Какова цель познавательной деятельности 6 класс обществознание кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

1.какова цель познавательной деятельности? (Обыденное познание) 2. Кем осуществляется деятельность? (Обыденное познание) 3. На каком этапе заканчивается процесс познания? (Обыденное познание) 4. Как передаются полученные знания? (Обыденное познание)

1.Мы позноем мир каждый день, узнаем много нового, если мы этого не будем делать мы начнем деградировать.2.Деятельность выполняется разными людьми, по специальности и из умениями.3.Познания может закончиться только после смерти человека.4.Знание передаются от одного человека другому, различными способами, рассказывая, показывая и т.д.


Что такое деятельность человека? В обществознании за 6 класс учебный материал дает основные понятия, объясняет значимость занятости человека.


Цели деятельности

  • деятельность– это форма активности, присущая только человеку; это занятие, которое строится на уровне сознания, направлено на удовлетворение определенных потребностей человека;
  • потребность– это желание, толкающее к действию, активный позыв к деятельности, направляющая сила.

Получается, что в основе занятости лежат потребности. Они зависят от индивидуальных особенностей. Один хочет того, что никогда может не возникнуть в уме другого. Ученые делят людей на 2 категории:

Личность можно формировать, воспитывать, тогда те способности, которых не имели изначально, появляются в течение жизни. Пример: спорт. Для достижения поставленных целей приходится длительное время тренироваться, доводить действия к уровню поставленных целей.


Важно понимать: Потребности в деятельности напрямую связаны с характером, личностными чертами и способностями конкретного человека.

которые читают вместе с этой




Отличие человеческой деятельности от инстинктивных побуждений

Часть потребностей возникает на уровне инстинкта. Такие действия ученые пытаются объяснить особенностями живых существ. Образуется сходство всех живых обитателей. Основной инстинкт – самосохранение. Любой житель планеты пытается сохранить свою жизнь, начиная с мелких обитателей (насекомых), завершая цепочку человеком. Инстинкты различны, но их суть в том, что они возникают вне осознанной потребности.

Инстинкт дает возможность создать уникальные предметы, которые не сможет повторить аналогичный биологический вид. С другой стороны, инстинкты отличаются: муравей строит муравейник, человек – дом.

Условия для осуществления деятельности

Человек-созидатель, направляет свои потребности на разработку новых предметов. Часть способностей человека слабее, чем у представителей животного мира:

  • острое зрение свойственно орлу;
  • скорость передвижения – гепарду;
  • жизнь под водой – рыбам.

Человеку дан разум, чтобы он сумел достичь всех способностей животного мира силами интеллекта:

  • зрение – обеспечивают приборы дальнего видения;
  • полет – самолеты и космические корабли;
  • плавание под водой – акваланги;
  • скорость передвижения возможна благодаря машинам.

В итоге, человеческий интеллект – это условие, при котором можно достичь любых поставленных целей, если его развить в нужном направлении.

Разум и постоянное самосовершенствование человека компенсирует его недостатки от природы.

Здесь возникает проблема. Какие цели ставит перед собой личность? Не приведут ли они к его переходу в группу разрушителей? Виды целей важны для одного представителя человечества, но могут стать опасными для целого общества. Цель определяет деятельность.

Цели существования

Для достижения поставленной цели требуется множество условий. Схема воплощения цели очень многогранна:

  • навыки;
  • умения;
  • терпение;
  • желание;
  • учение;
  • комплексы.

Структура одного желания может быть простой и конкретной. Но чаще это редкий случай. Характеристика разумного существа – обучаемость. Цивилизация развивается на основе движения науки вперед, аналогично действует и человек. Он учится, его потребности становятся новыми и достижимыми только при условии постоянной работы над собой.

Что мы узнали?


Человек постоянно изучает окружающий мир, наблюдая, занимаясь самообразованием, обучаясь в школе или ВУЗе. Познавательная деятельность человека имеет целенаправленный и систематический характер. Узнаем подробнее, какими особенностями обладает познавательная деятельность.

Теории познавательной деятельности

Вопрос о том, возможно ли до конца изучить мир, является философским и не имеет одного ответа. Выделяются группы ученых и теоретиков, которые по-разному видят решение этой проблемы. Рассмотрим кратко разные точки зрения.

Это учение, в основе которого лежит отрицание возможности познать мир. Оно зародилось в древности и продолжает существовать сейчас. Сторонники этого учения говорят о том, что мы имеем лишь поверхностные знания о мире.

В рамках данного учения речь идет о том, что все научные теории – это лишь некие соглашения между учеными и исследователями.

Сторонники данного учения, напротив, выступают за познаваемость мира. Они утверждают, что научные теории имеют четкий и обоснованный характер, а разработанные способы формирования научных знаний позволяют получать проверяемые и достоверные сведения об окружающем мире.

которые читают вместе с этой






Основными видами познания являются: чувственное и рациональное.

  • Чувственное познание осуществляется через ощущения, восприятие и представления. Главную роль здесь играют органы чувств.
  • Рациональное познание основывается на понятиях, суждениях и умозаключениях. Результатом процесса рационального познания мира является продукт: научные теории, доказанные знания.

С обеими формами познания связаны мышление и язык, с помощью которых человек не только изучает мир, делает определенные выводы, но и фиксирует их и делиться ими с другими людьми. Выбор средств познания определяет уровень получаемых знаний: чем они конкретнее, тем выше процент истинности теории.

Истина

Научное знание и познавательная деятельность связаны с критерием истины, к которой они должны стремиться.

Истина – это соответствие получаемых знаний реальной действительности. Проверяют истинность знаний с помощью наблюдения или эксперимента.

Виды истины:

  • относительная (знание, касающееся только какой-либо части предмета, ограниченное);
  • абсолютная (полное достоверное знание о чем-либо).

Остановимся подробнее на научном познании, как наиболее приближенном к истине, и формах организации его получения.

Научное познание:

  • объективно (соответствует действительности);
  • обоснованно (подтверждено с помощью эксперимента, имеет доказательства);
  • системно (упорядоченно, выражено в форме теории);
  • проверяемо (может быть всегда заново проверено с помощью наблюдения, рассуждения, эксперимента).

Уровни научного знания:

  • эмпирическое (исследователь имеет связь с изучаемым предметом, используя наблюдение, описание, сравнение, эксперимент);
  • теоретическое (исследователь представляет изучаемый предмет или процесс в своем воображении, используя моделирование, аналогию).

Что мы узнали?

Таким образом, мы коснулись нескольких важных аспектов познания. Познавательная деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Некоторые люди считают, что познать мир невозможно, другие же, наоборот, находят способы его изучения. Но, независимо от того, какой ответ дает человек на этот вопрос, исследовательская деятельность необходима для социализации личности, так как в ходе этого процесса она приобретает необходимые ей качества и удовлетворяет потребность в новых знаниях.


Любая деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир. Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Структура деятельности человека

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Читайте также: