Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь кратко
Обновлено: 05.07.2024
После гибели Святослава в Киеве началась усобица между его сыновьями. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть в 980 г. захватил Владимир , правивший до того в Новгороде.
Владимир вошел в историю как крупнейший государственный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин. При Владимире на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. В них была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов со всей Руси. Народные воспоминания об этих событиях легли в основу о богатырях — защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, воевал с западными соседями — Польшей, литовскими племенами.
Главные события правления Владимира связаны с Крещением Руси.
Несмотря на го что в Киеве хорошо было известно христианство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вреден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном , покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам.
Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли :о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства. Он остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения.
Анна Ярославна (родилась, по разным источникам, примерно в 1032 или 1036 году умерла между 1075 и 1089 годами ) — младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской ; супруга французского короля Генриха I и королева Франции . Известна в западноевропейской историографии также как Анна Русская ( фр. Anne de Russie) и Агнесса Русская ( фр. Agnès de Russie), а также (более поздние варианты) как Анна Кииевская ( фр. Anne de Kiev)
В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византийскую принцессу Анну . До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери пра в ившего императора с иностранцем. Однако византийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел креститься дружине и всем жителям Руси.
Первоначально христианизация Руси носила во многом формальный характер. Внешнее следование церковным обрядам сопровождалось тайным или даже открытым исполнением языческих обрядов ( двоеверие ). Но в дальнейшем православие стало одной из основ жизни русского общества.
С Крещением па Русь пришла церковная организация. Правда, ее первоначальная история малоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священник церкви Успения Богоматери в Киеве . Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром сразу после крещения. Он получил название Десятинной церкви , поскольку князь распорядился давать для его содержания десятую часть своих доходов.
Известно, что только в 1037 г. в Киеве появился митрополит Лги, присланный патриархом Константинополя. Ему подчинялись епископы отдельных земель (епархий), а тем — местные кие священники.
Большую роль стали играть монастыри. Самым известным из них был Киево-Печерский монастырь, основанный в середине XI в. монахами Антонием и Феодосией. Монастыри быстро стали центрами распространения грамотности, при них, как и при крупных храмах, создавались летописи, открывались больницы, богадельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель.
С Крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамотными священниками вела к развитию образования. Первые школы открылись в Киеве при князе Владимире. Все шире распространялась на Руси письменность, созданная для славян в IX в. просветителями Кириллом и Мефодием . Крещение способствовало повышению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Все более тесные связи устанавливались между Русью и Византией — самым культурным государством тогдашнего христианского мира.
Центральное место в системе управления Русским государством занимал князь. Он был главным правителем и высшим судьей, предводителем войска. По отдельным областям киевский князь рассылал в качестве наместников своих сыновей. Каждый такой удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев.
Князь Владимир и его сыновья правили при помощи своих дружин . Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал все свои действия по управлению страной. Так возникла Боярская дума.
С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества.
В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины — передававших по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования слоя бояр-вотчинников. Предполагается, что значительная (а возможно, и подавляющая) часть боярства происходила из среды местной племенной знати.
На землях бояр трудились зависимые от землевладельца крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор — ряд — об условиях их работы на него), закупы (трудившихся за долг — купу — взятый у землевладельца). Споры среди исследователей вызывает истолкование социального статуса смердов . Некоторые считают, что это название лично свободных крестьян, другие полагают, что они находились в зависимости от землевладельцев. Очевидно, содержание этого термина менялось в зависимости от исторического периода и региона.
Основная масса сельского населения Руси называлась людьми. Они жили вне вотчин и несли повинности только в пользу государства.
Ярослав Владимирович — сын князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей ) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны , отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием . В Русской православной церкви почитается как благоверный князь.
Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Великий князь Владимир Святославич умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за киевский престол. Приемный сын Владимира Святополк (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава . В борьбе за киевское княжение Святополк опирался па помощь польского короля и все же он потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника — брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь.
Ярослав пел частые войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 г. Под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих стран. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) священников первого митрополита из русских — Илариона.
Ярослав основа.11 многие города (Ярославль, Юрьев и др.), строил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде. Ярослав покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая Часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси.
Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил государство между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.
При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение различных слоен населения, а также наказания за преступления.
13 107.3 г. между братьями начались усобицы. Святослав при поддержке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этою времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались набегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запал.
В холе княжеских усобиц и борьбы с половцами широкую известность приобрел переяславский князь Владимир Мономах , сын Всеволода Ярославича. Он явился инициатором проведения съездов князей, на которых были предприняты попытки урегулирования меж княжеские отношений и сохранения единства Руси перед липом половцев.
Владимир Всеволодович Мономах ( 1053 — 19 мая 1125 ) — князь ростовский (1066—1073), князь смоленский ( 1073 — 1078 ), черниговский ( 1078 — 1094 ), переяславский ( 1094 — 1113 ), великий князь киевский ( 1113 — 1125 ), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича . Прозван Мономахом по прозванию рода матери , которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха .
В Любеке было решено совместно выступать против половцев. В начале ХН в. Владимир Мономах не раз добивался организации общерусских походов в степь. Половцы потерпели несколько сокрушительных поражений. Особенно крупными были походы I 10З ч 1111 гг., когда дружины князей 1ромилп поселения половцев далеко от границ Руси.
В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле киевского князя. Продолжая борьбу с половцами. Мономах на время обеспечил безопасность южных рубежей страны.
Владимир Мономах умер в 1125 г. Ему наследовал старший сын Мстислав, которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г. ему удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце. Однако после 1132 г. остановить распад Руси стало уже невозможно.
1 ополчение-захватили окраины москвы и держались там до прихода 2ополчения.
2 ополчение освободил москву от польскиз интервентов.причина : первое ополчение не справилось с освободить москву . нужно было новое войско для освобождения руси . дмитрий и кузьма минин создали это ополчение .
это снг, все эти страны входят в состав содружества независимых государств. снг
тем что там было присоединение землепроходцами,закреплением и присягнем коренных народов тех земель самой же российской империи.
1. расширены права союзных республик;
2. восстановлена национальная государственность переселённых при сталине народов;
гуситы- название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени яна гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. на формирование идеологии гуситов оказали влияние взгляды уиклифа, вальденсов и чешского реформатора матвея из янова. радикальные гуситы отрицали авторитет церкви и признавали лишь священное писание как единственную основу веры. умеренные гуситы призывали к реформированию церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали литургию и ввести богослужение на чешском языке.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Задание 1. Анализ исторических документов. Прочитайте внимательно документы и ответьте на вопросы к ним.
Документы № 1 и 2. О крещении Руси
Ходили к болгарам [волжским], смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. . Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились. После крещения привели царицу к венцу. Одни, не тающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят.
Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей [Почайну] и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его.
Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и, попов, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых [знатных] людей их детей и отдавать их в книжное учение.
2. Из церковного устава князя Владимира Святославича (996 г.)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, князь великий Василий, называемый Владимир, сын Святослава, внук Игоря и блаженной Ольги, воспринял святое крещенье от греческих царей Константина и Василия и Фотия патриарха и взял первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, который крестил всю землю Русскую. И за тем, годами минувшими, создал церковь святую Богородицы и дал десятину к ней по всей земле Русского княжения и от всякого суда десятый грош, а из торга десятую неделю и из домов на всякий год десятое всякого стада и всякого имущества.
И после того посмотрел в греческий Номоканон и нашел в нем, что не подобает этих судов судить и тяжб князю и боярам его, ни его судьям. И посоветовался я со своей княгиней Анной и со своими детьми и дал святой Богородице и митрополиту и всем епископам. А кто посягнет на мое пожалование, с тем будет мне суд перед Богом, а митрополиту проклинать его [церковным] собором.
А вот митрополичьи люди церковные: игумен, игуменья, поп, попадья, попович, чернец, черница, дьякон, жена дьякона, просвирница, пономарь, вдова, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и все причетники церковные. Если кто [из них] совершит преступление, то судить тех митрополиту и епископам, кроме мирян
Вопросы и задания к документам 1 и 2:
Сформулируйте причины принятия христианства.
Расскажите о крещении киевлян. Выскажите свое отношение к выбранным Владимиром методам.
Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам.
Какую обязанность населения по отношению к церкви ввел князь? Могло ли это нововведение повлиять на положение различных слоев общества Киевской Руси, сказаться на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами
Читайте также: