Какой уровень владения английским языком должен быть у выпускника школы

Обновлено: 04.07.2024

Само собой все ученики покидают школу с совершенно разными уровнями владения английским языком, но в данном вопросе попробуем использовать ЕГЭ как показатель уровня российских выпускников.

Согласно официальным спецификациям, представленным на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), ЕГЭ содержит задания:

Базового A2+
Повышенного B1
Высокого уровня B2

Распределение заданий по уровням выглядит следующим образом:

Несмотря на большое количество заданий уровня A2+, для того, чтобы сдать ЕГЭ на 85+ баллов, ученику необходим уровень B2 (Upper-Intermediate). Результат в 65+ баллов примерно соответствует уровню B1 (Intermediate).

Не все российские школьники сдают ЕГЭ по английскому, поэтому остаётся только гадать о среднем уровне типичного выпускника 11 классов, по моим личным догадкам он обычно варьируется от А2 до B1.

Здесь вы можете задавать вопросы об использовании в учебном процессе и приобретении учебников и учебных пособий издательства.

Развитие и обучение дошкольников (не только английскому)

Методика, приемы, учебные пособия для работы с дошкольниками. Советы преподавателям и родителям

Курс "Happy English.ru"

Курс "Millie"

Курс "New Millennium English"

Курс "Enjoy English"

Дополнительные пособия издательства "Титул"

Электронные учебные пособия

Английский для взрослых “English for adults”

Учебник для изучения английского “с нуля”

О России на английском языке

Элективные курсы, учебные пособия, программы

Другие учебники/Other textbooks

Федеральный перечень

Списки учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ

Теория и практика обучения английскому языку/Teaching English - theory and practice

Журнал "Английский язык в школе"

Электронный архив журнала, анонсы новых номеров

Развиваем умения и совершенствуем навыки/Developing language skills

Вопросы и ответы о развитии речевых умений и совершенствовании языковых навыков

Лексика, грамматика, перевод/Teaching vocabulary, grammar and translation

Расширяем словарный запас, учим грамматике, переводу

Работа по ФГОС

Обучение английскому языку и работа в рамках ФГОС

Как подготовить к экзаменам (ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), FCE, IELTS, TOEFL. ) / Training for Exams

готовим к экзаменам

Теория обучения языку - учебники для учителей

Серия учебников Р.П. Мильруда "Теория обучения языку"

Учить английский язык с удовольствием

Как помочь ученикам получать удовольствие от уроков, повысить мотивацию

ИКТ в обучении английскому языку / ICT for teaching English

Разработка курсов и программ/Course and programme development

Как разработать курс и написать к нему программу

Репетиторство по английскому языку/Private lessons

Репетиторы по английскому, частные уроки, обсуждение вопросов репетиторства

Другие вопросы (Темы, не вошедшие в другие разделы)/Other issues

Официальная информация, полезные материалы для учителей

Тематические разделы

Конкурсы для учителей и учеников

Конкурсы по методике и английскому языку

Методическая школа Р.П. Мильруда/Dr. Millrood's School of Methodology

Обучение взрослых, контроль и повышение качества обучения и широкий ряд вопросов методики - консультации с д.п.н., проф. Радиславом Петровичем Мильрудом

Использование интернет-ресурсов на уроке/Internet resources in the classroom

Использование интернет-ресурсов в классе и дома для обучения английскому языку - форум ведет Татьяна Александровна Кузнецова, заслуженный учитель английского языка, победитель конкурса "Учитель года 2006" в рамках приоритетного национального проекта "Образование"

Всероссийский семинар "Обучение английскому языку в российских школах"

Информация о Всероссийских семинарах, материалы семинаров, презентации, фотоотчеты

В данной статье рассматриваются уровни владения иностранным языком в школах России.

Так как базовый уровень предусматривает его доступность для всех учащихся независимо от условий образования, то в стандарте устанавливается тот минимум уровня обученности, которого должен добиться каждый учащийся. Наиболее доступным для овладения в условиях средней школы считается чтение с различной глубиной понимания, поэтому уровень обученности в области чтения может быть выше по сравнению с другими видами речевой деятельности.

Минимальные требования к подготовке учащихся на базовом уровне (выпускники 9 класса) выглядят в стандарте для средней школы следующим образом.

В области чтения учащиеся должны:

а) понимать основное содержание легких аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль (идею) и существенные факты и опуская второстепенную информацию;

б) полностью понимать содержание несложных аутентичных текстов (публицистических, научно-популярных, а также инструкций, проспектов), используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ, выборочный перевод) и обращаясь в случае необходимости к словарю;

в) просматривать несложный аутентичный текст типа расписания (поездов, автобусов), меню и т.п., а также некоторых других текстов (например из газет) и выбирать нужную или запрашиваемую информацию.

В области говорения учащиеся должны:

а) вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения (уметь поздороваться, представиться, обратиться, поблагодарить и т.д.), используя соответствующие формулы речевого этикета;

б) вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего;

в) вести побудительный диалог, выражая просьбу, совет, приглашение к совместному действию;

г) вести диалог – обмен мнениями, используя также оценочные суждения;

д) рассказывать о себе, своем друге, школе;

е) давать характеристику отдельных лиц (друзей, учителей, действующих лиц текста);

ж) описывать природу, город, село и т.д.

В области аудирования учащиеся должны:

а) воспринимать на слух и понимать в целом аутентичные высказывания в самых распространенных стандартных ситуациях общения;

б) понимать основное содержание несложных аутентичных текстов и выделять для себя отдельную значимую информацию (прогноз погоды, объявления, программы радио-и телепередач), догадываясь о значении части незнакомых слов.

В области письма учащиеся должны:

а) уметь написать простое письмо, поздравительную открытку (с опорой на образец);

б) уметь заполнить анкету, формуляр (например в гостинице).

Пороговый уровень владения иностранным языком выпускниками средней школы, согласно Государственному стандарту, должен соответствовать пороговому уровню обученности выпускников средней европейской школы (или, по крайней мере, приближаться к нему). Тем самым декларируется вхождение российского образовательного стандарта в систему общеевропейских требований к уровням владения неродным языком. Условием успешного достижения порогового уровня считается обязательная профильная организация обучения с созданием курсов гуманитарного, естественнонаучного и прикладного (например бизнес-курс) профилей. Достигаемый при этом уровень владения иностранным языком должен обеспечить возможность выпускнику школы практически использовать его при непосредственном общении с носителем языка (говорение, аудирование) в элементарных стандартных ситуациях повседневной жизни и при опосредствованном общении (чтение, письмо). Одновременно закладывается база для дальнейшего доучивания в вузе с целью использования иностранного языка в профессиональной деятельности (Бим, Миролюбов, 1998).

Систематизируем представление об уровнях владения иностранным языком в сопоставлении с принятой в европейских странах системой уровней.

Уровни владения иностранным языков (российская система в сопоставлении с европейской)

Таблица уровней английского языка

Согласно общеевропейской компетенции владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR), которая была разработана в конце 20-го века, владение иностранным языком принято делить на 6 уровней. В 2001 году Совет Европы принял решение использовать CEFR для оценивания языковой компетенции в любом языке, который изучается в качестве иностранного. Согласно системе CEFR, знания иностранного языка учащихся разделяют на 3 группы, каждая из которых в свою очередь делится на 2 группы. Так выглядят уровни владения английским языком по шкале CEFR:

  • A — Элементарное владение (Basic User):
    • A1 — Уровень выживания (Survival Level — Beginner и Elementary)
    • A2 — Предпороговый уровень (Waystage — Pre-Intermediate)
    • B1 — Пороговый уровень (Threshold — Intermediate)
    • B2 — Пороговый продвинутый уровень (Vantage — Upper-Intermediate)
    • C1 — Уровень профессионального владения (Effective Operational Proficiency — Advanced)
    • C2 — Уровень владения в совершенстве (Mastery — Proficiency)

    В этой таблице вы сможете ознакомиться со всеми аспектами английского языка, которые изучаются на различных ступенях обучения. По вертикали расположены столбцы с видами речевой деятельности (Аудирование, Говорение, Чтение, Письмо), два крайних столбца отображают, какой грамматический материал и вокабуляр изучается на каждом этапе. По горизонтали приведены уровни обучения, от Beginner до Proficiency. На пересечении строки и столбца вы сможете найти описание того, какие навыки и умения формируются и развиваются на каждом этапе.

    С помощью таблицы вы сможете определить уровень своих знаний и узнать, что вы будете изучать на каждой ступени обучения.

    Щелкните по изображению, чтобы посмотреть таблицу уровней английского языка на русском, или скачайте полное изображение на компьютер.


    Языковой уровень определяют грамматика, словарный запас, навыки чтения и восприятия речи на слух, а также письмо и говорение. Знать уровень важно для отслеживания прогресса, что и делают в школах и на языковых курсах.

    Уровни английского языка в соответствии с CERF

    • Beginner — нулевой уровень. Этот уровень имеют те, кто только начинает изучать английский язык. Студент понимает и использует повседневные выражения и основные фразы, направленные на удовлетворение базовых потребностей.

    Словарный запас: менее 1500 слов.

    Грамматика : глагол be, единственное и множественное число существительных, притяжательный падеж, притяжательные прилагательные, Present Simple, наречия, can/can’t, Present Continuous, There is / there are; Past Simple, going to.

    • Elementary — владение языком на уровне элементарных объяснений ситуаций. Студент понимает высказывания, относящиеся к базовым аспектам жизни (рассказ о себе и о семье, трудоустройство, покупки), сможет спросить дорогу и понять ответ, может объясниться на английском языке в простых бытовых ситуациях, требующих прямого обмена информацией на знакомые темы.

    Словарный запас: 1500—2500 слов.

    Грамматика : указательные местоимения, повелительное наклонение (imperative), Let’s, предлоги времени и места, object pronouns, there was/there were, исчисляемые и неисчисляемые существительные, how much/how many, some/any, степени сравнения прилагательных, артикли, Present Perfect.

    • Pre-Intermediate — достаточно свободно изъяснение на языке в знакомых ситуациях. В незнакомых ситуациях студент не теряется. Студент понимает разговорную речь среднего темпа со знакомыми словами; может уловить смысл фильма или телевизионного шоу на языке оригинала с субтитрами; говорит довольно четко, обладает правильным произношением; может составить рассказ из 15-18 предложений о себе, своей семье, вкусах, взглядах, профессии, хобби.

    Словарный запас: 2000-2750 слов.

    Грамматика : Past Continuous, инфинитив/герундий, модальные глаголы, First и Second Conditional, Passive present и past, Предлоги движения, So/Neither, Past Perfect, Reported speech.

    • Intermediate — понимание носителей языка и общение с ними, но могут возникать трудности в новых ситуациях. Студент может описать впечатления, события, мечты, надежды и стремления, вкратце изложить и обосновать свое мнение; смотрит англоязычные фильмы в оригинале, но иногда догадывается о происходящем лишь по картинке.

    Cловарный запас: 2750-3250 слов.

    Грамматика : Present Perfect Continuous, The passive (все времена), Relative clauses, Question tags, Third conditional.

    • Upper-Intermediate — успешное использование языка. Этот уровень предполагает начало работы или учебы за границей. Студент может достаточно свободно общаться на английском на отвлеченные темы; способен взаимодействовать с носителями языка без напряжения для каждой из сторон; умеет выстраивать ясные и подробные высказывания по широкому кругу вопросов; может изложить свой взгляд на проблему, указать на преимущества и недостатки различных вариантов ее решения. Именно с этим уровнем предполагается окончание полного среднего образования в школах России для успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку.

    Словарный запас: 3250-3750 слов.

    Грамматика : Narrative tenses, Future Perfect, Future Continuous, Conditionals, Future time clauses, Unreal conditionals, пассивные конструкции it is said that/have something done, Clauses of contrast and purpose, Uncountable and plural nouns

    • Advanced — использование английской речи в том же объеме как и родной речи. Студент понимает сложные и длинные тексты на самые разные темы; распознает скрытый смысл сказанного; изъясняется свободно и спонтанно, без явных затруднений с подбором слов и выражений; в состоянии гибко и эффективно использовать язык в социальной, научной и профессиональной деятельности; понимает неадаптированные фильмы с большим количеством сленга и идиом.

    Словарный запас: 3750-4500 слов.

    Грамматика : Discourse markers; Speculation and deduction, Inversion; Unreal uses of past tenses; Complex gerund and infinitive; Ellipsis; Adding emphasis; Cleft sentences.

    • Proficiency — владение в совершенстве. Студент понимает практически все услышанное и прочитанное; может обобщить информацию из различных устных и письменных источников, оформляя доводы и мнения в виде связного текста; может говорить на любую тему без подготовки, точно и без затруднений выражая свою мысль, различая малейшие оттенки значений даже в самых сложных ситуациях

    Словарный запас: более 4500 слов.

    Грамматика: вся пройденная грамматика закрепляется как в устной форме, так и в письменной. Основной упор делается на говорение и специфическую лексику.

    Знание своего уровня поможет понять в какую сторону двигаться, на какие аспекты изучения языка стоит сделать упор. Знание уровня языка позволит преподавателю правильно составить план работы с конкретным учеником.

    Пути определения уровня владения

    Тест на определение ваших теоретических знаний : вопросы расположены в порядке увеличения сложности. Поможет быстро определить уровень на основе грамматики языка. Например, на сайте Cambridge English .

    Тест на определение уровня владения языком (теория и практика ): такие тесты являются наиболее полными, есть задания на аудирование, чтение, грамматику, лексику, письмо и говорение. Позволяют оценить уровень по многим аспектам языка. Тесты можно пройти онлайн , а также непосредственно в языковой школе.

    Беседа на уроке позволяет определить уровень языка. Такая форма позволяет понять каким словарным запасом владеет подросток и правильность построения грамматических конструкций. Здесь можно найти список вопросов с разными конструкциями или подготовить свой. Если не желаете выглядеть следователем на допросе можно воспользоваться игрой Spin the wheel , а также использовать игры-карточки или настольные игры, как например, здесь или здесь .

    Контрольные работы: в общеобразовательной школе у подростка уровень владения языком проверяется в конце учебного года в итоговом тесте, который построен по принципу проверки всех навыков владения языком. Например, тест в УМК «Spotlight” 8 класса .

    ВПР (Всероссийские проверочные работы): типовые задания для разных школьных классов для проверки уровня владения языком. Их можно найти здесь .

    Экзамены: ОГЭ и ЕГЭ также являются формат проверки уровня владения языком у ученика. Экзамены по окончанию 9 и 11 классов, дают возможность поступить в колледж или высшее учебное заведение, связать свою дальнейшую жизнь с иностранным языком. Демоверсии тут .

    Международные экзамены позволяют узнать уровень подростка с подтверждением сертификатом, что позволяет поступить в колледж или университет за рубежом.

    Олимпиады также являются проверкой уровня владения языком у подростка. Содержат все аспекты языка для проверки: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. Если кандидат успешно проходит этот этап, то приглашается на устный этап. Пример олимпиады найдете здесь .

    Все перечисленные варианты можно менять и комбинировать, в зависимости от ситуации. Но в любом случае нельзя забывать: акцент должен делаться не на неудачи, а на успех. Теплое отношение и искреннее участие со стороны взрослых позволит подростку быстрее раскрыться и продвинуться в изучении английского языка.

    Читайте также: