Пегий пес бегущий краем моря анализ кратко

Обновлено: 03.07.2024

И — открыл и прочёл.

Скажу сразу: повесть меня разочаровала. Нет, она весьма неплоха, и даже стоит её перечитать когда-нибудь, — разочарование случилось того рода, когда нечто ожидаемо превосходное оказывается вдруг не более, чем просто хорошим. Добротным.

Кстати, для Айтматова русский язык не был родным. И вообще интересно, что подтолкнуло певца трудовой Киргизии обратиться к теме малых народов Дальнего Востока.

Пегий Пёс — в повести так называют скалистую сопку; от неё добытчики-нивхи ходят в море за нерпой, и скала как собака словно бежит какое-то время за лодкой, возвышается над горизонтом, когда остальная земля уже не видна. В тот раз, о котором повесть, в первый свой промысловый поход отправился мальчик по имени Кириск, и с ним трое взрослых охотников. Пегий Пёс проводил их и скрылся за окоёмом — а потом была беда.

Вот здесь, для описания этой жуткой картины: неподвижный, непроглядный туман, в нём — с ума сходящие от жажды и отчаянья люди — здесь приемлемы (и даже единственно уместны) длинноты и повторения, о которых я говорил выше. Форма соответствует содержанию, читатель вместе с героями мучается от неопределённости, не в силах перебороть мёртвый штиль повествования, и только по числу непрочитанных страниц догадывается о близости какой-то развязки. Но те же длинноты и повторения в начале повести вызывают у читателя уже не сопереживание, а только крепкий и здоровый сон.

Интересны характеры: каждый персонаж автор изображает преимущественно своим способом. Мальчику Кириску он — а вместе с ним читатель — смотрит в мысли, в которых мало рассуждения и понимания, зато много переживаний и впечатлений, ярких, какие бывают только в детстве. Мысли старика Органа тоже открыты нам волей автора, но это уже неспешные мысли человека, уверенно знающего, что ему осталось недолго, размеренные мысли о вечности, воспоминания — да ещё сны о Великой Рыбе-женщине, которые он хотел бы унести с собой за край жизни. Эмрайина, отца Кириска, мы видим глазами мальчика: спокойный, рассудительный, уверенный в себе человек, образец для подражания, каким и должен быть отец в глазах сына. О мыслях четвёртого охотника, Мылгуна, мы знаем только то, что видим через его непоследовательные, порывистые и отчаянные поступки.

Последний урок в учебном году. Традиционный список литературы для чтения во время каникул. Максимум - 10 произведений, из них 4-5 жирным шрифтом: эти для обязательного чтения, хотя каждый ученик в праве заменить этот список другими произведениями, вот только обсудить их в классе будет сложнее.

Вначале ребята отвечали на вопросы, обязательно подтверждая свои ответы фрагментами текста. В случае необходимости обращались к словарям. Казалось бы, ребята всего лишь отвечают на довольно простые вопросы учителя. Но именно так происходит проверка внимательности чтения, осмысленности прочитанного, корректировка восприятия, углубление, оттачивание читательского опыта.

Эпитеты, сравнения, инверсии.

Эпитеты у Айтматова очень точны в образной характеристике. Мальчик пытается скрыть своё возбужденное состояние, ведь настоящему охотнику не пристало вертеться, надо быть сдержанным, серьезным. Вот только глаза – зеркало души - не могут скрыть бушующих в ней чувств, а они самые искренние, светлые, поэтому и эпитеты у писателя как нельзя более точные: глаза сияющие, чистые, одухотворенные. А вот море впервые странно пугает его. Если бы Айтматов использовал только один эпитет, рисуя воду, – зыбучая? Это слово имеет множество лексических значений. Зыбучий - то же, что зыбкий, т.е. неустойчивый, переходящий в состояние колебания, а в переносном значении - непрочный, ненадёжный. Возможно это прилагательное от зыбь? Тогда зыбучая вода – море, покрытое мелкими волнами без ветра. Но вот наличие идущего следом второго эпитета тяжелая вода исключает всякие ассоциации с легкой игривостью мелких волн на поверхности моря, зато усиливает ощущение волнения, незнакомой тревоги, что и подтверждается идущими следом эпитетами тревожный, смутный. Для завершения образной характеристики моря и его восприятия героем писатель находит единый завершающий ключевой эпитет властное: море было властным, и мальчик это впервые почувствовал.

Одной из языковых особенностей прозы Айтматова является частое использование автором обособленных определений, но пока на этом останавливаться мы не будем. Во втором полугодии при изучении определений на уроках русского языка есть прекрасная возможность не один раз вернуться к этой повести: анализ текста, тренировочные и объяснительные диктанты…

Что может противопоставить такая малость, как человек, силе стихии? Опыт.

Этот вывод моих учеников имеет право на существование, хотя мы не знаем ни мнения автора, ни мнения критиков. Но он нами обоснован и художественно оправдан, значит, это находка наша, читателей.

Что может противопоставить такая малость, как человек, силе стихии? Из произведения в произведение несёт Айтматов эту непоколебимую веру в Любовь, которая способна противостоять любым испытаниям.

Какие особенности прозы Ч. Айтматова нам удалось увидеть в этой повести?

Эта запись в тетради очень важна: в последующие годы при чтении произведений Айтматова ребята смогут соотносить свои впечатления, наблюдения с этими выводами. И это будет та важная стартовая площадка, с которой они смогут самостоятельно расширять и углублять свой читательский опыт, а проще говоря, смогут полнее вести этот удивительно мудрый и нравственный диалог с одним из лучших современных писателей.

Хотелось поделиться опытом работы в 8 классе, а получилось, что перечислила известные всем систематические виды работы на уроке литературы:

  • постоянное обращение к тексту произведения; книга должна быть всегда, а за неимением таковой – чудо прогресса – ксерокопии нужных отрывков текста произведения;
  • работа со словом на примере лучших образцов литературы, работа с толковым словарем, наблюдение над контекстом;
  • анализ роли художественных средств выразительности: в небольшом контексте и во всем произведении в целом;
  • наблюдение, хотя бы фрагментарное, над особенностями композиции;
  • обязательная работа по систематизации материалов урока: записей, выводов, чтобы оставалось целостное (о полном не идёт речь) впечатление о произведении;
  • понятная цель в начале урока и подведение итогов в конце, чтобы не пытаться объять необъятное. В этом помогает, как правило, постановка проблемных вопросов, которые не позволяют уходить в сторону;
  • обращение к изученным ранее произведениям в процессе анализа нового художественного текста.

И оказалось, что на одном обычном уроке была проделана вся эта огромная работа. Хотя ученики всего лишь отвечали на несложные вопросы, смогли сделать маленькое открытие и слушали учителя, который помогал им сформулировать выводы. Вот и всё. И так каждый урок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Пегий пёс, бегущий краем моря.

Пегий пёс, бегущий краем моря
Жанрповесть
АвторЧингиз Айтматов
Язык оригиналарусский
Дата первой публикации1977

— повесть Чингиза Айтматова, повествующая о жизни нивхов на берегу Охотского моря.

Сюжет

Мальчик Кириск впервые выходит в море вместе со старейшиной клана Органом, своим отцом Эмрайином и двоюродным братом отца Мылгуном. Для мальчика это обряд инициации. Охотники удачно добрались до места лежбища нерп и убили одну из них. Но при переходе на соседний остров для ночёвки на море разразился шторм.Никто не погиб, но они потерял нужный курс, и теперь плывут в неведомом направлении.Стала заканчиваться пресная вода, и чтобы дать выжить мальчику, все решились на смелый шаг. Выброситься с лодки, тем самым дать шанс выжить ребенку. Он плывет и весь в изнеможении доплывает до берега, где его встречает верная собака. Кириск спасен.

Сюжет разыгрывается собственно, между Океаном соленой воды и бочонком пресной. Меж ними зажат весь сюжет во человеках: чему взять верх — закону борьбы за существование: конкуренции, победе сильного животного, — или закону любви, жертвы, мудрости? И даже языка слов не надо, но язык движений все скажет: кому перевалиться за борт, кому каяк, а кому — каюк?

Краткое содержание Пегий пес, бегущий краем моря Айтматов

Пегий пес, бегущий краем моря

Действие повести происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода. Мифологические мотивы органично вплетены в общую канву сюжета, таким образом, простой рассказ о судьбах человеческих превращается в притчу. В истории описана жизнь малочисленного, почти экзотического народа нивхи, что проживает на острове Сахалин.
Море и суша — две стихии, которые находятся в вечном противоборстве. Но так было не всегда. Когда-то не было на Земле ничего, кроме воды. Жизнь зародилась в давние времена от утки по имени Лувр, которая свила себе гнездо из своих перьев. Так появилась суша.

Приближалось утро. Одиннадцатилетнему мальчику Кириску предстояло впервые выйти в открытое море. Это важное событие, которое определит — быть ему охотником или нет. Мальчика провожает мать и, чтобы отогнать от него злых духов кинров, нарочито не говорит вслух о предстоящем плавании. Но сам Кириск считает себя взрослым, он не боится кинров. Вместе с ним в лодку садятся отец мальчика Эмрайин, старейшина клана Орган и двоюродный брат отца Мылгун. Отплывая от суши, мальчик видит утес, который издали напоминает пегого пса, бегущего краем моря.

По пути ко второму острову охотников внезапно настигает шторм. Им удается выжить и удержать лодку на волнах, но после крушения все вокруг окутано туманом. Никто не знает, куда плыть, лодку уносит течением в неизвестном направлении. Человек оказывается бессильным в схватке со стихией.

Много дней они дрейфуют в неизвестном направлении. Тушу нерпы пришлось сбросить в море. Осталось лишь немного вяленой юколы и бочонок с водой, который стремительно опустошается. Распределение воды — ответственное дело, которым занимается старик Орган. Нужно растянуть питье на много дней, каждому достается самая малость. Как старейшина, Орган принимает решение не пить совсем, а вскоре решается на более отчаянный поступок — броситься в море. Спасти мальчика — главная задача, ведь он — будущее рода. Постепенно вслед за Органом уходят Мылгун и Эмрайин. Кириск лежит в лодке полумертвый, ослабший, у него нету сил даже на то, чтобы допить последние капли из бочонка. В самый последний миг перед его глазами появляется Пегий пес, а это значит, что он добрался до дома. Жизненная сила в нем поборола стихию.

Вариант 2

Утро. Ответственный день для юнца Кириска, перед которым не легкая задача. Что б доказать, что он в свои одиннадцать лет уже взрослый и может быть охотником, он должен выйти в лодке в открытое Охотское море. В лодку к Кириску садятся его двоюродный брат отца Мылгун, его отец Эмрайин и старейшина клана Орган. Мать мальчика всячески напутствует сына на удачу, ведь для нее это тоже очень важный день. У мальчика цель: подстрелить добичу на двух островах. Отплывая на лодке, Кириск видит утес, который по форме своей похож на пегого пса.

Лодка причаливает к берегу первого острова, на котором находятся нерпы — их цель. Первым выстрелом из ружья мальчик не убивает животного — промахивается. Расстроенного Кириска своим промахом взрослые всячески пытаются подбодрить. Прозвучал второй — попадание. Охотники немедля потрошат тушу, закидывают ее в лодку, но оставили печень, которую должен съесть уже молодой охотник, дабы подчеркнуть свой статут и пройти обряд посвящения. Но его предупреждают, что после печени будет сильно хотеться пить, а пресной воды всего один бочонок, но им еще предстоит добраться к второму острову.

Направляясь ко второму острову, лодка попадает в шторм, пройдя который охотники попали в туман, да такой, что вокруг ничего не видно: ни берегов, ни острова. В недоумении куда держать путь, лодку подхватывает течение и уносит в открытое моря. Продрейфовав несколько дней, тушу нерпы сбросили за борт, оставив только стремительно опустошавшийся бочонок с водой и немного юколы. Что б растянуть воду на всех, старейшина отказывается от питья, а отцу с его братом двоюродным оставляет лишь малую часть, все остальное Кириску. Но не видя конца плаванья, Орган, что б дать хоть какую то надежду на выживание другим, прыгает за борт в открытое море. В скорее отец и Мылгун также прыгнули за борт. Изнеможен и обессилен, Кириск даже не мог поднять своей головы, что б допить последнюю воду. Но перед его глазами появился остров, тот самый в виде пегого пса, и мальчик понял, что он недалеко от дома, он доплыл.

Мифы и легенды, описанные в произведении

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

  • Утка Лувр
    — В те времена, когда планета была сплошь покрыта водой, утка Лувр искала место, чтобы снести и высидеть яйцо. Отчаявшись, утка села на воду, надергала перьев из своей груди и свила гнездо. От этого гнезда и произошла твердь земная.
  • Рыба-женщина
    — Когда-то на побережье жили три брата. Старший стал оленеводом и ушел в тундру, младший стал охотником и ушел в тайгу, средний брат с рождения был хромоногий и поэтому остался на побережье и ловил рыбу. Однажды ему на крючок попалась рыба в образе женщины. Они занимались любовью в лодке, но после Рыба-женщина выпрыгнула в море и уплыла. Почти через год средний брат нашел на берегу моря младенца, своего сына. Когда мальчик подрос, он женился на девушке из лесного племени, и они основали клан Рыбы-женщины.

Действие повести происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода. Мифологические мотивы органично вплетены в общую канву сюжета, таким образом, простой рассказ о судьбах человеческих превращается в притчу. В истории описана жизнь малочисленного, почти экзотического народа нивхи, что проживает на острове Сахалин.

Море и суша — две стихии, которые находятся в вечном противоборстве. Но так было не всегда. Когда-то не было на Земле ничего, кроме воды. Жизнь зародилась в давние времена от утки по имени Лувр, которая свила себе гнездо из своих перьев. Так появилась суша.

Приближалось утро. Одиннадцатилетнему мальчику Кириску предстояло впервые выйти в открытое море. Это важное событие, которое определит — быть ему охотником или нет. Мальчика провожает мать и, чтобы отогнать от него злых духов кинров, нарочито не говорит вслух о предстоящем плавании. Но сам Кириск считает себя взрослым, он не боится кинров. Вместе с ним в лодку садятся отец мальчика Эмрайин, старейшина клана Орган и двоюродный брат отца Мылгун. Отплывая от суши, мальчик видит утес, который издали напоминает пегого пса, бегущего краем моря.

По пути ко второму острову охотников внезапно настигает шторм. Им удается выжить и удержать лодку на волнах, но после крушения все вокруг окутано туманом. Никто не знает, куда плыть, лодку уносит течением в неизвестном направлении. Человек оказывается бессильным в схватке со стихией.

Много дней они дрейфуют в неизвестном направлении. Тушу нерпы пришлось сбросить в море. Осталось лишь немного вяленой юколы и бочонок с водой, который стремительно опустошается. Распределение воды — ответственное дело, которым занимается старик Орган. Нужно растянуть питье на много дней, каждому достается самая малость. Как старейшина, Орган принимает решение не пить совсем, а вскоре решается на более отчаянный поступок — броситься в море. Спасти мальчика — главная задача, ведь он — будущее рода. Постепенно вслед за Органом уходят Мылгун и Эмрайин. Кириск лежит в лодке полумертвый, ослабший, у него нету сил даже на то, чтобы допить последние капли из бочонка. В самый последний миг перед его глазами появляется Пегий пес, а это значит, что он добрался до дома. Жизненная сила в нем поборола стихию.

Экранизации и постановки

Кинематограф

Театр

Действие повести происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода. Мифологические мотивы органично вплетены в общую канву сюжета, таким образом, простой рассказ о судьбах человеческих превращается в притчу. В истории описана жизнь малочисленного, почти экзотического народа нивхи, что проживает на острове Сахалин.

Море и суша — две стихии, которые находятся в вечном противоборстве. Но так было не всегда. Когда-то не было на Земле ничего, кроме воды. Жизнь зародилась в давние времена

от утки по имени Лувр, которая свила себе гнездо из своих перьев. Так появилась суша.

Приближалось утро. Одиннадцатилетнему мальчику Кириску предстояло впервые выйти в открытое море. Это важное событие, которое определит — быть ему охотником или нет. Мальчика провожает мать и, чтобы отогнать от него злых духов кинров, нарочито не говорит вслух о предстоящем плавании. Но сам Кириск считает себя взрослым, он не боится кинров. Вместе с ним в лодку садятся отец мальчика Эмрайин, старейшина клана Орган и двоюродный брат отца Мылгун. Отплывая от суши, мальчик видит утес, который издали напоминает пегого пса, бегущего

По пути ко второму острову охотников внезапно настигает шторм. Им удается выжить и удержать лодку на волнах, но после крушения все вокруг окутано туманом. Никто не знает, куда плыть, лодку уносит течением в неизвестном направлении. Человек оказывается бессильным в схватке со стихией.

Много дней они дрейфуют в неизвестном направлении. Тушу нерпы пришлось сбросить в море. Осталось лишь немного вяленой юколы и бочонок с водой, который стремительно опустошается. Распределение воды — ответственное дело, которым занимается старик Орган. Нужно растянуть питье на много дней, каждому достается самая малость. Как старейшина, Орган принимает решение не пить совсем, а вскоре решается на более отчаянный поступок — броситься в море. Спасти мальчика — главная задача, ведь он — будущее рода. Постепенно вслед за Органом уходят Мылгун и Эмрайин. Кириск лежит в лодке полумертвый, ослабший, у него нету сил даже на то, чтобы допить последние капли из бочонка. В самый последний миг перед его глазами появляется Пегий пес, а это значит, что он добрался до дома. Жизненная сила в нем поборола стихию.

В книге описывается период Величественной женщины – Рыбы. Она стала родоначальницей всего человеческого рода. В книге рассказывается о гуманной жизни людей в виде стихов. В этом рассказе говорится о необычных жителях Сахалина. Жителей называют нивхи. Люди нивхи жили на островке возле Охотского моря. По легенде в земном шаре кроме воды ничего не существовало. Основателем суши стала уточка Лувр, которая построила гнездо из собственных перьев. Так и возникли материки.

Книга учит людей тому, что несмотря ни на что, нужно верить в лучшее и в чудеса.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Айтматов. Все произведения

Пегий пес, бегущий краем моря. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Роман рассказывает о нарастающей в начале 60-х годов в США атмосфере социального и нравственного неблагополучия. В центре этих событий оказывается потомок когда-то богатой семьи Итен Аллен Хоули. Он счастливо женат и имеет двух прекрасных детей

Поэтическое произведение начинается с описания заиндевевшей, вымороженной улицы, покрытой льдом. Она насквозь продуваема холодными ветрами, суетна кучей народа.

Ядерная война не уничтожила жизнь на Земле, но сильно изменила ее. Появились новые растения, животные, сказалось это и на людях. Все они рождались с какими-то уродствами или аномалиями: у одного полтора лица

Шпаргалка давняя находка людей познающих основы школьных знаний в переводе с санскрита этот листок с написанными на нем письменами переводится как потайной, скрытый от глаз документ.

Читайте также: