Каковы особенности жилища кочевников план урока

Обновлено: 05.07.2024

Внимание на доску. Чтобы узнать тему нашего урока, давайте отгадаем загадку.

А как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Почему?

Психологический настрой.
Я пил кумыс в Казахской юрте
И бешбармак руками ел.
Под звёздным небом Казахстана
Мне ветер вольный песни пел.

Как вы понимаете эти строки? Что в них особенного?

III. Усвоение новых знаний.
Какие традиционные жилища других народов вы знаете? (чум, яранга, вигвам, изба, иглу, сакля, мазанка)

Ребята, мы с вами изучаем историю древнего Казахстана, а значит, будем говорить о жилище кочевников – о юрте
Сегодня мы более подробно познакомимся с устройством и внутренним убранством переносного жилища кочевников – юртой.
Просмотр видеоролика “Юрта”.

IV. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Беседа по вопросам:
1. Что такое юрта? (Переносное жилище у азиатских кочевников.)
2. В чем особенности казахского национального жилища? (Юрта легко собирается и разбирается, она удобно перевозится колесным транспортом и вьюком, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных ветров. Юрту обычно могут установить 2–3 человека в течение одного часа. Все это делает юрту уникальным видом жилища.)
3. Назовите основные материалы, служащие для изготовления юрты. (Дерево, войлок.)
4. Назовите элементы, составляющие остов юрты. (Сыкырлаук, шанырак, кереге, уык.)
5. Какой из элементов остова юрты изображен на Гербе Казахстана? (Шанырак.)
7. Из каких материалов изготавливали предметы убранства юрты? (Дерево, кожа, войлок.)

Проблемный вопрос: Преимущество юрты для кочевников и шатровых зданий в современной архитектуре городов.

V. Выполнение практической работы. Работа по группам.

Задание: Рассказать о казахской юрте, о ее устройстве. Отобразить в виде кластера. В чем преимущество казахской юрты?

Задание: найти в архитектуре нашего города современные здания, которые напоминают юрту. В чем преимущество шатровых зданий? Изобразить в виде постера.

Написать статью о юрте в жанре рекламы. Вспомните стихи о юрте, пословицы и поговорки. Написать акростих, синквейн. Представить в виде страницы журнала, газеты.

VII. Рефлексия.
Технология "Ключевое слово" Ребятам предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее подготовлены, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд №1,2 Продемонстрировать стимулирующие слайды №1,2 или модель жилища древних кочевников.

-Определяют тему урока

- Знакомство с целями обучения и критериями оценивания

Материал для ознакомления темы урока.

Середина урока

Действия учителя: Продемонстрируйте учащимся краткий видеоролик об юрте.

Видео 1-ая часть

Задайте учащимся вопросы о юрте и узнайте их мнение.

Откройте 3-й слайд.

Проведите диалог, задавая наводящие вопросы:

- На сегодняшний день где мы можем увидеть юрту?

- Используется ли юрта в наши дни?

- Есть ли народы, которые на сегодняшний день проживают в юртах?

Действия учителя: Раздать 1-Приложение.

-предоставить учащимся 5 минут на прочтение текста.

- откройте слайд содержащий исследовательский вопрос для определения убранства юрты и закрепления материала. Данное задание целесообразнее выполнять индивидуально.

Возможно формативное оценивание.

Исследовательский вопрос:

Определение убранство юрты предметах обихода

К Работа с таблицей

Действия ученика: Прочитав тест, заполните таблицу

Сделано из шерсти

Сделано из кожи

Сделано из дерева

По окончании работы над заполнением таблицы раздайте учащимся листы А4 формата или разноцветные бумаги и предложите создать макет юрты с помощью бумаги, ножниц и клея. Для выполнения данного задания разделите класс на несколько групп. Можно разделить на три группы.

І-я группа Кереге

После создания макета юрты каждая группа, используя знания приобретенные на двух уроках объясняют каждый свой шаг опираясь на схему

nci.kz История Казахстана

Конец урока

Действие учителя: На данном этапе урока организуйте обратную связь.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование физминутки и активных видов деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

тема урока материальная культура древнего казахстана предназначенная для учащихся 5 классов.

Содержимое разработки

Школа: Тамдинская средняя школа

ФИО учителя: Балтагарина Жанара Адылгереевна

Участвовали:

Не участвовали:

Материальная культура древних кочевников (1 ч)

Цели обучения, достигаемые на этом уроке

5.2.2.3 – описывать особенности прикладного искусства древних племен.

Уровень мыслительных навыков

Понимание и применение

Критерии оценивания

Понимает структуру строения жилища древних кочевников;

Дает характеристику типов жилища кочевников;

Все учащиеся: описывают особенности строения жилища кочевников и его типы;

Большинство учащиеся: различают особенности строения жилища кочевников и его типы;

Некоторые учащиеся: делают вывод об эволюции и особенностях жилища древних кочевников.

Языковые задачи

Основные термины: культура, материальная культура, юрта, кереге, шанырак, уык, есык, кос, курке.

Воспитание ценностей

На примере темы создать условия для развития бережного отношения к культурному и историческому наследию Казахстана.

Межпредметная связь

Трудовое обучение, казахский язык, изобразительное искусство

Предыдущие знания

Вклад кочевников в мировую цивилизацию

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

I . Организационный момент (1мин)

Психологический настрой(2 мин)

Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

II . Актуализация знаний

Задание в малых группах

1. Соотнесите виды пастбищ с временами года

2. Ответьте на 1 тонкий, и 2 толстых вопроса

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1. Перечисли виды скотоводства, существовавшие на территории Казахстана.

1. В каких регионах Казахстана занимались земледелием? Поясните почему.

2. Объясните, почему кочевое скотоводство стало основным видом хозяйствования древних жителей Казахстана?

1. Правильно соотносит летнее пастбище;

2. Правильно соотносит зимнее пастбище;

3. Правильно соотносит осеннее пастбище;

4. Правильно соотносит весеннее пастбище;

5. Верно, перечислил виды скотоводства, существовавшие на территории Казахстана;

6. Верно, определил регионы Казахстана, в которых занимались земледелием, и дал пояснение почему;

7. Верно, объяснил причину, почему кочевое скотоводство стало основным видом хозяйствования древних жителей.

- красный не понял

- желтый есть вопросы

Обратная связь учителя

Учитель: Кочевники, проживающие на территории Казахстана, внесли большой вклад в мировую цивилизацию и культуру.

Культура - совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

Учитель: Исходя из темы, записанной на доске, с какой культурой мы должны познакомиться?

Ответы учащихся: с материальной культурой древних кочевников.

Материальная культура – совокупность всех материальных ценностей созданных человеком на протяжении времени (одежда, посуда, мебель, оружие, орудия труда, жилище)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с жилищем древних кочевников проживающих на территории Казахстана, и узнаем об их типах.

Ставится проблемный вопрос

К концу урока мы должны будем ответить на вопрос, каковы особенности жилища древних кочевников?


В жизни каждого человека есть место, где ему всегда хорошо, тепло, уютно. Куда хочется всегда возвращаться. И дорога к этому месту всегда короче, чем от него. Что же это за место? Правильно – это родной дом.

Содержимое разработки

Предмет: история Казахстана Дата: 08.12.16.

Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Организация внимания.

Психологический настрой.

Я пил кумыс в Казахской юрте

И бешбармак руками ел.

Под звёздным небом Казахстана

Мне ветер вольный песни пел.

II. Опрос домашнего задания.

1. Как назывался период господства каменных орудий. (каменный век)

2. На какие периоды делиться каменный век? (палеолит, мезолит, неолит, энеолит)

3. В каком веке начали использовать железо? (в 8 веке до н.э)

4. Главные особенности в эпоху железа. (развитие кочевого скотоводства, использования железа, защита от врагов, роды объяденялись в племена, племена в союзы).

5. Какие племена существовали в эпоху железа? (саки, уйсуны,кангю, гунны,сарматы)

6. Расскажите о древних способах производства железа. (печи из камня и глины с меховым поддувом)

- Какие национальные жилища вы знаете, и какие народы в них проживают? (Юрта – кочевники Центральной Азии, изба – жители России, вигвам – индейцы Америки, яранга – жилище эскимосов…)

- Обзорное знакомство с национальными жилищами народов мира.

Просмотр слайдов на интерактивной доске с элементами беседы и комментариями учителя.

Сейчас мы просмотрим слайды и ответим на вопрос, какие еще национальные жилища существуют в мире.


Изба́ – деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).


.

Яра́нга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами


.

Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки, имеет куполообразную форму. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками или шкурами


.

Типи – более мобильное, чем вигвам, переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин и Центральной Америки. Представляет собой конусообразный шалаш – каркас из жердей покрывают шкурами бизонов или оленей.


.


.

Хижина – жилище в джунглях бразильской амазонии, сделанная из соломы и поставленная на стойки.


. Хоган – основное традиционное жилище народа навахо (Северная Америка). Традиционный хоган имеет круглое сечение и коническую форму, однако сейчас всё чаще встречается квадратный хоган. Дверь обычно направлена на восток – считается, что, входя через неё, солнце приносит удачу.


.

Пальоса (Испания) – дом из камня, высотой 4–5 метров, круглого или овального сечения, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.

– Сделайте вывод: от чего зависит форма и вид жилища? (Это связано с природными условиями, особенностями ландшафта, наличием строительных материалов, а также с национальными обычаями и традициями народа.)

IV. Изучение новой темы:

Ребята мы с вами изучаем историю древнего Казахстана, а значит будем говорить о жилище кочевников – о юрте.
А сейчас вы будете знакомиться с информацией о традиционном жилище кочевников – юрте.

До наших дней войлочная юрта была основным типом жилища казахов. Юрта (киіз үй)- жилище переносного типа кочевых и полуоседлых народов Центральной и Средней Азии.

Войлочная юрта разборная и состоит из определенного количества стандартных деревянных частей, образующих ее каркас, и кусков войлока, составляющих ее покрытие. Размеры юрты определялись количеством кереге (решетчатых звеньев) стандартного размера (от 4 до 12 кереге). Юрта из 4-х кереге была самой маленькой, предназначалась для бедняков. Самая большая юрта, состояла из 12 решеток, ставилась нойонами и или богачами. Наиболее распространенной была юрта из 6-8 решеток.

Юрта (в большинстве тюркских языков yurt, yurta; монг. гэр) — переносное жилище у кочевников.

Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности.

Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа.

Она легко перевозится на верблюдах и лошадях.

Её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод.

Остов юрты составляют четыре основных элемента:

1. КЕРЕГЕ – раздвижная решетчатая основа. Решетки устанавливают по обеим сторонам двери до полного замыкания в круг, скрепляя их ковровыми лентами.

2. УЫК – купольные жерди.

3. Венчает юрту Шанырак –круглая поверхность с отверстием. Шанырак – круговое навершие купола.

4. Отверстие ТУНДЫК служит окном. Во время непогоды оно закрывается четырехугольным куском войлока, обшитым шнуром.

5. Шанырак поддерживает БАКАН – раздвоенная с одного конца длинная деревянная палка.

6. Каркас юрты покрывается циновками и большими полотнищами войлока в два слоя.

7. ТУУРЛЫК – нижний войлок, УЗУК – верхний войлок.

8. Войлочные покрытия юрты скрепляются с корпусом веревками и узорными лентами – БЕЛЬДЕУ.

9. Широкие ворсовые и безворсовые дорожки – БАСКУРЫ служат также для украшения юрты.

10. Изнутри юрта делится на две половины: мужская и женская

На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. Кочевник ,берег СЕДЛО — свое рабочее место. Он чтит его — седло стоит на возвышении, украшенное узорами.

На женской стороне — девичьей — постель невесты – дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ Достатка. Кухонная утварь. В центре юрты — очаг. Место почитания Духа Огня — Хранителя Очага.

Матерью казахи зовут огонь - От - Ана, Май - Ана. Огонь дал человеку тепло, горячую пищу, расплавил железо (получил таким образом стремена и стрелы). В убранстве юрты главную роль играли узорчатые войлочные ковры: Текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу. Сырмак – полотнища постилочные, изготавливаемые путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока. Тускииз – ковер войлочный настенный. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов.

Каждая семья украшала юрту по своему вкусу и усмотрению. Красота и нарядность юрты зависела от самих хозяев и от их фантазии.

Юрта и поныне является самым удобным летним жилищем для животноводов Казахстана, Монголии и Киргизии.

V. Физминутка

VI. Осмысление информации. Заполните таблицу, используя текст учебника.

Что означает для кочевника юрта?

Читайте также: