Каково значение педагогического мастерства для спортивного педагога кратко

Обновлено: 08.07.2024

Рассмотрение мастерства современного педагога как совокупности свойств личности. Определение педагогических способностей по методу Левитова Н.Д. Характеристика основных видов способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.12.2017
Размер файла 18,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Основы педагогического мастерства учителя физической культуры и тренера

способность педагог личность

Мастерство современного педагога понимается как совокупность свойств личности.

Основой педагогического мастерства являются профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, психологии, педагогики.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, необходимы педагогические способности. Способности человека обнаруживаются в динамике их приобретения, то есть в том, насколько глубоко, быстро осуществляется процесс овладения знаниями, умениями. Поэтому было бы ошибкой отождествлять способности и знания, способности и умения.

Педагогические способности были впервые определены Левитовым Н.Д. К ним он относил: способность ясно, кратко, просто передавать знания детям, способность понимать внутреннее состояние ребёнка, быстро ориентироваться для внесения той иди иной коррекции, способность творчески мыслить, способность организовать деятельность учащихся.

К основным педагогическим способностям, исходя из структуры деятельности, Кузьмина Н.В. относит следующие виды способностей.

1. Конструктивные - это способности проектировать личность учащегося, прогнозировать его развитие, проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Организаторские - способности организовать различные виды деятельности учащихся, сделать коллектив средством воздействия на личность, организовать собственный труд.

3. Коммуникативные - способности, способствующие созданию доброжелательных взаимоотношений с учащимися, коллегами, родителями учащихся.

4. Гностические - способности изучать личность учащихся как объект воспитания и обучения, изучать процесс и вносить коррекцию. Это и учебно-воспитательные способности делать анализ собственной педагогической деятельности.

Педагогические способности тесно связаны с общими способностями (особенности речи, ума, наблюдательность и др.) и другими специальными способностями (спортивными, музыкальными, техническими, артистическими). Кроме того, они связаны с особенностями характера и профессионально-педагогическим интересом.

В исследованиях Сластенина В.А., Крутецкого В.А. педагогические способности раскрываются во взаимосвязи с педагогическими умениями, навыками и свойствами личности.

Термин "умения" обозначает "владение сложной системой психических и практических действий, которые необходимы для целесообразной регуляции деятельности, имеющимися у субъекта знаниями и навыками", так отмечал в своих исследованиях А.В. Петровский. В данном случае подчеркивается регулятивная функция умений. А вот Абдулина О.А. понимает под умениями "владение способами обучения и воспитания, основанными на сознательном использовании психолого-педагогических знаний". Часто "умение" отождествляется со способностью, так утверждает Степанов А.А.

Щербаков А.А. пишет: "Педагогические умения - это владение функциональной системой психических и практических действий и операций, направленных на управление умственной деятельностью учащихся в процессе их обучения, развития и воспитания. Для формирования педагогических умений большое значение имеют субъективная готовность учителей и их способность реализовать свои знания, а также разнообразные элементарные умения и навыки работы с детским коллективом в практических действиях".

Структурный анализ педагогических способностей представлен в исследованиях Крутецкого В.А., Надбаевой С.В. и других. Например, Кру-тецкий В.А. выделяет три группы педагогических способностей.

1. Личностные - расположенность к детям, терпение, самообладание, способность быть оптимистом, быть бодрым, жизнерадостным и т.д.

2. Дидактические - способности доступно, ясно объяснять, иметь ораторские способности, способности в области преподаваемой науки.

3. Организационно-коммуникативные - организаторские способности; перцептивные способности, т.е. способности проникнуть во внутренний мир ребёнка; способность внушать, т.е. способность волевого воздействия; педагогическое воображение; педагогический такт; коммуникативные способности, т.е. способности выстраивать педагогически целесообразное общение.

Определяются шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности: коммуникативность, перцетивные способности, динамизм личности, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность.

Способность наблюдать проявляется в наличии умений слушать, видеть, анализировать происходящее. Как развить в себе наблюдательность? Существуют различные методики. Однако сначала необходимо провести тест на выявление умения слушать, который является критерием коммуникабельности.

Овладеть искусством слышать помогут следующие рекомендации.

Дайте время высказаться. Не старайтесь подгонять говорящего. Не показывайте своим поведением своё нетерпение.

Проявите полное внимание. Заинтересованность можно показать жестом, мимикой.

Повторите высказывание говорящего. Чтобы избежать неясности, повторите главные мысли собеседника с целью выяснить, то ли он имел ввиду.

Спокойно реагируйте на высказывания собеседника. Излишняя убеждённость в правоте или чрезмерное возбуждение влияет на восприятие другого собеседника. Находите суть высказывания, не разбрасывайтесь по мелочам.

Не лицемерьте. Не притворяйтесь. Собеседник, увидев ваше подчёркнутое внимание или рассеянный взгляд, теряет нить разговора.

Не отвлекайтесь. Плохого слушателя отвлекает всё: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей.

Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие - главными, основополагающими.

Каковы же принципы слушания, следуя которым можно уже в процессе обучения в институте выработать некоторые навыки, умения, необходимые для будущей профессии?

Предлагаем следующие принципы:

1. Слушайте вежливо. Когда говорит однокурсник или коллега по работе, помните, что вы обязаны быть вежливым по отношению к нему. Хорошего слушателя отличают хорошие манеры: он слушает и больше ничего не делает. Не позволяйте себе быть бестактным. Будьте терпеливы и спокойны, когда видите затруднения говорящего. Вы будете благодарны окружающим, оказавшись сами в подобной ситуации.

2. Вслушивайтесь в речь говорящего. Великий враг ваш, который мешает слушать, - это невнимательность, когда ваши мысли уносятся далеко, и вы вынуждены заставлять себя вернуться к предмету разговора. Следующее правило поможет вам: слушай, чтобы понять и воспроизвести, что сказано. Конечно, мы не можем все запоминать, но память можно тренировать и систематической тренировкой добиваться успеха. Следует обратить внимание на главные мысли говорящего и зафиксировать их в памяти.

4. Слушайте, чтобы понять главные мысли. Сразу после окончания речи (вступления и основной части) слушающий спрашивает себя: Какие аргументы он привёл для главных мыслей (идей)? Какие факты выступают как доказательство?

5. Слушайте с долей критики. Критически слушающий человек выступает в роли судьи. Он дает оценку услышанного ещё в период говорения.

Плохих слушателей отличает то, что в момент восприятия речи они иногда бывают нетерпеливыми, не проявляют внимания к речи, не понимают чувств говорящего, а иногда и подавляют желание высказаться своим сверхвниманием. Хотя на процесс слушания могут повлиять объективные и субъективные причины. К объективным относится влияние внешних условий. К субъективным причинам - стиль речи, дикция говорящего, его назидательность, психическое состояние слушающего, а порой и его отрицательная установка на речь собеседника или лектора. Поэтому всем, кто избирает педагогическую деятельность, очень важно выработать умения активно слушать, чтобы у собеседника было желание "раскрыться", умения быть активным или пассивным слушателем, исходя из ситуации, и умения "внимательно молчать".

Таким образом, изложенные принципы и рекомендации по выработке умений слушать продвинут студентов факультета физической культуры во время педагогической практики, учителей и тренеров в процессе своей профессиональной деятельности на новую ступень в развитии коммуникативных способностей.

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. М., 1990.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.

3. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для спец. выс. учеб. заведений / Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. и др. / Под ред. Зязюна И.А. М., 1989.

Подобные документы

Даны сравнительные характеристики понимания педагогического мастерства тренера педагогов разного времени. Обозначена структура педагогического мастерства тренера. Широко представлена информация о педагогическом общении тренера-преподавателя.

реферат [11,2 K], добавлен 22.06.2004

Понятие педагогических способностей и методы их развития, оценка места и значения в успешной деятельности педагога. Эмпирическое исследование педагогических способностей студентов педагогических специальностей на современном этапе, формирование выводов.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 31.05.2010

Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Мастерство и коммуникативность учителя в управлении учебно-воспитательным процессом.

учебное пособие [562,8 K], добавлен 03.07.2011

Сущность педагогических способностей. Соотношение понятий: способности, гениальность и талант. Структура педагогических способностей. Взаимосвязь педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя. Педагогические игры и тренинги.

контрольная работа [58,7 K], добавлен 31.01.2011

Сущность и содержание педагогического мастерства, его общая характеристика и отличительные признаки. Определение уровня педагогического мастерства на современном этапе и выявление факторов, его формирующих, его место и значение в процессе обучения.

реферат [186,3 K], добавлен 21.06.2012

Понятие педагогического мастерства. Личные качества учителя-мастера. Речь педагога и его роль в профессиональной деятельности. Секреты педагогического мастерства. Ориентирование на календарно-тематические и поурочные планы при подготовке к занятиям.

доклад [17,4 K], добавлен 27.08.2011

Суть педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте и в условиях модернизации современной школы. Направления и формы методической поддержки его усовершенствования. Факторы роста мастерства в процессе подобной помощи.

Фундаментальные исследования педагогических проблем дали возможность к началу 70-х годов XX в. сформулировать предмет педагогики спорта как самостоятельной отрасли педагогической науки, разрабатывающей методологические и теоретические основы формирования личности под влиянием спортивной деятельности. Становление физической культуры личности, её духовных компонентов (психологических, физических, социологических) предполагает всестороннее развитие личности с учетом её биологической и социальной сторон, и влияние физической культуры на человека осуществляется в их единстве.

Научная основа всестороннего развития способностей человека сводится к тому, что гармоническое развитие духовных и физических качеств личности обусловлено задачами физического воспитания как целостного педагогического процесса. Физическая культура и спорт воздействуют как на биологическую, так и на социальную природу личности, на духовную, нравственную, эстетическую и другие стороны её развития.

Педагогический профессионализм и педагогическое мастерство представляют научно-педагогический процесс, так как способствуют совершенствованию теоретических взглядов, положений и уточнений структуры педагогической культуры. На базе педагогической культуры формируется педагогический профессионализм, более высокий уровень развития которого трансформируется в педагогическое мастерство.

Таким образом, педагогическое мастерство — высокое искусство комплексного решения задач образования, воспитания, развития обучаемых, проявляемое в педагогической деятельности, на основе знаний, педагогического опыта и уровня сформированности личности педагога.

Качество личности, предполагающее владение определенной компетенцией, выражается в профессионально-педагогической компетентности. Профессиональная компетентность спортивного педагога отражает достаточный уровень знаний, умений и практического опыта для осуществления оздоровительно- физкультурной деятельности, а с накоплением педагогического опыта работы поднимается на более высокий уровень. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта отражается в специфике физкультурно-спортивной деятельности. Выделяются такие её части, как специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая. Роль профессиональной компетентности в настоящее время неизмеримо возрастает в связи с повышенными требованиями к преподавательскому составу. Ещё более значительные требования к спортивному педагогу, где особенно требуется высокая спортивно-практическая подготовленность, отражающаяся на качестве учебно- воспитательного процесса в спортивном вузе.

Концепции профессионально-педагогической компетентности и мастерства специалистов в области физической культуры и спорта рассматривались в трудах М.В. Прохорова (1999), С.Д. Неверковича (2006), Г.И. Хозяинова (1988), В.И. Зайченко, А.И. Михеева (1993), Минбулатова В.М. (2000).

Выпускник вуза должен обладать рядом компетенций, среди которых можно выделить:

· общекультурные (уметь управлять воспитательным процессом на тренировочных занятиях и в период соревнований и др.),

· специальные (обладать теоретической и практической готовностью к работе с детьми, иметь широкие знания возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей и молодежи и др.),

· профессиональные (владеть психолого-педагогическими и специальными знаниями, уметь педагогически мыслить и действовать при общении с воспитанниками и другими людьми, подвергать факты и явления теоретическому анализу).

По данным исследований, если специалист преподаватель-тренер не использует в процессе текущей работы новую информацию, то через год ценность его квалификации снижается на 20-25 %. Чтобы не отстать, ему требуется тратить более 20 % личного времени на ознакомление с передовыми научными достижениями и ещё столько же на оздоровительно-тренировочный процесс, чтобы быть здоровым и не терять спортивной формы. Опыт в обучении, воспитании и спортивной тренировке, эрудированность в вопросах оздоровительно- спортивного стиля жизни позволяют обучать с перспективой, с практическими примерами, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления и развития интеллекта.

Стиль учебно-воспитательной и тренировочной работы спортивного педагога неповторимо индивидуален и характеризуется убежденностью в мировоззренческой позиции, стремлением к постоянному самосовершенствованию, особо требовательным отношением к любимому делу, к самому себе, к воспитуемым.

Важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя физической культуры, преподавателя- тренера является культура речи как инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия. Особенно важно для спортивного педагога умение выбрать стилистически уместный вариант объяснения техники двигательных действий и тактических приёмов, психологической настройки в командной борьбе и т. д.

Преподаватель-тренер, как ключевая фигура процесса обучения и воспитания, предусматривает в своей работе определенную систему действий эффективного взаимопонимания и взаимоотношения с занимающимися. Эта система включает основные компоненты педагогического мастерства — высокую общую культуру, гуманитарную направленность, профессиональные знания и умения, творчество, педагогические способности, технологическую компетентность. Такой синтез развития психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических способностей, эмоционально-волевых средств выразительности во взаимосвязи с качествами личности тренера позволяет ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные и учебно- тренировочные задачи. Поиск способов управления психофизическим состоянием и поведением воспитанников с учетом специфики вида спорта, возраста занимающихся, их двигательной подготовленности и индивидуальности — одна из проблем инновационной деятельности преподавателя-тренера.

1. Кенарева Л.Ф. Вопросы формирования спортивного педагога с позиции компетентностного подхода / Л.Ф. Кенарева // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: матер. VI регион.научно-метод. конф. (22–23 ноября 2012 г.). – Петрозаводск,2012.

2. Кенарева Л.Ф. Значение педагогики физической культуры и спорта в подготовке спортивных педагогов / Л.Ф. Кенарева // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета: Сб. науч. ст. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013.

3. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки/ В.А. Сластенин.- М., 1976.

4. Хозяинов С.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения. – М.,2006. – 224 с.

Педагогика физической культуры и спорта - это гуманитарная дисциплина, предмет изучения которой составляют содержание, цели и закономерности процессов воспитания и обучения при занятиях физическими упражнениями и спортом и методы управления этим процессом.

Спортивная педагогика уже давно завоевала место отдельной отрасли педагогической науки.

Спортивная педагогика сегодня является не только научной отраслью знаний, но и социальным институтом, деятельностью разнообразных общественных организаций, а также способ построения взаимоотношений и взаимодействия между обществом и отдельным ученым.

На современном этапе развития общества, спортивная педагогика ориентируется на концепцию развивающего обучения. Обучение физической культуре должно ориентироваться на развитие ребенка, причем не только физическое, но и всех других всех сторон детской личности. В этой связи, педагогика физической культуры ориентируется на обучение учащихся в три этапа:

  1. Физическое развитие ребенка.
  2. Психическое развитие ребенка.
  3. Социальное развитие ребенка.

Спортивное обучение должно проходить, ориентируясь на развитие системы взаимодействия между физическими параметрами развития ребенка, состоянием его психических процессов и формированием социальных навыков деятельности. Только в этом случае, обучение физической культуре и спорту принесет должный эффект.

Педагогическое мастерство спортивного педагога

Педагогическое мастерство – это совокупность качеств личности педагога, которые обеспечивают ее высокую степень организации, самоорганизации и способность к выполнению качественной профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство очень много значит для педагога любого направления деятельности. его значение проявляется в том, что педагог обладает повышенными знаниями и навыками в своей сфере деятельности и его профессиональной программой. Мастерство педагога развивается в следствие формирования у педагога ряда свойств педагогической личности: навыков наблюдения, профессионального ясного ума и зоркости, развитие способности к сопереживанию, навыков анализа и прогнозирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается спортивного педагога, то он обладает системой знаний и умений в области физической культуры и спорта, которые он должен донести своим учащимся. Педагог этого направления должен, как и педагоги иных направлений, обладать знаниями в области методик и приемов обучения физической культуре, уметь эффективно применять их на практике, а также обладать спортивными данными: физической подготовкой и возможностью ее практической демонстрации. Кроме того, спортивный педагог должен обладать незаурядными данными, помогающими ему привести учащихся к достижению конкретных спортивных результатов, развить у них любовь и желание заниматься спортом, регулярно выполнять физические упражнения и следовать концепции здорового образа жизни. В этой связи, педагогическое мастерство включает в свой состав ряд параметров:

  1. Наличие профессионально-педагогической культуры, отражающей его профессиональную деятельность, ориентированную на формирование личности учащегося;
  2. Педагогическое мастерство способствует развитию системы профессиональных знаний педагога, его способностей в своей профессиональной области деятельности, формирование педагогической техники деятельности т.е. развитая культура общения, культура речи, навыки самоуправления и самоконтроля;
  3. Самоорганизация педагогической деятельности пребывает на высоком уровне, в работе активно используются творческие направления деятельности, креативный подход в организации физических занятий, разработке индивидуального стиля спортивного обучения.

Исходя их этих параметров, педагогическое мастерство спортивного педагога можно определить как развитие педагогической культуры преподавателя физкультуры на высоком профессиональном уровне. Наличие педагогического мастерства спортивного педагога помогает ему в достижении целей и задач обучения, рациональном и продуктивном решении учебно-воспитательных задач.

Педагогическое мастерство спортивного педагога имеет следующую структуру:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основы профессионального мастерства учителя

физического воспитания

Содержание любой профессии определяется в первую очередь объективными требованиями общества. Для учителя физкультуры общеобразовательной школы эти требования выражены в целях и задачах физического воспитания учащихся.

В каждой деятельности можно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы труда. Применительно к педагогической работе определяют три её стороны - познавательную (изучение учащихся, содержание и условия работы, наличие спортивного инвентаря и оборудования), проектировочную ( планирование содержания обучения и воспитания, деятельности учащихся и педагога) и непосредственно исполнительскую (обучение, воспитание и оздоровление учащихся).

Главным структурным компонентом педагогической деятельности принято считать - организаторский, коммуникативный и диагностический.

Все виды педагогической деятельности, функции учителя ФВ воздействуют на школьников не самостоятельно, а через интегрирующую функцию – обучение, воспитание и оздоровление учащихся.

Содержание знаний и умений учителя обусловлено целями и задачами работы по ФВ учащихся, а также структурой физкультурно-педагогической деятельности.

Для выполнения необходимых компонентов педагогической работы учитель должен владеть определённой системой орудий труда, главным из которых являются знания и умения.

Знания учителя, его эрудиция – одно из слагаемых педагогического мастерства.

А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость. Но не простят плохого знания своего дела. Чем шире объём знаний учителя и, следовательно, чем выше его общий культурный уровень, тем полноценнее его умения.

Структуру знаний учителя ФВ составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.

Педагогическая профессия предъявляет повышенные требования и к общеобразовательной подготовке учителя. Основательная общенаучная база обеспечивает долгосрочность профессиональных знаний специалистов, помогает легче привыкать к новой социальной среде, быстрее овладевать индивидуальным стилем работы.

Педагогическое мастерство не может развиваться без исследовательских умений, основу которых составляет анализ всего процесса учебно-воспитательной работы, а также творческое совершенствование её. Если учитель не подвергает свой труд глубокому анализу, то накапливаемый опыт со временем приобретает определённую долю профессиональной косности. Если же не анализирует свою деятельность молодой педагог, то он быстро забывает усвоенные в ВУЗе научные положения, приспосабливается к чужим методам и оказывается не в состоянии выработать свой собственный, индивидуальный стиль работы.

Многообразие педагогических способностей и взаимосвязь их с другими,

расширяют возможность компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля деятельности учителя.

Общеизвестно, что способности человека, как и личность в целом, формируются и проявляются в деятельности. Она служит дальнейшему развитию способностей.

Исходными побуждениями человека к действиям, важнейшей движущей силой развития личности являются потребности. Первейшая, и в тоже время высшая из человеческих потребностей-потребность в труде. Она является главной в структуре профессиональной активности, и всегда была отличительной чертой преподавателя.

Преподавателю ФВ свойственны потребности в физкультурно-педагогической деятельности, в обучении и физическом воспитании учащихся, в знаниях и самовоспитании, которые правомерно рассматривать как важнейшие условия формирования педагогических способностей.

Увлечённость учителем своим делом – важнейшее условие воспитания этой увлечённости у учеников: увлекают только увлечённые. Старый закон педагогики учит: тому, чему не любишь сам, не научишь.

Педагог призван формировать человека. Дело это трудное. Вот почему не просто не нужен, страшен в школе человек не любящий детей.

По выражению В.А.Сухомлинского, любовь к детям, пожалуй, самый важный компонент педагогических способностей, ибо научиться их любить ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам не возможно. Любовь к работе и к школьникам побуждает учителя настойчиво овладевать своим мастерством и становится ведущим мотивом самосовершенствования.

Педагогическое мастерство во многом зависит от личности учителя, его моральных качеств, ума, воли, характера.

Итак, успех педагогической работы определяется знаниями, умениями и главным образом личными качествами учителя. Следовательно, и само педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства - при ведущем значении мотивации профессиональной деятельности. Тогда, вся система подготовки учителя – ориентация учащихся, отбор абитуриентов, образование студентов, адаптация начинающих учителей – должна строиться, в первую очередь, с учётом выявления, воспитания и самовоспитания наиболее важных моментов педагогической деятельности. В качестве критерия подготовки учителя целесообразно рассматривать преимущественно сдвиги в мотивационной сфере личности педагога. Тем более, что мотивация является, пожалуй, самой подвижной из всех личностных образований.

Читайте также: