Какую функцию выполняют обряды и традиции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Благодаря обрядам сохраняются традиции.Обряды используют чтобы посещать в мужья,жены.Когда дети рождаются тоже используют обряды.Традиции каждый год, чтобы вспоминать что было в прошлом году.Тоесть одно празднование каждый год.

с самого раннего детства рос один с няньками, т.к. Алексей Михайлович умер когда Петру было 4 года.

Стрелецкий бунт и приход к власти Софьи :

После смерти Федора в 1682 г., престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Десяти лет избранный царем, он в 1682 году пережил ряд тяжелых минут. Он видел бунт стрельцов, реки крови; его матери и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти. Чувство неприязни к Милославским, воспитанное уже раньше, перешло в ненависть, когда Петр узнал, сколь они виноваты в стрелецких движениях. С ненавистью он относился к стрельцам, называя их семенем Ивана Михайловича Милославского. Таким неспокойным образом кончилось детство Петра.

Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон в 1682 году были возведены двое: Иван (Иоанн) от Милославских и Петр от Нарышкиных, правительницей при малолетних царях провозгласили сестру Ивана Софью Алексеевну. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными.

Мама папа брат сестра бабушка дедушка тетя дядя кот собака

эти слова можно использовать

Во-первых - наша страна переживает период глубокого реформирования всех сторон жизни общества. В этих условиях особенно актуально теоретически, политически и практически значимо тщательное изучение и использование тенденций и закономерностей развития и функционирования общества как целостного организма, механизма их действия и взаимодействия, что связано прежде всего с социологией. Сегодня не подлежит сомнению, что если бы проводимые у нас реформы были бы научно обоснованы, а их последствия и ход серьезно спланированы, то результаты могли бы быть совершенно другими, менее болезненными и более плодотворными.

Во-вторых, современный этап развития нашего общества свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни.

В-третьих, одной из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего общества на современном этапе является формирование гражданского общества. Без этого невозможно ни эффективное развитие экономики и уверенный выход из глубокого кризиса, ни утверждение правового государства. Все это выдвигает на первый план социологические исследования общества. Сама общественная жизнь, особенно в период ее преобразований и кризисов, выдвигает перед социологией новые социальные проблемы и задачи, но и исследования социологов, достижения социологической науки способны оказывать серьезное положительное влияние на развитие общества. Уже сам факт сосредоточения внимания социологов на исследовании определенных явлений и процессов заставляет общество обратиться лицом к этим вопросам, начать практическое их решение. Например, в первую чеченскую компанию установленный социологами факт, что подавляющее большинство населения России выступает против войны в Чечне, сыграл не последнюю роль в переходе к переговорному процессу и прекращению военных действий

Один человек должен был переколоть огромную кучу дров . Но он не продвигался вперед в своем труде,так как топор затупился .На во

ОТВЕТЬЕ НА ВОПРОСЫ 12) Умение человека создавать что то новое уникальное особенное чего еще не существовало 13) указание челов

Срочно не жалею баллов! 57 баллов за луч/ответ!Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие при­ме­не­ни

В широком смысле слова,общество-это. 1)обособившася от природы часть материального мира 2)общество с ограниченной ответственнос

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

У традиций и обычаев есть определенное сходство. Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества; во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками (устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п.); в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение. Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.

Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции. Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме.

Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т. п.).

Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т. п.).

Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания. Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение.

Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей. И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей.

Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать; чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту. Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда. И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде (по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п.). Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно. И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда: раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей. В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи.

Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности.

Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет. Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией.

Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д.

Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере. В любой традиции (особенно в обычаях) существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов.

Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства.

Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства.

Обряды особым образом выполняют важные социальные функции: массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования. Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов.

Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий. Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса. Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 100679
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т.д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально - культурные, семейное - бытовые и т.п.

Семья — это социальный институт со своими нормами и образцами поведения, это взаимоотношения между членами семьи. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции.

Наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Традиция – то, что держит равновесие жизни. Приверженность к традиции есть функция охранительная. Каждый тип культуры создает свой тип общения людей. В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Но в принципе, традиции - явления, которые медленно эволюционируют.

К обычаям относят, как правило, распространенные в конкретном обществе формы взаимоотношений в быту, семье, общепринятые приёмы труда, религиозные или дипломатические ритуалы. Обычаи имеют силу общественной привычки и потому подлежат моральной оценке. Существуют народные, профессиональные, культурные, школьные обычаи, отражающие общепринятый порядок, но чаще всего традиции поведения, привычные для членов общества способы общения, которые меняются в процессе исторического развития общества.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения, т.к. выполняют познавательную и воспитательную функции.

Роль обряда и традиции: в чём польза и в чём вред?

Жизнь человека во многом состоит из обрядов и традиций, повторения определённых действий и поступков, смысл которых может быть даже непонятен или утерян со временем. В чём польза обрядности и традиции, и в чём их вред?

Традиция, обряды, ритуалы, церемонии, обычаи, нормы поведения и правила окружают человека на протяжении всей его жизни. Есть области человеческой деятельности, в которых ритуал и традиция имеют особо важную роль, например, на военной службе или в религии, а в иных областях роль традиции меньше или играет несущественную роль.

Что такое обряд и традиция, и зачем они нужны?

Обряд – это определённая последовательность определённых действия. Обрядами переполнена жизнь человека, начиная, от свадебных церемоний и правил приветствия другого человека, заканчивая нормами ожидания в очереди и правилами этикета. Зачем нужны все эти нормы, правила и обычаи, когда можно поступать так, как хочется?

" >феноменов , явлений, событий и объектов. Существование стабильной общественной системы возможно только в случае, когда все его элементы (люди) действуют в рамках определённых норм и правил, взаимодействуют друг с другом понятным для всех образом.

Учитывая, что различных видов взаимодействия между людьми очень много, то иметь некий стандарт поведения для большинства возможных случаев (как минимум для самых распространённых) очень важно. Это значительно упрощает взаимодействие элементов системы (людей) друг с другом, уменьшает количество конфликтных ситуаций, делает взаимодействие более эффективным.

Таким образом, когда детей с самого раннего возраста учат тому, как нужно общаться, как поступать в той или иной ситуации, как реагировать на то или иное событие, что является похвальным, а что порицаемым, то им передают информацию о нормах и правилах, обрядах и традициях того общества, в котором им предстоит жить и с которым им предстоит взаимодействовать.

Например, когда встречаются двое мужчин, то по правилам этикета они жмут друг другу руку. Такова традиция, такова норма поведения. Все мужчины знают эту норму и спокойно ей следуют. В иных обществах возможно иное приветствие, например поклон. Отклонение от этой нормы, например, когда один из мужчин не пожмёт протянутую ему руку, может вызвать у другого мужчины, протянувшего руку для приветствия, непонимание или даже раздражение. Это довольно простой ритуал.

Есть обряды значительно более сложные, в которых могут принимать участие сотни и тысячи людей, и которые состоят из десятков или сотен различных этапов. К подобным обрядам относятся религиозные богослужения или, например, военный парад.

Все обряды, традиции, ритуалы, церемонии, обычаи созданы для того, чтобы организовать взаимодействие между людьми, сделать это взаимодействие понятным и предсказуемым для каждого участника. Вот несколько задач, которые решают обычаи и традиции:

  1. Организация взаимодействия между членами сообщества для решения той или иной задачи;
  2. Повышение эффективности взаимодействия за счёт повышения понимания происходящего для каждого участника общества;
  3. Снижение конфликтности в обществе за счёт повышения предсказуемости поведения других участников общества.

Мышление и традиции

На первый взгляд может показаться, что обряды и традиции имеют отношение только к каким-то особенным событиям в жизни человека, но предлагаю взглянуть на эту тему немного шире. Если посмотреть на обряды, традиции, нормы, ритуалы и обычаи, как на определённые последовательности мыслей и поступков, то оказывается, что этим пронизана вся жизнь человека с самого раннего возраста до самой смерти, с самого утра до позднего вечера, круглогодично. Даже утренний поход в ванную комнату тоже является традицией, которая становится привычкой. И правила дорожного движения тоже норма и традиция, закреплённая законом.

Конечно, есть нормы, правила и традиции, которые можно легко объяснить, пояснить их смысл и значения, а с иными обрядами и обычаями это может оказаться либо крайне сложным, либо невозможным, но тем не менее и первые, и вторые организуют жизнь сообщества, упорядочивают его, снижают его конфликтность и организуют социальную жизнь.

Наше мышление также состоит из традиций и обычаев, которые принято называть привычками. И чем дольше живёт человек, тем больше у него становится привычек, но все они играют свою роль и имеют свой смысл. В этом смысле можно сказать, что обряды и традиции – это привычки общества. А привычки, как известно, с трудом приобретаются и с ещё большим трудом изменяются. Мышление человека вообще склонно к образованию привычек, что понятно и объяснимо. Вследствие этого и формируются общественные привычки, называемые обрядами и обычаями.

Что будет если отменить все обряды, нормы и традиции?

Если одномоментно отменить все нормы, обряды, ритуалы, традиции и обычаи, и стереть информацию о них из памяти всех участников общества, то сразу же начнётся хаос. Поскольку нормы поведения, хоть и не всегда разумные, но всегда понятные и предсказуемые, пронизывают человеческое поведение, упорядочивают и организуют его.

В обществе, в котором совсем нет такого организующего и упорядочивающего явления как традиции, немедленно и существенно возрастёт конфликтность, выйдут из строя все социальные институты общества. Такое общество атомизируется 1 и начнёт распадаться. Поскольку общественная система может существовать только в условиях, когда её элементы эффективно взаимодействуют друг с другом. Когда же информация об эффективном взаимодействии утрачена, то система распадается.

А после распада социальной системы на простейшие структуры начнётся новый виток организации, когда люди снова с нуля начнут формировать новые порядки, правила и обычаи для взаимодействия друг с другом. То есть процесс генерации обычаев, норм и порядков будет запущен снова, и снова будут выработаны те же или схожие нормы поведения, которые смогут объединить людей, упорядочить их общение и контакты, уменьшить конфликтность и повысить эффективность взаимодействия.

В чём вред обряда и традиции?

Конечно, у любой медали есть две стороны. Обычаи, нормы и традиции являясь привычками общества, направленными на упрощение взаимодействия между элементами общественной системы и повышения качества этого взаимодействия, имеют и свою отрицательную роль.

Ритуалы, нормы и обычаи тогда становятся деструктивными, когда теряют свою актуальность и перестают соответствовать действительности. Это возможно тогда, когда изменилось окружение или определённые условия жизни общества, а старые традиции вошли с новыми обстоятельствами в конфликт. Тогда традиция превращается из конструктивной силы в деструктивную.

Здесь важно отметить, что поскольку в обществе существуют порядки, нормы и правила практически на любую тему, то существуют обычаи, имеющие отношение к фундаментальным основам общества и человеческой личности , а есть обычаи, которые имеют отношение только к простым, локальным и проходящим явлениям.

Поскольку природа человека остаётся неизменной, а самые глубинные основы природы человека так и вовсе берут своё начало от фундаментальных законов мироздания, то их изменение не происходит и не предвидится, поэтому нормы, правила и обычаи, обслуживающие подобные основы не могут устареть. Подобные обычаи можно только немного корректировать, чтобы сделать их ещё более адекватными и соответствующими реальности.

В то время как обычаи, созданные на основе локальных и временных явлений, легко и быстро устаревают в масштабах длительности жизни общества. Они подлежат замене естественным путём, когда каждый человек, взаимодействующий с подобными устаревшими нормами, видит их неактуальность и в личном порядке отказывается от них.

Отличить обычаи, построенные на фундаментальных основах, от обычаев, построенных на временных и локальных явлениях, как правило, для неподготовленного человека является сложно задачей.

Управление общественными нормами и обычаями

На первый взгляд может показать, что управление общественным порядком, его нормами, обычаями и правилами является простым делом, и для этого нужно только принимать законы в этом обществе, запрещая или разрешая то, что видится верным. Но это не так!

Формирование поведенческих норм, норм взаимодействиям между людьми – это очень долгий, эволюционный процесс, растянутый на века, когда из поколения в поколение, от родителей к детям естественным путём передается информация только о работающих и максимально эффективных схемах поведения, а неэффективные или деструктивные схемы поведения отбраковываются и отбрасываются.

Тот порядок общественной жизни, который имеет общество на текущий момент, это результат тысячелетней работы по формированию, тестированию на практике различных норм, правил, обычаев и порядков, и отбраковке неработающих схем поведения. Это труд сотен миллионов и миллиардов умов и душ, которые прожили свои жизни и в их процессе вырабатывали только лучшие модели поведения, отбраковывая неработающие.

Поэтому подходить поверхностно к этому вопросу не стоит. Не стоит думать, что одна или в лучшем случае несколько десятков голов, даже самых светлых и умных, смогут сформулировать что-то принципиально новое и значительное лучшее, чем то, что было отработано эволюционным путём миллиардами ранее живших людей на практике за тысячелетия истории человеческого общества.

Читайте также: