Какой самый главный класс в школе
Обновлено: 02.07.2024
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.
Содержание
Школьное образование в России
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.
В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.
Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:
- I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
- II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
- III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.
Начальная школа
По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю. [источник не указан 1312 дней]
Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.
На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.
Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.
Основная школа
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.
Старшие классы
Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Качество среднего образования в России
Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ [2] .
Дети и образование. Рассуждая о задачах образования, намечая обновления образовательного процесса и схемы его модернизации, ни чиновники, ни ученые, ни педагоги, ни родители почти совсем не говорят о детях. Детей, не задумываясь, отдаем в жертву образованию. А уверяем, что дети — самое дорогое, что у нас есть, и ради кого мы трудимся и готовы жизнь свою отдать.
Ребенку девять лет. Он окончил начальную школу — получил знания, нашел занятия, дающие ему возможность выразить свои творческие способности, и вид спорта, который ему приносит радость и здоровье.
Новый трехлетний этап: с 4 по 6 класс. Формируем тип мышления сообразно с будущими потребностями.
Ребенок вырастет, и у него будут те же нужды, что и у нас, взрослых.
Двадцать первый век — век высоких технологий. Когда нынешний пятиклассник начнет работать на производстве, поток жизни обязательно принесет другие реалии. Но тенденция к вхождению в повседневную жизнь электроники и высоких технологий, несомненно, сохранится. Скоро люди станут использовать математическое моделирование так же легко, как сегодня большинство пользуются дорожным навигатором и мобильным телефоном. Надо готовить нынешних детей к прорыву в области использования искусственного интеллекта — этот прорыв не за горами.
4−6 класс — новые предметы, по каждому свой преподаватель. Учителя не проверяют каждый день тетради, а проводят контрольные работы. (Напомню читателю: оценки, сообразуясь с количеством исправлений, сделанных учителем, ребенок, в начальной школе, ставил за свою работу себе сам.) Чему же и как учить детей и как оценивать их знания в преддверии подросткового возраста?
Соотношение школьных предметов и использованных на них часов: 2: 1: 1.
1. Предметы, дающие знания: русский язык — язык личностный, иностранный язык — коммуникативный, алгебра, геометрия, информатика, программирование, физика, ОБЖ. И всё!
2. Предметы, дающие возможность творческого самовыражения голосом, телом, руками: петь, рисовать (моделировать, лепить, вышивать ), танцевать, выращивать животных Обязательное условие — преподаватели должны быть профессионалы в своей области или талантливые неравнодушные самоучки-самородки (особенно необходимо и ценно вовлечение их в обучение детей в сельской местности или небольших городках, где профессионалов творческих профессий не так много). Страна утратила множество секретов народного мастерства потому, что школа оторвана от реальной жизни и больше похожа на искусственный инкубатор для детей. Значит ли это, что надо открыть дверь в школу всем желающим, родителям и другим родственникам? Нет, конечно! Школа — это мир детей! И вход в этот мир взрослым должен быть только по особому приглашению и для пользы именно детей, которые в этой школе растут и учатся.
Так как за три первых года обучения в школе ребенок должен был бы определиться чем ему нравится заниматься, то в расписании обязательных уроков целесообразно сократить количество часов на уроки творчества и физкультуру. Теперь он может посещать кружки по его выбору и спортивные секции по его желанию и возможностям вне школы. В школе, конечно, должны быть и секции, и кружки, но ведь интерес каждого ребенка может быть удовлетворен не обязательно в стенах школы.
Теперь школы не такие бедствующие. Поэтому в служебные обязанности руководителей учебных учреждений и ведомств должна входить координация работы и взаимных интересов учащихся и спортклубов, учащихся и детских центров. В кружки и на тренировки детей должны возить не родственники и не няни, а школьный воспитатель в школьном автобусе. Не надо их возить по всему городу, особенно если он большой — достаточно внутри микрорайона. Если ребенок пришел в восторг от акробата, который один семестр вел у него урок физкультуры, не обязательно таскать дитя за тридевять земель на тренировки по акробатике, можно найти близкое по содержанию занятие — например, спортивные танцы или прыжки на батуте. Если, конечно, тренер не нашел в вашем отпрыске выдающихся способностей и не признал будущего чемпиона олимпийский игр.
В общем, школа должна взвалить на свои плечи не только обучение детей, но и воспитание, и заботу об их здоровье и развитии, ну, и конечно, ответственность за их нынешнюю и будущую жизнь. Школа возмущена? Я понимаю — дополнительный и такой ответственный груз. Кто ж захочет? Но надо! Ведь родителей нет дома — они работают, так пока устроена социальная жизнь.
В шестом классе в школу должны прийти священнослужители.
Атеисты, не надо возмущаться. Главное, что должны донести священнослужители детям: есть место, куда каждый может прийти и выложить там свою боль, раскрыть свои нарывы, где возвысят униженного и бережно спустят с опасной высоты гордого — место, где помогут ему сохранить его жизнь и поборются за нее вместе с ним.
Выпускник шестого класса у порога подросткового периода. Своими обдуманными занятиями с ним мы обязаны подготовить его к этой новой ступеньке в его жизни.
Ответ простой и очевидный: математика и русский язык. Ну, еще английский.
Но теперь из школы в реальную жизнь.
Самый бесполезный предмет в школе? (Конечно, с точки зрения родителей и учителей.)
Первое место уверенно делят музыка и физкультура.
Что же мы видим в реальной жизни?
Трудно найти подростка, который бы шел без наушников. А в них – музыка! И какая музыка? Да не важно на самом деле. Важно, что не в школе его учили выбирать группу, певца. Не учитель музыки учил его понимать и ценить музыку. Слушать великих композиторов. Его учили петь, иногда он слушал русские народные песни или ему называли имена великих Бетховена, Баха, Моцарта, Гайдна… А почему они великие-то? Да кто ж его знает. Сказали, значит великие.
А куда идут девушки и парни после школы? Те, что постарше, в фитнес-клубы, в спортивные секции. Младшие – на спортивные площадки. Футбол, скейт, плавание… Быть сильным, ловким, красивым – это модно. А уроки физкультуры – это про что? Учитель физкультуры не идет ни в какое сравнение с тренером из фитнес-центра.
Технология и ОБЖ.
Технология. Честно говоря, ведь для женщин важно, чтобы мужчина умел прибить полку. Иногда очень важно. А путь к сердцу мужчины иногда лежит и через желудок. Так что от этого предмета может зависеть семейная жизнь.
Основы безопасности жизнедеятельности. Кто-то сомневается в том, что это иногда важнее, чем вся математика, вместе взятая? Уж точно важнее, чем квантовая физика, которую мы забудем почти сразу. А вот как выжить, будем помнить всю жизнь и детей своих учить.
Заканчивая этот короткий очерк, я хочу снова спросить, как в самом начале: какой предмет самый главный? Может быть, мы что-то пропустили?
В опросе участвовали 1600 человек в 137 населенных пунктах, входящих в 48 регионов страны. В результате выяснилось, что менее всего респондентам нравятся основы религии и светской этики – за них высказались всего 5%. Интересно, что наряду с этим 89% опрошенных считают, что школа должна прививать детям любовь к Родине, а 85% - еще и заниматься духовно-нравственным воспитанием.
Вот самые важные школьные предметы по мнению россиян.
авг.16 | |
Русский язык | 68 |
Математика | 53 |
История | 33 |
Литература | 32 |
Иностранный язык | 27 |
Информатика, компьютерная грамотность, программирование | 23 |
Физика, химия, биология | 21 |
Физическая культура, спорт | 18 |
Трудовое воспитание/ ведение домашнего хозяйства | 13 |
География | 10 |
Навыки первой медицинской помощи | 9 |
Общественные науки (обществознание, социология, экономика, политология) | 9 |
Национальный язык и литература (в республиках и автономных округах) | 7 |
Половое воспитание | 7 |
Художественное творчество, искусство, музыка | 6 |
Основы религиозных культур и светской этики | 5 |
Другие предметы | 1 |
Затруднились ответить | 4 |
10. Навыки первой медицинской помощи и общественные науки
Гуманитарные науки в глазах жителей России, видимо, считаются маловажными. Обществознание с социологией, экономикой и политологией хоть и вошли в топ-10 самых нужных предметов в школе, но заняли последнее место наряду с навыками медицинской помощи. За оба предмета высказались равное количество респондентов – 9%.
9. География
Одна из самых древних наук, зародившаяся еще в античную эпоху, не очень популярна среди россиян – за ее важность в школьном образовании высказалось всего 10%.
8. Трудовое воспитание
И географию, и общественные науки с отрывом в несколько процентов обошло трудовое воспитание. Социология социологией, а пуговицу надо уметь пришивать – так считают 13% от опрашиваемых.
7. Физкультура и спорт
18% респондентов считают, что школа должна помочь восполнить детям дефицит активного движения, создаваемого, в том числе, возросшей учебной нагрузкой.
6. Естественные науки
При реформе школьного образования в России более всего пострадали естественные науки. Смена модели обучения (от линейной к концентрической), выпускные экзамены в тестовой форме, сокращение часов, сложности с оборудованием (а для химии, физики и биологии оно чрезвычайно важно) привели к падению престижа некогда популярной в СССР области знаний среди родителей и учеников. За естественные науки высказался 21% от опрашиваемых.
5. Иностранные языки
Открывают первую пятерку рейтинга важнейших школьных предметов. Без английского сейчас никуда, и с этим согласны 27% респондентов.
4. Литература
32% опрошенных считают для школьников необходимым знание текстов, которые в истории России и мира имеют наибольшее культурное значение. Кроме чисто читательского и общеобразовательного интереса играет роль и вхождение в культуру, осмысление ее сюжетов, образов и мотивов, и, в результате, то самое патриотическое и духовно-нравственное воспитание, о котором радеют большинство опрошенных.
3. История
Этот школьный предмет получил одобрение 33% респондентов. В целом об истории большинство бывших школьников сохранили самые теплые воспоминания – по результатам опросов ФОМа 76% опрошенных нравился этот предмет. Сложность с историей в том, что это одна из дисциплин, в которой от личности учителя зависит многое. Вторая проблема – обилие идеологических манипуляций в подаче материала и сильная идеологизированность предмета.
2. Математика
Со значительным отрывом в 20% историю опережает математика – за ее важность, нужность и полезность ратуют 53% респондентов. Количество часов, еженедельно отводимых на математику, ясно говорят о значимости предмета в глазах и учителей, и их воспитанников, и родителей. Хотя, как ни странно, вся важность математики чудесным образом исчезает при поступлении в ВУЗ (если он не профильный, конечно). И в дальнейшем первейшее, что может пригодиться – это умение считать деньги, расплачиваясь в супермаркете.
1. Русский язык
И на первом месте в топ-10 самых важных школьных предметов, по мнению респондентов, оказался русский язык. В рейтинге он лидирует с огромным отрывом. В пользу великого и могучего высказалось 68%. И неудивительно – это единственный предмет, который на всю жизнь определить способность общаться, понять другого и донести свою точку зрения.
Читайте также: