Какова роль эмпатии в профессиональной деятельности медицинского работника кратко

Обновлено: 06.07.2024

Пациент ждет от медика не только знаний, он ждет от специалиста еще понимания и уважения к своей личности. Способность к пониманию переживаний другого человека и сочувствия им называют эмпатией. Эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) - психологическое состояние понимания другого человека и сопереживания с ним [Малая медицинская энциклопедия, 1991-1996 гг.]. Особое значение приобретает эмпатия для специалистов помогающих профессий.

ВложениеРазмер
6_kreslavskaya_e.e._empatiya_-_vazhneyshaya_zadacha_v_vospitanii_lichnosti_budushchego_medika.docx 18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Креславская Елена Ефимовна

преподаватель анатомии и физиологии

Эмпатия - в ажнейшая задача в воспитании личности будущего медика.

Пациент ждет от медика набора знаний, чтобы правильно установить причину недомогания; владения специальными навыками, чтобы оказать адекватную помощь. Но кроме этих качеств он ждет от специалиста понимания и уважения к своей личности. Способность к пониманию переживаний другого человека и сочувствия им называют эмпатией. Эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) - психологическое состояние понимания другого человека и сопереживания с ним [ Малая медицинская энциклопедия, 1991-1996 гг.]. Особое значение приобретает эмпатия для специалистов помогающих профессий.

Помогающими по классификации академика Е. А. Климова называются такие профессии, для которых предметом труда является человек [ Климов Е.А., 1993 г. ]. В первую очередь к ним относят профессии педагога, психолога, и, безусловно, медицинского работника любого уровня. Для этих специалистов эмпатия – качество, определяющее характер человека.

В последние годы деятельность медицинского работника претерпела сильные изменения; были открыты сложнейшие технологии в диагностике и лечении, требующие свободного владения приемами работы с информацией. Они расширили возможности медицинской помощи, но также и вызвали серьезную трансформацию во взаимоотношениях врача и пациента, когда живой осмотр, заменяется высокотехнологическим исследованием, а целебное слово медика – вереницей цифровых данных. Кажущаяся объективность полученных результатов не освобождает доктора от необходимости эмпатического отношения к своему пациенту. О. Ю. Богачёва пишет, что новейшие диагностические приемы не могут заменить личности врача, но порождают отчужденность врача и больного [Богачёва О. Ю., 2011].

В медицинских профессиях эмпатия – это не просто эмоциональное движение, продиктованное жалостью к человеческим страданиям (эмоциональная эмпатия), но осознанный шаг в терапевтическом общении с пациентом (когнитивная эмпатия). Чтобы сознательно сопереживать больному человеку от медика требуется не только душевные силы, но и понимание терапевтического эффекта, которое приобретает слово, сказанное специалистом и наполненное желанием облегчить не только физические, но и психические переживания больного. Эмпатия в работе медика должна быть этическим принципом и в ажнейшей задачей в воспитании личности будущего медика.

Эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому человеку, является одной из составляющих личностных качеств медицинских работников. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что медицинские работники обладают определенным диапазоном эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Человек — высшая ценность из всех ценностей мира — таков принцип гуманизма, важный принцип деонтологии. Одной из важнейших задач современной медицины является обеспечение соматического и психоэмоционального благополучия человека. Степень сформированнос ти и развития личнос ти медицинского работника являются важнейшими из факторов, обусловливающих выздоровление больного. Профессиональная медицинская деятельность имеет ряд специфических особенностей, и ее успешность определяется не только профессиональными знаниями и навыками, но и умениями реализовать их за счет развития профессиональных качеств личности.

Одним из важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника считается умение сопереживать и воспринимать чувственные состояния другого, то есть способность к эмпатии, а также наличие навыков установления адекватных и эмоционально-благоприятных отношений с больными, умение анализировать свое поведение и поведение окружающих, человечное отношение к больному, этичность, наличие глубокой интуиции медицинских работников. Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий [2].

Эмпатия — это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах [4].

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, и пр.), но прежде всего это медицинские работники. В современной психологической науке эмпатия изучается в различных аспектах и направлениях, таких как:

Шушпанова К. Д., Шушпанова Т. Н., Эмпатия как одно из требований к профессионально важным качествам медицинского работника. Медсестра №4 2018. 2018;4.

Эмпатия-(сопереживание, вчувствование)-постижение эмоционального состояния, проникновение в переживание другого человека.

В общем случае само по себе переживание состояния, когда ты понят другим, значительно способствует росту личности .Иногда даже намерение понять может вылечить. Осознание того, что кто-то пытается понять причудливые, спутанные, неясные высказывания больного, поощряет пациента больше выражать себя, помогает понять ,что он важен для другого.

Эмпатия –это наиболее сильный аспект деятельности психотерапевта, т.к. она освобождает, она подтверждает, она возвращает даже наиболее испуганного клиента в человеческий род.

Именно эмпатия позволяет преодолеть культурные барьеры и обеспечить терапевтический союз.

Группа исследователей сестринского колледжа Университета Ноксвилла из американского штата Теннесси разработали сестринскую теорию эмпатии, в соответствии с которой эмпатия определяет качество взаимодействия, организует восприятие, создает понимание, обеспечивает уважение других и признание их ценности, способствует осмыслению роли медицинской сестры.

Факуори и др. считают эмпатию социальным навыком, необходимым каждому для личностной и профессиональной компетентности.

Индивидуальный уровень эмпатии можно определить используя методику исследования эмоциональной отзывчивости.

Явления психической жизни при хронических соматических заболеваниях.

Клинические проявления носят самый разный характер: депрессия, апатия, ослабления критики, нарушения активности, эгоцентризм. Среди психических расстройств, наиболее распространены депрессивные состояния.

Клиническая картина со стороны психического статуса (тоска, тревога, апатия, интеллектуальное и двигательное торможение, ощущения болезненного бесчувствия, инстинкта самосохранения, лишения сна и аппетита). Идеи ущерба, суицидальные мысли, ипохондрические идеи.

Поэтому хроническое соматическое состояния можно рассматривать как кризисный период в жизни человека.

В основе преодоления кризиса лежит саморегуляция - процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость.

Эмпатия-(сопереживание, вчувствование)-постижение эмоционального состояния, проникновение в переживание другого человека.

В общем случае само по себе переживание состояния, когда ты понят другим, значительно способствует росту личности .Иногда даже намерение понять может вылечить. Осознание того, что кто-то пытается понять причудливые, спутанные, неясные высказывания больного, поощряет пациента больше выражать себя, помогает понять ,что он важен для другого.

Эмпатия –это наиболее сильный аспект деятельности психотерапевта, т.к. она освобождает, она подтверждает, она возвращает даже наиболее испуганного клиента в человеческий род.

Именно эмпатия позволяет преодолеть культурные барьеры и обеспечить терапевтический союз.

Группа исследователей сестринского колледжа Университета Ноксвилла из американского штата Теннесси разработали сестринскую теорию эмпатии, в соответствии с которой эмпатия определяет качество взаимодействия, организует восприятие, создает понимание, обеспечивает уважение других и признание их ценности, способствует осмыслению роли медицинской сестры.

Факуори и др. считают эмпатию социальным навыком, необходимым каждому для личностной и профессиональной компетентности.

Индивидуальный уровень эмпатии можно определить используя методику исследования эмоциональной отзывчивости.

Явления психической жизни при хронических соматических заболеваниях.

Клинические проявления носят самый разный характер: депрессия, апатия, ослабления критики, нарушения активности, эгоцентризм. Среди психических расстройств, наиболее распространены депрессивные состояния.

Клиническая картина со стороны психического статуса (тоска, тревога, апатия, интеллектуальное и двигательное торможение, ощущения болезненного бесчувствия, инстинкта самосохранения, лишения сна и аппетита). Идеи ущерба, суицидальные мысли, ипохондрические идеи.

Поэтому хроническое соматическое состояния можно рассматривать как кризисный период в жизни человека.

В основе преодоления кризиса лежит саморегуляция - процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость.

Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Василькова, 1997). Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента (Keef, 1973). Наряду с этим, как отмечала М. А. Юровская (1925), врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления.

Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Харди, 1988). Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимационного отделения наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов эмоционального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное выгорание сильнее выражено у врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов и стоматологов (Малышева, 2000). Это объясняется тем, что кардиологи чаще находятся в экстремальных ситуациях.

Отсюда требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий (Ореховский и др., 1989).

Что же имеется в действительности?

15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников 337

Таблица 15.4 Выраженность эмоциональных особенностей у студентов-медиков разного пола (баллы)

Эмоциональная особенность Мужчины Женщины
Отзывчивость 4,58 4,80
Чуткость 4,51 4,77
Жалостливость 4,36 4,61
Сострадание 4,24 4,57
Сожаление 4,20 4,46

Исследования эмпатии медицинских сестер, проведенные в нашей стране, однозначно показали только одно: у них нет очень высокой эмпатии. В остальном данные получились довольно противоречивые. Суммарная эмпатичность медицинских сестер, определенная по методике В. М. Русалова, оказалась средней (Круглова, 2000), определенная по методике А. Мехрабяна - чуть выше средней (Балмашнова, 2000) или ниже средней (Шилова, 2000).

Обнаружились некоторые различия в эмоциональной сфере сестер, работающих в отделениях реанимации, и сестер, работающих в поликлинике или в терапии. Хотя у всех сестер уровень тревожности средний, у первых он все же несколько выше, что можно связать со спецификой их работы в экстремальных ситуациях. У сестер из отделения реанимации выше и способность к эмоциональной идентификации с больными, но ниже эмоциональная устойчивость (Круглова, 2000; Шилова, 2000).

У врачей эмпатийность была несколько выше, чем у медицинских сестер, а по нейротизму различий не выявлено (Балмашнова, 2000).

По мере обучения в вузе у будущих врачей, по данным А. П. Васильковой (1999), меняется эмоциональное состояние: от беспечности, расслабленности, безмятежности у первокурсников наблюдается сдвиг в сторону тревожности, напряженности и большей душевной мягкости у третьекурсников. Очевидно, это обусловлено тем, что с третьего курса студенты-медики начинают общаться с больными. Так, сопоставление эмпатичности будущих врачей - студентов медицинского вуза и отношения к больным, с которыми студенты имели контакт в течение двух недель, показало, что у высокоэмпатичных студентов положительное отношение к больным возрастало по сранению с первым впечатлением, в то время как у 50 % низкоэмпатичных отношение не менялось, либо наблюдалось ухудшение отношения к больному (Василькова, 2000).

И. В. Грошев (1997) выявил некоторые половые различия в эмоциональной сфере студентов-медиков (табл. 15.4).

Как видно из таблицы, у студенток-медиков все эмпатичные характеристики выражены больше, чем у студентов-медиков.

На рис. 15.4 представлены сравнительные данные по возрастным изменениям эмпатии у представителей различных профессий, полученные И. М. Юсуповым (1993).

Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий


Рис.15.4. Возрастная динамика индексов эмпатии для представителей различных

коммуникативных профессий: 1 - педагоги (684 человека), 2 - врачи-терапевты

Читайте также: