Каково назначение букс и каких типов они бывают кратко

Обновлено: 05.07.2024

Букса — узел ходовой части вагонов и локомотивов, воспринимающий и передающий колёсным парам силы тяжести груженого кузова, а также динамические нагрузки, возникающие при движении вагона. Буксы предохраняют шейки оси от загрязнения и повреждения, являясь резервуаром для смазки и местом размещения подшипников, а также ограничивают продольные и поперечные перемещения колесных пар относительно рамы тележки.

Содержание

Общие сведения

Буксы являются важнейшими элементами ходовых частей вагона, от надежности которых во многом зависит безопасность движения поездов. Буксы располагаются на шейках оси и преобразуют вращательное движение колесных пар, обеспечивая продвижение вагона с необходимыми скоростями.

Работая в таких сложных условиях нагружения и изменяющихся температурных и погодных условий окружающей среды, буксы должны обеспечивать минимальное сопротивление вращению колесных пар, высокую надежность и безопасность движения вагона. Поэтому к их конструкции, техническому обслуживанию и ремонту предъявляют высокие требования, в особенности при повышении скорости движения поездов и росте нагрузок от колёсных пар вагонов.

В практике вагоностроения получило распространение большое количество типов и конструкций букс, которые можно объединить в отдельные группы. В зависимости от типа вагона их подразделяют на буксы грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для обычных, скоростных и высокоскоростных поездов. По типу подшипников их подразделяют на буксы с подшипниками качения и с подшипниками скольжения. По способу посадки внутреннего кольца роликового подшипника на шейку оси применяют буксы на горячей и на втулочной посадке. По типу торцевого крепления внутреннего кольца подшипника на шейке оси — с креплением гайкой или шайбой, а некоторые из них оснащаются упругими элементами. По количеству роликовых подшипников на шейке применяют буксы с одним или двумя роликовыми, а для скоростных и высокоскоростных вагонов — с дополнительным упорным шариковым подшипником. Существуют буксы с корпусом и бескорпусные, кассетного типа с коническими подшипниками, а также буксы с упругими элементами, смягчающими удары и поглощающими шумовые колебания.

Буксы с подшипниками скольжения

Буксы с подшипниками скольжения подразделяют в зависимости от типа подшипника — с двух- и трехслойным подшипником. По типу смазывающих устройств — на подбивочные, польстерные и с механическими устройствами, имеющими нижнюю или верхнюю систему подачи смазки к шейке оси. По конструкции корпуса буксы применяют с цельным, разъемным корпусом и бескорпусные, а по типу крышки — с откидывающейся на шарнире или глухой крышкой, укрепляемой на корпусе на болтах.

Недостатки букс с подшипниками скольжения, приводящие к массовым задержкам поездов из-за перегрева букс, повышению затрат по техническому обслуживанию и ремонту вагона, нарушению безопасности движения поездов послужили причинами перевода пассажирских и грузовых вагонов на буксы с подшипниками качения. С 1960 г. все пассажирские, а с 1983 г. все грузовые вагоны магистральных железных дорог СССР выпускались только на роликовых подшипниках.

Буксы с подшипниками качения

Оснащение вагонов буксами с подшипниками качения обеспечивает важные преимущества по сравнению с буксами, оборудованными подшипниками скольжения. Основными из них являются:

  • снижение отказов примерно в 10 раз в связи с резким снижением случаев перегрева букс, в результате чего увеличиваются скорости движения поездов и ускоряется оборот вагонов;
  • уменьшается сопротивление движению на 20 % при скоростях 60—70 км/ч, а при трогании с места — в 7—10 раз;
  • сопротивление движению не зависит от времени стоянки поезда и низкой температуры окружающей среды;
  • сокращается расход топлива и электроэнергии локомотивами до 10 %, расход смазки уменьшается примерно в 5 раз;
  • исключается расход подбивочных материалов и баббита; отпадает необходимость в штате станционных смазчиков и в сезонных перезаправках букс, сокращается штат слесарей и осмотрщиков, а также количество пунктов технического осмотра;
  • ликвидируется буксосмазочное хозяйство и обслуживающий его персонал и др.

Важным преимуществом перевода вагонов на роликовые подшипники является улучшение экологии и социальных условий работников вагонного хозяйства. В настоящее время в России почти 100 % грузового вагонного парка и все пассажирские вагоны оборудованы буксами с подшипниками качения. Основными требованиями, предъявляемыми к буксам, являются:

  • обеспечение надежности, безотказности и долговечности работы в экстремальных условиях эксплуатации в течение установленного срока службы;
  • простота выполнения операций по монтажу и демонтажу буксовых узлов при ремонте;
  • надежная герметизация буксового узла от попадания пыли и влаги; обеспечение взаимозаменяемости и унификации деталей и др.

Буксы проектируют так, чтобы равнодействующая нагрузка проходила через середину шейки оси. Благодаря этому не возникает дополнительных напряжений в расчетных сечениях оси.

Букса с горячей посадкой

Типовая букса с горячей (глухой подшипниковой) посадкой внутреннего кольца цилиндрических роликовых подшипников на шейку оси применяется в современных грузовых и пассажирских вагонах. При горячей посадке внутреннее кольцо подшипника, имея определенный натяг, нагревается и свободно одевается на шейку оси, а после остывания прочно охватывает шейку. В буксах современных вагонов применяют радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами двух типов: однорядные с цилиндрическими роликами и однобортовым внутренним кольцом; однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским приставным упорным кольцом.

В буксах вагонов прежних лет постройки использовали двухрядные сферические роликовые подшипники на втулочной осадке. Подшипники состоят из наружного и внутреннего колец, роликов и сепараторов. Кольца и ролики изготавливаются из сталей марок ШХ4, ШХ15 и ШХ15СГ.

Букса с втулочной посадкой

В буксах грузовых и пассажирских вагонов применяют подшипники на глухой посадке, а небольшое количество подшипников в буксах грузовых вагонов прежних лет — на втулочной. Преимуществами букс на глухой подшипниковой посадке являются:

  • снижение массы буксы вследствие отсутствия втулки и уменьшения габаритных размеров подшипника;
  • сокращение почти в 5 раз затрат труда на монтаж и демонтаж подшипников, а в связи с этим в два с половиной раза снижение эксплуатационных затрат на ремонт букс.

Однако при таком способе посадки нередко наблюдается потеря натяга и для успешного его применения требуется соблюдение некоторых условий:

  • обеспечения стабильности размеров внутренних колец;
  • применения повышенных натягов;
  • обеспечения длительной эксплуатации букс без снятия внутренних колец с шеек оси;
  • применения нагревателей, обеспечивающих снятие внутренних колец с шеек оси без перегрева и повреждения шеек.

Втулочная посадка позволяет расширить поле допусков на размеры шейки оси и отверстия внутреннего кольца, что упрощает технологию монтажа буксы; она не требует индивидуального подбора подшипников к шейке оси по натягу. Между тем, втулочная посадка обладает существенными недостатками: втулка, являясь дополнительной деталью, повышает стоимость подшипника, так как изготовить внутреннее кольцо с конусным отверстием более сложно, особенно если учесть требование строгого совпадения конусности кольца и закрепительной втулки. На железных дорогах России получили наибольшее распространение буксы на горячей посадке подшипников вследствие их преимуществ.

Буксы вагонов метрополитена


Букса вагона метрополитена, представленная на рисунке состоит: из корпуса, двух роликовых подшипников, крепительной крышки и контрольной крышки. Со стороны колеса корпус буксы уплотнён лабиринтным кольцом. От сдвига с шейки оси букса удерживается осевой гайкой. Для смазывания в корпус буксы закладывают консистентную (густую) смазку.

К буксам колёсных пар вагонов Г и Д крепят пластинчатые стальные наличники, по которым скользят кронштейны — челюсти рамы тележки.

Смазочные материалы букс

Надежность работы буксы во многом зависит от качества смазывания подшипников. С 1973 г. для буксовых узлов с роликовыми подшипниками применяется консистентная смазка ЛЗ-ЦНИИ, обеспечивающая противоизносные, противокоррозионные и противозадирные явления в процессе интенсивного нагружения подшипников в эксплуатации.

Для повышения надежности вагонных букс с 1995 г. организован выпуск роликовых подшипников с сепаратором из полиамида, масса которого в 10 раз меньше латунного, что, наряду с заменой меди, обеспечивает снижение инерционных нагрузок, действующих на его узлы. В результате появилась возможность выполнить более тонкой перемычку сепаратора и разместить в подшипнике 15 роликов вместо 14, что позволит увеличить его долговечность почти на 20 %, а несущую радиальную и осевую грузоподъемность на 9—10 %. Применение полиамидных сепараторов способствует повышению класса шероховатости поверхностей скольжения (торцов роликов) подшипников, что приводит к значительному росту несущей их способности при действии аксиальных нагрузок. Кроме того, повышается ресурс работы смазки благодаря уменьшению скорости ее окисления в процессе эксплуатации.

Для повышения безопасности движения в зимнее время с пункта формирования не допускается отправлять вагоны при наличии ползунов, наваров и выщербин не зависимо от их размеров.

Для передачи давления от вагона на шейки осей колесных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колесной пары служат буксы (рис. 14.11).

Устройство буксового узла.

Буксовый узел является составной частью колесной пары, монтируется и демонтируется совместно с колесной парой. Букса предназначена для соединения колесной пары с рамой тележки через надбуксовые рессорные подвешивания. Букса также является емкостью для смазки роликовыхподшибников, а также предназначена для ограничения поперечного и продольного перемещения колесной пары относительно рамы тележки. Через буксу передается нагрузка от массы кузова на шейку оси колесной пары.

Буксовый узел состоит из следующих частей:

  1. Корпус с приливами для крепления пружин рессорного подвешивания. На задней крышке буксы имеются кольцевые выточки, которые совместно с лабиринтным кольцом образуют лабиринт, который препятствует вытеканию смазки и попаданию пыли и грязи внутрь буксы. В приливах корпуса имеются отверстия для пропуска шпинтонов, а сверху корпуса букса отверстия для крепления датчиков СКНБ.
  2. Лабиринтное кольцо является составной частью задней крышки корпуса буксы, напрессовывается на предподступичную часть оси.
  3. Два роликовых подшипника, которые состоят из внутреннего кольца, сепаратора с цилиндрическими роликами, наружного кольца.
  4. Упорное кольцо, установленное между роликовыми подшипниками.
  5. Стопорное кольцо для крепления наружнего подшипника.
  6. Торцевое крепление при помощи корончатой гайки или тарельчатой шайбы.
  7. Крепительная крышка.
  8. Войлочные и резиновые прокладки.
  9. Смотровая крышка.

Внутрь корпуса буксы заправляется консистентная смазка в количестве 3,5-4-х кг.Буксы являются наиболее повреждаемыми частями вагона и в период эксплуатации требуют постоянного контроля над своим техническим состоянием.

Буксовые узлы передают нагрузки на шейки осей, обеспечивают возможность вращения колесной пары и ограничивают продольные и поперечные перемещения колесной пары относительно тележки.

На пассажирских вагонах применяются буксы только с подшипниками качения (роликовыми), так как они обеспечивают реализацию высоких скоростей движения и осевых нагрузок, а также более надежны в эксплуатации.

Буксовые узлы с подшипниками качения классифицируются по типу роликовых подшипников, способу их посадки не шейку оси, по конструкции корпуса буксы и деталей крепления подшипников на шейке оси.

По способу соединения с рамой тележки корпусы букс бываеют челюстными и бесчелюстными.

Бесчелюстной корпус буксы пассажирских вагонов с блоками заднего и переднего подшипников имеет два кронштейна для размещения деталей надбуксового рессорного подвешивания. В кронштейнах предусмотрены отверстия для шпинтонов рамы тележки. Лабиринтная часть отлита вместе с корпусом. В верхней части корпуса с наружной стороны предусмотрены несквозные отверстия для установки СКНБ - сигнализатора контроля нагрева букс.

Лабиринтное кольцо по форме соответствует лабиринтной части корпуса буксы и вместе с ней обеспечивает герметичность буксового узла, препятствуя вытеканию смазки и попаданию в буксу грязи. Лабиринтное кольцо напрессовывается на предпоступичную часть оси или устанавливается с предварительным нагревом до 125-150° С. В передней части корпус буксы закрыт крепительной и смотровой крышками с резиновыми уплотнениями.

Крепительная крышка с резиновым уплотнительным кольцом обеспечивает герметичность корпусу буксы с внешней стороны. Кроме того, крепительная крышка фиксирует наружные кольца подшипников в буксе, для чего при ее установке необходимо обеспечить зазор между корпусом буксы и крышкой в пределах 0.5-2 мм.

Смотровая крышка служит для производства промежуточной ревизии, обточки колесной пары, а также для контроля в эксплуатации состояния смазки, деталей подшипников. Крышка изготовляется штамповкой из стали или алюминия и через уплотнительную прокладку крепиться к крепительной крышке с помощью четырех болтов М12 со стопорными шайбами.




Крепительная крышка в зависимости от типа буксового узла, устанавливается на четыре или восемь болтов М20 со стопорными шайбами.

Детали торцевого крепления подшипников служат для закрепления внутренних колец подшипников в осевом направлении.

На оси типа РУ 1Ш лабиринтное , внутреннее и упорное кольцо закреплены шайбой с четырьмя или тремя болтами М20. Более надежным является вариант крепления с четырьмя болтами. Для защиты болтов от самооткручивания под их головки устанавливают стопорную шайбу, края которой загибают клещами на грани головок болтов.

В центре шайбы предусмотрено отверстие для установки центра колесотокарного станка при обточках колесных пар без демонтажа букс.

Буксовый узел.

Для повышения безопасности движения в зимнее время с пункта формирования не допускается отправлять вагоны при наличии ползунов, наваров и выщербин не зависимо от их размеров.

Для передачи давления от вагона на шейки осей колесных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колесной пары служат буксы (рис. 14.11).

Устройство буксового узла.

Буксовый узел является составной частью колесной пары, монтируется и демонтируется совместно с колесной парой. Букса предназначена для соединения колесной пары с рамой тележки через надбуксовые рессорные подвешивания. Букса также является емкостью для смазки роликовыхподшибников, а также предназначена для ограничения поперечного и продольного перемещения колесной пары относительно рамы тележки. Через буксу передается нагрузка от массы кузова на шейку оси колесной пары.

Буксовый узел состоит из следующих частей:

  1. Корпус с приливами для крепления пружин рессорного подвешивания. На задней крышке буксы имеются кольцевые выточки, которые совместно с лабиринтным кольцом образуют лабиринт, который препятствует вытеканию смазки и попаданию пыли и грязи внутрь буксы. В приливах корпуса имеются отверстия для пропуска шпинтонов, а сверху корпуса букса отверстия для крепления датчиков СКНБ.
  2. Лабиринтное кольцо является составной частью задней крышки корпуса буксы, напрессовывается на предподступичную часть оси.
  3. Два роликовых подшипника, которые состоят из внутреннего кольца, сепаратора с цилиндрическими роликами, наружного кольца.
  4. Упорное кольцо, установленное между роликовыми подшипниками.
  5. Стопорное кольцо для крепления наружнего подшипника.
  6. Торцевое крепление при помощи корончатой гайки или тарельчатой шайбы.
  7. Крепительная крышка.
  8. Войлочные и резиновые прокладки.
  9. Смотровая крышка.

Внутрь корпуса буксы заправляется консистентная смазка в количестве 3,5-4-х кг.Буксы являются наиболее повреждаемыми частями вагона и в период эксплуатации требуют постоянного контроля над своим техническим состоянием.

Буксовые узлы передают нагрузки на шейки осей, обеспечивают возможность вращения колесной пары и ограничивают продольные и поперечные перемещения колесной пары относительно тележки.

На пассажирских вагонах применяются буксы только с подшипниками качения (роликовыми), так как они обеспечивают реализацию высоких скоростей движения и осевых нагрузок, а также более надежны в эксплуатации.

Буксовые узлы с подшипниками качения классифицируются по типу роликовых подшипников, способу их посадки не шейку оси, по конструкции корпуса буксы и деталей крепления подшипников на шейке оси.

По способу соединения с рамой тележки корпусы букс бываеют челюстными и бесчелюстными.

Бесчелюстной корпус буксы пассажирских вагонов с блоками заднего и переднего подшипников имеет два кронштейна для размещения деталей надбуксового рессорного подвешивания. В кронштейнах предусмотрены отверстия для шпинтонов рамы тележки. Лабиринтная часть отлита вместе с корпусом. В верхней части корпуса с наружной стороны предусмотрены несквозные отверстия для установки СКНБ - сигнализатора контроля нагрева букс.

Лабиринтное кольцо по форме соответствует лабиринтной части корпуса буксы и вместе с ней обеспечивает герметичность буксового узла, препятствуя вытеканию смазки и попаданию в буксу грязи. Лабиринтное кольцо напрессовывается на предпоступичную часть оси или устанавливается с предварительным нагревом до 125-150° С. В передней части корпус буксы закрыт крепительной и смотровой крышками с резиновыми уплотнениями.

Крепительная крышка с резиновым уплотнительным кольцом обеспечивает герметичность корпусу буксы с внешней стороны. Кроме того, крепительная крышка фиксирует наружные кольца подшипников в буксе, для чего при ее установке необходимо обеспечить зазор между корпусом буксы и крышкой в пределах 0.5-2 мм.

Смотровая крышка служит для производства промежуточной ревизии, обточки колесной пары, а также для контроля в эксплуатации состояния смазки, деталей подшипников. Крышка изготовляется штамповкой из стали или алюминия и через уплотнительную прокладку крепиться к крепительной крышке с помощью четырех болтов М12 со стопорными шайбами.

Крепительная крышка в зависимости от типа буксового узла, устанавливается на четыре или восемь болтов М20 со стопорными шайбами.

Детали торцевого крепления подшипников служат для закрепления внутренних колец подшипников в осевом направлении.

На оси типа РУ 1Ш лабиринтное , внутреннее и упорное кольцо закреплены шайбой с четырьмя или тремя болтами М20. Более надежным является вариант крепления с четырьмя болтами. Для защиты болтов от самооткручивания под их головки устанавливают стопорную шайбу, края которой загибают клещами на грани головок болтов.

В центре шайбы предусмотрено отверстие для установки центра колесотокарного станка при обточках колесных пар без демонтажа букс.

Задумывались когда-нибудь, сколько раз за день мы пользуемся смесителем или кранами на кухне и в ванной? А если еще и семья большая? А чем принципиально отличается смеситель от шарового крана? Или что общего есть у крана смесителя и задвижки? Ответы на все эти вопросы можно найти ниже.

Кран-букса, что это такое и для чего она нужна

Внешний вид вентильной головки для смесителя

Вентильная головка, в народе кран-букса, выполнена отдельным элементом и изначально устанавливалась в вентильных кранах, откуда и получила свое название. При износе головки она менялась на новую и вентиль мог служить еще довольно долго.

Позднее, этот принцип сменяемости буксы, стали применять в конструкции смесителей с двумя кранами. Поскольку вентильные головки служили недолго, а корпус смесителя оставался почти новым, то проще и дешевле было сменить изношенную буксу.

Но у вентильной головки для открытия клапана применялся червячный механизм, такой червячный привод используется в задвижках. Для полного открытия крана требовалось выполнить 3 – 4 оборота червячного штока, для закрытия еще 3 – 4 оборота. На это уходило немало времени, что в наш век расточительно. И потому изобрели новые головки, без червячного механизма и клапана.

Керамические пластины оказались наиболее долговечными и относительно дешевыми. Ранее выпускали дешевые буксы с фторопластовыми пластинами, но срок их службы значительно меньше, особенно на горячей или загрязненной воде.


Трехходовой кран шаровой для манометра и отопления: принцип действия и для чего он нужен
В наше время все чаще отказываются от вертикальной стояковой разводки отопления, в пользу поквартирной. А в частных домах, в отоплении повсеместно используют малогабаритные циркуляционные насосы. Это…

Поскольку в буксовой головке ничего не осталось от червячного механизма вентильного крана с клапаном, то прижилось название кран-букса. А головки с керамическими пластинами стали называть – керамическая кран-букса.

Область применения и основные особенности кран-букс

Строение смесителя

Кран-букса является сменяемым элементом в вентильных кранах и двухвентильных смесителях. Это позволяет многократно продлить их срок службы. Особенно это важно, когда кран специфичен и поставляется вместе с оборудованием, а найти его аналог для замены сложно. Служат для быстрого открытия и перекрытия воды как холодной, так и горячей.

Российская букса квадрат

Головка квадратного сечения для отечесвенных кранов.

Кран-буксы по типу устройства различают на червячные и пластинчатые. Червячные имеют клапан, который при открытии приподнимается над седлом. А пластинчатые имеют пластины с отверстиями, одна из которых остается неподвижной, а вторая поворачивается вокруг центра оси.

Пластинчатые головки различают по материалу пластин, главному элементу буксы. Наиболее качественными и потому более распространенными являются керамические пластины. Но могут встречаться пластины из фторопласта.

Типы и размеры кран-букс для смесителя

Видов кран-букс для смесителей большое множество. Классификации для них нет, но по типоразмеру многие из них взаимозаменяемы. Прежде всего их разделяют на российские и импортные, хотя в настоящее время это уже условность.

Главное отличие в посадочном месте на штоке для рукоятки маховика. У российских это квадрат, у импортных — цилиндр с продольными шлицами. При этом встречаются мелкие и крупные шлицы.

Типы головок

Кран-буксы с цилиндрической головкой


Обратный клапан давления на воду: принцип работы и для чего нужен
Обратные клапаны являются неотъемлемым элементом любых систем водоснабжения и канализации, независимо от того, квартира ли это или частный дом. Эти предохранительные устройства предназначены для…

Вариант длинной вентильной головки

Удлиненная головка

Также их различают по длине, есть длинные, такой первоначально была длина вентильной головки. И есть короткие, устройство керамической кран-буксы позволяет значительно уменьшить длину, экономя дорогой цветной металл.

Но в целях взаимозаменяемости, в первую очередь червячных на керамические пластинчатые, производители наладили выпуск и червячных, и керамических кран-букс, длинных и коротких.

Последнее отличие букс заключается в наружной резьбе. У российских и части китайских она с более крупным шагом, у импортных европейских и азиатских с мелким шагом.

Конструкция червячной кран-буксы

Конструкция изделия червячного типа

Её особенность заключается в штоке, на котором обязательно имеется червячная резьба и к которому крепится снизу перекрывающий клапан. Старые образцы имели цельный и единый шток, который при вращении опускался и закрывал кран, а при обратном вращении поднимался и открывал кран. Вместе со штоком перемещался и маховичок, за который вращали шток рукой.

Требования к современным смесителям повысились и перемещающийся маховичок устарел. Теперь шток выполнен из двух разъемных частей. Но принцип остался тот же. При вращении штока червячная передача заставляет выдвигаться нижнюю часть из буксы и перекрывать отверстие крана клапаном. При обратном вращении нижняя часть штока поднимается и клапан открывает отверстие.


Кран ПНД шаровой для труб: устройство, выбор, монтаж и эксплуатация
В пластиковых трубопроводах все чаще используются фитинги из полиэтилена низкого давления. Кран ПНД — фурнитура, выполняющая запорную и регулирующую функции. Это недорогая и надежная замена…

Следует отметить, что поскольку верхняя часть перестала перемещаться, а только вращается, двух резиновых колечек на штоке стало достаточно для обеспечения герметичности и предотвращения протекания воды.

Конструкция керамической кран-буксы

Конструкция керамической детали

В данной конструкции отсутствуют части, перемещающиеся вдоль оси штока. Шток поворачивается только на 90 – 180 0 , угол поворота ограничен выемкой в корпусе и штифтом, вставляемым перпендикулярно в тело штока. Штифт упирается в края выемки.

В нижней части шток имеет форму короткой вилки, которой входит в зацепление с верхней керамической пластиной и поворачивает её на те же 90 –180 0 . Нижняя керамическая пластина, за счёт шлиц, удерживается цилиндрическим корпусом буксы на месте. При повороте отверстия двух пластин совпадают и вода поступает в смеситель или носик крана. При обратном повороте отверстия взаимно перекрываются плоскостями пластин и поступление воды прекращается.


Трехходовой клапан смесительный для системы отопления с терморегулятором
Современные технологические процессы обязательно должны быть автоматизированы. В системе отопления основным механизмом автоматизации является трехходовой клапан. Он предназначен для смешивания двух…

Плотное прилегание пластин обеспечивается уплотнительной силиконовой (цветные) или резиновой втулкой с нижней стороны и вилкой штока с верхней.

В нижней части цилиндрического корпуса имеется два отверстия, для прохода воды. Вода через отверстия в пластинах проходит в цилиндр буксы, а затем через отверстия в цилиндре поступает в гусак смесителя или носик крана.

Как выбрать то, что действительно нужно

Как видим, чтобы правильно подобрать замену, нужно знать точно, как минимум 4 важных, характеристики:

  • по какому стандарту головка изготовлена, российскому или европейскому;
  • какой вид нужен, червячный или керамические пластины;
  • какие квадрат или шлицы у маховичка привода штока;
  • если шлицы, то мелкие или крупные;
  • длина головки; на корпусе, по российскому или европейскому стандарту.

Если все эти данные известны, то можно по ним подобрать нужную головку. Но лучше взять с собой старую буксу и маховичок. Так будет надежнее.

Правила монтажа и эксплуатации кран-буксы

Все буксы имеют уплотнительные резиновые кольца, а корпус и, следовательно, резьба на них латунные или реже бронзовые. Поэтому нельзя прилагать чрезмерные усилия при вкручивании головки в корпус смесителя или крана. Достаточно затянуть от руки, можно приводным маховичком. Встречаются случаи, когда хрупкие керамические пластины разрушаются.

Также не стоит с большим усилием крутить шток. У червячных будет изнашиваться червячный привод, а у керамических может быть сломан штифт ограничения вращения штока. При подкапывании воды проще обслужить или восстановить кран-буксу. Чем сломать еще работоспособную деталь и потом бегать в поисках замены.

Пример замены детали

Как выкурить кран-буксу

Частые ошибки и проблемы при установке

  • Большая часть ошибок и проблем связаны с неправильным выбором, без учета особенностей, изложенных выше. Если головка не вкручивается от руки в корпус крана, значит не совпадает шаг резьбы. Причем в начале пара оборотов может пройти легко, но дальше заклинит. Не стоит прилагать усилия, можно повредить резьбу на корпусе крана. А проверить ее состояние можно прежней буксой. Если она вкручивается легко, то дело точно в шаге резьбы.
  • Если короткую головку ввернуть вместо длинной, то клапан не будет доставать до седла и перекрывать воду. Керамическая букса может проработать некоторое время, но очень скоро начнет протекать кран, а затем и вовсе не перекрываться. Потому что силиконовая втулка не упирается в буртик седла и не прижимает пластины друг к другу. В начале она будет несколько держать пластины за счет трения о стенки, но в дальнейшем обязательно ослабнет.
  • Длинная головка сразу не будет открывать воду, причем в открытом состоянии, а керамическую даже нельзя будет ввернуть, нижняя часть упрется в седло отверстия в корпусе смесителя.
  • Неодевающиеся маховики рукояти не самая большая проблема, но тоже придется искать другие, подходящие под шлицы.

Возможные неисправности и их устранение

Самая распространённая неисправность любой кран-буксы, это износ главных элементов и, в результате, протекание крана. Если эта проблема возникла впервые, то её можно восстановить. Возможно, удастся восстановить её и во второй, и в третий раз. Но, в конце концов придётся заменить.

Необходимые инструменты и материалы

Для выкручивания буксы понадобится разводной или рожковый ключ 17х19, или переставные клещи. Для уплотнения резиновых колец фум-нити или ремкомплект с набором резиновых колечек и прокладок. Кусочки резины или кожи разной толщины и ножницы помогут изготовить новую накладку на клапан или прокладку под втулку. Иногда могут выручить просто подручные материалы из домашнего запасника.

Ремонт керамической кран-буксы

Фторопластовые прокладки для ремонта

Комплект фторопластовых прокладок

Если керамическая кран-букса не держит воду при закрытии, то износилась силиконовая втулка, прижимающая пластины друг к другу. Достаточно её удлинить. Для этого внутрь цилиндра поверх пластин вкладывается круглая тонкая шайба из резины, фторопласта и другого подходящего прокладочного упругого материала. Можно изготовить самому, с использованием набора для высечки и кусочка кожи или резины. А затем снова устанавливается втулка, которая опять прижмет пластины.

Можно установить кольцо и снаружи втулки, положив его на седло отверстия в корпусе крана, но буртик втулки может препятствовать проникновению втулки вглубь. В этом случае не всегда течь исчезает.

Если протекание появилось по штоку буксы. То разбирается шток, для чего из него сначала нужно вынуть штифт, ограничивающий поворот штока. Этот же штифт удерживает шток от вертикального смещения. На штифте имеется 2 канавки, на которые одеты 2 резиновых колечка. Колечки смещаются в сторону из канавок. В канавки навивается 2–3 оборота фум-нити. После чего колечки возвращаются на свое место. Теперь они несколько больше выступают из канавок и обеспечат надежную герметичность.

разборка буксы

Извлечение штифта

Если пришлось вынуть шток, то можно заменить или дополнить дополнительной шайбой верхнее фторопластовое кольцо. Это кольцо может быть сильно изношено, из-за частых поворотов штока. Из-за уменьшения его толщины ослабляется усилие прижатия вилкой штока верхней керамической пластины к нижней. Замена кольца или установка дополнительного, позволит восстановить и даже увеличить силу прижатия.

Если вода стала выступать из резьбового соединения буксы и корпуса смесителя. То её выкручивают и на резьбу подматывается 2–3 оборота фум-ленты или нити. После чего опять вкручивается в корпус крана. Фумка уплотнит резьбовое соединение и течь прекратится. В этом случае можно еще использовать силиконовый гель для герметизации резьбовых соединений.

Ремонт резиновой кран-буксы

Протекание по штоку и резьбе устраняются так же, как и у керамической модели. А вот протекание самого крана происходит из-за износа резиновой накладки на тарелке клапана. Её просто меняют на аналогичную. При отсутствии её можно легко вырезать из кусочка резины, кожи или фторопласта. Кстати, полиэтиленовые крышки для стеклянных банок, это и есть фторопласт.

Самостоятельная замена кран-буксы

Перекрыть воду до смесителя или крана. Со штока головки снять маховик, открутив удерживающий винт. Выкрутить головку из корпуса с применением ключа или переставных клещей. Вставить новую буксу и закрутить от руки, чтобы убедиться, что резьба совпадает. Надеть маховик и закрепить его винтом.

Недостатки и преимущества червячных и керамических кран-букс

КерамическиеЧервячные
ПреимуществаБыстрое открытие и закрытие

Нет вертикально движущихся частей, не требует смазки

Большой срок службы

Можно перекрывать воду даже при сильном износе клапана и штока

Несколько дешевле керамических

Небольшой износ втулки приводит к протеканию

Пластины хрупкие, чувствительны к силе затягивания резьбы

Дополнительное движение частей штока требует смазки

Меньший срок службы

Могут присутствовать шумы

Кран-букса позволяет продлить срок пользования смесителем и краном. Производители продолжают её усовершенствование. Тем не менее более современным керамическим, не удалось пока полностью вытеснить червячные. На смену самим буксам пришли картриджи для рычажных смесителей, но и они не совершенны.

Видеоинструкция, как самостоятельно поменять буксу на кране:

Приветствуем! Ключевым элементом двуручкового водопроводного смесителя является кран букса, качество которого предопределяет эффективность работы системы водоснабжения. Предлагаем разобраться в основных разновидностях этой важной внутренней детали, особенностях, преимуществах и недостатках каждого вида. Здесь же мы поэтапно разберём процесс замены изношенного крана Буксы.

Что это такое и для чего он нужен

Кран-букса, называемый также вентильной головкой, относится к классу запорной крановой арматуры.


Он представляет собой внутреннюю часть двуручкового смесителя и служит для подачи и закрытия воды.

Назначение и область применения

Основное предназначение двуручкового смесителя – смешивание в единую струю двух водопроводных потоков, а именно холодной и горячей воды. Соответственно на кран буксу помимо открытия и перекрытия тока воды, возлагаются дополнительные функции:

Функциональность прибора предопределяет и сферу его применения, а значит, вентильная головка используется в смесителях, устанавливаемых на умывальники и ванны, в душе и системах биде.

Характеристики

В виду специфики использования к крану буксе предъявляются определённые требования в вопросе соответствия техническим стандартам (ГОСТ 25809-96):

  1. Герметичность контура.
  2. Износоустойчивость материалов, из которых он изготавливается.
  3. Пропускная способность, определяемая диаметром транспортного канала.
  4. Стойкость элементов к высокой температуре транспортируемой среды (до 75⁰)и температурным перепадам.
  5. Способность выдерживать внутреннее давление системы (до 1,0 Мпа).

Немаловажное значение имеет и значение угла разворота поворотного механизма. Оптимальным показателем считается угол в 180⁰, минимизирующий степень износа механизма.

Из каких материалов изготавливают

Корпус вентильной головки изготавливается из латуни.


Подвижные внутренние элементы в зависимости от модификации могут быть латуниевыми или керамическими, а внешние гидроизоляционные прокладки (кольца) выпускаются резиновыми.

Устройство крана

Обобщённо конструкция крана буксы сводится к следующему:

  • металлического корпуса (шлямбура), оснащённого монтажной резьбой и резиновыми уплотнителями;
  • переходного патрубка (штуцера), закреплённого в шлямбуре;
  • поворотного механизма (штока), строение которого различается в зависимости от модификации вентильной головки;
  • быстросъёмной шайбы, фиксирующей положение крана буксы в смесителе.

Некоторые модели для обеспечения плавности работы и повышения ресурса выработки комплектуются жировой камерой (схему см. на фото).


Принцип работы

Посредством внешнего физического воздействия на кран приходит в движение затвор, расположенный в поворотном штоке. Вращаясь вокруг своей оси параллельно или перпендикулярно потоку воды, затвор открывает ход потоку воды, регулирует его интенсивность или, наоборот, перекрывает.

Отличия крана от задвижки

Отличие крана от задвижки заключается в принципе работы затвора:

  • в задвижке запорный элемент размещается главным образом вне транспортной магистрали и движется перпендикулярно транспортируемому потоку;
  • затвор в кране размещается внутри штока, а его движение по отношению к потоку жидкости может быть перпендикулярным, параллельным или слегка наклонным.

Это отличие предопределяет и эксплуатационные характеристики устройств:

  • сферу применения;
  • коэффициент изнашиваемости.

При интенсивном использовании задвижка изнашивается быстрее, поэтому используется главным образом для закрытия или открытия и крайне редко для регулировки интенсивности потока в трубопроводах промышленного типа.

Конструкция крана позволяет ему изнашиваться медленнее даже при крайне интенсивной эксплуатации, поэтому они подходят для бытовых смесителей.

Виды и конструкции

Чтобы безошибочно подобрать буксу, нужно знать какие они бывают.


В зависимости от конструкции штока кран-буксы подразделяются на:

Седло клапана перекрывается посредством поступательно выдвигаемой штоком обрезиненной манжеты. По способу движения штока подразделяются на 2 типа: обратно-резьбовые и оборудованные специальными направляющими.

Отличительная особенность – необходимость совершения нескольких полных витков крана для полного его открытия или закрытия. Чаще всего используются в смесителях вентильного типа.

Внутренний запорный элемент выполнен из двух металлокерамических тщательно отполированных дисков (пластин) с отверстиями (статичного и поворотного), совмещение или развод которых обеспечивает работу смесителя.

Роль запорного механизма выполняет тщательно отполированный металлический шар со сквозным техническим отверстием внутри.

Различаются кранбуксы и по типоразмеру посадочной части, которая может быть:

  1. ½ дюйма;
  2. 3/8 дюйма;
  3. ¾ дюйма;
  4. М18×1.

Также вентильные головки классифицируются по следующим признакам:

  • производителю (отечественные или импортные);
  • углом поворота (полно- и полуоборотные);
  • температуре рабочей среды (для холодной или горячей воды);
  • форме головки (шлицевая или квадратная), посредством которой кран крепится к маховику (вентилю или ручке)
  • количеству шлицев (выступов, звёздочек) на штоке для установки на маховик: 20, 24 и пр.

Преимущества и недостатки

Предлагаем проанализировать достоинства и недостатки каждой модели вентильных головок в сравнительной таблице:

Червячная кранбукса Керамическая кранбукса Шаровая кранбукса
Открывание Долгое. Несколько полных поворотов крана. Быстрое, бесшумное. Угол поворота от 90 до 180⁰ Быстрое, бесшумное. Угол поворота от 90 до 180⁰
Износ Быстрый износ резиновой манжеты Медленный Медленный
Чувствительность к качеству воды Примеси солей и металлов провоцируют преждевременный износ резинового уплотнителя. Примеси песка могут привести к заклиниванию механизма. Керамика нейтральна к химическим соединениям. Примеси песка изнашивают поверхность шарового элемента.
Необходимость установки дополнительной системы фильтрации Необязательно Да Да
Особенности ремонта Минус — требуется полное перекрытие воды. Плюс — резиновую прокладку можно изготовить самостоятельно. Не пригодность к починке внутренних деталей. Не ремпригодность внутренних деталей.
Стоимость Низкая Высокая Средняя

Срок службы

Средний период эксплуатации кранов букса зависит от модификации устройства:

  • червячные служат в среднем 1,5 – 5 лет;
  • шаровые – от 3 до 5 лет;
  • керамические – от 5 лет и более.

Однако весомое влияние на срок жизни изделий оказывает состав воды. Наличие тех или иных примесей может ощутимо сократить срок эксплуатации, тогда как в чистой воде прибор может исправно работать в течение десятилетий. В этой связи эксперты рекомендуют устанавливать фильтры тонкой очистки.

Весомое значение имеет и интенсивность использования смесителя. Так винтовые головки, установленные в ванной, изнашиваются меньше, чем установленные на кухне.

Первый признак износа — вовсе не протечка крана, а появление характерного дребезжащего гула как следствия возникновения резонанса в вентиле.

Советы по выбору

При выборе подходящей модели крана буксы учитывается ряд аспектов:

  1. размер посадочной части;
  2. тип и шаг резьбового соединения;
  3. длину и конфигурацию штока;
  4. число шлицов (для импортных моделей).

Российские и импортные модели не всегда взаимозаменяемы. Смена российского крана буксы на зарубежный возможна только в комплексе с маховиком.


Замена одной модификации на другую (к примеру, червячного на керамический) возможна при полном совпадении габаритных значений и соответствии смесителю.

Не стоит забывать и об условиях эксплуатации будущего изделия: составе воды, интенсивности работы.

Чтобы избежать ошибки в выборе нужной детали, эксперты рекомендуют обращаться в специализированный магазин со старой деталью. На её основе консультант подберёт нужную модель.

Примерная цена

Модели кран-буксов мало отличаются между собой по цене, разница часто не превышает порядка 50 рублей. Ключевые различия в ценах основаны на стране производства:

  • самые дешёвые вентильные головки изготавливают в Китае. В среднем их стоимость колеблется в пределах – 70 – 1 000 рублей;
  • российские стоят порядка 200 – 1 500 рублей.
  • европейские бренды – от 450 до 2 500 рублей.

Такой разброс в стоимости обусловлен особенностями конструкции и материалов, используемых при изготовлении изделий. Эти различия предопределяют функциональность и износоустойчивость агрегата, поэтому выбирая подходящую модель, цена не должна играть роль определяющего фактора.

Правила монтажа и эксплуатации крана

Процедура замены и починки крана буксы не вызывает сложностей, а потому эти работы можно выполнить самостоятельно, не обращаясь к мастерам.

Необходимые инструменты и материалы

  • Разводной (шведский) ключ.
  • Трубный (газовый) ключ.
  • Отвёртки (крестовая и плоская).
  • Пассатижи.
  • Нож.
  • Плотная резина.
  • Ветошь.

Ход работ

  1. Перекрытие трубы, по которой подаётся вода.
  2. Съём декоративного колпачка, установленного в центре вентиля.
  3. Выкручивание отвёрткой крепёжного винта.
  4. Демонтаж вентиля посредством совершения несильных раскачивающих движений.
  5. Откручивание декоративной шайбы с помощью пассатижей. Подкладывание кусочка ткани или резины позволяет не поцарапать накладку.
  6. Выкручивание буксы из посадочного гнезда ключом за верхнюю часть со специальными надсечками. Вывинчивание выполняется против часовой стрелки.
  7. Очистка смесителя изнутри.
  8. Смазывание резьбовых соединений специальным масляным составом (при необходимости герметиком).
  9. Ввинчивание новой буксы выполняется в обратном порядке согласно пунктам 6-1.
  10. По завершению монтажа ток воды восстанавливается, а кран проверяется на предмет протечек.

Для смены направления движения буксы при открывании в ней выкручивается стопорный винт, который затем вкручивается с обратной стороны.

Видео по монтажу

Как краткое руководство по самостоятельной замене крана буксы рекомендуем посмотреть видео-инструкцию:

Особенности эксплуатации

  • Не допускается установка кранов, предназначенных для холодной воды, в магистраль горячего водоснабжения. Соответствующая маркировка указывается на упаковке агрегата и на самих приборах (синяя метка – для холодной воды, красная – для горячей).
  • Устанавливаемые кран-буксы должны соответствовать давлению контура. Значения рабочего давления каждого прибора обозначаются на упаковке и в технической документации изделия.

Частые ошибки и проблемы при установке

  1. При вкручивании буксу нельзя перетягивать, это приводит к образованию протечек. Она просто вкручивается до упора.
  2. При демонтаже можно столкнуться с проблемой прикипания буксы к корпусу по причине его окисления или появления ржавчины. Как способы решения проблемы применяются следующие техники:
    • Обработка корпуса уксусом, специальными химическими или кислородосодержащими средствами.
    • Нагрев корпуса строительным феном.
    • Небольшое расшатывание буксы. Переусердствование приводит к поломке крана и смесителя.
    • Высверливание вентильной головки – как крайний метод, т.к. впоследствии потребуется нарезка нового резьбового соединения.

Советы экспертов

  1. При повреждении в червячных буксах седла клапана (наличии трещин, углублений или сколов) центровой элемент меняется полностью.
  2. Протечка непосредственно под вентилем свидетельствует о необходимости замены сальников.
  3. Скрип крана или необходимость приложения усилий при движении ручки или вентиля предупреждают о необходимости смазывания вентильной головки. Это предупредит её дальнейшую поломку.
  4. Проблема с герметичностью керамических и шаровых букс свидетельствует о необходимости полной их замены. Починка внутреннего блока, как правило, не возможна.
  5. При износе резиновых прокладок, достаточно вырезать нужный элемент из плотной резины или купить в специализированном магазине и произвести их замену.

Заключение

Как видите, особых сложностей в замене крана буксы нет, главное – правильно его подобрать.

Мы готовы делиться с Вами опытом и будем рады получать обратную связь от Вас. Подписывайтесь и оставляйте комментарии, будем учиться вместе.

Читайте также: