Как русская православная церковь стала самостоятельной какое значение это имело кратко

Обновлено: 03.07.2024

Русская православная церковь сыграла значительную роль в становлении российского государства. Долгие века Московская патриархия стремилась к самостоятельности, но лишь в середине XV века великому князю Василию II удалось объединить православных христиан под эгидой русской церкви.

Раскол христианского мира

Главный духовный центр православных христиан находился в Византии. В Константинополе ещё в конце IX века была построена главная духовная святыня – храм святой Софии. Византийские митрополиты назначали своих духовных наместников повсеместно – от Греции до Киева и Москвы. При этом отношения с Римской католической церковью всегда были натянутыми, хотя прямых столкновений не происходило.

Но в XV веке для Византии наступили страшные времена: страна была осаждена полчищами турков-османов. К середине века незахваченным остался только Константинополь. Долгие годы турки держали город в осаде, не решаясь штурмовать неприступные крепостные стены. Жители города собирались в храмах, молились о спасении от жестоких мусульман, устраивали крестные ходы.

Император Иоанн VIII был вынужден обратиться за помощью к Риму. Собратья во Христе ответили, что согласны начать новый крестовый поход против турецких захватчиков, но при условии признания верховенства римского престола над православным. Иными словами, римляне потребовали объединения католиков и православных под началом римского папы.

Великий латинский Собор во Флоренции был назначен на февраль 1439 года. На этом мероприятии в присутствии императоров Рима и Византии и духовных лидеров католиков и православных планировалось подписание соглашения о слиянии церквей.

Василий Тёмный и митрополит Исидор

Внук Дмитрия Донского и дедушка Ивана Грозного князь Василий II взошёл на московский престол, когда ему было всего десять лет. Практически всю свою жизнь он неустанно вел борьбу за власть со своими родственниками, которые также претендовали на роль московского правителя. Кроме того, положение осложнялось постоянными набегами остатков татаро-монгольской орды, которые терроризировали сопредельные с Москвой княжества. Для Василия II было очевидным, что лишь объединение княжеств под единым руководством могло положить конец Смутному времени.

Для князя Василия в первые десятилетия правления незыблемым авторитетом был митрополит Фокий – человек мудрый, истинно верующий и сделавший многое для распространения православной веры не только на Руси, но и в Восточной Европе, в том числе в княжестве Литовском.

По сути, митрополит был вторым лицом в зарождающемся русском государстве, и авторитет церкви был неоспорим. Поэтому, когда после смерти Фокия византийский патриархат прислал ему на замену греческого первосвященника Исидора, его встретили с доверием.

Призыв к участию во Флорентийском соборе, напротив, был встречен Москвой в штыки. Точнее, участвовать в нём было необходимо, но Василий Тёмный (прозванный так, потому что был ослеплён врагами) настаивал на категорическом отрицании унии с католиками. Исидор заверил московских верноподданных, что будет отстаивать интересы православия.

Происходившее во Флоренции известно со слов спутников Исидора — епископа Авраамия Суздальского и иеромонаха Симеона. По их свидетельствам, между католическим духовенством и греческим патриархатом не утихали ожесточенные споры. Не выдержав напряжённой борьбы, прямо во время Собора скончался православный патриарх Иосиф II. Оставшись без руководителя, греческие митрополиты были вынуждены согласиться и принять владычество римского папы.

Вернувшись в Москву, Исидор велел называть себя папским легатом, а во время богослужений приказывал пастве вместо православных святых поминать папу римского. Это привело в ярость Василия Тёмного, и Исидор был посажен под арест, откуда вскоре сбежал в Польшу.

Москва – третий Рим

В 1441 году был созван Московский поместный собор. Так как митрополита на Руси временно не было, в нём приняли равноправное участие все епископы, архимандриты, игумены и некоторые монахи. На Соборе православное духовенство единогласно осудило Флорентийскую унию и официально лишило сана Исидора.

Однако главным с исторической точки зрения событием стало то, что новый митрополит Киевский и Всея Руси – рязанский епископ Иона был назначен Собором в обход Константинополя. Таким образом русское православие заявило о своей полной самостоятельности и независимости не только от католиков, но и от греческого патриархата.

С момента образования и в течении многих веков Русская Православная Церковь была одною из митрополий, подведомственных Константинопольскому патриарху. Русский митрополит осуществлял в своей митрополии власть патриарха Константинопольского и находился под его юрисдикцией.

Поэтому митрополиты, управлявшие землями, населенными русскими (как во времена единого государства, так и во времена раздробленности), как правило, присылались из Константинополя. Они выбирались из тамошних церковных иерархов, были обычно греками, сербами, болгарами и т.п., и приезжали в Россию, не зная ни языка, ни реалий этой земли. Как правило, это мотивировалось тем, что русское духовенство слабо образовано, плохо ориентируется в богословских вопросах, поэтому нуждается в помощи просвещенных иностранцев. В свою очередь русские князья по понятным причинам стремились передать управление митрополией в руки соотечественников, русских иерархов.

Впервые это удалось сделать в 11 веке, когда в 1051 киевскую кафедру занял первый русский по рождению митрополит Иларион. Он был рекомендован на эту должность собором русских епископов и утвержден константинопольским патриархом.

После татаро-монгольского нашествия ситуация усугубилась еще и тем, что русские оказались разделенным народом – часть русских земель попала под власть татарской Золотой Орды, часть оказалась в Великом Княжестве Литовском, а еще небольшой кусок – Галиция – отошла Польше.

Одновременно с усилением Москвы, когда она начала де-факто превращаться в независимое государство, началось и стремление к церковной самостоятельности.

Однако де-факто она оформилась только после Флорентийского собора.

Напомним, что тогда Византия находилась в отчаянном положении – она потеряла почти все земли и турки стояли едва не у стен Константинополя. Греки воззвали за помощью в Европу, к единоверцам-христианам, однако католики, воспользовавшись бедственным положением православных, потребовали предварительно урегулировать все разногласия между двумя христианскими конфессиями и с этой целью был созван Флорентийский собор.

От России на него выехал грек Исидор, только-только назначенный митрополитом Киевским и Русским. Исидор оказался ярым сторонником унии (соединения) и после того, как на соборе православные приняли все выдвинутые католиками требования, вернулся в Россию с вестью о том, что западная и восточная ветвь православия объединились.

А русские иерархи, посовещавшись, избрали митрополитом епископа Рязанского Иону.

Утверждаться в Константинополь Иона не поехал – не у кого было утверждаться. Императорский трон занимал подписавший унию Иоанн VIII, а патриарший престол – униат Григорий Мамма. После этого с подчинением Византии было покончено навсегда, и русские митрополиты утверждались только собором русских церковных иерархов.

Никаких пришлых мы больше не принимали.

Правда, с независимостью Русской православной церкви совпал и ее раскол.

В 1458 в Риме патриарх-униат посвятил в митрополиты Русские Григория, ученика Исидора, который вскоре выехал в Киев, ведь на литовские и польские земли власть московских князей не распространялась. В 1460 Григорий прислал в Москву посольство и потребовал смещения митрополита Ионы.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Русская православная церковь

Как русская православная церковь стала самостоятельной?

Как боролись с еретиками в Средние века в Западной Европе?

Несмотря на все усилия церкви, искоренить ереси полностью ей так никогда и не удалось. Преследования лишь сделали еретиков осторожнее в поступках и тверже в убеждениях. Тайные секты продолжали существовать до самого конца средневековья.

Вопросы и задания для работы с текстом

1. Какую цель ставило перед собой византийское посольство, отправившееся из Константинополя в Рим в 1438 г.? Была ли эта цель достигнута?

Главной целью византийского посольства было получение военной помощи против турков. Помощь была обещана, но не получена.

2. Что такое Флорентийская уния?

Флорентийской унией называется договор, заключённый в 1439 году между православной и римско-католической церквями во время Флорентийского собора христианских церквей и формально объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-католической). Во время его подписания было зафиксировано множество несоответствий и нарушений. Уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго. Уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе епископы и митрополиты стали открыто отрицать своё согласие с Собором или утверждать, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства. Таким образом, уния была отвергнута большинством восточных церквей.

3. Когда Русская православная церковь стала автокефальной? Что это означало?

4. Почему на территориях бывшего Древнерусского государства возникли два центра Русской православной церкви? Где они находились?

Утратив свои позиции в Москве, Константинополь пытался сохранить их в Литве. В 1458 году вселенский патриарх и папа римский, несмотря на протесты митрополита Ионы, признали митрополитом Киевским и всея Руси сторонника унии Григория, ученика Исидора. С тех пор одновременно действовали два митрополита. Один был в Киеве и его назначал Константинополь. Другой был в Москве, и избирался он высшим русским духовенством.

5. Оцените роль великих князей московских в укреплении позиций Русской православной церкви.

До XV века мы видели явные примеры того, как Церковь помогала русским князьям бороться с междоусобицами, с внешними врагами, в объединении и усилении государства. Но с созданием единого и сильного государства, Церковь становится одним из звеньев государственного аппарата. Церковь становится зависимой от государства. Московские князья всячески старались усиливать свое влияние на Церковь, и помимо этого усиливали саму Церковь, обеспечивая ее доходы, прирост церковных земель и т.п.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть. Русская православная церковь

1. Выпишите из текста в тетрадь незнакомые слова и с помощью Интернета найдите их значение.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля православной Церкви. Также титул старшего епископа в некоторых иных Церквях. Исторически, до Великого раскола, присваивался шести епископам-главам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому и Болгарскому).

2. Сформулируйте главную мысль автора документа.

Автор документа хотел показать, что разногласия православной и католической церкви носят характер, не позволяющий говорить о возможном объединении церквей.

3. Докажите с помощью текста документа, что его автор был участником Флорентийского собора.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. В чём состоят основные различия православия и католичества? Составьте в тетради сравнительную таблицу. Подготовьте презентацию на эту тему.

Православная Церковь Католическая Церковь
Для единства церкви достаточно разделять одну веру и таинства. Главенство Папы римского не признается. Патриархов несколько. Для единства церкви нужно разделять одну веру и таинства, а также признавать единого главу церкви – Папу римского.
В символе веры отмечается, что Святой Дух исходит только от Отца. В символе веры отмечается, что Святой Дух исходит от Отца и Сына.
Есть мытарства. Есть чистилище.
Крестятся справа налево. Крестятся слева направо.
Крещение проводится путем погружения в воду. Крещение проводится путем окропления.
Причастие всех верующих и хлебом, и вином. Причастие и хлебом, и вином только для духовенства. Для всех остальных только хлебом.
Использование в причастии квасного хлеба. Использование в причастии пресного хлеба.
Священник может иметь семью. Священник не может иметь семью.
Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха). Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога.

Для современного человека эти различия порой воспринимаются как незначительные и даже смешные. Но в те времена роль Церкви была настолько высока, что даже незначительные отступления от принятых канонов считались ересью. Сегодня Церковь скорее более демократична и проповедует не только божественные устои и догматы, сколько простые человеческие добродетели, которые конечно же в большей степени едины с религиозными.

2. Обретение Русской православной церковью независимости от константинопольского патриарха, с одной стороны, повысило её авторитет, а с другой — усилило её зависимость от великих князей. Объясните почему.

3. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из известных православных монастырей России.

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим князем Московским Василием III в память возвращения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, сознавал себя наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.

Державная идея — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, апостолом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи.

История Новодевичьего монастыря тесным образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 году Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь Анну. В 1598 году после смерти царя Федора Ивановича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова. Здесь же с января по апрель 1598 года находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем.

В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 года на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины.

Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь, названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа.

В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.

4. Выясните, какие символы украшают религиозные сооружения. Что они означают? Составьте в тетради справку о любом из таких символов.

Символов, используемых в религиозных сооружениях много:

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Где в начале XV в. находилась резиденция вселенского патриарха — главы всех православных христиан мира?

Резиденция вселенского патриарха в начале XV века находилась в Константинополе

Кто был главой Русской православной церкви?

Главы Русской православной церкви в начале XV века как такового не было. Был Глава Киевский и всея Руси. В начале XV века митрополитами были Киприан, Фотий, Герасим.

Где находилась его резиденция?

После разорения Киева резиденция митрополита была перенесена сначала во Владимир (в 1299 году), затем в Москву (с 1325 года).

Какие шаги предпринял Иоанн VIII Палеолог в надежде спасти гибнущую Византию?

Последний император Византии Иоанн VIII Палеолог в надежде спасти гибнущую Византию отправился в Рим, к папе римскому.

Кто из греческой делегации представлял особый интерес для папы римского? Почему?

Для папы римского особый интерес представлял только что назначенный новым митрополитом Киевским и всея Руси грек Исидор. Интерес был вызван тем, что из-за сложившихся обстоятельств у католической церкви появилась надежда добиться приобщения Руси к католической вере.

Какой вопрос должен был обсудить церковный собор 1438 г.?

Церковный собор 1438 года должен был обсудить вопрос об объединении (унии) Католической и Православной церквей.

Какой вопрос ставили католики на этом соборе?

Католики добивались признания православными римского папы единым главой всех христиан и главных католических догматов.

Какую позицию заняли представители Русской православной церкви?

Константинопольский патриарх Иосиф II был против унии, но во время переговоров он умер. С огромными усилиями, преодолевая сопротивление части православного греческого духовенства, прибегая к угрозам, подкупу и прямому насилию, папистам в 1439 году удалось подписать акт об унии. Участвовал в соборе и митрополит Исидор, проявивший себя как твердый сторонник униатства.

Кто не подписал Флорентийскую унию 1439 г.? Почему?

Отказались подписывать Флорентийскую унию эфесский митрополит Марк, митрополит Иверский Григорий из Грузии (притворился сумасшедшим), митрополит Нитрийский Исаакий, митрополит Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия (тайно бежал из Флоренции).

Какую позицию занимал митрополит Киевский и всея Руси Исидор?

Исидор был сторонником унии с католиками.

Что вызвало негодование москвичей?

Приехав в Москву, Исидор начал служить литургию по новому образцу, вознес имя папы римского ранее имени патриарха, приказал нести католический крест и велел прочесть в церквах соборное определение о состоявшейся унии.

Какое решение принял собор русского духовенства?

Собор русского духовенства принял решение об отвержении Флорентийской унии, она была объявлена ересью.

Какие преимущества получила Византийская империя, заключив Флорентийскую унию?

Никаких преимуществ не получила Византийская империя. Католические страны не помогли ей в борьбе против турков-османов и в 1453 году Константинополь пал.

Кто мог назначить константинопольского патриарха в середине XV в.?

По идее, теперь константинопольского патриарха мог назначать правитель Османской империи.

Какое решение принял церковный собор 1448 г.?

Церковный собор принял решение о низложении Исидора и без получения согласия Константинополя избрал митрополитом Русской православной церкви епископа рязанского и муромского Иону.

Что такое автокефалия?

Автокефалия – в православии самостоятельная поместная церковь. Применимо к тому периоду это означало, что Русская православная церковь заявила о своей самостоятельности.

Какое значение имела автокефалия Русской православной церкви?

  • выборы митрополита стали внутренним делом Церкви;
  • полная самостоятельность;
  • рост авторитета и влияния.

Вспомните исторические факты, подтверждающие большую роль Русской православной церкви в объединении русских земель.

  • поддержка политики Александра Невского по отношению к Золотой Орде;
  • Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву с ордынцами;
  • Церковь выступала за усиление власти великого князя в период раздробленности Руси.

Почему Церковь жестоко преследовала еретиков?

Православное духовенство было непримиримо к ереси, поскольку:

  • Еретики выступали против Русской православной церкви;
  • Боролись за изменение основ православия;
  • Пытались утвердить на Руси западноевропейский порядок.

Почему центром ереси стали северо-западные русские земли?

Северо-западные русские земли имели тесные связи со странами Запада.

Почему Иван III вначале сочувственно относился к еретикам?

Противостоя Церкви, еретики ставили Церковь в положение, когда ей приходилось еще больше опираться на помощь государственного аппарата, а значит – усиливать влияние государства и князя на Церковь.

Почему идеи еретиков находили поддержку среди духовенства?

Активная фаза развития общества, безусловно, затрагивала и духовенство. Появлялись стремления улучшить, реформировать Церковь, но это, несомненно, привело бы к теологическим диспутам, появлению разных внутрицерковных партий, отходу от канонов православной церкви. Поэтому с одной стороны желание реформировать Церковь отвечало духу времени, с другой стороны – несло угрозу для ее целостности.

Знаете ли вы, когда и как Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой? церковь

Православие стало духовно-нравственной опорой борьбы русского народа против золотоордынского ига. Церковь, благодаря святителю Сергию Радонежскому, возвела саму идею достижения общерусского единства до высшего смысла служения Богу и Отечеству. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политического лидерства Московского княжества в собирании земель. Союз церкви с московскими князьями еще более укрепился в XV в., когда русская православная церковь выступила против Флорентийской унии 1439 г.
Чтобы устранить угрозу завоевания Османской империей Византии и обеспечить ей помощь Европы, на Вселенском соборе 5 июля 1439 г. была заключена уния (от лат. - объединение), согласно которой Православная церковь принимала католические догматы и верховное главенство римского папы при сохранении православных обрядов и богослужения. Подписавший унию московский митрополит грек Исидор, ставленник константинопольского патриарха, по возвращению был Василием II смещен как "латынский злой прелестник" и заточен в Чудов монастырь. В 1448 г. в Москве был впервые избран митрополит без санкции патриарха. После падения Константинополя в 1453 г. Русская Православная церковь становится самостоятельной (автокефальной). В 1589 г. создается Московская патриархия и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.
Достижение Русской Православной церковью своей самостоятельности имело поистине историческое значение. Во-первых, поскольку римский папа не признал автокефальность Московской патриархии и стал поддерживать православную самостоятельную церковь в Литве, усложнились отношения России с католической Европой. Во-вторых, это событие неизбежно привело к укреплению союза Русской Православной церкви и государства. Как отмечают историки, "важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих - создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящу

Православие стало духовно-нравственной опорой борьбы русского народа против золотоордынского ига. Церковь, благодаря святителю Сергию Радонежскому, возвела саму идею достижения общерусского единства до высшего смысла служения Богу и Отечеству. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политического лидерства Московского княжества в собирании земель. Союз церкви с московскими князьями еще более укрепился в XV в., когда русская православная церковь выступила против Флорентийской унии 1439 г.
Чтобы устранить угрозу завоевания Османской империей Византии и обеспечить ей помощь Европы, на Вселенском соборе 5 июля 1439 г. была заключена уния (от лат. - объединение), согласно которой Православная церковь принимала католические догматы и верховное главенство римского папы при сохранении православных обрядов и богослужения. Подписавший унию московский митрополит грек Исидор, ставленник константинопольского патриарха, по возвращению был Василием II смещен как "латынский злой прелестник" и заточен в Чудов монастырь. В 1448 г. в Москве был впервые избран митрополит без санкции патриарха. После падения Константинополя в 1453 г. Русская Православная церковь становится самостоятельной (автокефальной). В 1589 г. создается Московская патриархия и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.
Достижение Русской Православной церковью своей самостоятельности имело поистине историческое значение. Во-первых, поскольку римский папа не признал автокефальность Московской патриархии и стал поддерживать православную самостоятельную церковь в Литве, усложнились отношения России с католической Европой. Во-вторых, это событие неизбежно привело к укреплению союза Русской Православной церкви и государства.

Читайте также: