Какова роль заключения в оде ломоносова как оно связано с основной темой кратко

Обновлено: 06.07.2024

Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

Потаенно — значит, скрыто, откровен­но — открыто, обнаружено, найдено бла­годаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного ис­пользовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

Ода написана высоким стилем, соответ­ствующим высокому, гражданскому со­держанию. Он включает в себя гиперболи­ческие описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические воп­росы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию глав­ной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотичес­ких чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвы­шенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высо­кий слог достигается использованием ста­рославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божествен­ны, восстенали, небесну дщерь), обра­зов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата воз­вышенными эпитетами, например пла­менные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа ду­ша ее зефира тише и зрак, прекрас­нее рая.

Кое трезвое мне пианство Слово дает к славной причине? Чистое Парнаса убранство, Музы! Не вас ли вижу ныне?

Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл; В долине тишина глубокой.

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Потаенно — значит, скрыто, откровен­но — открыто, обнаружено, найдено бла­годаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного ис­пользовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

Толикое земель пространство,

Когда всевышний поручил Тебе в счастливое подданство,

Тогда сокровища открыл,

Какими хвалится Индия;

Но требует к тому Россия Искусством утвержденных рук Сие злату очистить жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Какова роль заключения в оде? Как оно связа­но с основной темой?

Каким стилем написана ода? Какова роль это­го стиля в раскрытии идейно-художественного со­держания оды?

Ода написана высоким стилем, соответ­ствующим высокому, гражданскому со­держанию. Он включает в себя гиперболи­ческие описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические воп­росы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию глав­ной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотичес­ких чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвы­шенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высо­кий слог достигается использованием ста­рославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божествен­ны, восстенали, небесну дщерь), обра­зов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата воз­вышенными эпитетами, например пла­менные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа ду­ша ее зефира тише и зрак, прекрас­нее рая.

Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?

Что же, по мнению автора, необходимо, чтобы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?

Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, необъятными просторами и природными богатствами, но наряду с этим высказывает свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на политику государства, которая сможет обеспечить истинное благо подданным, достойную жизнь. Истинное положение российского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в “Письме о сохранении

и размножении российского народа”. Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя природные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:

Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

Потаенно – значит, скрыто, откровенно – открыто, обнаружено, найдено благодаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного использовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

земель пространство, Когда всевышний поручилТебе в счастливое подданство, Тогда сокровища открыл, Какими хвалится Индия;Но требует к тому РоссияИскусством утвержденных рукСие злату очистить жилу;Почувствуют и камни силуТобой восставленных наук. Какова роль заключения в оде? Как оно связано с основной темой?

Гимном наукам, просвещению и будущим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключительная часть оды “О вы, которых ожидает отечество от недр своих…”. Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания.

Мысли поэта о будущем страны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала императрице, содержащаяся в заключительной строфе оды, с одной стороны, возвращает нас к ее началу, прославляющему наступление мира, что делает композицию произведения кольцевой, с другой – благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.

Каким стилем написана ода? Какова роль этого стиля в раскрытии идейно-художественного содержания оды?

Ода написана высоким стилем, соответствующим высокому, гражданскому содержанию. Он включает в себя гиперболические описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические вопросы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию главной теме оды – теме величия России, способствует выражению патриотических чувств и настроений автора.

Именно элементы высокого стиля придают возвышенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высокий слог достигается использованием старославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божественны, восстенали, небесну дщерь), образов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата возвышенными эпитетами, например пламенные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа душа ее зефира тише и зрак, прекраснее рая.

Какую роль сыграла теория “трех штилей” в развитии русской словесности?

Теория “трех штилей” Ломоносова сыграла выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использованием высокого стиля; комедии, сатиры, басни допускали низкий стиль, драма, повесть и др. требовали средний стиль.

Этому следовали классицисты, да и представители других литературных направлений. Теория Ломоносова в послепетровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и стилистическая неопределенность, была прогрессивной и стала необходимой для упорядочения стилистики языка художественных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церковнославянского языка.

Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?

Реформирование русского стихосложения, в процесс которого активно включился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содержанием и устаревшей формой. В “Письме о правилах российского стихотворства” он, опираясь на природные свойства русского языка и традиции устного народного творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо силлабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестическими, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими.

Он также выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно русскому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпоследнем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов рекомендовал употребление чисто ямбических стихов. От Ломоносова надолго в русской поэзии утвердился четырехстопный ямб как самый распространенный размер.

Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоретик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы способы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Сравним для примера приступы (вступления) к оде “На сдачу Гданска” Тредиаковского и к “Оде на взятие Хотина” Ломоносова.

Кое трезвое мне пианствоСлово дает к славной причине? Чистое Парнаса убранство, Музы! Не вас ли вижу ныне?

Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл;В долине тишина глубокой.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Ода написана в 1747 году.

Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.

История создания

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.

Средства выразительности

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Читайте также: