Какую роль играет звук в слове 5 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

звуковой анализ слова

звуковой анализ слова группа

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

звуковой анализ слова язык

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

звуковой анализ слова группа

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

звуковой анализ слова схема

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Наш родной русский язык довольно богат, одним из его главных составляющих являются звуки, которые служат для повседневного общения между людьми. В данном случае роль звуков будет заключаться в:

  • интонации;
  • разделении смысла слов;
  • придании словам мягкости;
  • и многое другое.

Люди постоянно нуждаются в общении, которого бы не существовало без присутствия звуков в русском языке. Каждый человек пытается передать другому свои мысли с помощью слов, состоящих из звуков.

Звуки, выполняя функцию коммуникации людей, могут воздействовать на разные факторы, о которых речь пойдёт далее.

Интонация

Одним из важных и наиболее значимых факторов общения служит интонация, являющаяся звуковым средством языка. С помощью интонации мы можем передать наше настроение, будь то злость или радость, выразить различное отношение к человеку или людям, с которыми ведётся диалог. Также в письменной речи интонация особо важна, служит для обозначения нужных пауз с помощью различных знаков препинания (запятые, точки, двоеточия).

Разделение смысла слов

Чётко и ясно произнося звуки в словах при общении, мы сделаем свою речь более понятной для восприятия. Так, заменив в слове всего лишь один звук, мы уже получим абсолютно другое слово, тогда информация, которую человек пытался донести, может стать вовсе отдалённой для понимания. Так, например, изменив в слове "дом" звук [д] на звук [т], получится слово "том", имеющее предельно иное значение.

Разговаривая с близкими людьми, мы можем использовать мягкие звуки. Тогда разговор становится более ласковыми и приятным, например, мама, обещаясь со своей дочкой, может назвать её "доченькой", где звук [н'] является мягким звуком.

Таким образом, значение звуков в русском языке велико. Используя различные слова и употребляя по разному звуки в них (с мягкостью или твёрдостью), используя определённую интонацию, люди создают диалог, который может приобрести различное значение. Главное, говорить чётко и внятно, чтобы смысл слов был понятен собеседнику.

Звуки речи служат для образования слов. Они не имеют смыслового значения. Но благодаря им мы различаем слова, которые слышим и произносим: мир <мир>и пир -различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов, помогают отличать слова друг от друга.


Звук в словах играет не первую, но и не последнюю роль.

С помощью различных звуковых ударений можно иметь в арсенале сразу два разных по смыслу слова.


Подскажите пожалуйста?

Приказ - В каком падеже, числе, какую роль играет в предложении.


Обазначь приставку в глаголах подбери слова с другой приставкой какую роль в словах играет приставка?

Обазначь приставку в глаголах подбери слова с другой приставкой какую роль в словах играет приставка.


Какую роль в жизни человека играет предонность(пожалуйста очень срочно)?

Какую роль в жизни человека играет предонность(пожалуйста очень срочно).


Какую роль играет приставка при - в слове принакрылась?

Какую роль играет приставка при - в слове принакрылась.


Какую роль играет каждая из этих морфем в слове?

Какую роль играет каждая из этих морфем в слове.


ПОМОГИ ПОЖАЛУЙСТА?

Придложегие со словами играет главную роль.


Какие слова и фразеологизмы, могут быть в предложении простым глагольным сказуемымИграйте, пусть играет, игра, игривый, играют, играть роль, играющий, играя, игриво?

Какие слова и фразеологизмы, могут быть в предложении простым глагольным сказуемым

Играйте, пусть играет, игра, игривый, играют, играть роль, играющий, играя, игриво.


Скажите пожалуйста какую играют роль глаголы в предложении, в речи?

Скажите пожалуйста какую играют роль глаголы в предложении, в речи.


Помогите пожалуйста?

Какую роль играют в тексте слова имеющие разговорный и просторечный окрас?

И зачем их использует автор?


Какую роль смысловую роль играют в пословицах прилагательные?

Какую роль смысловую роль играют в пословицах прилагательные.


Многообещающий, посредник, общительный, специалист, усовершенствованный, выгодный, вменяемый, полезный, индивидуальный.


1. Майские цветы 2. Ландыш - лекарственное растение 3. Исчезающий цветок 4. Сохрани это растение.


Бежали имя существительное начальная форма бежать пост признаки 1 спр непост признаки мн ч пр вр.


Стихи - стихия давнее - давешним незримого - незрячий.


В третьем предложении после слова "потрясла".


1 + , 2 + , 3 + , 4 + , 5 + , 6 - , 7 - , 8 + . 9 - , 10 -.


Существует труд и Лестера.



Кашка (каши) получилась жидкой(жиденький) войсками командуют храбрые полководцы(полководец).


Труд очень сильно формулирует человека. Ведь если не труд в человеке мы бы уже давно погибли или остались бы первобытными людьми и не шли вперёд. Есть ленивые люди. Они не помогают человечеству продвигаться. Они целыми днями сидят дома и не работ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству средств выразительности, входящих в активный запас.

Что такое звукопись?

Что такое звукопись

Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Существует всего четыре разновидности этого приема:

Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами.

Аллитерация и консонанс

Звукопись примеры

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Звукопись в литературе

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

Ассонанс

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Звукопись в стихах

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

Диссонанс и липограмма

Приемы звукописи

Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Теплой осени дыханье,

Тихое листов шептанье,

Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства.

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга –

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

Каламбурные рифмы

Русский язык звукопись

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

В октябре с небес не пух —

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

За счет использования этого приема автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.

Читайте также: