении, действиях и способствует ослаблению эффективности работы. Такой мотивационный уровень ведет к возникновению негативных реакций (например, стрессу, напряжению, волнению).

Готовые работы на аналогичную тему

Основные мотивы человека

Потребности, возникающие в жизни человека, заставляют его активно искать способы их удовлетворения. Они могут стать внутренними побудителями деятельности и называются мотивами.

Мотив может быть разным (интерес к процессу и содержанию, самоутверждение и др.). Например, исследователя к осуществлению научной деятельности, как правило, побуждают мотивы самореализации, познавательного интереса, самоутверждения, материальных стимулов и социальных мотивов.

Мотивы являются относительно устойчивыми проявлениями и атрибутами личности. Если утверждать, что для некоторого индивида характерен познавательный мотив, то подразумевается, что во многих ситуациях у него будет проявляться познавательная мотивация.

Мотив невозможно объяснить сам по себе. Его можно понять только благодаря системе факторов, включающих образы, отношения, действия личности. Все это формирует общий строй психической жизни. Значение и роль мотива в жизни человека состоит в том, чтобы придавать импульс поведению и направленность к цели.

Побуждающие факторы делятся на относительно самостоятельные классы. Первый из них включает потребности и инстинкты в качестве источников активности, а второй состоит из мотивов, как причин, определяющих направленность поведения (деятельности).

Одни мотивы могут быть базовыми и ведущими, а другие считаются второстепенными и побочными. Они не обладают самостоятельным значением и всегда подчиняются ведущему мотиву. У одного ученика в качестве ведущего мотива учения выступает стремление завоевать авторитет среди сверстников, а у другого школьника на первый план выходит желание получать высшее образование и т. д.

Мотивировать человека в современных условиях, означает затронуть его самые важные интересы, создавая условия для реализации себя. Для этого человек должен представлять реализацию цели и обладать возможностью видеть себя в результате собственного труда, включая реализацию в труде и ощущение своей значимости.

Результативная мотивационная установка имеет организующее значение в детерминации деятельности. Особенно это происходит тогда, когда ее процессуальный компонент в виде процесса деятельности способен вызвать отрицательные эмоции. В этой ситуации на первый план выходят цели и намерения, мобилизующие энергетический потенциал личности.

Значение мотивов в жизни человека

Мотивы личности включают потребности (систему потребностей) личности, находящиеся в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к определенному виду деятельности или поведению связаны с актуализацией соответствующих потребностей.

Деятельностные мотивы играют разную роль в жизни человека:

  • Органические мотивы концентрируются на удовлетворении естественных потребностей организма (рост, самосохранение, развитие);
  • Функциональные мотивы удовлетворяются благодаря культурным формам активности (например, занятия физкультурой);
  • Материальные мотивы способны побуждать субъекта к деятельности, которая концентрируется на создании предметов домашнего обихода, инструментов и вещей;
  • Социальные мотивы рождают разные виды деятельности для определения своего места в обществе и получения признания и уважения;
  • Духовные мотивы находятся в основе деятельности, связанной с самосовершенствованием личности.

Совокупность органических и функциональных мотивов составляет мотивацию поведения и деятельности. В соответствующих обстоятельствах они способны не просто влиять друг на друга, но и менять друг друга.

Роль мотивов состоит в том, что они не только побуждают людей к действию, но и способны придавать поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. В практическом использовании важно учесть, что люди при совершении одинаковых по форме и предметным результатам поступков, часто руководствуются противоположными мотивами.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы - это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив - это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и др. считают, что мотивы - это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении - в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это - мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно.

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.




Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы).

Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

- мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;

- мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

- стремление получить одобрение других людей;

- стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

- мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы - это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив - это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и др. считают, что мотивы - это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении - в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это - мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно.

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы).

Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

- мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;

- мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

- стремление получить одобрение других людей;

- стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

- мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.


2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо (жажда теплых, дружеских отношений, необходимость социальной группы и принятия в ней, семьи).
4. Уважение (устойчивая и высокая оценке собственных достоинств, уважение окружающих людей).

Что такое мотивация:

Процесс мотивации в организме человека:

В настоящее время существует следующая классификация феномена мотивации:

1. Мотивация сводится к физиологическим механизмам. При этом анализируются различные потребности человека, драйвы и необходимые условия для их возникновения.

2. При феноменологическом подходе мотивационные образования (мотивы, потребности) рассматриваются как осознанные побуждения. Подход редуцирует качественную специфику мотивации к целям, намерениям, волевым процессам. За счет нее организм побуждается к действиям.

Кроме того, мотивация подразделяется на большое количество видов. Приведём самые распространенные и основные из них:

1.Внешняя (экстернальная) мотивация – это мотивация, которая не является связанной с содержанием какой-то деятельности; она обусловлена внешними для человека обстоятельствами. Вид обусловлен такими внешними факторами как вознаграждения и наказания.

2.Внутренняя (интроецированная) мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (самореализация, личностный рост и развитие). Следующим уровнем внутренней мотивации является самомотивация, которая характеризуется наличием плана, четко поставленных целей, к которым стремится человек. Большое значение здесь имеют самоуважение, самооценка и психологическое равновесие.

3.Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах. Она активизируется поведением, которое направлено на получение желаемых вознаграждений (как внешних, так и внутренних).

4.Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах. Она может проявляться в поведении человека, направленном на избежание неприятных последствий для его жизнедеятельности (наказание).

5.Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека. Их удовлетворение не требует особых усилий воли над собой.

6.Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки. Как правило, это необходимые усилия над собой для совершения каких-либо важных действий (устранение вредных привычек).

Как же мотивировать себя?

В нижеприведенном списке указан перечень подобранных нами способов правильной мотивации.

1. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой, а также ограниченной во времени. Обязательно следует делить общую цель на небольшие задачи, для каждой из которых будет поставлен дедлайн. Может быть введено награждение.

2. Метод коллекционирования мотивирующих материалов. Они должны быть собраны в каком-то месте или носителе и доступны.

3.Метод личного сборника вдохновляющих цитат. Записывайте понравившиеся цитаты в отдельную тетрадку или в текстовый файл и обращайтесь к ним в трудную минуту.

4. Читайте и вдохновляйтесь историями чужих успехов. Этот способ подойдет в случае, если вас по-настоящему мотивируют эти личности, а не только вызывают глухое чувство зависти

5. Старайтесь сделать свои задачи максимально интересными. Даже выполняя рутинные и скучные задачи возможно обмануть наш мозг интересной формулировкой.

6. Подберите вдохновляющую музыку. Правильно подобранные композиции — это самый простой способ создать нужный настрой для выполнения задачи.

8. Планируйте мотивацию. Заранее составьте список наиболее эффективных для вас способов мотивации и заглядывайте в этот список по мере надобности.

Сила вышеперечисленных методов – спонтанность. Преграды мотивации: лень, самокопание, депрессия.

Явление мотивации сохраняется у человека на неопределенный промежуток времени. Мы выделили самые важные приёмы удержания ресурсного замотивированного состояния человека:

1.Никогда не ждать быстрых результатов. Наберитесь терпения и не делаете анализ выполненного раньше времени.

2. Не стоит хвалиться будущими успехами. В первую очередь стоит добиться задуманного.

3. Подходите к увеличению нагрузки грамотно.

4. Отслеживайте прогресс и фиксируйте ваши достижения.

5. Создавайте благоприятную информационную среду. Регулярно читайте книги и статьи по своей теме, смотрите видеоролики и слушайте подкасты, найдите и поддерживайте контакт с единомышленниками

6. Не теряйте связь со своими целями и ценностями. Никогда не забывайте, ради чего вы вообще выполняете ту или иную задачу. В этом случае в каждой своей задаче вы будете видеть нечто большее, чем просто усилия. Это будет инвестицией в ваше будущее.

7. Избегайте недосыпания и переутомления. Пожалуй, это самый главный пункт. Данные состояния крайне опасны, так как не только наносят вред нашему здоровью, но и резко снижают нашу способность к самодисциплине и самомотивации.

Благодаря мотивации в жизни человека, он способен достичь многого. Это неотъемлемый компонент жизни людей, сподвигающий на свершения и улучшение своей жизни. Мотивация служим верным помощником, когда человек желает чего-то достичь, невзирая на преграды, которые есть на любом пути. Стимулятором мотивации также является негативное представление других люде о способностях человека. Все могут утверждать, то человек ничего не способен достичь и добиться. В случае если ему удается опровергнуть мнение остальных людей, он получает огромное удовольствие.

Совершая маленькие шаги к своей мечте, человек осознает свои возможности. Это и мотивирует достигать большего и преодолевать непосильное другим.

В этом и главная цель мотивации для каждого.

Список литературы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МАОУ гимназия № 29, г. Томск

Мотивация: роль мотивов в развитии человека

Рассматривая жизнь человека как движение вперед по пути развития, можно сказать, что это процесс преодоления новых рубежей, достижения новых результатов, саморазвитие и личностный рост. В этом процессе важную роль играет вопрос смысла всех действий и поступков. У любого действия и бездействия практически всегда есть свой мотив.

В психологии на сегодняшний день существует достаточное количество исследований по рассматриваемому вопросу как в зарубежной науке, так и в отечественной. В ряде случаев “мотивация” и “мотив” являются синонимами. О мотивации говорят, имея в виду комплекс разнообразных мотивов. Актуальность данной темы заключается в том, что, получив представление о том, что же такое мотивация, каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, возможно эффективнее распоряжаться жизнью, адекватно воспринимать всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает:

выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности);

при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив. Практикующим психологам мотивация достижения интересна как эффективная движущая сила. В критической жизненной ситуации активизировать человека на целенаправленную деятельность также можно именно мотивацией достижения успеха. Это применимо в любой сфере: творчество, спорт, труд, наука, образование. [1]

Мотивация достижения играет важную роль в регуляции поведения человека. Изучение ее проблем является значимым направлением в психологии, что определено разными тенденциями развития современного общества. Научно-технический прогресс, повышение престижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенного уровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором. Чтобы добиться поставленной цели необходимо приложить усилия. Это может позволить мотивация достижения. Вот почему так важно развивать ее. И это необходимо не для одного поколения. Если основы мотивации достижения закладываются в период с трех до тринадцати лет, родителям просто необходимо создать оптимальные условия для ее развития. Возможно, наше теоретическое исследование поможет понять важность мотивации достижения в жизни каждого человека.

Учитывая вышесказанное, целью работы является определение роли мотивации достижения в развитии личности.

Основная часть

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.[4]

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Мотив нередко путают с потребностью или целью. Это в корне неверно. Потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель это результат сознательного процесса постановки целей. Голод – это потребность, желание поесть – мотив, а еда – это цель.

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. убеждение намерение

Выделяют два основных типа мотивирования:

формирование внутренней мотивации человека Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но результаты превосходят результаты первого типа мотивирования. Такой тип носит воспитательный и образовательный характер.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу). [4]

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

потребности и инстинкты как источники активности;

мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.[7]

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.

Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;

материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;

духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. [ 9 ]

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми.

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям.

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда. [8]

Мотивация человека и личности

В мотивационной сфере выделяются:

мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Особенности и структура мотивации достижения

Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения.

Мотивация достижения несомненно влияет на развитие личности. Однако следует учитывать и психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу.

Субъекты, мотивированные на достижение успеха ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех. Такие люди склонны к разумному риску: выбирают задачи средней трудности, где успех и неудача становятся равновероятными и исход максимально зависит от собственных усилий человека. Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха [6].

Субъекты мотивированные на избегание неудач ставят перед собой неоправданно завышенные цели или, напротив, очень легкие, не требующие особых трудовых затрат; склонны к экстремальным выборам задач: нереально заниженные или нереально завышенные. [11]

Различия в поведении людей с разными доминирующими мотивами прослеживается и в предпочитаемых ими способах самоконтроля. Мотивированные на успех используют рациональные стратегии, направленные на повышение значимости практической активности, и самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации. Мотивированные же на неудачи выбирают самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации и рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели. При этом их эмоциональный контроль направлен на релаксацию (успокоение и самоуверенность), тогда как у людей с мотивацией достижения успеха эмоциональный контроль обеспечивает активацию через чувства, подобные гневу и недовольству собой [6].

Обобщая все вышесказанное, можно охарактеризовать людей, мотивированных на успех, как активных, инициативных, ответственных и добросовестных. Людей, мотивированных на неудачи, можно охарактеризовать как малоинициативных.

Мотивация учащихся – это важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учебе смысл, а сама учебная деятельность станет важной целью. Чтобы обеспечить плодотворную учебную деятельность на протяжении долго периода времени нужно использовать разные методы формирования мотивации, в том числе мотивацию достижений.

Приемы формирования мотивации к учебной деятельности:

создание ситуаций занимательности – процесс внедрения в учебные занятия интересных опытов, жизненных примеров, фактов, аналогий для привлечения внимания и повышения интереса к предмету;

создание ситуации познавательного спора – привлечение внимания к вопросу и появления желания в нем разобраться;

создание ситуации успеха в обучении – основано на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей.

Для повышения мотивации в обучении можно использовать разные приемы и способы. В любом случае необходимо ориентироваться на каждую личность, ее особенности, а также на психологические особенности коллектива в целом. В этом случае мотивация достижений в обучении будет способствовать получению положительных результатов.

В результате работы можно сказать, что мы определили особенности мотивации достижения и раскрыли ее структуру через рассмотрение двух тенденций: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач; также мы проследили проявление мотивации достижения в поведении людей и ее роль в развитии личности.

В ходе исследования было установлено, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у личности действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Мотивацию избегания неудач определяют, как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач; для личности, мотивированной на неудачи, главное – не допустить ошибки, порой даже ценой трансформации первоначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения. Мотивация достижения успеха способствует развитию в человеке стремления преодолевать преграды и сопротивляться трудностям. Это именно то, что делает индивида личностью. Таким образом, мотивация достижения успеха всегда положительная и в большей степени способствует развитию личности, в отличие от мотива избегания неудач.

Список литературы

Бандура А. Теория социального научения [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ А.Бандура. – СПб.: Евразия, 2000 /

Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд. МГУ, 1991.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К.Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.

Леонтьев. А.Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / А.Н. Леонтьев. – М., 2000.

Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971.

Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Электронный ресурс]/ Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

Читайте также: