Каково основное содержание организаторской деятельности руководителей школы

Обновлено: 07.07.2024

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления - это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека - есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Принцип управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Поэтому при органи­зации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения исполь­зования и реализации возможностей человеческого фактора. Ор­ганизатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При от­боре содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможно­стями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструк­тирование, формирование убежденности в необходимости выпол­нения данного поручения, обеспечение единства действий педа­гогического и ученического коллективов, оказание непосредст­венной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое дейст­вие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личност­ные качества руководителя — его профессионализм, общая и пе­дагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учите­лей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Одним из показателей организаторской культуры руководите­ля является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогиче­скую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значитель­ных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и админи­страции школы.

Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Поэтому при органи­зации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения исполь­зования и реализации возможностей человеческого фактора. Ор­ганизатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При от­боре содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможно­стями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструк­тирование, формирование убежденности в необходимости выпол­нения данного поручения, обеспечение единства действий педа­гогического и ученического коллективов, оказание непосредст­венной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое дейст­вие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личност­ные качества руководителя — его профессионализм, общая и пе­дагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учите­лей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.




Одним из показателей организаторской культуры руководите­ля является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогиче­скую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значитель­ных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и админи­страции школы.

Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Поэтому при органи­зации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения исполь­зования и реализации возможностей человеческого фактора. Ор­ганизатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При от­боре содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможно­стями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструк­тирование, формирование убежденности в необходимости выпол­нения данного поручения, обеспечение единства действий педа­гогического и ученического коллективов, оказание непосредст­венной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое дейст­вие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личност­ные качества руководителя — его профессионализм, общая и пе­дагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учите­лей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Одним из показателей организаторской культуры руководите­ля является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогиче­скую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значитель­ных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и админи­страции школы.

Смотрите также:

И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика, выступил со статьей.

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки.

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого.

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины "Психология и педагогика".

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными.

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. — М.: Педагогика, 1980

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудничество с учащимися.

Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Представлены: функция управления, вид управленческой деятельности, цель, содержание, формы реализации.

Организационная функция. Она реализуется через формирование структуры организации, распределения работы среди подразделений, сотрудников и координация их деятельности.

Мотивационная функция

Контроль

Специальные функции, т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями образовательного учреждения):

- Управление материально- техническим снабжением;

- Управление инновациями (нововведениями);

ВложениеРазмер
proekt1_melnikovase.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: учитель МОУ СОШ № 22 г. Оленегорска

Мурманской области Мельникова Светлана Евгеньевна

Таблица «Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации

Функция управления, вид управленческой деятельности

Организационная функция. Она реализуется через формирование структуры организации, распределения работы среди подразделений, сотрудников и координация их деятельности.

Актуализация нормативной документации по организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, а именно:

- разработка методических рекомендаций для учителей по внедрению

- разработка рабочих учебных планов,

программ в соответствии с требованиями ФГОС;

- включение всех педагогических работников в деятельность по разработке содержания основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС;

- создание автоматизированной информационной системы методического сопровождения и внедрения ФГОС;

Эффективность разработки содержания

основной профессиональной образовательной программы обеспечивается информационной поддержкой. Информация

доводится до каждого сотрудника посредством вертикальных информационных потоков

Заседания администрации школы, педагогического совета, методического совета, производственные совещания;

Система рассылки и ознакомления с нормативными документами, включая организационно–распорядительную документацию (приказы, распоряжения, служебные

записки и т.п.), программы, планы, отчеты и др.;

Информационные стенды (доски объявлений);

Собрания с целью

Внешнее и внутреннее обучение учителей по актуальным вопросам;

Развитие внутренней информационной

среды школы (сайт школы, серверная сетевая папка), в которой размещаются сканированные подлинники нормативных документов, планирующая документация, что

обеспечивает доступность обеспечения необходимой информацией каждому участнику образовательного процесса

Определение потребностей подчиненных, основанных на выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную заинтересованность работников в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

Руководство образовательного учреждения стремится оказывать своевременное содействие сотрудникам,

демонстрирующим творческий подход, стремление к выполнению поставленной цели и улучшению своей работы, посредством морального и материального стимулирования.

Для обеспечения положительной мотивации на выполнение работы в группах и отдельных членов коллектива в школе должны бьть разработаны и соблюдаются следующие условия:

- ожидаемые результаты четко определяются и доводятся до каждого сотрудника через систему приказов, распоряжений, различного уровня заседаний, педагогических

советов, внутренние информационные каналы образовательного учреждения

Заблаговременное выявление надвигающихся опасностей, обнаружение ошибок, отклонения от существующих стандартов и тем самым создание основы для совершенствования работы.

В целях совершенствования работы с персоналом в образовательном учреждении должны быть разработаны следующие формы обратной связи с работниками.

участников образовательного процесса с периодичностью не реже одного раза в год;

сотрудников с директором

школы, заместителями директора, с целью выяснения степени

удовлетворенности работников работой в школе

Специальные функции, т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями образовательного учреждения):

Достижение конечных рубежей, которые направлено через выполнение конкретных задач, функций, направленных на реализацию деятельности коллектива, или иных объектов (подразделений) В ходе выполнения целей в процессе управления образовательным учреждением, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функций управления.

Заключение хозяйственных договоров;

Организация закупки, доставки и хранения комплектующих для полноценной реализации образовательного процесса

Организация научных исследований, прикладных разработок;

Организация внедрения новинок в образовательную деятельность

Изучение потребностей образовательных услуг.

Реклама образовательной деятельности (классов с профильным обучением, внеурочной деятельности, платных образовательных услуг).

Подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации педагогических кадров;

Мотивация труда учителей;

Поддержание контактов с профсоюзной организацией

Создание благоприятного морально-психологического климата;

Улучшение условий труда и быта педагогических работников;

Производственные совещания при руководителе профсоюзной организации образовательного учреждения.

Составление бюджета и финансового плана образовательного учреждения;

Формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций;

Оценка текущего и перспективного состояния финансовых ресурсов и принятие необходимых мер по их укреплению.

Проведения качественного и количественного анализа на педагогических советах и совещаниях, доведение информации на стендах

  • Управление учетом и анализом хозяйственной деятельности.

Сравнение собранных данных с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других образовательных организаций с целью своевременного выявления проблем и вскрытия резервов.

Сбор, обработка и анализ данных о работе организации;

Виды управленческой деятельности:

1. Установление целей

Определение будущего состояния предприятия

Степень сложности выполняемой работы

соответствует в представлении руководства

и конкретного исполнителя его возможностям –квалификационным и психологическим;

Уверенность сотрудника в объективной

оценке его труда;

Статус педагога в коллективе и отношение

к нему со стороны коллег зависят от результатов его работы;

Уверенность исполнителей в предоставлении им материально-технической, организационной, методической помощи со стороны руководства;

Справедливость получаемого материального вознаграждения в соответствии с результатами труда;

Информационное освещение в коллективе

достижений отдельного работника или

С целью совершенствования деятельности сотрудников большое внимание в образовательном учреждении должно уделяться стимулированию и поощрению творчества и инновации сотрудников. В

связи с этим в школе должны быть разработаны и действовать система поощрений.

Читайте также: