Действительно ли идеи конституционализма плохо приживались в россии 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Традиционно под Конституцией понимается Основной закон государства , определяющий политические , экономические , социальные устои государства , закрепляющий основные права и свободы человека , а также статус власти и ее правовые ограничения . В этом плане можно отнести зачатки российского конституционализма к XVIII веку , факту появления Кондиций ( от лат . condicio – соглашение , акт конституционного содержания ), которые были подписаны 25 февраля 1730 года императрицей Анной Иоанновной как условия ее вступления на престол .

Идеи конституционализма также коснулись и Павла I. Наставником Павла был русский дипломат и государственный деятель Никита Панин , можно сказать , конституционалист , который свой первый проект Конституции , ограничивающей власть монарха Императорским советом и ставящей закон выше его воли , обнародовал еще в 1762 г ., но Екатерина II тогда не утвердила данный проект .

При Павле I им был составлен новый проект Конституции , который , по некоторым версиям историков , был подписан Павлом I и должен был быть обнародован в момент его восшествия на престол . Но это стало известно Екатерине II. Подобные действия ею уже расценивались не иначе как заговор и государственная измена . Императрица вызвала к себе сына для проработки , и тот принес матери повинную и список заговорщиков . Панин был удален от наследника престола , а проект Конституции засекретили и тайно хранили в государственном архиве с пометкой , запрещающей вскрывать его без личного распоряжения императора .

Финско - польский эксперимент

Но Александр понимал , что дворянство , на которое опиралось самодержавие , не готово к такой резкой перемене , поскольку Конституция , дарующая свободу крестьянам , лишит их существующего экономического положения . Поэтому Александр решил внедрять идею Конституции медленно , чтобы к ней могли все привыкнуть , начиная прививать конституционный порядок на западных вновь присоединенных территориях империи . Так , в 1809 году после присоединения Финляндии к России и образования Великого княжества Финляндского Александр I торжественно заявил о том , что на новой территории будут сохранены старая Конституция и другие основные законы .


©Granger Historical Picture Archive/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

Победа же над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года также укрепляла конституционные намерения императора , который не мог не видеть реакцию простых людей во время победоносных походов на Запад , впервые оказавшись за границей . Он продолжает свой конституционный эксперимент , и в мае 1815- го последовал царский манифест о даровании вновь образованному царству Польскому Конституции , самоуправления , собственной армии и свободы печати .

Вслед за этим 15 ноября 1815 года Александр I утвердил текст Конституции для Польши . Власть императора в Польше ограничивалась Конституцией , и он обязывался давать особую клятву при короновании царем Польши . Высшим законодательным органом провозглашался Сейм , состоящий из двух палат . Верхняя палата состояла из сенаторов , пожизненно назначаемых императором . Нижняя палата состояла из депутатов , избранных прямым голосованием . Избирательные права получили все дворяне , достигшие возраста 21 года и обладавшие недвижимой собственностью . К числу избирателей относились также все остальные граждане , имевшие недвижимость , а также церковнослужители , профессора , учителя и художники . Крестьянство полностью лишалось избирательных прав . Конституция царства Польского была типичным для континентальной Европы примером так называемой октроированной ( дарованной ) конституции .

Данным проектом в империи вводился принцип разделения властей , согласно которому за императором закреплялась лишь роль главы исполнительной власти , а законодательная переходила в руки общероссийского Сейма из двух палат . В парламент могли избираться представители разных слоев населения ( а не только дворяне , как раньше ), но путь туда для обычных крестьян все же был закрыт . Также документ предписывал федеративное деление России на 10 наместничеств ( административно - территориальных единиц , объединявших в себе несколько губерний ). Верховным органом административного управления назначался Государственный совет .

В Основах были также прописаны буржуазные свободы , независимость суда и другие демократические принципы , которые , к слову , появились совсем недавно в современной России . Но со временем Александр отошел от этих идей , встав на путь либеральных разочарований , да и страх , что радикальными реформами можно подтолкнуть народ к восстанию , оказался сильнее . Идею о принятии Конституции пришлось похоронить на государственном уровне , но ее подхватили декабристы , герои Отечественной войны 1812 года . Революционные идеи , которыми была наполнена Европа и которых так боялись императоры в России , неизбежно охватили и Россию , где начали создаваться тайные общества , где активно обсуждались идеи конституционного устройства . Появились и проекты конституций Павла Пестеля и Никиты Муравьёва .

Призрак Думы


Military History Collection/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

Military History Collection/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

Конституция Муравьева , в свою очередь , отстаивала модель конституционной монархии , при которой у монарха нет законодательной власти . Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече . Оно состояло из двух палат : верхняя палата носила название Верховная дума , нижняя называлась Палатой народных представителей . Народное вече должно было собираться 1 раз в год . Дума , по проекту Муравьева , должна состоять из 42 членов : в нее выбиралось по три гражданина от каждого региона .

Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира , в назначении судей верховных судебных мест , главнокомандующих сухопутными и морскими силами , корпусных командиров , начальников эскадр и верховного блюстителя ( генерал - прокурора ). Каждые два года переизбиралась одна треть членов Верховной думы . Принятие закона могло быть отсрочено императором , но не могло быть им самовольно отвергнуто . В части отмены крепостного права и признания основных прав и свобод взгляды Муравьева и Пестеля особо не отличались . Декабристами для реализации своих конституционных идей была предпринята попытка силового захвата власти , но они потерпели фиаско .

Эпоха перемен

При Николае I любые разговоры о конституции можно было забыть . Даже мысль о том , что в составе его владений находятся области , пользующиеся народным представительством , вызывала в нем неприятное настроение , и порой он всех поляков иронически называл депутатами . В итоге в 1832 году он отменяет польскую конституцию и создает царство Польское в составе Российской империи .

При его правлении в 1861 году наконец было отменено крепостное право , проведены земская , военная , судебная , финансовая реформы , ослаблена цензура , ликвидировано 3 е отделение ( главный орган политического сыска ), введено городское самоуправление , ослаблен контроль за университетами , введено женское образование . Эти реформы логично вели его к идее конституционной реформы .


Heritage Image Partnership Ltd/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

Heritage Image Partnership Ltd/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

28 января 1881 года проект был подан императору , а 16 февраля он был одобрен Особым совещанием ( в присутствии будущего императора Александра III). 1 марта император сообщил Лорис - Меликову , что через четыре дня проект будет вынесен на обсуждение Совета министров , но в тот же день через 2 часа на императора было совершено покушение – он погиб от бомбы народовольцев . Те считали , что свободу нужно не выпрашивать , ее нужно брать , причем брать насилием , поскольку режим , удерживающийся благодаря насилию , не может понимать иного языка .

Обреченное самодержавие

Александр III, воспитанный в консервативной идеологии и увидевший , до чего довели реформы его отца , перешел к консервативной политике , выраженной в проведении контрреформ .

Ситуация начала значительно меняться в конце XIX – начале XX века , когда кризисные явления в обществе приводили к революционным ситуациям , бунтам , массовому неподчинению , что усугублялось провалами во внешней политической деятельности и значительными поражениями на военных фронтах . Становилось очевидным , что управлять страной по - старому уже не получится . Интеллигенция считала преимущества западных государственных форм совершенно бесспорными и очевидными и была уверена , что жить при парламентарном строе – значит ценить его и любить .


Boris Chorikov/Heritage Images/Fine Art Images/AKG-Images

Boris Chorikov/Heritage Images/Fine Art Images/AKG-Images

Самым серьезным из таких конфликтов стало Кровавое воскресенье 9 января 1905 года , когда царские войска расстреляли петербуржских рабочих , которые намеревались вручить царю петицию о своих нуждах . В ней они не только требовали улучшения экономических условий работы , но и заявляли конституционные требования : свободу и неприкосновенность личности , свободу слова , печати , свободу собраний , свободу совести в деле религии ; ответственность министров перед народом и гарантии законности управления ; равенство перед законом всех без исключения ; свободу производительных и профессиональных рабочих союзов и т . д .

Кровавое воскресенье стало импульсом для волны забастовок , стачек , баррикад и восстаний городов и даже боевых кораблей – бунт прокатился по всей стране и превратился в массовое движение , оставшись в истории под названием 1- я Русская революция 1905 года .

60. Можно ли согласиться с мнением тех источников права, которые полагают, что после Октября 1917 года конституционализм в России не существовал? Почему?

Не смотря на то, что после победы большевиков Россия получила первую в своей истории Конституцию (потом были еще Конституции 1925 г., 1937 г., 1978 г.), говорить о конституционализме в России крайне затруднительно.

Дело в том, что конституция появилась в России в собственном, формально-юридическом смысле слова.

В основе советского государственного права лежали представления о классовых интересах, подчиненности личных интересов общественным (государственным), институциональном единстве государственной власти, идеологическом монизме и господстве одной политической силы и т. п.

Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма.
Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее – авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры.

конституционализм- политическая система, опирающаяся на конституцию

На неё и опирались. Или она была отменена? нет

Ага, и небыло коституциенного суда гарата конституции, да и самой контитуции. ЧУШЬ! Вот сейчас этого всего нет.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа играла роль первой в истории России конституции. До революции на всей протяжении истории России конституциё не существовало. И разговоры о ней часто считались государственным преступлением.

Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми — в сфере организации и функционирования государственной власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных и т. д. — со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов, императорскими указами и др.

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли — просветительство. Его представители (С. Е. Десницкий, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.

В XIX в. развитие конституционной мысли в России шло по двум направлениям:

1) монархическое (правительственное) — М. М. Сперанский, Н. Н. Новосельцев, П. А. Вяземский, П. И. Шувалов, П. А. Валуев и др.;

2) дворянско-либеральное и буржуазно-либеральное (этап революционно-дворянского конституционализма) — А. В. Бердяев, П. В. Долгоруков, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский и др.

В рассматриваемый период появились и писаные конституционные акты, разрабатываемые как для составных частей Российской империи, так и для других государств: в 1804 г. Александр I одобрил проект Конституции для Ионических островов, в 1809 г. рядом императорских манифестов фактически была создана некодифицированная конституция Финляндии, в 1815 г. Александр I подписал Конституцию Царства Польского (первый действующий конституционный акт на территории Российской империи), в 1879 г. разработана Тырновская Конституция Болгарии (действовавшая вплоть до 1947 г.). Верховная власть приходит к убеждению в необходимости конституционного строя в России.

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.




В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма был положен конец.

Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.

Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми — в сфере организации и функционирования государственной власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных и т. д. — со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов, императорскими указами и др.

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли — просветительство. Его представители (С. Е. Десницкий, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.

В XIX в. развитие конституционной мысли в России шло по двум направлениям:

1) монархическое (правительственное) — М. М. Сперанский, Н. Н. Новосельцев, П. А. Вяземский, П. И. Шувалов, П. А. Валуев и др.;

2) дворянско-либеральное и буржуазно-либеральное (этап революционно-дворянского конституционализма) — А. В. Бердяев, П. В. Долгоруков, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский и др.

В рассматриваемый период появились и писаные конституционные акты, разрабатываемые как для составных частей Российской империи, так и для других государств: в 1804 г. Александр I одобрил проект Конституции для Ионических островов, в 1809 г. рядом императорских манифестов фактически была создана некодифицированная конституция Финляндии, в 1815 г. Александр I подписал Конституцию Царства Польского (первый действующий конституционный акт на территории Российской империи), в 1879 г. разработана Тырновская Конституция Болгарии (действовавшая вплоть до 1947 г.). Верховная власть приходит к убеждению в необходимости конституционного строя в России.

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.

В феврале 1917 г., после того как Николай II и его брат Михаил отреклись от престола, монархия в России прекратила существование. Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провозгласило Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание. Это был достаточно представительный, легитимный орган, выборы в него состоялись, оно было созвано и приступило к работе, однако в октябре 1917 г., после того как Учредительное собрание отказалось одобрить первые декреты советской власти, оно было распущено большевиками. Краткому этапу российского парламентаризма был положен конец.

Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.

Теоретические воззрения Федора Карпова, обращавшегося к законным формам реализации властных полномочий и утверждавшего, что все отношения между людьми в обществе должны регулироваться только правовыми нормами, позволяют говорить о том, что он сформулировал конституционную идею недопустимости надзаконного положения верховной власти.

Определенный вклад в развитие идеи ограничения абсолютизма внес Андрей Курбский, считая наилучшим вариантом организации формы государственной власти монархию с выборным сословно-представительным органом, участвующим в разрешении всех наиважнейших дел в государстве.

В целом же, в течение XI - первой половины XVII веков в российском научном и гражданском обиходе сформировались и утвердились такие значимые для конституционализма понятия, как верховная и судебная власть, были сформулированы принципы выборности и сословного представительства, законности и верховенства справедливого закона, разработана система царского законотворчества, заявлена проблема гражданской ответственности личности перед своим народом и государством. И хотя говорить о возникновении теории монархического конституционализма в России XI-XVII веков еще рано, необходимо отметить определенные достижения в эволюции взглядов на конституционализм как идею ограничения абсолютной власти монарха. Указанные выше идеи, понятия и принципы нашли свое отражение в последующих эпохах.

Во второй половине XVII - XVIII веков в поступательном развитии политико-правовой идеи конституционализма наметились новые тенденции: теоретическое обоснование гарантированности естественных прав человека; обязательности участия народа в управлении государством и создания представительного органа - парламента; разделения властей и независимости судебной власти. Значительный вклад в развитие данных понятий и институтов внесли В.Н.Татищев и А.Н.Радищев.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в России XVII-XVIII веков интерес к вопросам естественного права, конституционным началам организации власти и формам правления как предпосылкам возникновения конституционализма значительно возрос.

М.М.Сперанский предлагал произвести правовое оформление сословного строя общества, закрепив за каждым сословием определенный круг прав и обязанностей: дворянству - все политические и гражданские права плюс право владения землями, крестьянами, обязанность уплаты налога за владение землями; среднему сословию - все гражданские права, а политические согласно размеру собственности (по цензу); рабочему народу - только гражданские права.

Оценивая вклад М.М.Сперанского в развитие теории конституционализма, нужно сказать, что он одним из первых в России разработал реально применимую, политически и исторически оправданную модель реализации развития в царской России конституционной монархии. Причем М.М.Сперанский в силу своего поста и положения предпринял официальные попытки осуществления намеченного им плана реформирования России, но, к сожалению, его политико-правовая теория монархического конституционализма вызвала резкую критику и массу недовольств со стороны реакционно настроенных сословий.

Значительный вклад в развитие российской конституционной теории внесли декабристы Павел Иванович Пестель (1793-1826) - глава Южного общества и Никита Михайлович Муравьев (1796-1843) - предводитель Северного общества.

Политическим идеалом П.И.Пестеля являлась республика. В организации верховной власти он различал верховную законодательную власть и Управление - исполнительную власть. Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная - Державной думе, а надзор за их деятельностью - верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть. П.И.Пестель очень подробно и детально описал схему, функции, полномочия данных государственных органов, которые отвечали тогдашним социально-политическим условиям. Действия законодательной и исполнительной властей, а также само государственное устройство он определял Конституцией - Государственным заветом. Весь российский народ составляет, таким образом, одно сословие - гражданское, сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами.

Обязательно признание таких прав, как неприкосновенность личности, равноправие, свобода совести, слова, собраний и т.д.

Как теоретик П.И.Пестель прекрасно изучил накопленный до него зарубежный и российский опыт и сформулировал применительно к России наиболее значимые понятия и институты конституционализма, а также по-своему обосновал возможности конституционализма как способа реформирования российского царизма. Но с точки зрения практики политическая программа при всех ее достоинствах оказалась исторически бесперспективной, т.к. установление конституционализма он напрямую связывал с революционной диктатурой, которая, в свою очередь, по определению не может быть связана законами.

В завершение необходимо сказать, что первая половина XIX века отличается прежде всего повышенным интересом к реальным возможностям установления монархического конституционализма в России. Помимо конкретизации и уточнения общеизвестных понятий и теорий, российские ученые и общественные деятели выдвигали и предпринимали попытки реализовать на деле конкретные политические программы, в которых главная роль отводилась установлению в России конституционной монархии. На данном этапе идея конституционализма обретает мощную теоретическую базу и претендует на практическое ее применение в условиях российского царизма. Конституционализм представляется все более оправданным и перспективным и уже никогда более не утрачивает своего прогрессивного значения для становления и развития сильного гражданского общества и правового государства.

Общественный подъем и воодушевление, связанные с крестьянской реформой 1861 года и последующими реформами в области судопроизводства, образования, местного управления и самоуправления, дали новый толчок политико-конституционным течениям и конституционно-правовым теориям.

Поэтому вкладом Б.Н.Чичерина в развитие конституционализма нужно прежде всего считать то, что институционализируя естественные права человека, он одновременно выводит их из области государственного ведения, будь то гарантированность, ущемление, игнорирование, и определяет их как изначально присущие человеку, т.е. обосновывает незыблемость, неотъемлемость и неприкосновенность естественных прав человека.

Идея конституционализма стала наиболее востребованной в последнюю четверть XIX века и в начале XX века - преддверии первой русской революции. Здесь можно выделить целую плеяду ученых, таких как П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, И.А.Покровский, В.М.Хвостов, И.В.Михайловский, Л.И.Петражицкий, С.М.Муромцев, Н.М.Коркунов, М.М.Ковалевский, Г.Ф.Шершеневич и др. В своих трудах они доказывали обоснованность понимания права с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, на основе которых возможно создание некоего идеала общественного устройства, по своим характеристикам совпадающего с основными принципами конституционализма. Первостепенное значение при этом придавалось положению о том, что природе человека изначально присущи определенные этические принципы, играющие в организации общества регулирующую роль, своего рода исконные правовые начала. Отсюда проистекает представление о связи права и этики, права как нравственности.

Другим выводом этого учения стал тезис о различии идеального и реального правового порядка, необходимости постоянного соотнесения существующего права с идеальным. Сама мысль об изначальном характере этических представлений, присущих человеку в принципе, побуждала к переосмыслению естественного права, отношений общества и личности, гарантий прав индивида.

Так, С.А.Муромцев понимал право как действующий правопорядок. Правопонимание для него было не совокупностью юридических норм, а совокупностью юридических отношений. Нормы же он толковал как атрибут порядка. Такой подход позволял не отождествлять право с велением носителя верховной власти в государстве и содействовал более глубокому пониманию специфики права, его роли и сущности в процессе формирования гражданского общества и конституционализма.

Вслед за Вл.Соловьевым С.Н.Булгаков (1871-1944) утверждал, что естественное право есть правовое и социальное долженствование, это те идеальные нормы, которых в реальной действительности нет, но которые должны быть и во имя своего объективного долженствования отрицают действующее право и существующий уклад жизни. Критика права и социальных институтов есть неотъемлемая и неустранимая потребность человека, без этого остановилась бы и замерла общественная жизнь. Идея равенства людей включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства. Право есть свобода, обусловленная равенством, - вот основа теории С.Н.Булгакова. Идеал политической свободы он видел в преобразовании равенства в соответствии требованиям нравственного сознания.

В завершение следует сказать, что русские ученые-конституционалисты, учитывая мнение западных политиков и философов о ценности прав личности, правового государства и гражданского общества, главное значение своих поисков видели в осознании специфики политической системы России и тех ее социальных слоев, которые способны разделять и поддерживать эти социально-политические идеалы. Для данного периода характерно стремление понять особенности русского политического процесса и русской политической системы и на этой основе наметить пути достижения социально-политического идеала, который заключается в государстве, основанном на принципах реального конституционализма.

В советский период по вполне понятным причинам проблеме конституционализма уделялось относительно мало внимания. Тем не менее в ряде научных работ авторам удалось достаточно глубоко проанализировать некоторые аспекты конституционализма, но только через призму марксистско-ленинской идеологии. Среди таких исследователей можно выделить А.Н.Винокурова, В.К.Дябло, Д.И.Курского, А.Малицкого, П.И.Стучку и др. Так, в 1920-е годы ученые уделяли внимание вопросам, связанным со стремлением рассматривать советскую Россию как правовое государство.

С конца 1920-х - начала 1930-х годов тема конституционализма надолго исчезает из отечественной научной литературы. Причины этого заключаются в утверждении административно-командной системы, создании тоталитарного политического режима, установлении фактического и юридического произвола. Вопрос об ограничении власти правом был снят, а конституция понималась и трактовалась как одно из средств властвования. Все усилия государствоведения были направлены на оправдание существовавшей практики. Теория приобретала все более апологетический характер. Сам конституционализм упоминался исключительно в негативном плане и лишь по отношению к монархическому периоду России и зарубежным странам.

Только в конце 70-х - 80-х годов двадцатого столетия в отечественной науке сложилось более или менее четкое представление о понятии конституционализма. Среди ученых, занимающихся данной проблематикой, следует выделить С.А.Авакьяна, Н.А.Боброву, Н.А.Богданову, Ю.П.Еременко, Т.Д.Зражевскую, И.А.Кравеца, В.О.Лучина, Л.С.Мамута, В.С.Нерсесянца, О.Г.Румянцева, Н.А.Сахарова, Ю.И.Скуратова, И.М.Степанова, Б.С.Страшуна, О.И.Тиунову, Б.Н.Топорнина и др.

Так, Ю.П.Еременко уже в 1980-е годы под конституционализмом предлагал понимать единство трех компонентов: систему взглядов (идеологию), общественно-политическое движение и определенное состояние общественных отношений, достигаемое в результате точного и неуклонного соблюдения конституционных предписаний. С этим утверждением нельзя не согласиться, ведь конституционализм, по мнению подавляющего числа политологов, - явление многоплановое, и советские ученые вплотную подошли к проблеме многозначности не только его определения, но и самой его природы. Это можно назвать большим достижением советских ученых в области теории политики и юриспруденции.

Современное развитие политической науки, протекающее в условиях реформирования российского государства и российской государственности в целом, позволяет говорить о новом этапе изучения конституционализма. Отказавшись от рассмотрения конституционализма через призму классового противопоставления двух типов государственности, российские ученые объективируют, уточняют, дополняют и конкретизируют как само понятие конституционализма, так и его основные черты и принципы. И хотя терминологического единообразия в определении конституционализма до сих пор не наблюдается, проблемы, так или иначе связанные с конституционализмом, обретают статус принципиальных и требуют своего скорейшего разрешения.

В данной статье мы будем рассматривать конституционализм как процесс, направленный на установление ограниченной законом системы правления [5]. Необходимо отметить, что это понятие не совпадает ни с понятием конституции, ни с понятием либерализма, хотя конституционализм довольно часто с ними отождествляют [6]. Достаточно сказать, что отсутствие писаной конституции в Англии не является препятствием считать ее старейшим оплотом конституционализма в Европе, а несколько конституций в Советской России не стали залогом появления здесь конституционализма, который бы мог обуздать произвол власти в отношении личности. То же касается и слепого отождествления конституционализма с либеральными идеями, поскольку конституционализм гораздо старше либерализма и скорее восходит к республиканской традиции [7].

В исследованиях, посвященных конституционным проектам различных эпох, от дворянского конституционализма XVIII века до политических проектов начала XX века, практически отсутствуют следующие не затрагиваются вопросы, без которых, по-видимому, невозможно понять развитие конституционализма в России.

1. Отсутствуют попытки найти внутреннюю связь между различными проектами ограничения политической власти в России. Фактически нет единой истории дворянского конституционализма [11].

2. Не проведены четкие различия между правительственным и дворянским конституционализмом. Зачастую одни и те же сочинения ученые относят то к одному, то к другому течению.

По отдельности эти проблемы решить нельзя – необходимо комплексное рассмотрение. Попытаемся далее дать только краткий очерк этой проблематики.

Если еще более конкретизировать различия дворянского и правительственного конституционализма, можно сказать, что их представители вели речь о разных типах монархии: дворянство говорило о сословной, правительство – об административно-бюрократической.

Наиболее яркие примеры дворянского конституционализма второй половины XVIII века – это проекты Н.И. Панина и М.М. Щербатова.


Примечания:

[1] Архив СПб ИИ РАН. Ф.36. Оп.1. Д.400. Л.179об-180.

[2] Shogimen T. Constitutionalism // New dictionary of the history of ideas / edited by Maryanne Cline Horowitz. Volume 2. Communication of Ideas–Futurology. N.Y.; L., 2005. P. 458

[3] Ibidem; Fellman D. Constitutionalism // Dictionary of the History of Ideas: Studies of Selected Pivotal Ideas. N.Y., 1973. Vol 1. P. 485

[4] Griffin, Stephen M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton University Press, 1996. P. 5.

[6] См. уже давно ставшую классической работу Чарльза Ховарда МакИлвэйна по истории конституционализма: McIlwain, Charles Howard. Constitutionalism: Ancient And Modern. Ithaka, N.Y., 1940. Она полностью доступна в сети: http://www.constitution.org/cmt/mcilw/mcilw.htm Интересно, что Уолтер Ф. Мёрфи полагает, что даже демократические теории и конституционализм, "несмотря на некоторые общие основания, значимо разнятся… демократическую теорию отличает моральный релятивизм, в то время как для конституционализма характерен моральный реализм". См.: Murphy, Walter F. Constitution, Constitutionalism and Democracy // Constitutionalism and democracy: transitions in the contemporary world. Ed. by Douglas Greenberg & al. Oxford, 1993. P. 5-6.

[8] Медушевский А.Н. Российская конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Российская история. 2008. № 6. С. 29.

[9] Конституционные проекты в России XVIII-XX вв. М., 2000. Было бы неплохо подготовить к юбилею российской конституции в 2013 г. полное научное издание всех предшествовавших конституционных проектов с текстологическим исследованием всех редакций и разночтений и подробными научными комментариями, пригласив специалистов по каждой эпохе.

[10] Так, А.Б. Плотников опубликовал проекты Верховного тайного совета и шляхетства с источниковедческими комментариями и вводными статьями в трех сборниках: Россия в XVIII столетии. Вып. 1-3. М., 2006-2009.

[12] Корсаков Д.А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны. Казань, 1880. С. 18.

[13] Madariaga, Isabel de Portrait of an Eighteenth-Century Russian Statesman: Prince Dmitry Mykhaylovich Golitsyn // The Slavonic and East European Review. Vol. 62. 1984 . № 1. P. 59.

[15] РНБ ОР. Ф. 550. F. II. 41. Л.126.

[16] Там же. Л. 123.

[17] РГАДА.Ф. 3. Д. 4. Л.35.

[18] Феофан Прокопович. История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всероссийской // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России. Документы и материалы. М., 1991. С. 121-122.

[19] Корсаков Д.А. Указ.соч. С. 271.

[21] Щербатов М.М. Замечания на Большой наказ Екатерины // Щербатов М.М. Неизданные сочинения. М., 1935; Тарановский Ф.В. Политическая доктрина в Наказе Императрицы Екатерины II // Сборник статей по истории права, посвященный М.Ф. Владимирскому-Буданову его учениками и почитателями. Издан под редакцией М.Н. Ясинского. Киев, 1904. С. 44-86.

[22] Institutions politiques / par Monsieur le baron de Bielfeld. A La Haye : Chez Pierre Gosse junior, 1760. 2 v.

[25] Чечулин Н.Д. Проект Императорского совета в первый год царствования Екатерины II // Журнал Министерства народного просвещения, 1894, № 3. С. 77-79; Сафонов М.М. Конституционный проект Н. И. Панина - Д. И. Фонвизина. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 6. Л. 1974, с. 271- 280; Raeff M. Plans for Political Reform in Imperial Russia (1730-1905). New Jersey. 1966, p. 53-54; Ransel D. The Politics of Catherinian Russia. The Panin Party. New Haven, Lnd. 1975, p. 53-98; Плотников А.Б. Политические проекты Н.И. Панина // Вопросы истории. 2000. № 7. С. 74-84.

[26] См. подробнее: Плотников А.Б. Политические проекты Н.И. Панина // Вопросы истории. 2000. № 7. С. 74-84.

[27] Рассуждение о непременных государственных законах // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в 2-х тт. Т.2. М., 1959. С. 254-266.

[28] Там же. С.265-266

[29] Щербатов М.М. Сочинения кн.М.М. Щербатова. Том первый. Политические сочинения. Под ред. И.П. Хрущева. СПб., 1896. С. 337.

[30] Там же. С. 346.

[31] О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева. Факсимильное издание. Под ред. академика М.В. Нечкиной, д.и.н. Е.Л. Рудницкой. Вступительная статья и комментарии Н.Я. Эйдельмана. М.: Наука, 1983. Приложение. С. 77, 94.

[32] Nicolas Mikhailovitch, le Grand-Duc. Le Comte Paul Stroganov. Paris, 1905. T. 2. P. 38.

[33] Сахаров А.Н. Указ.соч. С.12.

[34] Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. С.239.

[37] Из обнаруженной нами неизвестной записки Н.Н. Новосильцева, которая готовится к публикации.

Читайте также: