Какой триместр самый сложный в школе

Обновлено: 30.06.2024

Триместры в школе — это разделение учебного года не на привычные четверти, а на шесть учебных периодов с каникулами между ними, равными одной неделе, и стандартными летними каникулами в три месяца.

Любое из школьных учреждений выбирает самостоятельно, по какой системе обучения строить образовательный процесс: в формате четвертей или в формате триместров.

Как строится обучение по триместрам

В учебном году вся учебная нагрузка делится равномерно на три триместра по три месяца. Каждый триместр дополнительно разделяют на 2 части, между которыми у учеников есть промежуточные каникулы (таким образом учебную нагрузку распределяют равномерно на весь период обучения).

Промежуточная аттестация проходит в конце ноября, февраля, мая. В конце учебного года выставляются годовые оценки. Например, первая часть второго триместра оканчивается недельными каникулами. После них ученики продолжают обучение, начинают писать проверочные и контрольные работы для проведения аттестации к концу второй части второго триместра. Когда заканчивается второй триместр в школе (в середине февраля), ученикам выставляют оценки и снова отпускают на каникулы.

Каждый год за шесть месяцев до начала учебного года Министерство образования корректирует дату начала и окончания триместров, прописывает, какого числа заканчивается триместр в школе на первое и второе полугодия. Даются указания в отношении определения каникул в школах. Дата начала каникул может изменяться школами, но образовательные учреждения должны учитывать следующие рекомендации Минобразования:

  • рекомендуемую Министерством дату начала каникул нельзя смещать на срок, превышающий две недели;
  • каникулы должны начинаться с понедельника;
  • общее число дней отдыха нельзя делать меньше 30 (летние каникулы в эту цифру не входят).

В первом полугодии деление учебных модулей идет по пять недель, а в втором — по шесть недель.

Когда начинаются и заканчиваются школьные триместры в 2020-2020 учебном году

График обучения на первый триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Первая половина 02.09.2019 – 05.10.2019 (промежуточные каникулы с 7 по 13 октября)
Вторая половина 14.10.2019 – 16.11.2019 (осенние каникулы с 18 по 24 ноября

Календарь ученика на первый триместр 2020-2020 учебный год

Что такое триместр в школе

График обучения на второй триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Первая половина 25.11.2019 – 28.12.2019 (промежуточные каникулы с 30 декабря по 8 января)
Вторая половина 09.01.2020 – 15.02.2020 (зимние каникулы с 17 февраля по 24 февраля)

Календарь ученика на второй триместр 2020-2020 учебного года

Что такое триместр в школе

График обучения на третий триместр 2020-2020 учебный год (для шестидневки).

Российские школы могут определять режим работы (пятидневку или шестидневку) и график каникул (раз в пять недель или три раза за учебный год) самостоятельно. Татьяна Волошко разобралась, какие формы обучения в школе существуют, чем они отличаются друг от друга и есть ли им какая-то альтернатива.

Консервативные четверти

Хотя недовольных такой формой обучения тоже хватает. И всё из-за длинных и неравномерных четвертей (8, 7, 11 и 7 недель). А к нескончаемой третьей четверти отдельное замечание: за 11 учебных недель дети больше болеют, чем учатся. Тем не менее многие московские школы от четвертей пока отказываться не собираются.

Владимир Чудов, директор лицея № 1502

Мария Дайковская, мама восьмиклассницы

Анна Кузнецова, мама, учитель географии Донской гимназии.

Триместры и модульная система

На основе триместровой системы разработали модульную. Три учебных месяца — это, конечно, много. Пришлось разбить ещё пополам. Получилось шесть полуинтервалов — пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки детям всё равно выставляют в конце триместра, а не так называемого модуля.

Короткий учебный интервал в пять недель можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Об этом очень хорошо сказал выпускник 2017 года.

Иван Ветошкин, выпускник 2017 года

Родители школьников в общем-то довольны этой схемой, но недостатки тоже есть.

Галина Леонтьева, мама семиклассника.

Не очень популярные биместры

Существует ещё одна, не слишком популярная форма обучения (по которой учатся ученики Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ) — биместровая система. Это пять равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры) и пять каникул по две недели между ними. При такой системе учебный год длится 10 месяцев, с сентября по июнь, а летние каникулы — всего два месяца (это шестой биместр).

Сергей Степанов, доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования

Идеальной формы обучения в школе нет и вряд ли может быть. Но в каждой системе учителя, родители и дети находят для себя какие-то плюсы. И это, пожалуй, главное.


Выходите на работу после отпуска, и директор сообщает, что теперь все по-новому: вместо четвертей — триместры, а в субботу теперь нет занятий. Вроде бы ничего особенно не изменилось, но все равно тревожно, вдруг вам будет неудобно и результаты обучения ухудшатся. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы разных способов деления учебного года: четверти, триместры, биместры.

Триместровое деление

Год делится на три части по три месяца каждая. Пять недель проходит обучение, а на шестой неделе ученики отдыхают. Только новогодние праздники продлевают каникулы до двух недель. Оценки выставляются в конце триместра.

Плюсы триместров:

Минусы триместров:

  1. Расслабленное состояние учеников после каникул. Им требуется больше времени, чтобы войти в процесс обучения. Раскачиваться дети могут до полутора недель, то есть на продуктивную работу остается всего три с половиной недели. Для выпускного класса данная система противопоказана, так как частые каникулы не мотивируют одиннадцатиклассника к интенсивной подготовке к экзаменам.
  2. Остро стоит вопрос каникулярного досуга детей. Не все родители обладают временным ресурсом, чтобы провести все каникулы с детьми или полезно для них. Чаще всего ребята проводят каникулы, лежа на диване и играя в компьютерные игры.
  3. Учителям приходится придумывать дополнительные средства для мотивации, так как частые каникулы сбивают рабочий настрой и ухудшают успеваемость учеников.

Семестровая системы обучения (четвертная)

Год делится на четыре четверти разной продолжительности, каникулы проводятся четыре раза.

Плюсы четвертей:

  1. Совпадение каникул в кружках и в школе. Ребенок отдыхает полностью от всех занятий.
  2. Перед каникулами ученики получают дневники с выставленными оценками, а значит спокойно отдыхают, не тревожась об итоговых баллах.
  3. Оценки за год выставляются на основе четырех промежуточных за четверти, и у детей больше возможностей улучшить итоговый балл.

Минусы четвертей:

  1. По факту, учеба длится семь месяцев: сентябрь уходит на восстановление учебного ритма и забытого за три каникулярных месяца материала. Май из-за череды праздников и годовых контрольных и экзаменов также не продуктивен.
  2. Разница в продолжительности периодов обучения влияет на сложность четверти для учащихся. Например, если взять третью четверть, то она длиннее всех и сложнее из-за большего количества материала и контрольных работ. Если ученик проболел полчетверти, то он набирает мало оценок, как результат: ученик начинает прилагать больше усилий для дополнительной оценки.

Биместровая система обучения

Учебный год делится на пять отрезков по семь недель с двумя неделями каникул. При такой системе обучение длится дольше десяти месяцев с сентября по июнь. Плюсом и минусом можно считать удлиненный учебный год и отсутствие трехмесячных летних каникул.

Плюсы биместров:

  1. Двухнедельные каникулы раз в два месяца позволяют организму ребенка эффективно восстанавливаться.
  2. Плюс есть и для учителей: за каникулы они успевают проанализировать и подвести итоги прошедшего биместра, запланировать следующий и отдохнуть неделю-полторы.
  3. Разрыв между учебным годом и летними каникулами меньше, значит и больше знаний останется в голове у студента после лета. Учитель сможет заложить меньше часов на повторение прошлогоднего материала.

Минусы биместров:

  1. В июне мотивация к обучению снижается, учителю сложнее удержать внимание ученика на своем предмете.
  2. Реже проходит аттестация, и родителям сложнее следить за успеваемостью детей.

Теперь вы знаете плюсы и минусы каждой системы и можете выбрать, если администрация вашей школы предложит голосование. Также учтете отрицательные стороны, составляя годовой учебный план.

Школьники в Омске теперь уходят на каникулы в разное время

С возрастом замечаешь, что любое вмешательство в привычный ход вещей вызывает тревогу. Первый день ребенка в детском саду, начало школьной 11-летней эпопеи, переход в среднюю школу — это стресс. Детей у меня трое, поэтому я денно и нощно сосуществую с этим словом — стрессую, в общем.

А в этом учебном году как снег на голову (в августе, между прочим) ошарашили в нашей гимназии новостью: переходим на триместровую систему обучения. Что, как и, главное, зачем — вообще непонятно. Чиновники в СМИ как-то сумбурно объяснили: каждая школа сама решает, как ей удобно учиться, и сама составляет расписание каникул и учебных недель. Вот в Москве так давно работают, добавили в депобре.

Звучало всё это невнятно, неубедительно, сомнительно. Вот мы десятилетиями учились в школе по четвертям. И ничего, нормально учились. К тому же, после появления ЕГЭ, ОГЭ и ВПР вообще любое нововведение сегодня автоматически вызывает если не ужас, то сомнения: а стоит ли? а надо ли? не получится ли хуже, чем было?

И знаете, скажу честно: не так страшен черт, как его малюет хорошо развитая фантазия. У новой системы обучения есть один большой, жирный плюс. Плюсище. Какой? Дети теперь отдыхают больше и чаще. Причем не только сами школьники, но и бедные родители тоже.

Напомню суть новой системы: год делится на три триместра, в конце каждого выставляют оценки, между ними есть каникулы. Плюс посередине каждого есть еще неделя отдыха. Получается, что весь учебный год делится на пятинедельные отрезки. Отучился — отдыхаешь — отучился — отдыхаешь — отучился — Новый год… А в конце еще и традиционное летнее раздолье на три месяца. Система шикарная!

Пять недель — оптимальный срок, чтобы успеть устать от круговерти уроков, домашних заданий, спартакиад, субботников, несделанных поделок, ненаписанных проектов… Отмучились всей семьей 30 дней — всё, сидим дома и приходим в себя. Раньше загнанные, как лошади в мыле, дети с мамами терпели бы до начала ноября. Теперь-то, прочувствовав прелесть новой системы, я понимаю: очень уж это было долго! На днях закончились первые каникулы, я отдохнула и от избытка радости решила рассказать о плюсе нововведения — кому-то ведь еще только предстоит перейти на триместровую систему.

Есть, конечно, и минусы, как без этого. Например, родителям малышей, которые дома не сидят пока что одни, нужно выкручиваться, куда их пристраивать на дополнительную неделю. Или кто-то купил путевки на осень-зиму и узнал, что теперь каникулы выпадают на другие дни, они не очень рады переменам.

Плохо и то, что в разных школах учебные недели не совпадают. Допустим, ходим мы в спортивную секцию, отдыхаем неделю в октябре и неделю в ноябре, на это время уезжаем за город, к родственникам или просто хотим сидеть дома. Дети из другой школы, которые посещают ту же группу, тоже перешли на триместровую систему, но у них каникулы по датам отличаются от наших. Еще одни дети отдыхают по-старому в ноябре и, кстати, в другие числа. Они тоже решат использовать свое время в удовольствие, на тренировки ходить не будут. Вот и получается, что 4–5 недель у тренера будет группа не в полном составе, а ему надо готовить к соревнованиям выступление, в котором участвует вся команда. Тренера понять можно, лично я уже получила порцию негодования в прошедшие каникулы. Хотя потерпеть несложно: отдыхать-таки приятно, а вырваться из изматывающей системы школа — уроки — кружок — музыкалка — спортсекция, в которой нужно жонглировать, как мячами, сразу несколькими детьми, жизненно необходимо. Уж я-то знаю.

Читайте также: