Каково отношение василия ивановича к науке к современности удается ли ему сблизиться с сыном кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрим главы, в которых изображен приезд Базарова с Аркадием к родителям Базарова, в их деревушку, неподалеку от Никольского.

— Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?

Попробуем теперь разобраться в том, что же собой представляют эти люди. Начнем с Василия Ивановича.

— Что можно сказать о нем на основании его разговора с приехавшими?

б) Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22;

в) Василий Иванович — гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле;

д) Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языках.)

Когда Павел Петрович Кирсанов говорит по-французски, хотя бы одно слово, Тургенев пишет его по-французски, а тут, когда говорит Василий Иванович французские слова, они написаны русскими буквами. Почему автор так поступает?

(Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева, у которого нет случайных слов, этого русско-французского речения).

— Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?

— В чем отличия речи отца и сына?

(Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Витиеватость, напыщенность отличают его речь от простой и конкретной, но меткой речи сына.)

— Что за человек, отец Базарова?

(Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: сад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом.)

— Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности? Удается ли ему сблизиться в чем-нибудь с сыном?

— Как вы думаете, могла ли быть ближе к сыну Арина Власьевна. (Конец гл. 20).

Арина Власьевна — человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать.)

— Какую роль играли родители в воспитании сына? Анализируем разговор Аркадия с Василием Ивановичем (гл. 21).

(Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз.)

— Как же Евгений Базаров относится к своим родителям? Анализируем разговор Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде (гл. 20).

— Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?

Каково отношение Василия Ивановича Базарова("Отцы и дети") к науке, к современности? Удается ли ему сблизиться в чем-нибудь с сыном(Евгением Базаровым)?

Базаров-старший к сближению не стремился, его оскорблял нигилизм сына, недопонимание новым поколением идеалов отцов.

Сын и отец не понимают друг друга. У них разные мировоззрения. В.И.Базарв пытается не мешать сыну, считает его умнее себя, боится, что тот скоро уедет и бросит стариков.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока по литературе в 10 классе.

Урок №32. Тема урока: Базаров и его родители.

Цель урока: понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями и почему.

Оборудование: эпиграф к уроку, иллюстрации к роману.

Содержание урока.

Организационный момент.

Запись эпиграфа к уроку.

Таких людей, как они, в нашем большом свете

Днем с огнем не сыскать.

Работа по теме урока.

1). Как относятся к Евгению отец и мать и как чувства переданы автором?

( Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его Енюшкой; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее. Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, хотел остановить слезы. Итак, мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова: лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения героев он показывает их душевное состояние. Возьмите хотя бы деталь о чубуке, прыгавшем между пальцами дрожащих рук отца).

2). Что же собой представляют эти люди?

Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22.

Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле.

Василий Иванович любит много говорить, что обличает Базаров. Он почти один разговаривает с гостями, те не особенно поддерживают разговор.

Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языке)

3). Почему, когда говорит Василий Иванович по-французски, они написаны русскими буквами?

( Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева этого русско-французского речения).

4). Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?

( Как врач, использует иногда латинские термины; вместо умер говорит отправился к праотцам, вместо баня – флигелек, вместо дом – бивуак, вместо акации – деревья, любимые Горацием; Аркадия называет – мой любимый посетитель, т.е. звучит романтическая возвышенность).

5). В чем отличия речи отца и сына?

( Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Напыщенность отличают его речь от простой и конкретной речи сына).

6). Что за человек, отец Базарова?

( Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: чад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом).

7). Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности?

Удается ли ему сблизиться чем – нибудь с сыном?

8). Как вы думаете, могла бы быть ближе к сыну Арина Власьевна?

( Арина Власьевна не могла быть другом сыну, так как была суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. В политике не разбиралась, знала, что есть господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына. Арина Власьевна – человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать).

9). Какую роль играли родители в воспитании сына?

( Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз).

10). Как же Базаров относится к своим родителям?

11). Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?

12). Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает ли он Базарова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Тема: Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия.

Тип урока: комбинированный

I. Записываем эпиграф к уроку

Таких людей, как они,

в нашем большом свете днем с огнем не сыскать.

II. Работа по теме урока. Аналитическая беседа

Рассмотрим главы, в которых изображен приезд Базарова с Аркадием к родителям Базарова, в их деревушку, неподалеку от Никольского.

— Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?

Попробуем теперь разобраться в том, что же собой представляют эти люди. Начнем с Василия Ивановича.

— Что можно сказать о нем на основании его разговора с приехавшими?

б) Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22;

в) Василий Иванович — гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле;

д) Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языках.)

Когда Павел Петрович Кирсанов говорит по-французски, хотя бы одно слово, Тургенев пишет его по-французски, а тут, когда говорит Василий Иванович французские слова, они написаны русскими буквами. Почему автор так поступает?

(Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева, у которого нет случайных слов, этого русско-французского речения).

— Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?

— В чем отличия речи отца и сына?

(Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Витиеватость, напыщенность отличают его речь от простой и конкретной, но меткой речи сына.)

— Что за человек, отец Базарова?

(Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: сад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом.)

— Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности? Удается ли ему сблизиться в чем-нибудь с сыном?

— Как вы думаете, могла ли быть ближе к сыну Арина Власьевна. (Конец гл. 20).

Арина Власьевна — человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать.)

— Какую роль играли родители в воспитании сына? Анализируем разговор Аркадия с Василием Ивановичем (гл. 21).

(Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз.)

— Как же Евгений Базаров относится к своим родителям? Анализируем разговор Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде (гл. 20).

— Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?

Нигилизм и его последствия

Нигилизм — это.

— «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)

— «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.

3. Вывод и ответ на вопрос:

— Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам? Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)

II. Работа по тексту романа

Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

— С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

— Как изменяется разговор с появлением Базарова?

Комментарий учителя.

— С чем связано обращение автора к картине предреформенной деревни?

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

— Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

— Какова роль третьей сцены?

III. Слово учителя

IV. Аналитическая беседа

Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.

— Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

— В чем выражается духовный кризис Базарова?

— Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?

— Какой выход для человека предлагает Тургенев?

V. Итог урока

Базаров — бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Домашнее задание

Читайте также: