Какой показатель используется для примерной оценки качества населения география 9 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

Рекордная СПЖ в России была зафиксирована в 2015 году. Показатель достиг 71 (усреднённый показатель). Это превысило жизненную продолжительность населения Советского Союза. Продолжительность жизни женщин в 2015 году стала 76,7 лет, а мужчин — 65.6. Дальнейшую динамику можно было проследить уже через год. К 2016 году продолжительность жизни человека в РФ была увеличена до 6 месяцев, а в 2017 году пошла на спад — всего 66,5.

Вопрос 2. Какие качества людей важны для их трудовой деятельности?

Это зависит от профессии, и должности. В любой работе главные качества это: трудолюбие, пунктуальность и честность.

МОИ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопрос 1. Определите субъекты Федерации с наибольшим и наименьшими показателями ИЧР.

Наибольший ИЧР — Московская область.

Наименьший ИЧР — республика Тыва.

Вопрос 2. Определите субъекты Федерации с показателями ИЧР, близкими по величине к среднероссийскому уровню.

Средний ИЧР по России составляет 0,804 на 2018 год.

Если посмотреть на список российских регионов по ИЧР, то можно установить, что близким к этому показателю ИЧР обладают следующие регионы: Крым, Кабардино-Балкария, Чечня, Еврейская АО, Севастополь. Следует, однако, отметить, что оценки ИЧР в Российской Федерации в целом, сделанные ООН, существенно ниже, чем оценки по регионам, проводимые в Российской Федерации, и в большинстве регионов ИЧР определяется, как существенно более высокий, чем в России в целом.

Вопрос 3. Приведите примеры районов с наибольшим и наименьшим диапазоном ИЧР.

Наибольший ИЧР — Московская область.

Наименьший ИЧР — республика Тыва.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Что такое человеческий капитал?

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Вопрос 2. Какой показатель используется для примерной оценки качества населения?

Абсолютные демографические показатели. Численность населения любой территории является результатом одновременного действия двух факторов. Первый — естественный прирост — разница между количеством рождений и смертей. Второй — механический прирост — разница между количеством иммигрантов(людей, въезжающих в страну) и эмигрантов (людей, выезжающих из страны). Соответственно, рождаемость и иммиграция увеличивают численность населения страны, а смертность и эмиграция — уменьшают.

Относительные демографические показатели. Демографические показатели находятся в тесной взаимозависимости с уровнем социально экономического развития стран и регионов. Сравнивать страны по абсолютным показателям вряд ли возможно — в многонаселенных странах они будут заведомо больше. Поэтому для оценки качества и динамики численности населения, а также для сопоставлений отдельных стран, используются относительные показатели — общие коэффициенты, рассчитываемые на 1000 чел. без учета пола и возраста, которые измеряются в промилле.

Вопрос 3. Каковы географические различия показателей качества населения?

Точно оценить качество человеческого капитала сложно. Чаще

всего для этого используют специальный показатель ООН — он учитывает три основных показателя: индекс человеческого развития (ИЧР). Он учитывает три основных показателя:

1.Продолжительность жизни людей, которая косвенно характеризует их здоровье и уровень развития медицины.

2.Уровень образования, позволяющий оценить профессиональные качества людей, их готовность к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.

3.Размер валового внутреннего продукта в расчёте на душу населения, определяющий не только уровень благосостояния населения, но и производительность труда.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока для 9 класса

Раздел: География 9 класс

Тема урока: Человеческий капитал и качество населения

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока : Способствовать изучению особенностей человеческого капитала, его оценки и географического различия в качестве населения.

1. Способствовать получению информации об особенностях человеческого капитала его различиях и развитии.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.

Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.

I . Орг. момент

II . Актуализация знания

Вопросы на стр. 14:

1. Какова сейчас средняя продолжительность жизни в России?

В 2018 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России достигла очередного исторического максимума и составила 72,9 лет 1 . В 2017 году, по данным Росстата этот показатель составлял 72,7 лет.

2. Какие качества людей важны для их трудовой деятельности?

Ответы учащихся, обсуждение.

III . Изучение нового материала

1. Человеческий капитал

2. Как оценить качество населения

3. Географические различия в качестве населения

4. Как будет развиваться человеческий капитал

1. Человеческий капитал

Работа с рис. 1.1.12. Доля человеческого капитала в богатстве стран (%) – вопросы учителя:

а) В какой стране самая большая доля человеческого капитала? (Великобритания)

б) В какой стране самая маленькая доля человеческого капитала? (Россия)

2. Как оценить качество населения

Запись. Для примерной оценки качества населения чаще всего применяется используемый ООН индекс человеческого развития (ИЧР).

Индекс человеческого развития (ИЧР) измеряют от 0 до 1 и при этом учитывают три главные составляющие.

1. Средняя продолжительность жизни (уровень здоровья населения);

2. Уровень образования населения (профессиональные качества населения);

3. ВВП на душу населения (производительность труда).


Вопрос: Какие страны являются лидерами по качеству населения?

Ответ: Норвегия, Австралия, США.

3. Географические различия в качестве населения

1. Определите субъекты Федерации с наибольшим и наименьшим показателем ИЧР.

2. Определите субъекты Федерации с показателями ИЧР, близкими по величине к среднероссийскому уровню.

3. Приведите примеры районов с наибольшим и наименьшим диапазоном ИЧР.

1. Наибольший ИЧР — Московская область.

Наименьший ИЧР — республика Тыва.

2. Средний ИЧР по России составляет 0,804 на 2018 год.

Если посмотреть на список российских регионов по ИЧР, то можно установить, что близким к этому показателю ИЧР обладают следующие регионы: Крым, Кабардино-Балкария, Чечня, Еврейская АО, Севастополь. Следует, однако, отметить, что оценки ИЧР в Российской Федерации в целом, сделанные ООН, существенно ниже, чем оценки по регионам, проводимые в Российской Федерации, и в большинстве регионов ИЧР определяется, как существенно более высокий, чем в России в целом.

3. Наибольший ИЧР — Московская область.

Наименьший ИЧР — республика Тыва.

4. Как будет развиваться человеческий капитал

IV . Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 15:

1. Что такое человеческий капитал?

2. Какой показатель используется для примерной оценки качества населения?

3. Каковы географические различия показателей качества населения?

V . Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

Качество объекта – это неотделимая от его бытия существенная определенность, которая делает его именно этим, а не каким-то другим объектом. Качество населения характеризует совокупность его свойств, выражающая определенность населения как специфического материального объекта, как субъекта общественного производства и всех общественных отношений. Свойства населения выражают совокупность свойств индивидов и принимают форму реально существующих качественных характеристик, которые можно подвергнуть наблюдению, учету, измерению.

Таким основными характеристиками качества населения являются.

1. Рождаемость и смертность – это свойство сохранять или изменять численность населения. Если число рождений больше числа смертей, то численность населения растет за счет естественного прироста; если число рождений меньше числа смертей, то численность населения сокращается за счет его естественной убыли.

2. Брачность и разводимость – свойство образовывать и сохранять брачные союзы, как пут укрепления семьи, установление благоприятного для общества режима воспроизводства населения.

3. Здоровье – свойство поддерживать равновесие биологических функций индивида и поколения.

4. Уровень образования – это свойство усваивать определенную систему знаний, позволяющую приобщиться к достижениям цивилизации.

5. Квалификационный и профессиональный уровень – свойство участвовать в производственной деятельности и обеспечивать необходимые средства существования и другие свойства.

Изучение специальной литературы, итогов исследований по различным направлениям демографического анализа показывает: а) значительное влияние социально-демографического фактора на экономическое развитие страны; б) основной резерв повышения качества населения и устойчивого экономического роста – сбалансированность качественных характеристик населения.

1. Показатели здоровья населения: основной – средняя предстоящая (ожидаемая) продолжительность жизни пир рождении; дополнительные – показатели физического развития, заболеваемости, инвалидности, смертности населения от отдельных причин, младенческой смертности; показатели продолжительности рабочего периода мужчин и женщин, показывающие потери общества в результате смертности населения в рабочем возрасте; показатели демографического потенциала.

2. Показатели рождаемости и воспроизводства населения: основной – суммарный коэффициент рождаемости; дополнительные – брутто- и нетто-коэффициенты воспроизводства, истинный коэффициент естественного прироста, длина поколения, период существования поколений.

3. Показатели брачности: основной – удельный вес мужчин, состоящих в браке; дополнительные – устойчивость брака (число браков на один развод), возраст вступления в брак мужчин и женщин, продолжительность брака до развода; состав населения по типам семей.

4. Показатели образовательного уровня населения: основной – удельный вес специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в общей численности занятых; дополнительные – уровень грамотности населения; показатели процесса получения образования молодыми поколениями, которые придут на смену имеющим уже профессиональное образование по типам учебных заведений и формам обучения.

5. Показатели квалификационного и профессионального уровня населения: основной – средняя месячная заработная плата; дополнительные – доход на душу населения, его соответствие уровню прожиточного минимума; показатели занятости и безработицы, экономической активности населения.

6. Показатели миграционной подвижности населения: основной – роль миграции в формировании населения; дополнительные - показатели интенсивности миграции, состава мигрантов по полу, возрасту, образованию, профессиям и др. признакам.




7. Показатели общего культурного уровня: основной – соотношение рабочего и свободного времени; дополнительные – показатели статистики культуры, искусства, отдыха, общественного мнения.

Качество объекта – это неотделимая от его бытия существенная определенность, которая делает его именно этим, а не каким-то другим объектом. Качество населения характеризует совокупность его свойств, выражающая определенность населения как специфического материального объекта, как субъекта общественного производства и всех общественных отношений. Свойства населения выражают совокупность свойств индивидов и принимают форму реально существующих качественных характеристик, которые можно подвергнуть наблюдению, учету, измерению.

Таким основными характеристиками качества населения являются.

1. Рождаемость и смертность – это свойство сохранять или изменять численность населения. Если число рождений больше числа смертей, то численность населения растет за счет естественного прироста; если число рождений меньше числа смертей, то численность населения сокращается за счет его естественной убыли.

2. Брачность и разводимость – свойство образовывать и сохранять брачные союзы, как пут укрепления семьи, установление благоприятного для общества режима воспроизводства населения.

3. Здоровье – свойство поддерживать равновесие биологических функций индивида и поколения.

4. Уровень образования – это свойство усваивать определенную систему знаний, позволяющую приобщиться к достижениям цивилизации.

5. Квалификационный и профессиональный уровень – свойство участвовать в производственной деятельности и обеспечивать необходимые средства существования и другие свойства.

Изучение специальной литературы, итогов исследований по различным направлениям демографического анализа показывает: а) значительное влияние социально-демографического фактора на экономическое развитие страны; б) основной резерв повышения качества населения и устойчивого экономического роста – сбалансированность качественных характеристик населения.

1. Показатели здоровья населения: основной – средняя предстоящая (ожидаемая) продолжительность жизни пир рождении; дополнительные – показатели физического развития, заболеваемости, инвалидности, смертности населения от отдельных причин, младенческой смертности; показатели продолжительности рабочего периода мужчин и женщин, показывающие потери общества в результате смертности населения в рабочем возрасте; показатели демографического потенциала.

2. Показатели рождаемости и воспроизводства населения: основной – суммарный коэффициент рождаемости; дополнительные – брутто- и нетто-коэффициенты воспроизводства, истинный коэффициент естественного прироста, длина поколения, период существования поколений.

3. Показатели брачности: основной – удельный вес мужчин, состоящих в браке; дополнительные – устойчивость брака (число браков на один развод), возраст вступления в брак мужчин и женщин, продолжительность брака до развода; состав населения по типам семей.

4. Показатели образовательного уровня населения: основной – удельный вес специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в общей численности занятых; дополнительные – уровень грамотности населения; показатели процесса получения образования молодыми поколениями, которые придут на смену имеющим уже профессиональное образование по типам учебных заведений и формам обучения.

5. Показатели квалификационного и профессионального уровня населения: основной – средняя месячная заработная плата; дополнительные – доход на душу населения, его соответствие уровню прожиточного минимума; показатели занятости и безработицы, экономической активности населения.

6. Показатели миграционной подвижности населения: основной – роль миграции в формировании населения; дополнительные - показатели интенсивности миграции, состава мигрантов по полу, возрасту, образованию, профессиям и др. признакам.

7. Показатели общего культурного уровня: основной – соотношение рабочего и свободного времени; дополнительные – показатели статистики культуры, искусства, отдыха, общественного мнения.

Читайте также: