Какую роль играет в жизни человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.

Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.

Какова роль искусства в жизни человека - как искусство влияет на общество

Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:

  • Пространственное творчество. Включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, художество. Общество передает свое восприятие мира на определенном этапе, используя осязаемые формы.
  • Пространственно-временной вид. Это танцевальная, цирковая, кинематографическая сфера. Люди сами непосредственно принимают участие в воспроизведении творческих идей. Они через себя передают свои чувства, открывают их миру.
  • Временное искусство. К этому виду относятся музыкальные, художественные произведения. Это неосязаемая форма передачи чувств и переживаний. Ее нельзя потрогать или оценить визуально. Каждый человек воспринимает литературу и музыку со стороны своего субъективного мировоззрения. Сколько людей ознакомится с произведением – столько мнений будет сформировано.

Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:

  1. Осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни.
  2. Украшение мира.
  3. Раскрытие духовных ценностей.
  4. Формирование ощущения и понимания прекрасного.
  5. Воспитание достоинства в людях и обществе в целом.
  6. Передача интересных человечеству жизненных аспектов через художественный образ.
  7. Восстановление душевной гармонии, которую зачастую нарушает реальность.

Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.

Какую роль играет искусство в жизни людей: функции

Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:

  1. Компенсаторную. Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается внутренне. Он компенсирует нехватку гармоничности, эстетичности в серых буднях, обращаясь к искусству. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния.
  2. Социальную. Яркий пример этой функции – массовое увлечение определенным писателем или кинематографистом. Под влиянием прочитанного или увиденного происходит небольшая трансформация мышления. Человек сопоставляет себя с героями, корректирует свои действия. Если это происходит на массовом уровне, меняется менталитет социума.
  3. Прогностическую. Не раз отмечалось, что великим художникам, архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать события, которые произойдут в будущем.
  4. Эстетическую. Даже самую жесткую реальность творчество выражает через пропорциональные, красивые, эстетичные образы. При изучении любого произведения человек не задумывается о научной подоплеке, как это происходит при знакомстве с точными науками. В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства. Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально и изящно формирует эстетическую функцию.
  5. Воспитательную. Для этой функции искусства в обществе характерно влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами известных творцов. Они благоприятно сказываются на становлении личности, системе приоритетов и взглядов.
  6. Познавательную. Все творческие работы – это кладезь информации, которая передается из поколения в поколение. Через них люди делятся сведениями о событиях, которые имели место в истории. Это войны, смены власти, революции, научные достижения и многое другое.
  7. Гедонистическую. Изучение шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать. Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой.

Какую роль играет искусство в жизни людей?

Какое значение имеет искусство в жизни человека

Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:

  • Художественный. Человек оценивает красоту, эстетичность природы, других людей, их творений и достижений.
  • Познавательный. Способ основывается на реалистичном взгляде. Люди изучают истину, не приукрашивая ее. Это знакомство и осознание жесткой реальности и всей неидеальности мира.
  • Практически-деятельный. В основе изучения лежит понимание потребностей общества, окружающей среды, природы. Индивид осознает, что полезного он может сделать, а что навредит миру.

В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:

  1. Это наглядный и образный способ передачи информации.
  2. Искусство основано на особенных средствах описания мира – это художественные образы, созданные с помощью слов, звуков, цветов, материалов.
  3. Интерпретация действительности опирается на субъективное восприятие автора и его фантазию. При создании шедевров каждый творец руководствуется собственным видением ситуации.

Какую роль играет искусство в жизни общества

С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:

В наше время образование играет ключевую роль в жизни человека, так как с его помощью люди могут добиваться невероятных высот, строить себе карьеру, быть востребованными и профессиональными специалистами в своей сфере деятельности.

Непрерывное образование - это то, что человек на протяжении всей своей жизни должен учиться, а это значит, что с помощью образования мы можем расширять свой кругозор, а именно: изучать традиции, культуру разных стран мира, посещать выставки и семинары, читать научно-публицистическую и классическую литературу. Все вышеперечисленное является для нас неисчерпаемым источником знаний в совершенно незнакомой для человека области, он открывает для себя новое, меняет свою точку зрения, уже по-другому смотрит на мир и многие вещи.

Стоит также отметить, что образование формирует человека, и такие его личностные качества, как самодисциплина, целеустремленность, воспитанность, толерантность, коммуникабельность, тяга к новым источникам информации и многое другое.

Соответственно, выработанные качества могут помочь человеку лучше адаптироваться в социальной среде, свободно и открыто выступать на публике, высказывая свои мысли и точку зрения, найти единомышленников, а также приобрести значимый статус в обществе.

Образование помогает человеку раскрыть потенциал, учиться чему-то новому, быть грамотным и нравственным. Если каждый день человек будет повышать планку, добиваться новых высот, самосовершенствоваться, искать ответы на интересующие вопросы, то это обеспечит ему комфортную, яркую, насыщенную жизнь.

Человек – это создание социальное. У большинства с самого раннего возраста появляются друзья и знакомые. В начале мы растем в семье, в которой о нас принимают заботу мамы, папы, сестры, бабушки, братья и дедушки. Мы растем, наблюдая как пример поведение наших родных и близких.

Затем посещаем детский сад, ведь находясь в коллективе идет более быстрое интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Коммуникативные навыки формируются в игровой среде. Имеется огромное множество подвижных и более спокойных игр для командных взаимодействий. Ребята чувствуют поддержку друг от друга и это дает им ощущение уверенности.

В школьной среде круг общения расширяется. Часто взрослые сохраняют школьную дружбу на многие и считают ее самой крепкой.

Далее идет этап университета или колледжа, а потом работа. И всегда вокруг нас находятся люди, с которыми мы общаемся. Ведь никак не сделать покупку в магазине, не разговаривая с кассиром. Да и просто пойти в кино или на прогулку одному будет скучно. Играть в подвижные игры или болеть за любимую команду одному очень одиноко.

Человек формируется как личность благодаря обществу, которое осуществляет влияние на его привычки и поведение. Издавна человечество выживало в условиях дикой природы за счет объединения в общины. Вместе проще было добывать еду и сражаться с недругами. Со временем в обществе стали формироваться определенные обычаи и традиции. Кроме того, на формирование народностей большое влияние оказал климат и количество населения. Речь позволяет нам общаться между собой.

На человека оказывает значение и политическая ситуация в стране, и природные катаклизмы, и экономика государства. Личность человека формируется под действием различных событий, которые случаются в обществе. Например, на примере истории можно проследить, что войны и революции побуждают у людей чувство борьбы и любви к Родине. В мирное время происходит постепенное развитие культурных ценностей и появляется большое количество талантливых творческих индивидов. СМИ просто виртуозно могут манипулировать сознанием людей, давая ту информацию, которая далее распространиться среди людей и приведет к нужному им результату.

Человеку сложно существовать вне общества. В настоящее время есть не только реальное общение, но и возможность говорить по телефону, общаться через социальные сети. Это дает шанс ощущать себя нужным и делиться своими впечатлениями даже не выходя из дома.

2 вариант

Далеко не каждый человек в своей жизни проходит путь, позволяющий ему считаться полноценной личностью. Например, люди без определенного места жительства. Да, им присущи человеческие качества, однако они не являются личностями, ведь у них отсутствуют достижения, определенные результаты в жизни и т. п. И не редко людей, которые не имеют определенного места жительства, называют изгоями общества. Тоже можно сказать и про людей, страдающих от наркомании, алкоголизма, находящихся в местах лишения свободы.

Далее, полноценный человек не может существовать без общества. Рождаясь, каждый принимает на себя ряд социальных (общественных) ролей, главными из которых являются сын или дочь, внук или внучка, к второстепенным относятся такие, как пассажир, покупатель и многие другие. Все это относится к общественной сфере, позволяющей каждому человеку всесторонне развиваться.

Общество, по сути, является огромной группой людей, которая разделена на определенные подгруппы, мини общества. Сюда можно отнести семью, школу, работу. Не редко можно встретить такое понятие, как социальный институт. Но сейчас не об этом.

В течение всей своей жизни человеку приходится приспосабливаться к тем условиям, которые создаются обществом, включая мнение, специфику поведения, общения. Без общества человек не сможет жить.

Каждый человек — существо социальное (общественное), для которого свойственно желание постоянно общаться и развиваться. Можно себе только представить, как будет себя чувствовать человек, находясь длительное время на необитаемом острове. По истечению времени, все те навыки, которые были приобретены под воздействием общества, будут утрачены.

Вместе с тем, и общество не может быть сформировано без людей. Поэтому можно с полной уверенностью отметить, что общество играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человек не сможет жить, развиваться вне общества.

Сочинение-рассуждение

Каждый человек в современном мире выполняет роли: важные, социальные, так же взаимодействует и с другими людьми, непосредственно является частичкой общества. Демократическое общество постепенно переходит в гражданское. Когда ты имеешь юридические права и обязанности, сам достиг высшего уровня самопознания, то в праве называть себя не просто человеком, а настоящим гражданином. В нашем современном мире, как принято понимать наукой, человек- высшая степень развития организмов на земле, он задействован в истории, менял ее, творит культуру. Конечно человек может умереть, но его дела бессмертные. Что отличает человека от других организмов на земле- конечно же способность к мышлению. Общество не может быть без человека, а человек без общества.

Что же такое общество? Это та совокупность отношений людей и то что они делают. Когда люди обмениваются между собой информацией, понимают друг друга, то весь этот процесс называется общением. Кто как не мы, люди, любим поговорить, но при этом мы с любопытством слушаем и своего собеседника, который делиться с нами самыми свежими новостями, какими та важными событиями в его жизни. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми, и как можно меньше конфликтовать с ними. Средством общения может быть, что угодно, начиная от личного общения заканчивая самыми современными гаджетами, которые придумало человечество.

Язык любого народа - это его историческая память, которая воплощённая в слове. Он является основным средством передачи культуры народа. Языком аргументируются сама речь, то есть логически связанные между собою слова. Для передачи и обмена информацией, для дальнейшего сотрудничества с людьми, для формирования умений и навыков, для разгрузки себя, когда мы выговариваемся, вот для чего нужно общение. Без него нет общества, которое занимает сейчас у современного человека более 70% времени. Если же мы перестанем общаться друг с другом, то просто в прямом смысле слова погубим себя. Нет общения, нет и развития человека, а как у помнилось ранее, именно ум и развитие отличает нас, людей от других живых организмов на земле, то есть ставит нас на ступеньку высшего разума.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль общества в жизни человека

Популярные сегодня темы

Если говорить о том, что именно автор хотел вложить в данное произведение, то стоит отметить то, что глубокого смысла и философских значений в нем действительно хватает. Для этого достаточно вспомнить моменты


У каждого из нас есть социальная роль, и не одна. Например, мы можем угадать социальные роли читателя этой статьи: дочь или сын, а еще — школьник. Давайте узнаем, какие еще бывают социальные роли и что вообще означает этот термин.

О чем эта статья:

8 класс, 10 класс

Определение понятия социальная роль

Социальная роль — это динамическая характеристика социальной позиции, которая выражается в наборе моделей поведения. Те, в свою очередь, согласуются с социальными ожиданиями, которые задаются специальными нормами, обращенными от соответствующей группы к человеку с определенной социальной позицией.

Можно немного сократить это определение:

Социальная роль — это совокупность ожиданий, которые общество предъявляет к людям, когда они занимают определенные социальные позиции в иерархии.

У одного и того же человека могут быть разные роли. Например, в семье — мать или отец, а на работе — начальник или подчиненный.

Чем больше ролей у одного человека, тем интереснее и насыщеннее его жизнь.

Понятие социальной роли можно разделить на такие элементы:

  • поведенческие реакции — действия, речь, поступки;
  • внешний вид — врач должен носить халат, полицейский — униформу;
  • мотивация человека — члены социальной группы одобряют или порицают действия и поступки человека на основании его мотивации.

Характеристики социальной роли

Американский социолог Толкотт Парсонс выделил такие характеристики социальной роли, как масштаб, способ получения, формализация и мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. То есть чем шире диапазон, тем больше масштаб.

Например, у социальной роли супруга большой масштаб, так как между мужем и женой существует широкий диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, которые базируются на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и их даже можно назвать формальными. Участники такого социального взаимодействия интересуются разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены.

В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, между продавцом и покупателем), взаимодействие происходит только по определенному поводу (например, покупка). В таком случае масштаб роли сводится к ограниченному кругу вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом и не требуют особых усилий для их приобретения. В этой ситуации проблема может быть только в контексте соответствия своей роли, которая уже существует как данность.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий. Например, роль студента, аспиранта, ученого и другие роли, связанные с профессией и достижениями.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают только формальные отношения между людьми с регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Например, отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.

Формальные отношения зачастую сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. В качестве мотивации может выступать личная прибыль, общественное благо и др. Когда родители заботятся о благе своего ребенка, они руководствуются чувством любви и заботы, а руководитель трудится во имя дела.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Виды социальных ролей

Существует несколько классификаций социальных ролей. Рассмотрим некоторые из них.

По типу общественных отношений

  • Профессиональные роли — связаны со статусом человека, его профессиональной деятельностью. Для таких ролей свойственно обезличивание и независимость от исполнителя (продавец, строитель, учитель, водитель).
  • Общественно-политические роли — политический лидер, авторитетная личность, гражданин.
  • Семейно-бытовые роли — муж, жена, дочь, сын, отец, мать.
  • Ситуационные роли — возникают в рамках изменяющихся обстоятельств, в ходе совместной деятельности (пассажир, пешеход, зритель).

По типу общественных ценностей

  • Представляемые социальные роли — ожидания человека и членов его социальной группы.
  • Субъективные социальные роли — представления человека о его отношении к другим людям.
  • Играемые социальные роли — поведенческие установки, зависимые от положения человека в обществе.

По типу получения роли

  • Социальные роли, предписанные общественным институтом (женщина — мать, дочь, жена, бабушка).
  • Конвенциональные социальные роли — являются результатом принятия общественного соглашения на добровольной основе (профессиональные).

Социальная роль и социальный статус

Социальный статус — это положение человека в обществе, которое соответствует его возрасту, полу, профессии, происхождению и семейному положению.

Для достижения определенного статуса человеку необходимо придерживаться того или иного типа поведения, соответствовать роли, то есть выполнять конкретные действия.

Например, тренер баскетбольной команды — это авторитетный статус в спортивном обществе. Чтобы привести команду к победе, ему нужно тренировать и обучать спортсменов. Таким образом, социальная роль представляет собой полный спектр действий для достижения общественного положения и поддержания его в дальнейшем.

Делаем вывод: социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.

Виды социальных статусов

В коллективах большого размера: представители профессии, конфессии, нации.

В малых социальных коллективах: семья, трудовой коллектив.

На длительное время и определяет социальное положение человека в обществе.

На короткое время и в определенной ситуации: пассажиры транспорта, пешеходы и т.д.

После каких-либо событий: зять, невестка и т.д.

Достигаемый (приобретенный) статус

В результате личных стремлений и труда человека: мастер спорта, призер олимпиады и т.д.

Теория социальных ролей

Американский социолог Мертон первым обратил внимание на то, что у любого социального статуса есть целый набор социальных ролей. Это открытие легло в основу его теории.

В настоящее время в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Предполагается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. Если у человека небольшое количество ролей, то в этом случае можно говорить о сильной изоляции от общества.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.

Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.

Суть ролевого конфликта

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.

Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.

Конфликт, который возникает в ситуациях, когда требования одной роли противоречат другой.

Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.

Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.

Например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.


Процесс формирования личности человека начинается в раннем детстве. По мере роста и взросления каждый из нас пытается найти своё место в мире и выработать отношение к разным аспектам жизни. Так как люди воспитываются в неодинаковых условиях и приобретают разный опыт, их взгляды на жизнь могут существенно отличаться. Попробуем разобраться, какую роль мировоззрение играет в жизни человека и что означает этот термин.

Понятие мировоззрения

Кратко мировоззрение можно определить как сложившуюся в процессе жизнедеятельности систему взглядов на окружающую действительность, природу, общество, своё место в мире. Всё, с чем человек сталкивается, вызывает у него определённую реакцию. Этот внутренний отклик становится возможным благодаря мировоззрению.

Если говорить о том, что формирует мировоззрение в жизни человека, можно перечислить следующие факторы:

Первые шесть пунктов можно отнести к внешним источникам формирования мировоззрения, последний — к внутренним. Зачастую у человека, который заинтересован в саморазвитии и способен взять на себя ответственность за собственную жизнь, внутренняя мотивация выходит на первое место.

Функции мировоззрения

Все решения, принимаемые человеком в процессе жизни, зависят от его взглядов на окружающий мир. Познакомимся с основными функциями мировоззрения в жизни человека.

Определение целей и ориентиров

Жизненные ориентиры закладываются в раннем детстве, опираются на семейные ценности. Взгляды ребёнка на мир зависят от того, как воспринимают окружающую действительность его родители. В дальнейшем ориентиры могут меняться.

Семейные ценности

Рис. 2. Семейные ценности.

В зависимости от того, какими ценностями руководствуется человек, определяются его жизненные цели. Например, для одного человека главным становится карьерный рост, для другого — обретение семейного счастья. Бесцельное существование ведёт к постепенной деградации личности, её саморазрушению. Таким образом, мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.

Определение способов деятельности

Когда человек ставит перед собой цель, он решает, каким образом её достичь. Действия будут определяться взглядами на окружающий мир. Например, когда кто-то желает получить много денег, он может заняться развитием собственного дела, совершенствуя свои профессиональные навыки. Есть и другой путь — получить лёгкую наживу, ограбив банк. Выбор способа достижения цели при этом будет зависеть от ценностей и принципов человека.

Руководитель компании

Рис. 3. Руководитель компании.

Роль мировоззрения в деятельности людей состоит и в том, что оно помогает нам вырабатывать собственные методы получения новых знаний, необходимых для достижения целей.

Определение истинных ценностей

Когда человек определяет цели в жизни, совершает какие-либо действия, он руководствуется собственными ценностями и принципами. В процессе жизни к нему приходит понимание, какие из этих ценностей являются навязанными извне, то есть ложными.

Бывает так, что родители, руководствуясь собственными представлениями, заставляют ребёнка получить не ту профессию, которую он хочет, а ту, которая им кажется престижной или более перспективной. Это может привести к разочарованию, выгоранию и даже депрессии. В таком случае следует задуматься о смене рода деятельности.

Роль мировоззрения в деятельности человека состоит в определении истинных ценностей жизни, которые важны именно для его внутреннего мира.

Что мы узнали?

Мировоззрение — это сложившаяся у человека система взглядов на окружающий мир и своё место в этом мире. Роль мировоззрения в жизни общества и личности состоит в определении целей и ориентиров, способов деятельности, формировании истинных ценностей.

Читайте также: