Какую цель не выполняли братские школы

Обновлено: 02.07.2024

Со второй половины XIV в. активное участие в деле воспитания и образования стало играть черное (монашествующее) духовенство. В России начинают возникать монастыри, в то время, когда в Западной Европе роль монастырей в образовании стала уменьшаться.

Монастыри в России основывались в местах труднодоступных для завоевателей. Они превращаются в уникальную отечественную систему воспитания. Прежде всего, она характеризуется комплексностью, поскольку в монастырях осуществлялось трудовое обучение (монахи вели собственное хозяйство), умственное и культурное воспитание (при монастырях существовали библиотеки) и, конечно же, духовно-нравственное воспитание.

Основная цель воспитания - личное нравственное самосовершенствование каждого послушника. Основными методами этого являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Причем в монастырях сложилась специфическая культурная среда, когда монахи жили совместно, радом с духовными отцами, что обуславливало коллективный характер воспитания.

С окончанием ига и началом создания Московского государства связана потребность в подготовке высокообразованных работников, служащих на благо стране. Однако, попытки создания высших школ были неудачны, поскольку отсутствовала разветвленная система школ начальной ступени. Однако, используя влияние церкви и традиционное уважительное отношение простых людей к образованным людям, начинается целенаправленное воспитание и обучение детей.

- самоуправление (на общем собрании школы избирались ее ректор и учителя);

- всесословность обучения, отсутствие имущественной дифференциации;

- четкая организация учебного дня;

- содержание образования (славянский язык, греческий и латинский языки, семь свободных искусств).

На основе братских школ в 1632 г. Петром Могилой открывается в Киеве прообраз высшего учебного заведения - коллегия, переименованная в XVIII веке в Киево-Могилянскую академию.

Курс обучения длился в ней 1.2 лет. В подготовительном классе изучались чтения и письмо на славянском, греческом и латинском языках. В младших классах осваивали катехизис, грамматику, арифметику, риторику, основы географии, истории и других наук. В средних классах обучали поэтике, риторике, латинской литературе, студенты практиковались в составлении проповедей. В старших классах изучали логику, физику, метафизику, философию (2 года) и богословие (4 года). Ведущим методом обучения стал диспут.




Воспитание он рассматривает как специфическую и важнейшую отрасль домашнего хозяйства, тесно связанную с целостным бытом. При этом семья становится своеобразным училищем, где родители являются наставниками, а дети - учениками. Обучение, воспитание и подготовка к жизни осуществляются и контролируются родителями вплоть до женитьбы детей. Причем, роли супругов в семье четко обозначены. Мать - это первая, природная воспитательница, а муж-глава семьи, отвечающий не только за семью, но и за обучение жены домашним премудростям. Воспитательными задачами автор называет:

- нравственное воспитание в религиозном духе, сочетающееся с традиционными народными представлениями;

- обучение детей необходимым в жизни знаниям, умениям и навыкам, привитие им почтительного отношения к старшим;

- взаимодействие родителей и детей является необходимым условием успешного воспитания.

Необходимость нового похода к образованию и воспитанию, потребность государства в новых, образованных, широко мыслящих людях подготовили и обусловили успешность будущих реформ Петра I не только в области образования, но и во всех сферах жизни российского общества и государства.

Со второй половины XIV в. активное участие в деле воспитания и образования стало играть черное (монашествующее) духовенство. В России начинают возникать монастыри, в то время, когда в Западной Европе роль монастырей в образовании стала уменьшаться.

Монастыри в России основывались в местах труднодоступных для завоевателей. Они превращаются в уникальную отечественную систему воспитания. Прежде всего, она характеризуется комплексностью, поскольку в монастырях осуществлялось трудовое обучение (монахи вели собственное хозяйство), умственное и культурное воспитание (при монастырях существовали библиотеки) и, конечно же, духовно-нравственное воспитание.

Основная цель воспитания - личное нравственное самосовершенствование каждого послушника. Основными методами этого являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Причем в монастырях сложилась специфическая культурная среда, когда монахи жили совместно, радом с духовными отцами, что обуславливало коллективный характер воспитания.

С окончанием ига и началом создания Московского государства связана потребность в подготовке высокообразованных работников, служащих на благо стране. Однако, попытки создания высших школ были неудачны, поскольку отсутствовала разветвленная система школ начальной ступени. Однако, используя влияние церкви и традиционное уважительное отношение простых людей к образованным людям, начинается целенаправленное воспитание и обучение детей.

- самоуправление (на общем собрании школы избирались ее ректор и учителя);

- всесословность обучения, отсутствие имущественной дифференциации;

- четкая организация учебного дня;

- содержание образования (славянский язык, греческий и латинский языки, семь свободных искусств).

На основе братских школ в 1632 г. Петром Могилой открывается в Киеве прообраз высшего учебного заведения - коллегия, переименованная в XVIII веке в Киево-Могилянскую академию.

Курс обучения длился в ней 1.2 лет. В подготовительном классе изучались чтения и письмо на славянском, греческом и латинском языках. В младших классах осваивали катехизис, грамматику, арифметику, риторику, основы географии, истории и других наук. В средних классах обучали поэтике, риторике, латинской литературе, студенты практиковались в составлении проповедей. В старших классах изучали логику, физику, метафизику, философию (2 года) и богословие (4 года). Ведущим методом обучения стал диспут.

Воспитание он рассматривает как специфическую и важнейшую отрасль домашнего хозяйства, тесно связанную с целостным бытом. При этом семья становится своеобразным училищем, где родители являются наставниками, а дети - учениками. Обучение, воспитание и подготовка к жизни осуществляются и контролируются родителями вплоть до женитьбы детей. Причем, роли супругов в семье четко обозначены. Мать - это первая, природная воспитательница, а муж-глава семьи, отвечающий не только за семью, но и за обучение жены домашним премудростям. Воспитательными задачами автор называет:

- нравственное воспитание в религиозном духе, сочетающееся с традиционными народными представлениями;

- обучение детей необходимым в жизни знаниям, умениям и навыкам, привитие им почтительного отношения к старшим;

- взаимодействие родителей и детей является необходимым условием успешного воспитания.

Необходимость нового похода к образованию и воспитанию, потребность государства в новых, образованных, широко мыслящих людях подготовили и обусловили успешность будущих реформ Петра I не только в области образования, но и во всех сферах жизни российского общества и государства.

Лебеди 05.09.2008 --> Смотрели: 31 (5) По звёздам 10.08.2007 --> Смотрели: 53 (5)

-Музыка

-неизвестно

-неизвестно

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

Создан: 01.04.2007
Записей: 272
Комментариев: 1464
Написано: 2774

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки









    здесь Лик Стража Смерти
    слабонервным делать нечего
    в глаза не смотреть !
    Сильнейший гипноз

    здесь Лик Стража Смерти
    слабонервным делать нечего
    в глаза не смотреть !
    Сильнейший гипноз

    Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.

    Содержание
    Вложенные файлы: 1 файл

    рефератик.doc

    Министерство образования Республики Беларусь

    УО «Могилевский государственный университет

    Кафедра истории Белоруссии

    на тему: “Школы православных братств и их роль в развитии образования”

    студентка исторического факультета

    1. Православные братства…………………………………………………. . 4
    2. Православные школы………………………………………………………. .6
    3. Виленская школа…………………………………………………………….. ..9
    4. Роль школы православных братств в развитии образования……………. 13

    Список используемой литературы……………………………………………. 18

    Введение

    Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.

    Братские школы были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

    Большое внимание в братских школах уделялось религиозно- нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

    1. Православные братства

    В 1458 г произошло разделение Русской Митрополии на две — Московскую и Киевскую (Литовско-Галичскую). Православные христиане, жившие на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, издавна организовывали при храмах объединения, получившие названия братств. Подобные братства как форма общины существовали в среде немецких ремесленников на юридической основе Магдебургского права. Появились они и в западной Руси и вскоре стали служить объединению православного населения, явились его естественной опорой при защите Православия [4, с 125].

    Целью таких братств, или церковных общин, являлись: защита православной веры и чистоты христианской нравственности; обеспечение и поддержание православных храмов и духовенства; учреждение школ и типографий для печатания книг; уход за престарелыми и больными и т. д. Братства имели свои храмы, а небольшие братства — приделы в церквах; регулярно осуществлялся сбор пожертвований на нужды братств. В определенное время (до 4 раз в году) происходили собрания братств, на которых обсуждались текущие дела общины. [3, с. 65].

    Принято считать, что учреждение братств происходило во второй половине XVI в., но есть сведения, что некоторые братства получили начало гораздо раньше. Так, Луцкое братство было первоначально основано около 1439 г, а Виленское — около 1458 г [7, c. 337].

    Так мы видим, что православные братства существовали уже давно, но их увеличение началось с того времени, когда польское правительство, руководимое иезуитами, захотело подчинить русскую церковь и полонизировать русский народ, а с другой стороны церкви угрожали протестанты. Это началось с того времени, когда была заключена Люблинская уния (1569 г.) Тогда-то и явилось потребность соединить православные силы в братства и, сосредоточить их интересы на благосостояние храмов и прихожан, укрепить национальное и православно-религиозное сознание. Подъем церковно-приходской жизни ранее всего обнаружился в Галичине, где католическое влияние чувствовалось сильнее всего [4, с. 125].

    Появившееся в то время братства имеют еще, подобно Виленскому, благотворительный характер: помощь бедным, больным, благоустройство храмов и иногда только самопросвещение через чтение священных книг. Но скоро братства расширили круг своей деятельности и получили влияние на общецерковные дела [7, c. 340].

    Члены братств не могли не замечать, что душевное спасение идет через школы, чтения церковных книг и т.д. Поэтому в новых открываемых братствах того времени в устав братства вносятся статьи об устройстве типографий, школ [3, c. 70].

    Городские жители могли взять на себя и выполнить просветительную миссию, так как пользовались самоуправлением и были независимы юридически, и, благодаря занятию торговлей и ремеслами осознавали нужду в образовании [1, c. 8].

    Борьбу против окаталичивания и ополячивания местного населения вели братства, которые создавались при православных церквях и назывались по их имени. Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально, большинством голосов (хотя руководящую роль играли зажиточные братчики), избираемое руководство отчитывалось перед собранием. При братствах создавались православные школы [2, c. 35].

    Число их и школ особенно умножается с начала 90-х. годов В 1589 г. в Могилеве было создано православное братство скорняков. В Минске было семь братств, важнейшие из них - Шпитальное и Петропавловское, при каждом имелась школа. Братские школы и типографии существовали также в Могилеве, Бресте, Пинске, Орше, Ивье, Несвиже, Слуцке, Мстиславле и других городах [7, c. 345].

    По организации учебно-воспитательной работы братские школы не только не уступали, но и во многом превосходили западноевропейскую школу. В то время они были самыми демократичными и передовыми, бессословными, осуществляли тесную связь с родителями и общественностью. Каждый член братства имел право посещать школу с целью ознакомления с ее работой. Отдавая ребенка в школу, отец составлял с ректором договор, в котором указывалось, чему его будут учить, а также определялись обязанности родителей по отношению к школе [2, c. 41].

    Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии.

    В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща (Сильвестр (Коссов), Исаия Козловский) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

    Судьба Б. ш. на западнорус. землях была различна. На протяжении всего времени своего существования важнейшим центром духовного просвещения оставалась киевская школа, оказавшаяся в сер. XVII в. в составе России. Однако большинство Б. ш. потеряли свое значение, упадок братского просвещения начался в сер. XVII в., в кон. XVII - нач. XVIII в. мн. братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До кон. XVIII - нач. XIX в. продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и др. городах и местечках, но школы при братствах, по-видимому, закрылись или преподавание в них было низведено на уровень начального обучения грамоте.

    Организация учебного процесса

    Б. ш. были устроены по образцу протестант. гимназий и иезуитских коллегий. В школах преподавались предметы, составлявшие тривиум (trivium) - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Курсы философии читались в наиболее крупных школах, медицина и богословие преподавались только в киевском уч-ще.

    Просфонима. Львов, 1591 (РГБ). Титульный лист

    Просфонима. Львов, 1591 (РГБ). Титульный лист

    Просфонима. Львов, 1591 (РГБ). Титульный лист

    Большое внимание в Б. ш. уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы по субботам; в воскресенье все ученики собирались в школе, где им объясняли значение праздника, а затем шли на литургию. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

    Учебная литература

    Важнейшие Б. ш.

    Одним из первых руководителей львовской школы являлся Стефан Зизаний, преподававший там церковнослав. язык. В 1592 г. он стал ректором школы, в следующем году переехал в Вильно. Видную роль в организации школы и в первые годы ее деятельности играл также учитель греч. языка архиеп. Элассонский и Димоникийский Арсений. До 1592 г. в школе преподавали Лаврентий Зизаний, Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий), покинувшие Львов из-за конфликта с еп. Гедеоном. Одним из первых учеников львовской школы был Иов (Борецкий; впосл. Киевский митрополит; в миру Иван), в 1604 г. ставший ее ректором.

    В нач. XVII в. школа пришла в упадок в связи с недостатком средств, однако с помощью Кирилла Лукариса в 1616 г. уровень преподавания в ней был восстановлен, в 1619 г. Виленское братство уже вновь просило о присылке учителей из Львова. С кон. 20-х гг. XVII в. преподавание в школе вновь начало ухудшаться из-за гонений со стороны иезуитов и переезда лучших преподавателей школы в более спокойный Киев. Тесные связи львовской школы с Киевской академией сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв., несмотря на вхождение Киева в состав России и принятие Львовским братством в 1708 г. унии. Мн. ученики львовской школы заканчивали свое образование в Киеве, а затем, вернувшись во Львов, становились там учителями. Львовская школа была закрыта австр. властями в 1790 г.

    С начала своего существования виленская школа терпела нападки со стороны виленской иезуитской академии (преобразована из коллегии в 1579). В 1598 г. студенты академии учинили разгром братской школы. Однако, несмотря на потерю учителей, школа не прекратила своего существования и оставалась одной из наиболее влиятельных Б. ш. Согласно привилею кор. Владислава IV (1635), только виленской и киевской школам разрешалось преподавать латынь и греческий. Виленское братство стало во главе всех лит. братств, мн. мон-ри поступили под протекторат братского мон-ря, в т. ч. могилёвский Богоявленский, Евейский, Купятицкий, Буйничский и др. Братство обязывалось обеспечивать мон-ри учителями, к-рых готовило в своей школе. Упадок уч-ща начался во 2-й пол. XVII в., в кон. столетия братская типография закрылась, однако школа продолжала действовать. В 40-х гг. XVIII в. братство просило Святейший Синод Русской Церкви о присылке учителя. После пожара 1749 г. братство было разорено, и школа, если и продолжала существовать, влачила жалкое существование.

    Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в.

    Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в.

    Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в.

    В 1632 г. киевская школа приобрела статус коллегии. Несмотря на последовавшие вскоре ограничения (в 1634 король запретил преподавать в Киеве на латыни, в следующем году сейм постановил ограничить здесь изучение философии только началами - логикой и диалектикой), киевская коллегия фактически являлась высшим учебным заведением, поскольку в ней читались курсы философии и богословия. В коллегии поддерживался также высокий уровень преподавания риторики. Выпускниками школы в XVII в. были выдающиеся укр. и белорус. церковные писатели, ораторы, богословы - Иоанникий (Галятовский), Лазарь (Баранович), Симеон Полоцкий, Епифаний (Славинецкий) и мн. др. Просветительские возможности школы в немалой степени были усилены использованием для школьных нужд типографии Киево-Печерского мон-ря.

    В 1658 г. постройки коллегии пострадали от пожара, в результате конфискаций земель ухудшилось ее материальное обеспечение. Положение школы изменилось к лучшему начиная с 1669 г., когда ее ректором стал Варлаам (Ясинский), впосл. митр. Киевский. Он начал посылать молодых людей на учебу за границу с целью воспитать новое поколение профессоров. В 1670 г. кор. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал привилеи, разрешавшие восстановить разоренную коллегию и защищавшие имения братского мон-ря и уч-ща. Грамотой царей Петра и Иоанна в 1694 г. в коллегии разрешалось беспрепятственное преподавание наук, в 1701 г. указом Петра I коллегия была превращена в академию. В кон. XVIII в. число учеников в академии доходило до 1 тыс. чел.

    На протяжении XVII в. и позднее влияние киевской духовной школы на правосл. образование в разных землях было очень велико. Киевская школа являлась главным поставщиком учителей в др. Б. ш. и участвовала в открытии новых правосл. учебных заведений. В 1640 г. по желанию молдав. господаря в Яссах при участии Софрония (Почаского) была открыта школа по образцу киевской. Воспитанники и преподаватели киевской коллегии Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) сыграли важную роль в создании греко-лат. школы в Москве; выпускник коллегии Симеон Полоцкий был одним из организаторов московской Славяно-греко-латинской академии.

    Устав луцкой школы (утвержден в 1624) полностью копировал львовский школьный устав. В начале ее существования (с 1619) за контроль над преподаванием в школе боролись братчики-миряне и монахи Крестовоздвиженского братского мон-ря. В 1624 г. было достигнуто соглашение, согласно к-рому ректор и учителя должны были избираться из монахов, миряне должны были заботиться об обеспечении учителей. В XVII в. луцкая школа являлась образовательным центром православных всей Волыни, что определялось довольно высоким уровнем преподавания в ней. Среди учителей школы наиболее известны Павел Домжив-Люткович Телица, Елисей Илковский, Павел Босинский, Августин Славинский. Школа неоднократно подвергалась нападениям со стороны учеников луцкой иезуитской коллегии, в 1627 г. разгромивших школьное здание. В 1726 г. братство и вместе с ним школа прекратили свое существование.

    Ист.: Пам'ятки братських шкiл на Украïнi, кiн. XVI - поч. XVII ст.: Тексти и дослiдження / Ред. В. I. Шинкарчук. К., 1988.

    Лит.: Харлампович К. Западнорусские правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898; Папков А. А. Братства. Серг. П., 1900; Савич А. Нариси з iсторiï культурних рухiв на Украïнi та Бiлорусi в XVI-XVIII вв. К., 1929; Медынский Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. М., 1954; Исаєвич Я. Д. Братства та iх роль в розвитку украïнськоï культури XVI-XVIII ст. К., 1968; Мещеряков В. П. Братские школы Белоруссии (XVI - 1-я пол. XVII в.). Минск, 1977; Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей украинского народа с русским и белорусским: 2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в. К., 1987.

    Читайте также: