Каковы основные направления деятельности нак кратко

Обновлено: 06.07.2024

Национальный антитеррористический комитет (НАК) — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации — оперативные штабы, которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации образованы: в составе ФСБ России — аппарат Национального антитеррористического комитета, в органах федеральной службы безопасности — аппараты соответствующих оперативных штабов.

Содержание

Основные задачи НАК

(в соответствии с Положением о НАК)

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Права НАК

(в соответствии с Положением о НАК)

Для осуществления своих задач Комитет имеет право:

а) принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением;

б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;

в) создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета;

г) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

д) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Состав НАК по должностям

Состав Национального антитеррористического комитета по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Директор ФСБ России (председатель Комитета)
  2. Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — помощник Президента Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188 — Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
  3. Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета)
  4. Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя Комитета — руководитель аппарата Комитета), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с — Заместитель директора ФСБ России — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета)
  5. Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
  6. Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
  7. Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2007 г. № 1470 — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
  8. Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  9. Министр информационных технологий и связи Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188 — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  10. Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188 — Министр промышленности и торговли Российской Федерации
  11. Министр транспорта Российской Федерации
  12. Министр энергетики Российской Федерации — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  13. Министр юстиции Российской Федерации
  14. Директор СВР России
  15. Директор ФСКН России — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  16. Директор ФСО России
  17. Руководитель Росфинмониторинга
  18. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации
  19. Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Состав Федерального оперативного штаба по должностям

Состав Федерального оперативного штаба по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Руководитель штаба
  2. Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)
  3. Заместитель директора ФСБ России, заместитель председателя Национального антитеррористического комитета — руководитель аппарата Комитета (заместитель руководителя штаба), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с — Заместитель директора ФСБ России — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель руководителя штаба)
  4. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр обороны Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2007 г. № 1470 — Министр обороны Российской Федерации
  5. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  6. Министр иностранных дел Российской Федерации
  7. Директор СВР России
  8. Директор ФСКН России — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  9. Директор ФСО России
  10. Руководитель Росфинмониторинга
  11. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  12. Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
  13. Главнокомандующий внутренними войсками МВД России — включен Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)
  2. Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)
  3. Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)
  4. Начальник территориального органа МВД России
  5. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  6. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации

Состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с

  1. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)
  2. Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)
  3. Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)
  4. Начальник территориального органа МВД России
  5. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  6. Начальник территориального органа ФСКН России — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  7. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации [1]

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

  1. Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба) [2]
  2. Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)
  3. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  4. Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)
  5. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации
  6. Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с

  1. Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба) [3]
  2. Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)
  3. Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
  4. Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)
  5. Начальник территориального органа ФСКН России — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  6. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации
  7. Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации [4]

Состав оперативного штаба в Чеченской Республике по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с

  1. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации (руководитель штаба)
  2. Президент Чеченской Республики
  3. Начальник Управления ФСБ России по Чеченской Республике (первый заместитель руководителя штаба)
  4. Командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)
  5. Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа
  6. Командующий войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. № 284 — Командующий войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России
  7. Первый заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, назначаемый от МВД России
  8. Первый заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, назначаемый от Вооруженных Сил Российской Федерации
  9. Заместитель руководителя Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом — начальник Оперативно-координационного управления по Северному Кавказу ФСБ России
  10. Заместитель руководителя Департамента – начальник временной оперативной группы в Северо-Кавказском регионе Департамента военной контрразведки ФСБ России
  11. Начальник Северо-Кавказского пограничного управления ФСБ России
  12. Начальник Южного регионального центра МЧС России
  13. Начальник Управления специальной связи и информации ФСО России в Южном федеральном округе
  14. Начальник Федерального управления Минюста России по Южному федеральному округу
  15. Военный комендант Чеченской Республики
  16. Начальник Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике
  17. Начальник Главного управления МЧС России по Чеченской Республике
  18. Начальник Управления ФСКН России по Чеченской Республике — включен Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № 1188
  19. Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в Чеченской Республике
  20. Начальник Управления ФСИН России по Чеченской Республике
  21. Министр внутренних дел Чеченской Республики
  22. Командир войсковой части 22536 [5]

Борьба с терроризмом на Северном Кавказе

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, созданная после бесланских событий в сентябре 2004, преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полномочный представитель Президента в ЮФО Дмитрий Козак.

Закон приведён в полное соответствие с президентским указом — основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

Терроризм считается одним из главных вызовов современности. Для противодействия ему выделяются огромные ресурсы и финансовые средства. В 2006 году в нашей стране был создан специальный орган для борьбы с подобными угрозами – Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Состав этого органа отличается особой представительностью: в него входят руководители всех российских силовых структур и министерств, а главой является директор ФСБ .

В стране и так хватает органов и служб, в задачи которых входит борьба с терроризмом. Зачем же нужно было создавать еще одну структуру, занимающуюся тем же самым? Чем НАК РФ отличается от ФСБ , МВД или ФСО? Какие функции он выполняет?

Общая информация

НАК – орган исполнительной власти, основным предназначением которого является координация антитеррористической деятельности различных государственных служб и ведомств.

Руководителем антитеррористического комитета является глава ФСБ – сегодня эту должность занимает Александр Бортников . Также в состав руководства ведомства входят: министры обороны, МВД, МЧС, здравоохранения, транспорта, энергетики, юстиции и иностранных дел, руководители ФСО, Следственного комитета, начальник Генштаба, первые заместители руководителей обеих палат парламента и администрации президента.

Заседание НАК

В состав Национального антитеррористического комитета входит практически все высшее руководство страны

Задачи и полномочия

Основной задачей НАК является координация деятельности всех специальных служб, государственных учреждений и ведомств, а также органов местного самоуправления в противодействии террористической угрозы. НАК принимает решение по данному вопросу и контролирует эффективность их выполнения. Кроме того, комитет выполняет следующие функции:

  • информирование главы государства в вопросах противодействия терроризму;
  • подготовка предложений по формированию государственной политики в данном вопросе;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с терроризмом;
  • устранение условий и причин, способствующих появлению террористической угрозы;
  • обеспечение надлежащей защиты объектов, которые могут стать целыми для злоумышленников;
  • координация сотрудничества с другими государствами, подготовка международных документов, касающихся совместной борьбы с угрозой.

История и предпосылки создания НАК

Теракт в Беслане

Теракт в Беслане стал главной предпосылкой создания НАК. Эта трагедия показала, что противодействие терроризму требует новых подходов

Северный Кавказ

Непосредственным поводом для создания НАК стал теракт в Беслане – захват террористами школы, во время штурма которой погибло более 300 человек. Именно после этих событий руководство страны решило изменить подходы к борьбе с терроризмом, создав для этого единый орган, что позволило консолидировать усилия различных служб и ведомств.

Первоочередной задачей для новосозданного органа стала борьба с терроризмом на Северном Кавказе. К моменту его создания основные группировки боевиков удалось уничтожить, но террористическое подполье еще было очень сильно. Кроме того, боевики начали проникать в соседние регионы – Северную Осетию и Дагестан , что привело к значительному росту количества вооруженных нападений и других насильственных преступлений.

Скоординированные усилия разных ведомств дали хороший результат – в течение нескольких лет террористическое подполье на Кавказе было в основном подавлено, а общая обстановка в регионе нормализирована. Благодаря деятельности НАК удалось купировать угрозу в пределах Северного Кавказа и не дать ей распространиться по другим областям и регионам.

НАК на Кавказе

НАК доказал свою эффективность на Северном Кавказе

Однако работа не была остановлена, и она продолжает приносить свои плоды. Так, например, в 2014 году наблюдалось трехкратное снижение количества преступлений террористической направленности по сравнению с предыдущим годом. За время существования НАК было предотвращено десятки терактов, ликвидированы сотни боевиков, изъяты сотни единиц огнестрельного оружия и взрывных устройств.

Деятельность НАК не ограничивается только ликвидацией террористов. Комитет проводит комплексную работу, которая состоит из трех основных направлений: предупреждение терактов, устранение террористов и ликвидация возможных последствий. Под руководством НАК и ФСБ регулярно проводятся антитеррористические учения с привлечением различных российских ведомств и зарубежных партнеров.

Еще одним важным направлением работы НАК на Северном Кавказе стала работа с гражданами, которые попали под воздействие террористической идеологии. Она началась практически сразу после создания органа. Боевикам предложили сложить оружие в обмен на широкую амнистию. Эта практика показала свою эффективность – за несколько лет к мирной жизни вернулось несколько сотен боевиков.

Позже аналогичные программы были объявлены еще в нескольких регионах страны. Более того, в них появились специальные комиссии, облегчающие бывшим террористам адаптацию к нормальной жизни.

НАК и Сирия

Гражданский конфликт в Сирии начался в 2011 году, террористические организации с самого начала принимали в нем самое активное участие. В их рядах было значительное количество выходцев с Кавказа, других российских мусульманских регионов и бывших среднеазиатских советских республик. Поэтому после ввода российских войск в Сирию существовала серьезная опасность начала террористической войны на нашей территории.

Террористы из ИГИЛ

После начала сирийской кампании опасность террористических актов на территории России значительно возросла

Российские спецслужбы считают, что в составе ИГИЛ есть специальная группа, задачей которой является подготовка терактов в России и других странах бывшего СССР. Эти люди прекрасно знают русский язык, обучены приемам конспирации, взрывному делу, умеют отлично обращаться с оружием. В 2015 году был предотвращен выезд в Сирию около ста российских граждан, которые намеревались вступить в ряды ИГИЛ.

Электронные угрозы

Терроризм идет в ногу со временем – в последние годы радикальные организации все активнее осваивают просторы интернета. Террористы используют его не только для связи и координации своих действий, но и для вербовки новых сторонников. Подобная деятельность представляет нешуточную угрозу, ибо с помощью социальных сетей радикальные идеи могут быть донесены практически до любого человека – особенно уязвима перед ними молодежь.

Пресечение распространения радикальных идей среди подрастающего поколения – одно из основных направлений деятельности НАК. Несколько лет назад была принята комплексная программа по противодействию идеологии терроризма. В ее состав входит несколько компонентов. Во-первых, это контрпропаганда, которая представляет собой широкую разъяснительную кампанию, формирующую стойкое неприятие радикальных идей в обществе. Во-вторых, работа над созданием эффективных механизмов защиты российского информационного пространства от проникновения в него террористических идей. Другими словами, специальные службы отслеживают вредоносные аккаунты и сайты, блокируют подозрительные электронные адреса и отменяют их регистрации. Третий элемент борьбы с распространением радикальных идей в интернете – это совершенствование российского законодательства.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Национальный антитеррористический комитет (НАК) был образован еще в 2006 году, но до сих пор далеко не все представляют себе, что это за организация и чем именно она занимается.

Решение Президента Российской Федерации о создании НАК было вызвано эскалацией угроз со стороны международных террористических организаций.

С 1990-го по 2006-й в нашей стране было совершено более 70 жесточайших терактов: подрывы жилых домов, самолетов и поездов; массовые захваты заложников, бандитские рейды по регионам. Погибло свыше 1600 мирных граждан и около 400 сотрудников спецслужб и правоохранительных органов.

Террористическая активность продолжала нарастать, так что, без преувеличения, будущее России оказалось под угрозой. После одного из крупнейших и наиболее циничного акта терроризма в России — захвата средней школы в Беслане, когда жертвами стали 334 человека, в том числе 186 детей, — руководством страны было принято решение коренным образом пересмотреть подходы к антитеррористической деятельности. В результате была сформирована общегосударственная система, обеспечивающая решение задач не только силового подавления терроризма, но и выстраивания комплексной работы, объединяющей собственно борьбу, а также профилактику, минимизацию и ликвидацию последствий террористической деятельности.

Особая роль в этой деятельности принадлежит Национальному антитеррористическому комитету. Отличие НАК от спецслужб и сил правопорядка состоит в том, что это координационный коллегиальный орган, куда входят руководители всех силовых структур (Минобороны, МВД, МЧС, Росгвардии), первые заместители руководителей Госдумы и Совета Федерации, Совета безопасности и Администрации Президента РФ, а также представители гражданских ведомств, которые так или иначе связаны с противодействием терроризму (министерства иностранных дел, транспорта, энергетики, здравоохранения, связи, промышленности и торговли).


Кто руководит Национальным антитеррористическим комитетом?

НАК возглавляет его председатель, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников. При этом в каждом субъекте РФ существует антитеррористическая комиссия (АТК) — условно говоря, региональный НАК. Возглавляет такую комиссию глава региона. Комиссии муниципального уровня возглавляются главами органов местного самоуправления. То есть мы имеем дело со слаженной управленческой вертикалью, именно поэтому можно говорить об общегосударственной системе противодействия терроризму в России. НАК как вышестоящий орган определяет в ней стратегию и обеспечивает общую координацию деятельности, а АТК реализуют поставленные задачи на региональном уровне.

Для чего в НАК РФ входят депутаты и сенаторы?

Они в полной мере могут оценить, насколько урегулирован тот или иной вопрос в законодательном плане. Если в ходе обсуждения выясняется, что нужны коррективы действующего законодательства, их вносят максимально оперативно.

Для чего в НАК нужны представители Министерства здравоохранения?

Опыт показывает, что терроризм чаще всего обнаруживает себя в форме резонансных терактов, которые приводят к человеческим жертвам, наносят тяжелый удар по психике человека, поэтому своевременное оказание медицинской и психологической помощи — один из основных элементов ликвидации последствий терактов. Врачи так же, как и сотрудники спецподразделений, прибывают одними из первых на место преступления и, зачастую рискуя жизнью, оказывают помощь раненым, участвуют в эвакуации. На федеральном уровне за это отвечает Минздрав, на региональном — местные органы здравоохранения. Экстренную помощь пострадавшим оказывают подразделения Центра медицины катастроф.

Как построено взаимодействие НАК с институтами гражданского общества?

Институты гражданского общества обладают значительным потенциалом для профилактики и противодействия идеологии терроризма, именно поэтому НАК старается задействовать различные общественные организации: молодежные, спортивные, военно-патриотические, религиозные. Особую роль играет Общественная палата РФ, в которой с 2015 года действует Координационный совет по противодействию терроризму. На антитеррористической площадке институты гражданского общества работают на инициативной основе и собственных ресурсах.

Верно ли, что нельзя четко разделить терроризм и экстремистские взгляды?

Грань, отделяющая увлечение экстремистским контентом в соцсетях от участия в противоправной деятельности, очень размыта. Если человек интересуется дикими, с точки зрения норм общества, вещами: сайтами с расчленением тел, пытками или издевательствами над животными, прямого отношения к терроризму это не имеет, скорее всего, это просто любопытство. Когда же такой человек из-за неудовлетворенного самолюбия начинает, например, вынашивать планы о том, чтобы перестрелять своих одноклассников, — это уже совсем другое дело. Намерение, воплощенное в конкретные действия, сразу ставит его в разряд преступников.

Собственно, обществу безразлично, совершит ли преступление террорист, выкрикивающий радикальные лозунги и обладающий внешним антуражем, или школьник, насмотревшийся людоедских видеороликов в Интернете. Результат один, а последствия не менее страшные. Поэтому профилактика преступлений террористической направленности в молодежной среде — приоритетная задача, решать которую должны семья, школа, вуз, органы управления образованием, психологи и весь спектр спортивных, культурно-просветительных, военно-патриотических и других общественных организаций. Семья на первом месте, так как родители обязаны быть лучшими воспитателями и самыми внимательными наблюдателями за увлечениями своих детей.

Каким образом Национальный антитеррористический комитет противодействует идеологии терроризма?

Как добиться, чтобы молодой человек под воздействием безумных античеловеческих идей не стал преступником, не взял в руки оружие и не превратился в реальную угрозу для общества? Инструменты силового воздействия в этом случае не помогут. Тут нужны другие способы влияния: средства воспитания и формирования мировоззрения человека.

Как можно удержать молодых людей от вступления на путь терроризма?

Одним из важных направлений деятельности НАК является активная работа в виртуальном пространстве, которое стало настоящим полем схватки за умы и души молодежи. Главный аспект этой работы делается на формировании антитеррористического сознания молодежи. Это осуществляется одновременно с искоренением экстремистского контента и пресечением попыток вовлечения молодых людей в преступную деятельность. Разумеется, полностью оградить неокрепшие души от террористической пропаганды невозможно, поэтому задача заключается в том, чтобы привлечь их внимание к материалам, формирующим антитеррористическое сознание, которые были бы интересны, убедительны, креативны. Прямолинейное пропагандистское воздействие в форме лозунгов и призывов чаще всего вызывает скептическую реакцию. Любой запрет для подростка всегда сладок, а вот мерами воспитания, психологического воздействия, вовлечения в созидательную, позитивную деятельность это сделать можно. На это и нацелены основные инструменты профилактики терроризма.

Каковы результаты работы НАК РФ за пятнадцать лет?

Сформированная за истекшие годы нормативная правовая база для реализации принимаемых решений — а за пятнадцать лет было разработано и издано около 90 федеральных законов, 30 указов Президента РФ, свыше 200 постановлений и распоряжений Правительства РФ — позволила регламентировать организующую роль НАК, установить обязательность исполнения решений комитета и региональных антитеррористических комиссий, ввести ответственность должностных лиц за неисполнение этих решений, а также конкретизировать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в профилактике терроризма и минимизации его последствий. Кроме того, к более предметному участию в работе по противодействию распространению идеологии терроризма подключены Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, Минцифры, Роскомнадзор, Росмолодежь и другие ведомства.

Объединенные, нацеленные на решение конкретных задач усилия НАК РФ получили широкую поддержку в обществе. Почти две трети граждан, отвечая на вопросы социологов, положительно оценили проводимую в стране работу по противодействию терроризму. Если восемь лет назад около 10% граждан считали возможность совершения террористического акта в их населенном пункте весьма вероятной, то сегодня их количество снизилось почти вдвое. Подобная позиция — наглядное подтверждение результативности деятельности НАК по объединению и координации усилий государственных органов и институтов гражданского общества в противодействии современным вызовам терроризма.

В целях своевременной нейтрализации выявляемых в ходе мониторинга новых террористических угроз и эффективного реагирования на изменения в тактике деятельности террористов Национальный антитеррористический комитет видит свою задачу в дальнейшей выработке и реализации мер, направленных на совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму и ее региональных элементов.

Сказалась ли пандемия коронавирусной инфекции на противодействии терроризму?

Никоим образом! НАК постоянно контролирует обстановку и проводит все необходимые мероприятия. Примеров немало. Так, в самый разгар пандемии 30 апреля 2020 года в пригороде Екатеринбурга органы ФСБ России провели контртеррористическую операцию, в результате которой была нейтрализована группа бандитов, готовивших теракт. Пандемия не повод терять бдительность и не может помешать Национальному антитеррористическому комитету противостоять угрозам!

Министр довел до сведения представителей мирового сообщества, что Россия сделала для себя суровые выводы относительно подлинной природы международного терроризма и того вызова, который он бросил мировому сообществу своими действиями, окончательно противопоставив себя цивилизованному человечеству.

Российское руководство намерено решительно укреплять суверенитет своего государства, единство страны, ее народа для про­тивостояния террору, для обеспечения безопасной и достойной жизни граждан в условиях свободы и демократии.

Объявленные Президентом России меры по достижению этих целей будут осуществляться на основе Конституции страны и не через конфронтацию, а посредством равноправного диалога, взаимодействия и партнерства. При этом одним из ключевых критериев российских отношений с любым государством является го­товность к честному, без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Российская Федерация на основе анализа имеющегося опыта выступает с рядом конкретных предложений и инициатив.

Почему необходимо правовое регулирование противодействию терроризму?

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Вопросы и задания к документу

1. Какие группы основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма выделены в Концепции?

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:

а) политические (снижение уровня социально-политической напряжённости. );

б) социально-экономические (оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты на-селения);

в) правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем);

г) информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);

д) культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога);

е) организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты).

2. Чем вы можете объяснить их разнообразие?

Разнообразие связано с тем, что терроризм использует широкий круг возможностей по привлечению новых членов в свои отряды. Этот круг включает все сферы жизни общества.

4. Подумайте, какими методами можно формировать стойкое неприятие обществом идеологии насилия и привлечь граждан к участию в противодействии терроризму.

В основном, это делается путем социальной рекламы, где наглядно показывают последствия терроризма и предоставляют статистику жертв, а также предлагают способы защиты от террористических актов

5. Назовите и проиллюстрируйте примерами культурно-образовательные меры профилактики терроризма.

Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма; совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений; усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

1. Какие нормативные правовые акты регулируют общественные отношения, связанные с противодействием терроризму?

Основополагающим документом в сфере противодействия терроризму является Конституция РФ. В ней говорится о том, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4). Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13).

В 2009 г. была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Она определяет основные принципы государственной политики, цель, задачи и направления развития системы противодействия терроризму, требования к нормативно-правовой базе противодействия терроризму.

Уголовно-правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Подзаконные акты. К этой группе источников можно отнести нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Они содержат отдельные нормы, направленные на противодействие терроризму. Ряд нормативных правовых актов связан с противодействием терроризму на Северном Кавказе. Отдельную группу правовых актов составляют ведомственные документы самого различного характера.

2. Что включает в себя террористическая деятельность?

К террористической деятельности в РФ закон относит следующие действия: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооружённого формирования, преступного со-общества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

3. Какие преступления, связанные с терроризмом, предусмотрены Уголовным кодексом РФ?

4. Почему ложные звонки об угрозе теракта помогают террористам?

Подобными действиями человек наносит реальный ущерб системе безопасности, призванной защищать каждого из нас: сотрудники правоохранительных органов, врачи, пожарные отвлекаются от других дел (в это время в другом месте совершено преступление, и присутствие там этих служб было бы просто необходимо); расходуются средства, останавливается работа учреждений. За всё это надо отвечать. С 14 лет за подобные действия предусматривается уголовная ответственность — крупный штраф или лишение свободы на срок до 3 лет. За подростка, которому не исполнилось 14 лет, ответственность несут его родители.

5. Каковы роль и функции Президента РФ, Правительства РФ в противодействии терроризму?

Основные направления государственной политики в области противодействия терроризму определяет Президент Российской Федерации. Он устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом, принимает решение об использовании за пределами территории нашей страны формирований Вооружённых сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью.

Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму. Оно организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляет Национальный антитеррористический комитет во главе с директором Федеральной службы безопасности (ФСБ).

6. Каковы основные направления деятельности НАК?

Основные направления деятельности НАК:

— координация деятельности по профилактике терроризма (разработка общегосударственных мер; координация и контроль деятельности антитеррористических комиссий в субъектах РФ; международное сотрудничество в области противодействия терроризму);

— координация деятельности по борьбе с терроризмом (организация оперативного реагирования на террористические угрозы; планирование применения сил и средств оперативных штабов при проведении контртеррористических операций и др.);

— информационная деятельность (взаимодействие со СМИ в области информационно-пропагандистского сопровождения деятельности НАК; противодействие распространению среди населения искажённой или недостоверной информации о преступлениях террористов);

— аналитическая деятельность (разработка и сопровождение автоматизированных информационных систем в сфере противодействия терроризму и др.).

Какие ответы наиболее популярны? Предположите почему. Как бы вы ответили на поставленный вопрос? Своё мнение обоснуйте.

Наиболее популярные ответы: Ужесточить антитеррористическое законодательство, ввести смертную казнь для террористов; Не считаясь ни с какими жертвами, уничтожить все базы террористов.

Читайте также: