Какую роль играл валаамский монастырь в жизни приграничных земель 5 класс кратко
Обновлено: 01.07.2024
Валаам – самый большой остров Валаамского архипелага (группы островов).
Слово Валаамшведско-финского корня: шведское валл - гора, скала и финское маа – земля. То есть, горная, скалистая земля. Православные монахи поселились здесь очень давно, более 600 лет тому назад.
Преображенский собор на острове
Валаам. Фото конца XX века
Художник Н. Рерих
Особенно красив монастырь летом: можно проплыть по многочисленным каналам архипелага и полюбоваться, как отражаются в светлых водах Ладожского озера скиты, часовни, келейные и хозяйственные корпуса. По дороге обратим внимание на диковинные, редкие для Севера растения и деревья: кедры, клены, ясени, вязы, туи; липовые, пихтовые, лиственничные и дубовые аллеи; цветущую необычайно крупными цветами сирень, ароматную жимолость, боярышник. Под стенами монастыря был разведен настоящий райский сад. Почти 90 сортов яблонь благоухают там весной и одаривают сладкими плодами в конце лета. Все эти сотни фруктовых деревьев появились здесь в результате труда и таланта земледельцев, сменивших обычную крестьянскую одежду на монашеское одеяние – рясуи скуфью(остроконечную монашескую шапочку).
Никольский остров
В монастырь традиционно уходили жители карельских и русских сел и деревень, которые приносили сюда привычку к честному труду и вековое умение земледельца и строителя. Не зря Валаамский Спасо-Преображенский монастырь называли тогда крестьянской обителью.
Те, кто приезжал в монастырь просто помолиться, старались оказать посильную помощь его обитателям. Кто был уж совсем беден, привозили хотя бы несколько мешков плодородной земли. Монахи тоже возвращались из поездок не с пустыми руками. Таким способом за многие десятилетия удалось накопить на голых скалах Валаама изрядный, порой до двух метров, слой почвы. Не удивительно, что на монастырских огородах вызревали даже дыни и арбузы.
Можно долго гулять по дорогам, тропинкам, плыть по каналам монастыря, и везде открывать очередное красивое строение или простую арку в обрамлении зелени. Зайдем в одно, может быть, не самое внушительное и великолепное, здание Валаама. Это старинный Водопроводный дом и назначение у него чисто хозяйственное – снабжать центральную усадьбу монастыря чистейшей ладожской водой. Почти за 150 лет до сооружения водопровода в столичном Петрозаводске монастырь уже имел самый настоящий водопровод! Когда-то здесь горячо дышала паровая машина, исправно гнавшая наверх по чугунным трубам воду и крутившая механизмы нескольких мастерских.
Валаамский монастырь представлял собой не только уединенную монашескую обитель, но и прекрасно налаженное цветущее хозяйство.
Он являлся центром православия и своеобразным форпостом Русского государства на северо-западе: защищал от нападений воинственных соседей, поэтому государство поддерживало монастырь и щедро наделяло его пахотной землей, лесными угодьями, покосами и рыбными ловлями.
Вид Валаама.
Художник И. Шишкин
Вопросы и задания:
1. Какую роль играл Валаамский монастырь в жизни приграничных земель?
2. Почему государство оказывало поддержку таким монастырям?
3. Почему Валаамский Спасо-Преображенский монастырь называли крестьянской обителью?
4. Расскажите о том, как люди преобразовали суровую природу скалистого острова Валаам.
Обитель – то же, что монастырь
Форпост – передовой отряд, несущий караульную службу
БЕСОВ НОС: ГУСИ-ЛЕБЕДИ И ПУДОЖСКИЕ НАЛИМЫ
Пудожский берег к югу от устья большой реки Водлы пустынен: идеальное место для летнего отдыха. Как будто кто-то специально создал бесконечный песчаный пляж с земляничными и грибными сосняками, с огромными прибрежными болотами, поросшими сладкой янтарной морошкой.
Изучение древних петроглифов Онежского озера продолжается. По своей научной и художественной ценности онежские наскальные рисунки занимают ведущее место в мире, наравне с петроглифами Норвегии, Швеции и Белого моря.
Со временем жизнь человека изменилась. Он стал заниматься земледелием и животноводством и гораздо меньше зависел от охотничьего промысла. Но по старой памяти смотрел на лебедя как на божественное существо. Вплоть до нашего времени пудожане считали лебедя священной птицей, и охотиться на нее строго запрещалось. В наше время лебедь – охраняемое животное, занесенное в Красную книгу Карелии.
Если существует озеро, должна быть и рыба. Вот она рядом с человекоподобным бесом-божеством – знаменитый пудожский налим.
Пудожан с давних пор наградили этим ничуть не обидным прозвищем. Эта рыба до сих пор самая распространенная и желанная добыча местных рыбаков.
Чем еще славен пудожский край? И сейчас можно обратить внимание на обширные поля в окрестностях Пудожа. Губернатор Олонецкой губернии Г. Р. Державин, посетивший восточный берег Онежского озера, написал в путевых заметках, что край славится особым искусством выращивания и обработки льна. Полотно из пудожского льна получалось прочным, ровным и красивым. Не зря и много лет спустя он получал призы на международных выставках, а на гербе города Пудожа с державинских времен красуется изображение трех снопов льна.
Державин описал также редкий для Карелии промысел пудожан – стеклодувный. Стекло они выплавляли из местного песка, смешанного с золой. Затем в раскаленный мягкий ком расплавленной массы мастер-стеклодув погружал длинную металлическую трубку и начинал дуть в нее. Из этой массы постепенно получалась стеклянная пустотелая груша, немного похожая на мыльный пузырь, выдуваемый детьми. После этого мастер вкладывал заготовку в деревянную форму в виде бутылки или банки, ножом обрезал и загибал края пышущей жаром мягкой стеклянной заготовки. Готовое изделие медленно охлаждали и получали всем знакомую стеклянную посуду.
Теперь память об этом старинном занятии пудожан осталось только в названии поселка Стеклянное на реке Водле, недалеко от впадения ее в Онежское озеро.
Вот что совсем не отметил в своем путешествии Державин, так это знаменитые пудожские сказки. И то только потому, что они были собраны и записаны учеными гораздо позже, через 100 лет после Державина.
Характерная примета сегодняшнего пейзажа Пудожья – это горы щебня на берегу Водлы. Его грузят на суда и развозят по многим городам России. Пудожский серый гранит известен давно: из него, например, сделан памятник Ленину в Петрозаводске. Но больше всего этого крепчайшего камня перерабатывается на очень важный и нужный строительный материал – щебень.
Вопросы и задания:
1. Найдите на карте Карелии пудожский берег и отметьте город Пудож.
2. Обозначьте местонахождение мыса Бесов Нос на карте.
3. О каких занятиях жителей пудожского края писал губернатор Олонецкой губернии Г. Р. Державин?
4. Рассмотрите герб Пудожа. Чем славен пудожский край, как это отображено в гербе?
Мыс – выдающаяся в озеро часть суши. В Карелии его называли также наволоком, носом.
Валаам – самый большой остров Валаамского архипелага (группы островов).
Слово Валаамшведско-финского корня: шведское валл - гора, скала и финское маа – земля. То есть, горная, скалистая земля. Православные монахи поселились здесь очень давно, более 600 лет тому назад.
Преображенский собор на острове
Валаам. Фото конца XX века
Художник Н. Рерих
Особенно красив монастырь летом: можно проплыть по многочисленным каналам архипелага и полюбоваться, как отражаются в светлых водах Ладожского озера скиты, часовни, келейные и хозяйственные корпуса. По дороге обратим внимание на диковинные, редкие для Севера растения и деревья: кедры, клены, ясени, вязы, туи; липовые, пихтовые, лиственничные и дубовые аллеи; цветущую необычайно крупными цветами сирень, ароматную жимолость, боярышник. Под стенами монастыря был разведен настоящий райский сад. Почти 90 сортов яблонь благоухают там весной и одаривают сладкими плодами в конце лета. Все эти сотни фруктовых деревьев появились здесь в результате труда и таланта земледельцев, сменивших обычную крестьянскую одежду на монашеское одеяние – рясуи скуфью(остроконечную монашескую шапочку).
Никольский остров
В монастырь традиционно уходили жители карельских и русских сел и деревень, которые приносили сюда привычку к честному труду и вековое умение земледельца и строителя. Не зря Валаамский Спасо-Преображенский монастырь называли тогда крестьянской обителью.
Те, кто приезжал в монастырь просто помолиться, старались оказать посильную помощь его обитателям. Кто был уж совсем беден, привозили хотя бы несколько мешков плодородной земли. Монахи тоже возвращались из поездок не с пустыми руками. Таким способом за многие десятилетия удалось накопить на голых скалах Валаама изрядный, порой до двух метров, слой почвы. Не удивительно, что на монастырских огородах вызревали даже дыни и арбузы.
Можно долго гулять по дорогам, тропинкам, плыть по каналам монастыря, и везде открывать очередное красивое строение или простую арку в обрамлении зелени. Зайдем в одно, может быть, не самое внушительное и великолепное, здание Валаама. Это старинный Водопроводный дом и назначение у него чисто хозяйственное – снабжать центральную усадьбу монастыря чистейшей ладожской водой. Почти за 150 лет до сооружения водопровода в столичном Петрозаводске монастырь уже имел самый настоящий водопровод! Когда-то здесь горячо дышала паровая машина, исправно гнавшая наверх по чугунным трубам воду и крутившая механизмы нескольких мастерских.
Валаамский монастырь представлял собой не только уединенную монашескую обитель, но и прекрасно налаженное цветущее хозяйство.
Он являлся центром православия и своеобразным форпостом Русского государства на северо-западе: защищал от нападений воинственных соседей, поэтому государство поддерживало монастырь и щедро наделяло его пахотной землей, лесными угодьями, покосами и рыбными ловлями.
Вид Валаама.
Художник И. Шишкин
Вопросы и задания:
1. Какую роль играл Валаамский монастырь в жизни приграничных земель?
2. Почему государство оказывало поддержку таким монастырям?
3. Почему Валаамский Спасо-Преображенский монастырь называли крестьянской обителью?
4. Расскажите о том, как люди преобразовали суровую природу скалистого острова Валаам.
Обитель – то же, что монастырь
Форпост – передовой отряд, несущий караульную службу
БЕСОВ НОС: ГУСИ-ЛЕБЕДИ И ПУДОЖСКИЕ НАЛИМЫ
Пудожский берег к югу от устья большой реки Водлы пустынен: идеальное место для летнего отдыха. Как будто кто-то специально создал бесконечный песчаный пляж с земляничными и грибными сосняками, с огромными прибрежными болотами, поросшими сладкой янтарной морошкой.
Изучение древних петроглифов Онежского озера продолжается. По своей научной и художественной ценности онежские наскальные рисунки занимают ведущее место в мире, наравне с петроглифами Норвегии, Швеции и Белого моря.
Со временем жизнь человека изменилась. Он стал заниматься земледелием и животноводством и гораздо меньше зависел от охотничьего промысла. Но по старой памяти смотрел на лебедя как на божественное существо. Вплоть до нашего времени пудожане считали лебедя священной птицей, и охотиться на нее строго запрещалось. В наше время лебедь – охраняемое животное, занесенное в Красную книгу Карелии.
Если существует озеро, должна быть и рыба. Вот она рядом с человекоподобным бесом-божеством – знаменитый пудожский налим.
Пудожан с давних пор наградили этим ничуть не обидным прозвищем. Эта рыба до сих пор самая распространенная и желанная добыча местных рыбаков.
Чем еще славен пудожский край? И сейчас можно обратить внимание на обширные поля в окрестностях Пудожа. Губернатор Олонецкой губернии Г. Р. Державин, посетивший восточный берег Онежского озера, написал в путевых заметках, что край славится особым искусством выращивания и обработки льна. Полотно из пудожского льна получалось прочным, ровным и красивым. Не зря и много лет спустя он получал призы на международных выставках, а на гербе города Пудожа с державинских времен красуется изображение трех снопов льна.
Державин описал также редкий для Карелии промысел пудожан – стеклодувный. Стекло они выплавляли из местного песка, смешанного с золой. Затем в раскаленный мягкий ком расплавленной массы мастер-стеклодув погружал длинную металлическую трубку и начинал дуть в нее. Из этой массы постепенно получалась стеклянная пустотелая груша, немного похожая на мыльный пузырь, выдуваемый детьми. После этого мастер вкладывал заготовку в деревянную форму в виде бутылки или банки, ножом обрезал и загибал края пышущей жаром мягкой стеклянной заготовки. Готовое изделие медленно охлаждали и получали всем знакомую стеклянную посуду.
Теперь память об этом старинном занятии пудожан осталось только в названии поселка Стеклянное на реке Водле, недалеко от впадения ее в Онежское озеро.
Вот что совсем не отметил в своем путешествии Державин, так это знаменитые пудожские сказки. И то только потому, что они были собраны и записаны учеными гораздо позже, через 100 лет после Державина.
Характерная примета сегодняшнего пейзажа Пудожья – это горы щебня на берегу Водлы. Его грузят на суда и развозят по многим городам России. Пудожский серый гранит известен давно: из него, например, сделан памятник Ленину в Петрозаводске. Но больше всего этого крепчайшего камня перерабатывается на очень важный и нужный строительный материал – щебень.
Вопросы и задания:
1. Найдите на карте Карелии пудожский берег и отметьте город Пудож.
2. Обозначьте местонахождение мыса Бесов Нос на карте.
3. О каких занятиях жителей пудожского края писал губернатор Олонецкой губернии Г. Р. Державин?
4. Рассмотрите герб Пудожа. Чем славен пудожский край, как это отображено в гербе?
Мыс – выдающаяся в озеро часть суши. В Карелии его называли также наволоком, носом.
Валаам – самый большой остров Валаамского архипелага (группы островов).
Слово Валаам шведско-финского корня: шведское валл - гора, скала и финское маа – земля. То есть, горная, скалистая земля. Православные монахи поселились здесь очень давно, более 600 лет тому назад.
Преображенский собор на острове
Валаам. Фото конца XX века
Художник Н. Рерих
Особенно красив монастырь летом: можно проплыть по многочисленным каналам архипелага и полюбоваться, как отражаются в светлых водах Ладожского озера скиты, часовни, келейные и хозяйственные корпуса. По дороге обратим внимание на диковинные, редкие для Севера растения и деревья: кедры, клены, ясени, вязы, туи; липовые, пихтовые, лиственничные и дубовые аллеи; цветущую необычайно крупными цветами сирень, ароматную жимолость, боярышник. Под стенами монастыря был разведен настоящий райский сад. Почти 90 сортов яблонь благоухают там весной и одаривают сладкими плодами в конце лета. Все эти сотни фруктовых деревьев появились здесь в результате труда и таланта земледельцев, сменивших обычную крестьянскую одежду на монашеское одеяние – рясуи скуфью (остроконечную монашескую шапочку).
В монастырь традиционно уходили жители карельских и русских сел и деревень, которые приносили сюда привычку к честному труду и вековое умение земледельца и строителя. Не зря Валаамский Спасо-Преображенский монастырь называли тогда крестьянской обителью.
Те, кто приезжал в монастырь просто помолиться, старались оказать посильную помощь его обитателям. Кто был уж совсем беден, привозили хотя бы несколько мешков плодородной земли. Монахи тоже возвращались из поездок не с пустыми руками. Таким способом за многие десятилетия удалось накопить на голых скалах Валаама изрядный, порой до двух метров, слой почвы. Не удивительно, что на монастырских огородах вызревали даже дыни и арбузы.
Можно долго гулять по дорогам, тропинкам, плыть по каналам монастыря, и везде открывать очередное красивое строение или простую арку в обрамлении зелени. Зайдем в одно, может быть, не самое внушительное и великолепное, здание Валаама. Это старинный Водопроводный дом и назначение у него чисто хозяйственное – снабжать центральную усадьбу монастыря чистейшей ладожской водой. Почти за 150 лет до сооружения водопровода в столичном Петрозаводске монастырь уже имел самый настоящий водопровод! Когда-то здесь горячо дышала паровая машина, исправно гнавшая наверх по чугунным трубам воду и крутившая механизмы нескольких мастерских.
Валаамский монастырь представлял собой не только уединенную монашескую обитель, но и прекрасно налаженное цветущее хозяйство.
Он являлся центром православия и своеобразным форпостом Русского государства на северо-западе: защищал от нападений воинственных соседей, поэтому государство поддерживало монастырь и щедро наделяло его пахотной землей, лесными угодьями, покосами и рыбными ловлями.
Художник И. Шишкин
Вопросы и задания:
1. Какую роль играл Валаамский монастырь в жизни приграничных земель?
2. Почему государство оказывало поддержку таким монастырям?
3. Почему Валаамский Спасо-Преображенский монастырь называли крестьянской обителью?
4. Расскажите о том, как люди преобразовали суровую природу скалистого острова Валаам.
Какую роль играл Валаамский монастырь в жизни приграничных земель.
Валаамский монастырь был известен строгим уставом, использовался как тюрьма для монахов.
Славился хорошо организованным хозяйством : молочным животноводством, садоводством, огородничеством, рыбной ловлей и кустарными промыслами.
Монастырю принадлежало около 40 небольших островов с 130 десятинами земли, пригодной для посевов и сенокоса.
В монастырском хозяйстве использовался труд монахов, многочисленных богомольцев и крестьян.
Значительной статьей дохода были взносы великих московских князей и царей.
Валаамский монастырь — архитектурный памятник 18 - 19 веков.
В 19 веке это был крупный религиозный, экономический и культурный центр.
С декабря 1917 по 1940 находился на территории Финляндии.
Во время советско - финской войны 1939 - 1940 был покинут монахами.
В 1940 в Валаамском монастыре разместилась школа юнг, с 1945 — дом - интернат для инвалидов Великой Отечественной войны.
В 1979 на Валааме был организован историко - архитектурный и природный музей - заповедник.
В 1988 году часть зданий Валаамского монастыря передана Русской православной церкви.
Определите, какую роль играл Валаамский монастырь в жизни приграничных земель?
Определите, какую роль играл Валаамский монастырь в жизни приграничных земель?
Моя Карелия, 5 класс!
Тема : Валаам - монастырь на цветущей скале.
Какую роль играют водросли в жизне человека?
Какую роль играют водросли в жизне человека.
Какую роль лес играет в жизни человека?
Какую роль лес играет в жизни человека?
Какую роль играет лес в жизни человека?
Какую роль играет лес в жизни человека.
На каком озере находится Валаамский монастырь и деревянные церкви острова Кижи?
На каком озере находится Валаамский монастырь и деревянные церкви острова Кижи.
Какую роль в жизни первобытных людей играл огонь?
Какую роль в жизни первобытных людей играл огонь.
Какую роль играет человек в жизни общества в эпоху возрождения?
Какую роль играет человек в жизни общества в эпоху возрождения?
Какую роль в жизни Боспоре играл театр?
Какую роль в жизни Боспоре играл театр.
Какую роль играет солнце в жизни нашей планеты?
Какую роль играет солнце в жизни нашей планеты.
Какую роль в жизни людей играла народная игрушка?
Какую роль в жизни людей играла народная игрушка.
НА Мин яшим, дүрт кешедән торган гаиләдә. Әни һәрвакыт ярдәм итә безгә. Ул башкара өйдәге эшләрне : утүклый, җыештыра аш - су әзерли. Без ярдәм кулы сузабыз, аңа барлык чаралары : кем бәрәңге әрчи , кем савыт - саба юа. Күлмәк, чалбарымны мин үзе..
Деревья - агачлар - береза, дуб, ель. Лекарственные травы - дару улянняре - ромашка, Крапива, мята. Овощи - яшелчэлэр - капуста, морковь, огурец. Ягоды плоды - җиләк җимешләр - вишня, малина, чёрная смородина.
Молоко на верхней полке, сыр на верхней полке, яйца на полке которая прикреплена к двери холодильника(ко второй полке на двери холодильника)замороженную клубнику в морозилке, капусту в ящике с низу, сливочное масло на верхней полке, яблоки в ящике гд..
В огороде старичок Встал на грядке - и молчок. Чуб зелёный, красный нос, Да такой, что в землю врос. (Морковка) Тёплым белым кругом хлеба Солнышко спустилось с неба, Долго пахарь полем шёл, Хлеб тот осенью нашёл. (Урожай) А эту загадку Знает ли кт..
Абай Кунанбаев - казахскийпоэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой на основе. П..
Бег в кольце в двоём флешмоб.
2 кота На вторую половину яблока Цыплёнок Подснежники Время 12 - 3 кошки (2пары глаз) Басня.
Основные задачи сухопутных войск В мирное время : · Поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба ; · Обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий моби..
Добродетельный - значит, делает добро. Добродетельным человека стоит считать тогда, когда он совершает какой - то добрый поступок, помогает тем, кто в этом нуждается, заботится о других. Но это ещё не все. По моему мнению, добродетельным можно счи..
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Мы старались сделать для вас лучшую статью в интернете.
Поделитесь ею с друзьями, так вы поддержите развитие проекта.
Когда вы делитесь записью, вы помогаете ресурсу расти, что стимулирует нас продолжать развивать проект и радовать вас новым профессиональным контентом.
P.S. Если вы не хотите нас поддержать, нажмите на крестик в правом нижнем углу.
Определите, какую роль играл Валаамский монастырь в жизни приграничных земель?
Помогите, пожалуйста! СРОЧНО!
Моя Карелия, 5 класс!
Тема: Валаам-монастырь на цветущей скале.
Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: другие предметы.
На сегодняшний день (07.03.2022) наш сайт содержит 140758 вопросов, по теме: другие предметы. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.
Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
Другие вопросы по Математике
.(Урожай яблок в 16 т 128 кг рассчитывали уложыть в 576 одинаковых ящиков, в мастерской сделали ящики большего размера, и их потребовалось на 72 меньше. сколько килограммов яблок п.
Собрали 350кг.грецких орехов.орехи очистили и расфасовали в пакетики по 175г.сколько получилось пакетиков,если из 5кг.собранных орехов получается 3кг.очищенных? напишите решение.
Решите : из молока получается 10% творога. сколько творога получиться из 32,8 кг молока? из 58,7 кг молока.
С76 м ткани пошили 8 одинаковых кофточек и 13 халатов. на одну кофточку истратили 3м ткани . сколько метров ткани идет на один халат.
1)составьте систему уравнений и решите на пошив одной рубашки и одного платья израсходовали 4 м ткани. из куска ткани длиной 30 м сшили 5 рубашек и 9 платьев.сколько метров ткани и.
Читайте также: