Результаты волонтерской деятельности в школе

Обновлено: 17.06.2024

В современной условиях в образовательной системе возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с учащейся молодежью, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан.

Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является волонтёрство, как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников.

Волонтерство - один из лучших способов проявить себя и реализовать свой потенциал, участвовать в социально – полезных делах, в реальных проектах, получать знания и профессиональный опыт.

В сентябре 2019 года в школе была сформирована группа волонтеров в количестве 5 человек, которые прошли подготовку в Выездной школе волонтёрского актива города в форме тренинговых занятий и игр. В октябре было организовано заседание волонтерской команды. Распределение поручений. Отчет о работе каждого месяца и презентационные фотографии волонтёры сдавали ответственному за волонтёрское движение в школе Колесниковой Л.Е. Информация о работе волонтёрского движения размещена на сайте школы.

Основными направлениями волонтёрского движения в МАОУ-школе №9 является:

  • Педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков).
  • Спортивная подготовка.
  • Интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий).
  • Досуговая деятельность (организация свободного времени молодёжи).
  • Трудовая подготовка (акции по уборке территории).
  • Оказание помощи пожилым людям (совместно с социальными службами города).
  • Экскурсионная деятельность.
  • Информационное обеспечение.
  • Экологическая защита.
  • Вожатская деятельность.

Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов добровольческой (волонтёрской) деятельности обучающихся в школе.

Срок реализации программы - 1 год, 35 учебных часов. Программа рассчитана на детей 12 - 15 лет.

Занятия проводятся в группах согласно расписания 1 раз в неделю по 1 часу.

В течение первого полугодия 2019-2020 учебного года волонтёры участвовали в мероприятиях различной направленности. Но прежде всего, они были задействованы в акциях, имеющих гражданско-патриотическую направленность и социальную значимость.

Участие школьников в волонтёрском движении способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу, как государству, так и самим волонтёрам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам.

План занятий волонтёрского движения:

2 Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

3. История добровольчества.

4. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи.

5. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества.

Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.

6. Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии. Изучение мотивов занятия учащимися волонтёрской деятельность. Составление памяток.

7. Игровые технологии в работе волонтера. Игры – адаптации. Организация игровых переменок

Роль и сфера применения игр на знакомство и 8. Организация детских праздников. Практикум

9. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

10. Информационные технологии в работе волонтеров

11. Выпуск листовок "За здоровый образ жизни"

12. Создание видеороликов "Будь здоров!" Практикум.

13. Основы проведения социальных дел.

14. Разработка и проведение социальных акций.

15. Психологическая подготовка волонтеров

16. Тренинг личностного роста.

17. Тренинг коммуникативных навыков.

18. Толерантность. Практикум

19. Специальная подготовка волонтеров

20. Помощь ветеранам и пожилым людям.

Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.

21. Разработка и реализация социальных проектов

Для воспитания современных волонтеров особенно важно включать их в отдельные проекты, поскольку немало волонтеров заинтересованы в длительной работе в организации в отличие от того, как бы это должно было быть. И это также является важным для привлечения новых волонтеров для организации.

22. Участие в экологических мероприятиях

23. Работа с подростками девиантного поведения

24. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями

25. Лидерство в волонтерском объединении

Лидер. Типы лидерства

26. Школа социальных технологий.

Технология «Равный обучает равного

27. Социальная реклама "Мир без вредных привычек

28. Сопротивление групповому давлению

Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости.

ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи.

29. Взаимодействие с объектами внешней среды.

30. Создание на школьном сайте странички

31. Анкетирование « Мотивация участия в волонтёрском движении

32. Тренинг « Волонтёрство – наше призвание

33. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.

34. Международное добровольчество

Таким образом, волонтёрское движение – это реализация социально значимой деятельности, в основе которой лежат лучшие традиции, коллективный поиск различных форм активности и индивидуальный выбор пути профессионального становления.


Волонтёрский отряд организует свою работу на таких основополагающих принципах как гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность.

Волонтёрский отряд призван воспитывать подростков в духе гуманного отношения к людям, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.

Целью волонтёрской деятельности является предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание посредством их вовлечения в социальную практику.

К задачам волонтёрской деятельности относятся:

- популяризация идей добровольчества в молодёжной среде;
- привлечение молодёжи к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе учебного заведения;
- получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
- патриотическое воспитания;
- распространение идей и принципов среди молодёжи.

Направлениями волонтерской деятельности являются:
- пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся;
- пропаганда волонтёрского движения учебного заведения через средства массовой информации;
- социальная помощь пожилым людям;
- педагогическое сопровождение (поддержка обучающихся);
- экологическая защита;
- интеллектуальное развитие ( организация и проведения интеллектуальных конкурсов, мероприятий);
- спортивная, туристическая подготовка;
- творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);
- досуговая деятельность (организация свободного времени обучающихся);
- трудовая помощь;
- участие (при взаимодействии с правоохранительными органами) в оперативно - профилактических мероприятиях.

Участники движения – активные обучающиеся1-2-3 курсов поваров

Волонтёры в течение года работали по основным направлениям деятельности

1.Разработка предложений по формированию приоритетных направлений деятельности волонтёрского движения;

2.Участие в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни;

3.Принятие активного участия в пропаганде антинаркотических идей (разработка и распространение наглядных материалов: закладок, буклетов, листовок и т.д.);

5.Взаимодействие с районными органами и общественными организациями, осуществляющими деятельность, направленную на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни;

6.Информирование населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности волонтёрского движения (создание своей группы волонтёров);

7.Привлечение новых единомышленников к участию в профилактической работе;

8. Организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников;

9. Помощь пострадавшим от наводнения;

10. Акция в доме интернате для престарелых;

15.Участие в конкурсе ко дню Языков;

18.Участие в областном фестивале толерантности

20.Изготовление буклетов о вреде пива “Мифы и реальность”. Распространение в общественных местах.

Волонтёрский отряд имеет девиз:

«Пусть этот мир совсем не простой

Ты для людей свое сердце открой.

Возьми своё сердце, зажги его смело,

В течение 2016-2017 года волонтёрами была проделана большая работа. Каждый месяц проводились собрания волонтёров, на которых обсуждались дела отряда, запланированные мероприятия, распределение обязанностей. В октябре этого года проводилось организационное заседание волонтерской команды, произошло распределение поручений, утвердился списочный состав отряда, обсудили плана работы на год.

Ожидаемые результаты деятельности волонтёрского отряда оправдались. Наш отряд пополнился на 21 человека. Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, становится уверенным. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры учатся взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность. В-третьих, передают информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это способствует формированию социальной компетентности.

Если что-то по началу не получается - не расстраиваемся, всё обязательно получится. Ведь волонтерство - это та же школа, только не за партой, а на рабочем месте. Главное - желание и интерес, а остальное – верьте, приложится! Наш отряд считает, что пропаганду здорового образа жизни средиобучающихся необходимо продолжить и в следующем учебном году.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения цели решались задачи:
1. Оказание позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

2. Распространение идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования среди учащихся.

3. Показывать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).
5. Вести профилактическую работу о вреде алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информацию о здоровом образе жизни.
6. Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

7. Формирование патриотического сознания.


В отряд входят обучающиеся школы с 9 по 11кл. Под руководством членов отряда были изготовлены буклеты, листовки для пропаганды здорового образа жизни и распространены в школе. Волонтеры принимали активное участие в мероприятиях, как в общешкольных, так и в районных(праздничные концерты, спортивные соревнования и др.)

Приняли участие в акциях по блокам:

Д) творческие: организовывали и проводили волонтерские мероприятия по профилактике курения, алкоголизма, СПИДа; участвовали

в художественной самодеятельности; в общешкольных мероприятиях, провели праздник Новый год (для обучающихся среднего звена ), участвовали в празднике День Знаний, День учителя, Осенний бал, День матери.

Все мероприятия, в которых участвовали ребята, способствовали развитию толерантной личности, раскрытию индивидуальных и творческих способностей, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, активной жизненной позиции, обогащали знания ребят.

Достигли результата:
1. Сформировали в ходе деятельности ответственный, здоровый подход к жизни.

2. Выработали умение аргументировано отстаивать свою позицию на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ (профилактика вреда психотропных веществ), курению, алкоголизму.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: создание условий для вовлечения подростков, достигших 14 лет, в добровольческое движение; развитие волонтёрского движения в селе Ак-Даш Сут-Хольского кожууна.

- Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, конкурсов) ;

- возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения;

Основные формы работы детского волонтёрского движения :

  • уменьшение факторов риска, приводящих к злоупотреблению алкоголя, курению.
  • формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни;
  • правильная организация свободного времени подростками.
  • Привлечение подростков к общественно-значимой деятельности.
  1. Анализ результатов и выводы

В реализации программы волонтёрского движения в школе принимало участие 14 человек, 7 юношей и 7 девушек в возрасте от 14 до 16 лет.

В течение года работали по четырём направлениям:

В этом учебном году в волонтёрский отряд входят уже 20 учащихся, подростки 14 по 17 лет/.

Среди результатов деятельности нашего волонтерского объединения можно назвать:

За два года функционирования волонтерского отряда наблюдается значительная динамика количества ее членов;

Проанализировав результаты работы, мы можем сделать следующие выводы:

1. Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сами подростки постепенно обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих.

  1. Гипотеза исследования подтвердилась. В дальнейшем рекомендуется развивать волонтёрский отряд в школе.

заключение.

Мы считаем, что работа волонтерского отряда в образовательном учреждении может влиять на формирование активной жизненной позиции подростков и ведение здорового образа жизни.

Моя авторская позиция.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора.

Мне хотелось бы, что все подростки, мои ровесники, пропустили идею волонтёрства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сут-Хольского кожууна Республики Тыва

Исследовательская работа

Развитие Волонтёрского движения в Ак-Дашской СОШ.

Ооржак Долаан Шолбанович.

Ондар Оляна Миш-ооловна, классный

руководитель 11 класса МБОУ Ак-Дашской СОШ.

2. Волонтёрское движение – добровольческая деятельность……….4

3. Организация волонтерского движения в молодежной среде ……6

4. Развитие волонтёрского движения в Ак-Дашской СОШ и его первые результаты……………………………………………………………………..9

7. Моя авторская позиция. ……………………………………………..12

В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.

Объектом исследования является волонтерское движение в школе

Предметом исследования является специфика волонтерского движения в условиях сельской школы.

Цель: изучение специфики волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях сельской школы.

Охарактеризовать сущность волонтерского движения.

Рассмотреть развитие волонтерского движения в молодежной среде.

Разработать и реализовать программу волонтерского движения в образовательном учреждении.

Гипотеза: мы предполагаем, что систематическая работа волонтерского движения в образовательном учреждении может влиять на формирование активной жизненной позиции подростков и ведение здорового образа жизни.

1. Волонтерское движение – добровольческая деятельность.

В словаре Ожегова С. И. волонтерство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях [6, 118].

По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры – это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Волонтерство уходит своими корнями еще в начало XX века.

Тогда в Европе после окончания Первой мировой войны появились люди, готовые оказать помощь пострадавшим в войне, и были созданы первые волонтерские организации.

Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира. По решению Генеральной ассамблеи ООН 2001 год был объявлен Международным годом волонтеров.

Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем. [5].

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

сохранение исторического и культурного наследия

содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта

Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения.

Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г.

Результатом ежегодного проведения акции в целом по всей стране, да в нашей республике является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, др. Публичное представление и признание итогов добровольческих действий в дни празднования Международного дня добровольцев.

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы из разных уголков России, которые осуществляют множество социально значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают свои микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и парки, проводят Уроки добра. Они организуют семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а также повседневной работы молодежных объединений и организаций по всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя программы добровольческой деятельности.

Таким образом, волонтеры – это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

2. Организация волонтерского движения в молодежной сфере

Волонтеры - не только альтруисты. Они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Обычно участие в добровольном труде аргументируется ощущением потребности в общении с другими, желанием быть кому-то нужным, своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и самореализация, самоутверждение.

Добровольный труд может удовлетворять и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства, приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои авторские социальные проекты.

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в достижении людям нравится ощущать, что они выполнили что-то важное;

2) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;

3) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

4) потребность в общении - потребность человека принадлежать к какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативные формы работы.

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

3. Развитие волонтёрского движения в Ак-Дашской СОШ и результаты деятельности.

Цель программы: создание условий для вовлечения подростков, достигших 14 лет, в добровольческое движение; развитие волонтёрского движения в селе Ак-Даш Сут-Хольского кожууна.

- Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, конкурсов) ;

- возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения;

Основные формы работы детского волонтёрского движения :

уменьшение факторов риска, приводящих к злоупотреблению алкоголя, курению.

формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни;

правильная организация свободного времени подростками.

Привлечение подростков к общественно-значимой деятельности.

Анализ результатов и выводы

В реализации программы волонтёрского движения в школе принимало участие 14 человек, 7 юношей и 7 девушек в возрасте от 14 до 16 лет.

В течение года работали по четырём направлениям:

В этом учебном году в волонтёрский отряд входят уже 20 учащихся, подростки 14 по 17 лет/.

Среди результатов деятельности нашего волонтерского объединения можно назвать:

За два года функционирования волонтерского отряда наблюдается значительная динамика количества ее членов;

Проанализировав результаты работы, мы можем сделать следующие выводы:

1. Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сами подростки постепенно обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих.

Гипотеза исследования подтвердилась. В дальнейшем рекомендуется развивать волонтёрский отряд в школе.

Мы считаем, что работа волонтерского отряда в образовательном учреждении может влиять на формирование активной жизненной позиции подростков и ведение здорового образа жизни.

Моя авторская позиция.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора.

Мне хотелось бы, что все подростки, мои ровесники, пропустили идею волонтёрства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.

1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. — М: Россия, 1995г.
2. Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. — Ярославль, 1999.
3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993 с.

4.Моров А. В. Опыт привлечения студентов – волонтеров г. Йошкар-Олы к профилактике подростковой девиации в рамках международной программы // Вестник. – 2006. - №2. – С. 45-48.

Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002

Читайте также: