Как предотвратить межличностный конфликт кратко

Обновлено: 30.06.2024

Межличностные конфликты возникают при разных обстоятельствах. Бывает и так, что конфликт провоцируется незначительной деталью, но развивается в большой скандал. Возможно ли избежать конфликта, когда становится очевидно, что он скоро произойдет? Существуют ли определенные сигналы, которые указывают на наличие проблемы между людьми? Да, да и еще раз, да! Определить начало конфликта и подобрать способы его решения можно, именно в этом и поможет рассматриваемая статья.

Как формируется конфликт

Межличностные отношения всегда являются сложным вопросом, как минимум потому, что общение происходит между двумя людьми (и это минимум). В спорных ситуациях каждый стремится отстоять свою точку зрения и убедить второго участника общения в том, что только его позиция является верной. Для того, чтобы конфликт сформировался предварительно происходит конфликтное действие или ситуация. Как правило, в конфликте принимают участие от двух человек и чем больше участников конфликта появляется, тем сложнее его выявить и устранить.

Формирование межличностного конфликта начинается с инцидента или, иначе говоря, повода. Поводом являются действия одного из участников общения, которые задевают интересы второго участника. Причиной конфликта могут быть, как намеренные действия человека, так и необдуманность решений, действий или слов.

структура конфликта

Причины межличностных конфликтов

При возникновении повода для конфликта следует проявлять осторожность (если, конечно, вы не хотите его развития). В первую очередь определяется число участников конфликта и его вид (межгрупповой, межличностный или внутриличностный).

Межличностный конфликт возникает при наличии определенного противоречия между участниками общения. Чаще всего он возникает в процессе социального взаимодействия, где оба участника пытаются отстоять свои интересы. Причинами такого конфликта могут быть несколько факторов:

    Социально-психологические. Негативные действия одного из участников конфликта, которые нарушают границы второго участника. Негативными действиями считаются: искажение реальной информации об участнике межличностных отношений, попытки оказания психологического давления, несогласованность полномочий в отношениях, тяготение к власти или психологическая несовместимость. Система Дизайн Человека объясняет почему некоторые люди никогда не поймут друг друга. На нашем сайте существует возможность детального разбора личности вашего собеседника. Подробную информацию о его психологических особенностях, заложенных природой, можно узнать если составить уникальную рейв-карту .

Рассмотрение проблемы межличностных отношений является сложной процедурой в силу того, что каждый человек индивидуален и может иметь ряд причин, которые провоцируют его на конфликт. Стоит отметить, что динамика развития конфликтов имеет свою разновидность и может быть: вялотекущей, затяжной и острой. Вялотекущие конфликты формируются в течении длительного времени и не являются существенной проблемой для обоих участников конфликта. Чаще всего к ним относятся конфликты между людьми, которые не являются друг для друга хорошими приятелями. Затяжные конфликты формируются на протяжении длительного периода и свойственны для определения конфликтов между поколениями. Острые конфликты являются следствием непонимания между близкими друзьями или партнерами.

Сигналы межличностного конфликта

Определение причины конфликта упрощает процедуру выявления причин его формирования. Причинами для конфликта могут быть:

  1. Кризис. Период в жизни одного или всех участников отношений, когда терпение на исходе. Кризису сопутствуют следующие сигналы: неадекватное проявление эмоций, отсутствие контроля за своими чувствами, повторяющиеся пререкания, разрыв отношений или прекращение общения. Дополнительным и очень ярким сигналом межличностного конфликта из-за кризиса является осуществление насильственных действий физического или психологического характера.
  2. Напряжение. Период, когда ситуация является напряженной и действия участников отношений воспринимаются иначе, чем обычно. Сигналами напряжения выступают: учащенное противоборство интересов, отсутствие желания находится рядом или общаться с человеком, формирование предвзятого мнения в отношении второй стороны и искажение реального смысла поступков человека.
  3. Недоразумение. Отсутствие понимания действий второго участника межличностных отношений и изменение их восприятия. Признаками недоразумения являются: навязчивые мысли, которые приводят к нервному перенапряжению и отсутствие желания принимать позицию второго участника отношений.
  4. Инцидент. Инцидент проявляется в двух формах: скрытой и открой. Скрытая форма характеризуется пониманием участниками отношений наличие проблемы, но отсутствием фактического отражения конфликта во взаимоотношениях. Открытая форма является результатом уже начавшегося конфликта, когда действия участников направлены друг против друга.
  5. Дискомфорт. Осознание обоими участниками факта того, что в отношениях происходят изменения.

Предвестники межличностного конфликта

Кроме того, что уже существующий конфликт можно выявить опираясь на сигналы о его существовании, существуют предвестники конфликта:

динамика конфликта

  • Открытое или скрытое собирает и распространение слухов и сплетен про второго участника взаимоотношений.
  • Длительное или неожиданное изменение частоты встреч, холодность в общении, попытки избежать разговоров на любые темы.
  • Изменение тематики диалогов, отсутствие личного участия, разговоры на формальные и отдаленные от личных тем.
  • Учащенное опоздание на встречи или постоянные поводы отложить встречу на длительный срок.

При рассмотрении межличностных конфликтов в трудовом коллективе можно отметить такие предвестники, как: учащенное увольнение сотрудников по собственному желанию, низкая производственная деятельность, замедление рабочих процессов, разделение коллектива на мелкие социальные группы и игнорирование руководителей.

Стратегии поведения в межличностном конфликте

Как уже было сказано, межличностные конфликты будут возникать всегда, но предотвратить или препятствовать их развитию можно следуя следующим рекомендациям:

  1. Уклонение. Попытка выхода из конфликтной ситуации посредством отказа от желания отстаивать собственные интересы.
  2. Приспособление. Осуществление действий, направленных на смягчение конфликта.
  3. Соперничество. Действия, которые направлены на достижение собственного желания в ущерб другому участнику отношений.
  4. Компромисс. Попытка найти решение ситуации с помощью взаимных уступок.
  5. Сотрудничество. Осуществление поиска решения возникшей ситуации сообща, оба участника отношений заинтересованы в решении конфликта.

Оптимальный метод решения межличностного конфликта

Существует определенная модель поведения в конфликтной ситуации, которая направлена на его смягчение или полное устранение. Очевидным фактом является то, что наиболее эффективный метод решения конфликта — сотрудничество. В таком случае происходит приспособление обоих участников к интересам второй стороны, и обе стороны остаются в выигрыше. Менее выгодными способами можно назвать все оставшиеся методы. Их неэффективность обоснована тем, что одна из сторон будет удовлетворена полученным результатом в меньшей степени и конфликт не будет решен в полной мере.

Для того, чтобы сотрудничество приобрело позитивный характер необходимо обсудить его перспективы со второй стороной. Если оба участника конфликта согласны на решение спорного вопроса, необходимо действовать в соответствии со следующей схемой:

  1. Разобраться с причинами формирования конфликта без проявления эмоций.
  2. Не давать полного отказа от собственной позиции и предотвращать собственное желание изменить позицию второго участника.
  3. Стараться подбирать слова и выражения в процессе ведения переговоров для того, чтобы конфликт не стал более эмоциональным.
  4. Необходимо рассматривать корень проблемы, а не действия друг друга.
  5. Искреннее выражение собственных эмоций, покажите второму участнику ваши чувства.
  6. Проявление принятия эмоций второго участника конфликта, оказание психологической поддержки, попытки поставить себя на его место.
  7. При появлении ощущения ослабления конфликтной ситуации необходимо сообщить об этом второму участнику.
  8. При отсутствии обоюдного согласия в том, что конфликт исчерпан необходимо продолжать диалог до тех пор, пока обе стороны не согласятся с тем, что конфликт исчерпан.

Теперь вы знаете, как устранить на корню формирование межличностного конфликта и выйти из трудной ситуации в случае ее развития. Не забывайте о главных правилах и видах конфликтов в процессе их устранения.


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Межличностный конфликт как противоречие

Межличностные конфликты как результат взаимодействия отдельных индивидуумов с учетом особенностей каждого. Главные причины возникновения, классификация, методы решения проблемы и профилактика этих разногласий.

Механизм развития межличностного конфликта

Доказывание правоты в конфликте

Каждый человек в социуме защищает свою точку зрения и свои интересы, отстаивая права на собственные желания и позиции. Кроме того, существуют еще и цели, к достижению которых стремится данная личность. В ходе этого людям необходимо контактировать друг с другом, вырабатывать схемы взаимодействия и связей на разных уровнях (профессиональные, дружеские, близкие). Если на пути собственных взглядов встанет преграда в виде другого человека, следовательно возникнет конфликт.

Расхождение между установленной схемой взаимосвязи с индивидуумом и фактом, что он становится препятствием для персональных целей, вызывает цепную аналитическую реакцию в подсознании. Выясняется степень важности первоочередной задачи и сила личностных связей между данными людьми.

Если личные амбиции уходят на второе место, значит, шансы на примирение возникших разногласий достаточно велики, так как каждый будет ценить взаимоотношения. Если же обостренное самолюбие оказывается сильнее, чем потребность в связи с человеком, развивается межличностный конфликт. Он может разрешиться одним из указанных ниже возможных способов с сохранением начальных отношений, а может и разорвать все связи.

В механизме развития конфликтов в межличностных отношениях существует несколько специфических особенностей:

    Непреодолимое желание доказать свою правоту. Человек пытается оправдать свое мнение как путем предъявления реальных причин и факторов, так и методом обесценивания аргументов собеседника.

Основные причины межличностных конфликтов

Вспыльчивость как причина конфликта

Конфронтация между людьми достигает своего апогея вследствие совершенно разных причин. Более того, в каждой отдельной ситуации можно назвать несколько существенных факторов, которые могли спровоцировать межличностный конфликт:

    Неудовлетворенность материально-духовными благами. Если у человека наблюдается недостаток необходимых ресурсов в количественном или качественном эквиваленте, он пытается восполнить их иным путем, где существует большой риск развития межличностного конфликта.

Семейные конфликты в межличностных отношениях могут базироваться как на обычных бытовых разногласиях, так и на неспособности реализовать собственные потребности, несоответствии ценностей и целей в жизни между супругами.

Рабочие взаимоотношения часто дают трещину при выполнении приказов и поставленных задач. Также существует риск развития личной неприязни среди работников одного звена и руководства. Нередко споры основываются на поведенческих моментах, например, несоответствие действий работника репутации компании или организации.

Разновидности межличностных конфликтов

Конфликт на почве религиозных разногласий

Понятие межличностного конфликта представляет собой уникальный пример сочетания характерологических особенностей каждого индивидуума и нюансов полемики. Поэтому сложно выделить какие-то общие моменты в каждом из споров. Классификация позволяет разбить такие конфронтации на три больших варианта, которые отличаются мотивационными особенностями:

    Разногласия ценностей. То, что важно для одного человека, оказывается совершенно неважным для другого и вызывает волну возмущений и недовольства. Эта группа содержит все религиозные, политические и философские разногласия, которые существуют между людьми. Такие ситуации не обязательно вызывают конфликты, но при сочетании с соответствующими условиями могут разжечь настоящее противостояние. Аналогично и в семейных взаимоотношениях: разные личностные смыслы целей каждого из супругов могут сосуществовать до тех пор, пока один из них не станет воздействовать или подрывать духовные ценности другого. Контролировать это равновесие могут общие высшие идеалы, которые все-таки сходятся. Например, один из родителей завлекает ребенка к определенному виду занятий, а второй — к совершенно другому. Но каждый из них уверен в одном: сын или дочка должны заниматься чем-либо. Общие взгляды на проблему определяют приоритетные решения, которые подходят обоим.

Как себя вести при межличностном конфликте

Сдержанность при межличностном конфликте

Для урегулирования межличностного конфликта необходимо помнить, что в споре не рождается истина, а проявляется истинное лицо участника размолвки. То, каким видят вас оппонент и окружающие во время данного разногласия, может иметь значительные последствия в будущем. Отличительной чертой воспитанного и умного человека является умение держать себя и свои эмоции в узде во время выяснения разноречий.

Поведение при межличностном конфликте не должно опускаться до того уровня, что будет не соответствовать представлениям о себе. Необходимо действовать так, чтобы сказанные слова и обещания не вызывали в дальнейшем стыд, сожаление или любые другие неприятные ощущения. Каждое слово в споре стоит продумывать до мельчайших подробностей.

Если придерживаться основных правил такого поведения, конфликт получает все шансы на быстрое и эффективное разрешение:

    Уважение к оппоненту. Как бы там ни было, в большинстве случаев конфронтацию человек ведет с тем, кого хорошо знает или нередко взаимодействует. Межличностные конфликты с незнакомыми людьми тоже случаются, но не так часто, как с близкими, знакомыми, коллегами. Вероятность дальнейших связей или контактов с оппонентом — огромная. Поэтому, чтобы избежать дальнейшей неловкости, извинений и дискомфорта в общении с данным человеком, не следует обращаться оскорбительно или унизительно по отношению к нему.

При любом конфликте себя следует вести так, как вы хотели, чтобы себя вел ваш оппонент. Таким образом, можно достичь культуры и взаимопонимания с близкими, друзьями и знакомыми.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Достижение компромисса при конфликте

Подсознательно человек сам пытается решить любые разногласия теми методами, которые считает самыми удобными и простыми. Иногда даже без активного вмешательства в противостояние оно может разрешиться самостоятельно. Так бывает далеко не всегда, но обычно разрешается одним из 4 способов:

    Сглаживание острых углов. Это своеобразный мнимый выход из сложившейся ситуации, который на самом деле не избавляет от причины конфликта, а только стирает главные его проявления. По сути же, недовольство данными обстоятельствами трансформируется во внутреннюю злость, обиду, а внешние активные проявления на время стихают. Сохраняется огромная вероятность, что затихший спор спустя время может возобновиться с гораздо большей силой. Сглаживание достигается путем обычного примирения в силу разных факторов или временной выгоды.

    Наличие конфликтной ситуации всегда нужно признавать. Это неотъемлемая часть самого процесса, который необходимо разрешить. Если сопротивляться и не принимать диссонанс в отношениях таким, каким он является, скрытые негативные чувства могут сохраниться очень надолго и постепенно отравлять жизнь.

Профилактика межличностных конфликтов

Терпимость как избежание конфликта

Лучшее лекарство — это профилактика. Гораздо легче предупредить развитие нежелательного раздора, чем потом заниматься поиском способов для его решения. Так можно сохранить доверительные взаимоотношения с друзьями, близкими, знакомыми и даже на работе. Репутация останется безупречной, если уметь использовать профилактику межличностных конфликтов.

Основные моменты предотвращения формирования разногласий кроются в поведении, жестикуляции и тактичности обеих сторон. Если придерживаться нескольких правил, можно значительно уменьшить риск бурных конфликтов с другими людьми:

    Следует уделить внимание оппоненту, необходимо вести себя с ним вежливо и тактично.

Важно! Решение любого конфликта должно происходить не повышенным голосом, не следует допускать личных оскорблений.

Как решить межличностный конфликт — смотрите на видео:



Для взаимовыгодных и продуктивных отношений с коллегами по работе, дома с семьей или близкими следует знать, как решить межличностный конфликт, который неминуемо возникнет в жизни каждого. Для этого нужно уметь повести себя правильно, чтобы избежать нежелательных действий и крайне неприятных последствий.

Песочная психотерапия для детей

Песочная психотерапия для детей

Как избавиться от послеродовой депрессии

Как избавиться от послеродовой депрессии

Оливье с жареными грибами и колбасой

Оливье с жареными грибами и колбасой

Оливковая диета: как худеют итальянские красавицы?

Оливковая диета: как худеют итальянские красавицы?

Удаление волос скорлупой кедровых орехов

Удаление волос скорлупой кедровых орехов

Как делать маски для шеи в домашних условиях

Как делать маски для шеи в домашних условиях

Как правильно загорать людям со светлой кожей

Как правильно загорать людям со светлой кожей

Как избежать конфликта — 10 пунктов: правила. Как конфликт избежать: советы

В данной статье мы расскажем, как можно избежать конфликта и какие способы для этого существуют.

В любых отношениях, будь они деловые или личные, всегда возникают конфликты. У кого-то они случаются чаще, у кого-то реже, но в любом случае они бывают. Кто работает с людьми, обычно сталкивается с конфликтами чаще всего. Самым неприятным моментом в любой такой ситуации является негатив, а еще бывают и агрессивные нападки. Конечно, проще вообще не связываться с ссорами, но иногда этого сделать просто не получается. Как же быть в таком случае? Как себя вести? Давайте узнаем.

Как избежать конфликта — 10 пунктов: правила

Чтобы понять, как избежать конфликта, воспользуйтесь специальными правилами. Не стоит сразу пользоваться всеми. Начните с малого. Выберите какое-то одно и осваивайте его. Главное, чтобы в итоге правило стало навыком. Это вы поймете, когда станете им пользоваться без напоминания, автоматически.

  • Научитесь сдерживаться. Взгляните на ситуацию со стороны. Подумайте о хорошем, к примеру, что вы смотрите фильм. Да, главного героя жалко, но он это он, и потому вы объективно сможете оценить ситуацию.
  • Не накручивайте себя. Подумайте, почему вы вообще так сильно переживаете за произошедшее и разберитесь в своих чувствах.
  • Выбирайте время для разговора. Никогда не разговаривайте с раздраженным, голодным или выпившим человеком. Вы просто лишний раз поругаетесь и никакого конструктивного диалога не выйдет.
  • Устраняйте причины, а не следствие. Подумайте хорошенько, что стало причиной для конфликта. Обсудите именно этот момент, а не ссору. Это позволит гораздо быстрее решить проблемы.
  • Не вспоминайте прошлое. Сосредоточьтесь на текущей ситуации. Если постоянно цепляться за прошлое, то конфликт будет очень сильным. Ну а примирения точно не последует.
  • Не копите проблемы. Как только проблема появляется, то сразу же ее решайте. Не ждите, пока их станет много. Если проблема уже закрыта, то не возвращайтесь к ней снова.
  • Не таите обиды. Если вы обиделись, то скажите об этом спокойно и без истерик. Не носите ничего в себе. Как только вы выскажетесь вам станет легче и обида пройдет. Собственно, так вы предупредите начало скандала.
  • Никого не оскорбляйте. Это очень важно, если вы хотите избежать конфликта. Помните, любое оскорбление является причиной новой ссоры.
  • Не язвите и не иронизируйте. Часто даже не слова обижают собеседника, а тон, которым они сказаны.
  • Не устраивайте истерику. Истерика является одной из форм манипуляции человеком. Хоть это очень эффективное оружие, но проблема все равно не решится, даже если вы добьетесь своего.

Если вам постоянно приходится пребывать в среде, где постоянно происходят конфликты, вы просто обязаны освоить навыки бесконфликтного общения.

Как избежать конфликтов в семье: способы

Важные качества против конфликтов

Важные качества против конфликтов

В семье конфликты очень неприятны. Ведь ругаться приходится с близкими людьми. Как избежать конфликта с ними и поддерживать гармонию в отношениях?

Есть несколько правил, которые помогут вам избегать конфликта:

Чтобы ваши отношения были счастливыми, вы должны всегда стараться узнать своего любимого лучше. Интересуйтесь всем — увлечениями, хобби, работой и даже просто как прошел день.

Вы должны узнать не только сильные стороны человека, но и постараться узнать о его слабостях. Тот, кто занят только собой или своими проблемами, не может общаться полноценно с людьми, а уж тем более с собственным супругом.

В данном случае, жена должна сначала позволить мужу высказаться и только потом говорить о собственных делах.

Кроме умения слушать, важно понять, что вам интересно, что говорит собеседник. А еще важнее — понять его.

Часто именно критика становится поводом для конфликта. Ведь если мы сами начинаем критиковать, то получаем в ответ то же самое. Помните, что все люди не идеальны. Подумайте, ведь у вас тоже есть недостатки. Если же критика и может иметь место, то только в позитивном формате и обязательно важно искать, за что можно выразить похвалу.

Никому не нравится приказной тон, потому что это напоминает об обязанностях, а ведь брак — это союз, где оба человека равны. Поэтому и приказы вызывают сопротивление. Чтобы этого избежать, из приказа сформулируйте вопрос или просьбу.

Если это делать вовремя, то многие ссоры и конфликты просто не начнутся. Умение понимать и главное, признавать собственные слабости, является признаком зрелого человека. Он же помогает владеть конфликтными ситуациями.

Люди всегда высказывают недовольство, а вот про похвалу забывают. Можно чуточку идеализировать партнера и говорить про него так, как-будто он ваш идеал.

Мы часто не замечаем, что происходит внутри у партнера. К примеру, жена готовит весь вечер ужин и думает, как он понравится мужу. А он приходит нервный, отказывается есть или поковыряется и отодвигает тарелку. Жена посчитает мужа невнимательным и обидится. Но ведь и у него на работе могли случиться неприятности. В конечном счете оба обидятся, потому что не поняли друг друга.

Всегда ставьте себя на место партнера, чтобы понимать его. Взгляните на ситуацию его глазами.

Ссора никогда не решит проблему, а только усугубит ее. Нет, молчать не надо, но и возражать открыто не надо. Когда мы говорим человеку, что он плохой, то так он себя и считает. Ему становится неприятно и он закрывается от всех слов. Так что, даже если вы правы, никогда никого не обвиняйте и не ругайтесь.

Поругаться с тем, кто всегда улыбается и доброжелателен — очень тяжело. Хорошее настроение заразительно и вам точно ответят взаимностью. Доброжелательность позволяет разрядить обстановку и снять напряжение.

Как избежать конфликтов на работе: способы

Как избежать конфликта на работе?

Как избежать конфликта на работе?

Бывают и такие ситуации, когда ссоры возникают на работе. Как избежать конфликта с коллегами и реально ли это сделать вообще?

Есть несколько способов поведения в конфликтной ситуации:

  • Соперничество. Когда обе или одна сторона воспринимает спор как битву. Такой способ очень жесткий, потому что часто люди доказывают свое мнение до последнего. Если человек на это идет, то вряд ли он долго будет держаться в коллективе, потому что на войну уходит много сил.
  • Приспособление. Так ведут себя люди, которым проще забыть о собственных интересах, чтобы просто сохранить мир в коллективе. Такая стратегия позволяет решить незначительные споры. Если требуется провести важные переговоры, то при использовании такого приема партнеры потеряют уважение. Более того, не всегда такое поведение идет от сердца.
  • Избегание. Человек просто уходит в сторону от спора, надеясь, что он сам утихнет. Малозначительные проблемы, конечно, решатся, но серьезные проблемы придется обсудить.
  • Компромисс. Научитесь договариваться. Это поможет вам не только избежать конфликта, но и добиться желаемого, пусть и не в полном объеме.
  • Сотрудничество. Здесь также выигрывают обе стороны. Мудрый ход, но подходит он не всем.

Как мы видим, способы решения конфликтов и избегания их на работе действительно существуют. Но вы должны понимать, что лучшим способом является все-таки разговор с противником. Да, это может быть неприятно, но зато поможет решить многие проблемы.

Как конфликт избежать: советы

Избежать конфликта: схема

Избежать конфликта: схема

Сегодня становится все сложнее избегать конфликтов. Часто приходится набираться мудрости и терпения, чтобы жить мирно с окружающими. Как избежать конфликта, чтобы не пришлось ни с кем ругаться и никого не обидеть?

Есть несколько советов от психологов:

  • Важно предвидеть и принимать конфликты. Вы должны заранее просчитать все возможные риски, потому что конфликт часто является причиной стресса, который вреден для здоровья.
  • Старайтесь избежать попадания в центр конфликта. Иногда люди начинают вмешиваться в чужой конфликт с целью помощи. На самом деле это неправильное поведение. Другие люди сами разберутся в собственных отношениях и найдут пути решения, а вот вы, вмешавшись, в итоге можете остаться виноватым.
  • Будьте добрее. Когда вас стараются вывести, то относитесь к человеку максимально любезно, вместо того, чтобы начать с ним конфликт. В жизни много конфликтов, а потому важно найти способ борьбы с ними. Доброта — это лучшая защита от негатива. К тому же, навык решения споров очень ценится.
  • Будьте миротворцем. Те, кто любит мир, старается не ввязываться в конфликт. Если в вашем сердце царит мир и любовь, то вы непобедимым. Миротворцы никогда не показывают вредных эмоций. Они всегда спокойны. Если даже у вас нет такого навыка, то его всегда можно развить.
  • Прогуляйтесь. Когда конфликт назревает и вы это явно видите, то сходите на прогулку. Вы должны отвлечься от стресса и успокоиться. Когда эмоции утихнут — вы будете готовы к разговору без криков и упреков.
  • Избавьтесь от драмы и негатива. Старайтесь избегать ситуаций, когда кто-то злится или драматизирует, потому что они главные люди, кто разрушает самооценку и чувство достоинства. Они, кстати, могут оказать большое влияние на ваше психическое состояние. Для некоторых людей, придать драматичность ситуации — это как воздух. Просто исключите так людей их своего окружения и вы станете нормально воспринимать мир.
  • Избегайте провокаторов. Это один из наиболее эффективных методов предотвращения конфликта. Вокруг очень много людей, которые только рады поскандалить. Если вы встретились с таким человеком, то ни в коем случае не обращайте внимание на провокации.

Конфликты и ссоры всегда являются причиной стресса, а это может плохо сказаться на здоровье. Так что старайтесь всегда вести себя доброжелательно и не ввязываться в споры с людьми просто так.

Видео: Как избежать конфликтов правила — 5 премудростей

Межличностный конфликт: как избежать или выйти победителем

Спорные ситуации и инцидент

Неотъемлемым условием возникновения любого конфликта является конфликтная ситуация, то есть различные позиции двух (или более) сторон по какому-либо вопросу. Что является сигналами конфликта в межличностных отношениях? Отношения между людьми всегда сложны: тут и стремление к противоположным целям, и использование различных средств для их достижения, и противоречивые желания или несовместимые интересы. Но не всегда эти противоречия приводят к взрыву в общении.

Для того, чтобы конфликтные ситуации переросли в конфликт, необходимо воздействие внешних явлений: толчок или инцидент.

Инцидент, или, как его еще называют, повод означает некие действия одной из сторон, задевающие, даже случайно, интересы другой стороны. Причиной может стать и активность третьей стороны, до этого не участвующей в ситуации. Например, едкие высказывания знакомого, когда вас только-только уволили.

Конфликты между людьми и их причины

Если повод к разрастанию конфликтной обстановке все-таки возник и на лицо образуется явный межличностный конфликт, следует действовать обдуманно и осторожно. Для начала стоит определить, сколько человек замешано в нем. Исходя из количества участников, конфликт делятся на внутриличностные, межличностные, межгрупповые.

Сейчас нас интересуют конфликты в межличностных отношениях – это противоречия между людьми во время их психологического и социального взаимодействия, столкновения индивидов в борьбе за свои интересы. Межличностный конфликт — наиболее распространенный вид к.

Причины межличностных конфликтов:

  • слухи, сплетни, клевета и прочие искажения информации;
  • несогласованность в отношениях между людьми (ведь никому не нравится, когда коллега вдруг начинает брать на себя роль командира, когда ему таких полномочий никто не давал, например);
  • необъективность при оценивании себя и окружающих;
  • психологическая несовместимость;
  • тяга к власти.

2) личностные (они же психологические):

  • различные моральные и этические установки;
  • низкий эмоциональный интеллект;
  • психологическая неустойчивость;
  • неспособность сопереживать;
  • заниженные или завышенные ожидания;
  • излишняя впечатлительность;
  • перекос в отдельных чертах характера.

Проблема межличностных отношений заключается в том, что у каждой стороны могут быть свои причины, и даже не по одной. Это усложняет диагностику взаимоотношений, но как было бы скучно жить, если все были идеальными!

При этом динамика к. может быть различна:

  • вялотекущие (например, между коллегами, которым не очень комфортно работать друг с другом);
  • затяжные (конфликт поколений);
  • острые (ссора между друзьями или партнерами).


Сигналы конфликта

После того, как мы определились с причинами, из-за которых появляются конфликты в межличностных отношениях, можно перейти к явным проявлениям противоречий. Сигналами к. в межличностных отношениях (по Х. Корнелиусу) являются:

  • эмоциональные крайности, выражающие в несвойственном человеку поведении;
  • потеря управления чувствами;
  • конфронтация и пререкания;
  • проявление насилия, физической силы;
  • расставание с любимым человеком.
  • любое недопонимание может перерасти в противоборство;
  • общение с человеком становится неприятным и доставляет негативные эмоции;
  • появляется предвзятое мнение по отношению к другой стороне;
  • искажается отношение к человеку и перевирается мотивация его поступков.
  • в голове заседает одна мысль, от которой невозможно избавиться и которая приводит к нервному напряжению;
  • пропадает желание даже попытаться понять другого человека, его слова искажаются в сознании слушающего.
  • скрытый (внутреннее раздражение): участники осознают, что их взаимоотношения напряжены, но это никак не выражается внешне в их общении;
  • открытая проблема межличностных отношений: к. выходит наружу и выражается в активных действиях сторон, направленных друг против друга.

Кроме сигналов, проанализированных австралийским психологом, существуют и так называемые предвестники, проскакивающие во взаимоотношениях между людьми. Например:

  • человек сплетничает у вас за спиной или не стесняясь оскорбляет в лицо;
  • или же наоборот, избегает общения, личного контакта, прямого взгляда в глаза, полностью рвет общение;
  • меняются темы для разговора: никакого личного участия, не делится своими проблемами, не спрашивает о ваших делах, общение теперь заключается в формальных темах (о погоде, о незначительных событиях);
  • начинает опаздывать или вообще не приходить на встречи, о которых договаривались заранее.

Помимо обострений связей между двумя или несколькими знакомыми, важной является также и проблема межличностных отношений в коллективе в целом. Сигналами ее появления считаются:

  • череда увольнений по собственному желанию;
  • негативная атмосфера и психологический фон, столкновения между сотрудниками;
  • снижение продуктивности рабочего процесса;
  • появление сплетен, деление коллектива на малые группы;
  • совместное бойкотирование руководства и его указаний.

Стратегии поведения в конфликте

Конфликты в межличностных отношениях были, есть и будут. Но также существуют и способы их разрешения. Во-первых, следует осознать, что конфликт – есть. А далее – выбрать путь решения этой проблемы.

Стратегия поведения — это ориентация личности или группы людей по отношению к к., выбор определенной тактики поведения в сложившихся условиях.

К. Томас и Р. Килманн типизировали пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации, положив в основу классификации степень достижения цели и меру учета интересов противника:

1) Избегание/Уклонение — стремление не участвовать в решении к. и отстаивать собственные интересы, желание выйти из конфликтной среды.

2) Приспособление — старание смягчить к. и сохранить взаимоотношения, не сопротивляясь давлению другой стороны (особенно распространенно между подчиненными и руководителем).

3) Соперничество/конкуренция – достижение своих желаний в ущерб другому.

4) Компромисс — нахождение золотой середины благодаря взаимным уступкам.

5) Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.

Некоторые психологи отдельно выделяют: подавление и переговоры, но такое дополнение не получило широкого распространения.

Оптимальное решение конфликта

Давайте взглянем на график урегулирования конфликта


Очевидно, что оптимальным способом разрешения напряженных взаимоотношений является сотрудничество. При таком подходе присутствует внимание как к своим интересам, так и к чужим. Получается, что обе конфликтующие стороны оказываются в выигрыше, что приятно в итоге для всех. Другие методы и способы неэффективны. Любой другой подход похож на перетягивание одеяла на себя – кто-то останется обделенным. А это значит, что межличностный конфликт не будет решен до конца.

Как же выглядит сотрудничество на практике?

Для начала стоит обсудить с противником, хочет ли он решить спорный вопрос или же нет. Если ответ утвердительный, можно приступить к выходу из сложившихся условий. Для этого следует придерживаться определенных правил:

1) Разберитесь с причинами, приведшими к конфликту, с помощью взаимных вопросов. Оставьте эмоциональность в стороне, обсуждение должно быть максимально объективным.

2) Не отказывайтесь от своей позиции, но и не заставляйте вторую сторону менять его точку зрения

3) Внимательно подбирайте слова во время переговоров, чтобы не усугубить ситуацию.

4) Предметом разговора должна стать конкретная проблема, а не человек.

5) Главное – быть искренним. Сообщите обидевшей вас персоне о своих эмоциях и переживаниях.

6) Принимайте эмоции партнера, попробуйте встать на его место и почувствовать то, что он переживает. Это поможет лучше другого человека и его мотивы.

7) Если чувствуете, что противостояние затухает, простите своего оппонента, сообщите ему об этом.

8) Если партнер не считает, что межличностный конфликт исчерпан, продолжайте разговор до той поры, пока не останется неразрешенных вопросов. Если же проблему невозможно решить совместно, то проработайте ее внутри себя, чтобы она в будущем не доставляла вам проблем. Простите себя и не зацикливайтесь на сложившейся обстановке.

Теперь вы знаете, как предупредить конфликт и как выйти из сложной ситуации, если она все-таки возникла. Предупрежден, значит, вооружен. Надеемся, эти знания будут для вас полезны и сыграют в вашей жизни положительную роль.

Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто вас чем-то раздра­жает, с теми, кого раздражаете вы. Если в силу тех или иных обсто­ятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания суще­ствующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, ког­да один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем. Когда же наличие противоречий осоз­нают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следую­щую стадию в развитии конфликта - стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выходаиз конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

отделить реальные причины конфликта от инцидента -формального повода для начала столкновения;

• сконцентрировать внимание на существующих проолемах,

а не на личных эмоциях;

' • создавать обстановку равного участия в поисках возмож­ных вариантов урегулирования конфликта;




говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

• создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не же­лают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные ме­тоды урегулирования межличностного конфликта.Рассмот­рим некоторые из них.

Важным этапом па пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Для успешного разрешения конфлик­та в конечном счете необходимо, чтобы обе стороны проявили же­лание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто вас чем-то раздра­жает, с теми, кого раздражаете вы. Если в силу тех или иных обсто­ятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания суще­ствующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, ког­да один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем. Когда же наличие противоречий осоз­нают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следую­щую стадию в развитии конфликта - стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выходаиз конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

отделить реальные причины конфликта от инцидента -формального повода для начала столкновения;

• сконцентрировать внимание на существующих проолемах,

а не на личных эмоциях;

' • создавать обстановку равного участия в поисках возмож­ных вариантов урегулирования конфликта;

говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

• создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не же­лают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные ме­тоды урегулирования межличностного конфликта.Рассмот­рим некоторые из них.

Важным этапом па пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Для успешного разрешения конфлик­та в конечном счете необходимо, чтобы обе стороны проявили же­лание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Читайте также: