Какую роль сыграл сборник смена вех кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сборник Смена вех, вышедший в 1921 году в Праге сыграл очень большую роль в истории нашей страны. Сменовеховство - это другая точка зрения на все происходящее в русской России. Деятельность большевиков расценивалась в этом сборнике, как начало возобновленья русской державы. Основной идеолог Устрялов Н.В. сопоставлял советскую власть с редиской, которая снаружи красноватая, а снутри белоснежная. Благодаря этой теории (сменовеховству) многие эмигранты вернулись на отчизну. Среди их был А.Н. Толстой, С.С. Прокофьев, Максим Горький и многие иные.

Большевики не были против этой теории, так посредством нее убивали 2-ух зайцев: раскол эмиграции и освещение результатов Октябрьской революции. Но в собственной стране этих мыслях не допустили.

Содержание

Авторы сборника

Последующая реакция

Русская Белая эмиграция стала категорическим противником сменовеховства и выдвинула в качестве антипода этого идейно-политического течения идею Непримиримости. Наиболее активно с позиции Непримиримости выступил Русский Обще-Воинский Союз (РОВС) — крупнейшая организация Русского Зарубежья, основанная генералом П. Н. Врангелем.

Современные оценки

До сих пор идут споры, было ли сменовеховское движение инспирировано большевиками или они его просто использовали для разложения антисоветской эмиграции. После провала первого варианта преобразования России, так называемого военного коммунизма, большевиками была провозглашена новая экономическая программа — нэп. В рамках реализации этой новой программы объединенная зарубежная эмиграция представляла определенную опасность для большевиков. Поэтому предпринимались различные усилия для ликвидации или нейтрализации ее [3] .

Источники

  1. ↑В комиссарах дух самодержавья
  2. ↑А. Луначарский. Смена вех интеллигентской общественности
  3. ↑И. Куксин. Рецензия на книгу: Квакин А. В. Между белыми и красными. Русская интеллигенция 1920—1930 годов в поисках третьего пути. — М., 2006 // Новый журнал, вып. 250 (2008).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Смена вех" в других словарях:

Сменовеховство — идейно политическое и общественное движение, возникшее в нач. 1920 х гг. в среде рус. зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сб. Смена вех , вышедшего в Праге в июле 1921 г., куда вошли статьи Ю. В.… … Русская Философия. Энциклопедия

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание; от intelligens, intellegens умный, знающий, мыслящий, понимающий) в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей … Энциклопедия культурологии

Вехи (сборник) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вехи. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции ВѢХИ. Сборникъ статей о русской интеллигенціи Автор: 7 авторов … Википедия

СМЕНОВЕХОВСТВО — политич. течение, зародившееся в 1921 в эмиграции в среде рус. бурж. интеллигенции. В июле 1921 в Праге группа кадетско октябристских деятелей выпустила сборник Смена вех , к рый и дал название всему течению. Авторами сборника были быв.… … Советская историческая энциклопедия

СМЕНОВЕХОВСТВО — общественно политич. течение среди гл. обр. рус. эмигрантской интеллигенции, призывавшей к сотрудничеству с Сов. властью в расчете на бурж. перерождение Сов. гос ва и коммунистич. партии. Социальной основой С. явилось нек рое оживление… … Философская энциклопедия

Бобрищев-Пушкин, Александр Владимирович — (р. 1875) адвокат, политический деятель. До 1905 Б. П. в политической жизни активного участия не принимал, занимаясь, гл. обр., адвокатской практикой и примыкая к правому крылу рус. адвокатуры. В период революции 1905 Б. П., после… … Большая биографическая энциклопедия

сменовеховство — а; ср. Общественно политическое течение русской (главным образом эмигрантской) интеллигенции 20 х гг. 20 в., связанное с фактическим признанием Советской власти. ● Термин произошел от названия сборника Смена вех , выпущенного в Праге в 1921 г.… … Энциклопедический словарь

Петр Николаевич, начнем, пожалуй, с названия сборника. Уже в нем самом был заложен немалый смысл, хорошо понятный современникам.

Поэтому интеллигенция должна не находиться в постоянной оппозиции к государственной власти, а наоборот, помогать ей и стать патриотичной, отказавшись от трансплантации западных идей на русскую почву.

И значит она снова зашла не туда?

Белая армия была успешной, пока боролась против большевиков, разваливших фронт и заключивших Брестский мир, а после начала интервенции Антанты все поменялось. Для получения помощи от союзников, начавших жадно рвать территорию и природные богатства России, белым приходилось идти на унизительные уступки. Именно борьба с интервенцией окончательно легитимизировала советскую власть как национальную.

Рискну предположить, что если бы белые взяли Москву и Петроград и утвердили свою власть, они точно так же ликвидировали бы все автономии и национальные государства, возникшие на территории бывшей Российской империи, и стали бы собирать русские земли.

– Конечно. На мой взгляд, сменовеховцы совершенно не придавали значения тому, что большевики ставили во главу угла тезис о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Они действительно собирали территории вокруг Москвы, но давали им много прав и полномочий, более того – искусственно культивировали новые национальные элиты. РСФСР, а потом и СССР, состояла из множества национальных образований, границы которых были нарезаны достаточно произвольно.

Впрочем, пройдемся дальше по тезисам сменовеховства, как стали называть это философско-политическое течение, охватившее немалую часть эмиграции практически во всех странах.

Устрялов, принадлежавший к правому флангу сменовеховцев, считал, что советская власть хотя и эволюционирует, но истинно национальной станет только после военно-диктаторского переворота. Левые же сменовеховцы признавали мирный эволюционный путь. По мнению Сергея Чахотина, патриотическая интеллигенция, борющаяся за Великую Россию, должна на родине и в зарубежье способствовать мирной эволюции советской власти, изживать большевизм изнутри.

И что еще очень важно: сменовеховцы призывали эмиграцию отказаться от вооруженной борьбы против большевиков и возвращаться в Советскую Россию, чтобы помочь строительству нового государства. И их послушали: к середине 1920-х годов в СССР вернулись около 150 – 180 тысяч эмигрантов.

Естественно, в Советской России не могли не заметить этого манифеста.

Нетрудно предположить, что белая эмиграция заклеймила сменовеховцев позором, обвинив в предательстве и вероотступничестве.

– Русские эмигранты написали массу статей и против самой идеологии, и против ее авторов. Их обвиняли в подкупе, политической конъюнктуре, приспособленчестве и соглашательстве. Справедливо отмечали, что никакого национального перерождения советской власти не происходит, что она абсолютно верна интернациональной идее.

Периодически идеи сменовеховства приобретали новое звучание. Например, после Второй мировой войны русская эмиграция вновь заговорила о том, что надо возвращаться на родину.

Поскольку, мол, советская власть переродилась в ходе войны.

Доказательства своей правоты они находили во введении погон в армии, восстановлении патриаршества, амнистии православного и мусульманского духовенства в начале войны. Но вскоре выяснилось, что все сделанные уступки были или поверхностными, или не шли дальше деклараций. Подлинная свобода вероисповедания так и не появилась, народный патриотический порыв стал все больше загоняться властями в бюрократические формы.

На ваш взгляд, насколько идеи сменовеховства востребованы сегодня?

– Некоторые из них эксплуатируют нынешние коммунистические идеологи. Например, тезис Владимира Львова о том, что советская власть – это государственная русская власть. Нередко цитируют слова Николая Устрялова о том, что в 1917 году либеральная идеология показала свою полную несостоятельность в российских условиях. Также они любят вспоминать теорию сменовеховцев о заново собранной большевиками на евразийском пространстве многонациональной империи, теперь в виде СССР.

Да что говорить, сторонники западного пути и русской самобытности и сейчас продолжают выяснять, кто из них прав. Так что идеи о выборе Россией своего пути актуальности отнюдь не потеряли. Сто лет прошло, а мы до сих пор дискутируем. Вероятно, эти споры для нашей страны вечны.

1. Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-х гг.?

- упор на пролетарскую культуры и отказ от буржуазной культуры;

- отказ от традиций и культурных достижений прошлого;

- произведение оценивалось не по художественной уенности, а по социальному происхождению автора;

- основной темой в искусстве стала революция;

- особое внимание к сатире;

- конструктивизм в архитектуре;

Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, — 1.4.1939, Москва] — советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

Писатель Е.И. Замятин опасался увеличения влияния партийной бюрократии, которая постарается поставить культуру под полный идеологический контроль партии. Эти опасения подтверждались событиями 1920-х гг., когда писатель мог наблюдать ужесточение внутриполитической ситуации в стране в ходе борьбы за власть, переход от однопартийной диктатуре к единоличной диктатуре.

4. Соберите материал о разрушенных после революции храмах вашего города/региона, найдите их изображения, узнайте, какие из них восстановлены в наше время. Подготовьте презентацию на данную тему.

Слайд 1. Александро-Невская церковь. Челябинск. Строилась в 1907-1911 гг.

Слайд 2. Изъятие ценностей в 1922 г.

Слайд 3. С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки

Читайте также: