Каково отношение василия ивановича к науке к современности удается ли ему сблизиться с сыном кратко
Обновлено: 02.07.2024
Рассмотрим главы, в которых изображен приезд Базарова с Аркадием к родителям Базарова, в их деревушку, неподалеку от Никольского.
— Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
Попробуем теперь разобраться в том, что же собой представляют эти люди. Начнем с Василия Ивановича.
— Что можно сказать о нем на основании его разговора с приехавшими?
б) Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22;
в) Василий Иванович — гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле;
д) Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языках.)
Когда Павел Петрович Кирсанов говорит по-французски, хотя бы одно слово, Тургенев пишет его по-французски, а тут, когда говорит Василий Иванович французские слова, они написаны русскими буквами. Почему автор так поступает?
(Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева, у которого нет случайных слов, этого русско-французского речения).
— Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?
— В чем отличия речи отца и сына?
(Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Витиеватость, напыщенность отличают его речь от простой и конкретной, но меткой речи сына.)
— Что за человек, отец Базарова?
(Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: сад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом.)
— Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности? Удается ли ему сблизиться в чем-нибудь с сыном?
— Как вы думаете, могла ли быть ближе к сыну Арина Власьевна. (Конец гл. 20).
Арина Власьевна — человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать.)
— Какую роль играли родители в воспитании сына? Анализируем разговор Аркадия с Василием Ивановичем (гл. 21).
(Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз.)
— Как же Евгений Базаров относится к своим родителям? Анализируем разговор Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде (гл. 20).
— Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?
Каково отношение Василия Ивановича Базарова("Отцы и дети") к науке, к современности? Удается ли ему сблизиться в чем-нибудь с сыном(Евгением Базаровым)?
Базаров-старший к сближению не стремился, его оскорблял нигилизм сына, недопонимание новым поколением идеалов отцов.
Сын и отец не понимают друг друга. У них разные мировоззрения. В.И.Базарв пытается не мешать сыну, считает его умнее себя, боится, что тот скоро уедет и бросит стариков.
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План урока по литературе в 10 классе.
Урок №32. Тема урока: Базаров и его родители.
Цель урока: понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями и почему.
Оборудование: эпиграф к уроку, иллюстрации к роману.
Содержание урока.
Организационный момент.
Запись эпиграфа к уроку.
Таких людей, как они, в нашем большом свете
Днем с огнем не сыскать.
Работа по теме урока.
1). Как относятся к Евгению отец и мать и как чувства переданы автором?
( Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его Енюшкой; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее. Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, хотел остановить слезы. Итак, мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова: лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения героев он показывает их душевное состояние. Возьмите хотя бы деталь о чубуке, прыгавшем между пальцами дрожащих рук отца).
2). Что же собой представляют эти люди?
Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22.
Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле.
Василий Иванович любит много говорить, что обличает Базаров. Он почти один разговаривает с гостями, те не особенно поддерживают разговор.
Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языке)
3). Почему, когда говорит Василий Иванович по-французски, они написаны русскими буквами?
( Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева этого русско-французского речения).
4). Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?
( Как врач, использует иногда латинские термины; вместо умер говорит отправился к праотцам, вместо баня – флигелек, вместо дом – бивуак, вместо акации – деревья, любимые Горацием; Аркадия называет – мой любимый посетитель, т.е. звучит романтическая возвышенность).
5). В чем отличия речи отца и сына?
( Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Напыщенность отличают его речь от простой и конкретной речи сына).
6). Что за человек, отец Базарова?
( Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: чад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом).
7). Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности?
Удается ли ему сблизиться чем – нибудь с сыном?
8). Как вы думаете, могла бы быть ближе к сыну Арина Власьевна?
( Арина Власьевна не могла быть другом сыну, так как была суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. В политике не разбиралась, знала, что есть господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына. Арина Власьевна – человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать).
9). Какую роль играли родители в воспитании сына?
( Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз).
10). Как же Базаров относится к своим родителям?
11). Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?
12). Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает ли он Базарова?
Тип урока: комбинированный
Тема: Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия.
Тип урока: комбинированный
I. Записываем эпиграф к уроку
Таких людей, как они,
в нашем большом свете днем с огнем не сыскать.
II. Работа по теме урока. Аналитическая беседа
Рассмотрим главы, в которых изображен приезд Базарова с Аркадием к родителям Базарова, в их деревушку, неподалеку от Никольского.
— Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
Попробуем теперь разобраться в том, что же собой представляют эти люди. Начнем с Василия Ивановича.
— Что можно сказать о нем на основании его разговора с приехавшими?
б) Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22;
в) Василий Иванович — гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле;
д) Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языках.)
Когда Павел Петрович Кирсанов говорит по-французски, хотя бы одно слово, Тургенев пишет его по-французски, а тут, когда говорит Василий Иванович французские слова, они написаны русскими буквами. Почему автор так поступает?
(Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева, у которого нет случайных слов, этого русско-французского речения).
— Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?
— В чем отличия речи отца и сына?
(Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Витиеватость, напыщенность отличают его речь от простой и конкретной, но меткой речи сына.)
— Что за человек, отец Базарова?
(Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: сад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом.)
— Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности? Удается ли ему сблизиться в чем-нибудь с сыном?
— Как вы думаете, могла ли быть ближе к сыну Арина Власьевна. (Конец гл. 20).
Арина Власьевна — человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать.)
— Какую роль играли родители в воспитании сына? Анализируем разговор Аркадия с Василием Ивановичем (гл. 21).
(Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз.)
— Как же Евгений Базаров относится к своим родителям? Анализируем разговор Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде (гл. 20).
— Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?
Нигилизм и его последствия
Нигилизм — это.
— «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)
— «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)
2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.
3. Вывод и ответ на вопрос:
— Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам? Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?
(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)
II. Работа по тексту романа
Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.
— С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?
Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.
— Как изменяется разговор с появлением Базарова?
Комментарий учителя.
— С чем связано обращение автора к картине предреформенной деревни?
(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)
— Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?
— Какова роль третьей сцены?
III. Слово учителя
IV. Аналитическая беседа
Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.
— Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?
— В чем выражается духовный кризис Базарова?
— Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?
— Какой выход для человека предлагает Тургенев?
V. Итог урока
Базаров — бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.
Домашнее задание
Читайте также:
- Почему наименование бактериологическое не соответствует составу биологического оружия кратко
- Чем творческая деятельность отличается от нетворческой кратко
- Что такое перенова значение слова кратко
- Что вы знаете о восстании под руководством машуко и дамалея кратко
- Фома аквинский время жизни и деятельности к какой экономической школе принадлежал