Какой педагог необходим современному образовательному учреждению кратко

Обновлено: 02.07.2024

Статья - результаты исследования работы с учениками. Основной вопрос - каким должен быть учитель в современной школе.? Ребята выбрали основные критерии сами. Какими они хотят нас видеть, можно прочитать в статье.

ВложениеРазмер
kakoy_uchitel_nuzhen_sovremennoy_shkol1.doc 96 КБ

Предварительный просмотр:

Какой учитель нужен современной школе.

Автор – Балина Т. И. – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО. (Раменский политехнический техникум.)

Какие же факторы больше всего влияют на успех педагога? Определенные способности (1).

1) конструктивные (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей);

2) организаторско – коммуникативные (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками);

3) гностические (способность приобретать и использовать знания).

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,

2) конструктивная и исследовательская:

3) организаторская и коммуникативная;

Профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Требования к компетентности современного педагога.

Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.

Самой главной составляющей профессионализма является компетентность (способность к актуальному выполнению деятельности). А. К. Маркова (2) выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

  1. Специальная или деятельностная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
  2. Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.
  3. Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития. Умение планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  4. Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:

Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.

Собственно профессионализм , когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.

Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.

Учитывая активную роль человека в процессе профессионализации можно выделить три критерия по Ю. В. Поваренкову (3):

  1. Профессиональная продуктивность характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально – профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности.
  2. Профессиональная идентичность характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.
  3. Профессиональная зрелость свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности

Выделим следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:

Мотивационно – волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный ( от лат. – исполнение) проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный ( от лат. – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиск личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствование мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер,

Какими хотят нас видеть родители и ученики?

Учебное заведение может привлекать абитуриента разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с педагогом, открывающее для его духовного мира нечто новое.

Понятно, что педагог – именно та ключевая фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.

Каждый день, входя в класс, преподаватель или мастер становится объектом внимания. Впечатления об образовательном учреждении, сложившегося у подростков, часто остаются неизменными на всю жизнь. Уже превратившись в родителей, они рассказывают своему ребенку, про математичку, историка и физрука с теми самыми чувствами, которые сформировались еще тогда, в юношеские годы.

  1. Доброта – 65 %
  2. Знание предмета – 25 %
  3. Внимательность – 24 %
  4. Понимание – 23%
  5. Вежливость – 17 %
  6. Ответственность – 16%
  7. Ум – 14%
  8. Строгость – 13 %
  9. Терпеливость – 11%
  10. Уравновешенность – 11%
  11. Опрятность – 7 %
  12. Культура – 8%
  13. Грамотность – 6%
  14. Честность – 5 %
  15. Скромность – 5%
  1. Повышать голос – 78 %
  2. Оскорблять – 26 %
  3. Бить – 17 %

Таково мнение наших студентов относительно качеств идеального педагога. Но, как мы все знаем, идеального человека нет. Но в любом случае, учителю, как представителю творческой профессии, всегда есть к чему стремиться.

Эти результаты можно сравнить с официальными исследованиями (2):

  1. Широкая эрудиция.
  2. Склонность замечать в людях доброе и хорошее.
  3. Преподавательское мастерство.
  4. Любовь к детям.
  5. Любовь к профессии.
  6. Умение доводить начатое дело до конца.
  7. Творчество в работе.
  8. Доброта, терпимость.
  9. Требовательность к детям.
  10. Коммуникативность.
  11. Использование нового, передового в работе.
  12. Скромность.
  13. Самостоятельность.
  14. Привлекательность.

Ученики и родители ожидают от педагога мудрых действий, умений разрешать различные ситуации спокойно и справедливо, отличных знаний, любви к детям и профессии.

Учителем может быть только тот, кто является личностью.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Социальная структура личности.

(по Г. Смирнову (5))

Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении (хотя, как мы знаем, еще много неясностей даже с определением профилей, не говоря об их содержательном наполнении). От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями.

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога:

Профессионально – важных качеств личности.

Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Это качества: профессиональная позиция, ориентация, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.

Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно – воспитательные задачи, создавая условия для формирования личности другого человека.

Профессионально – важные качества – это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

Реализация воспитывающей функции требует от педагога комплекса значимых качеств: идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм.

Педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому на первом месте – наличие педагогических способностей. Успех в воспитании каждого человека зависит от многих факторов и условий. Педагог выступает своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнять будучи разносторонне образованным человеком. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Еще одно качество связано с педагогическим общением. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью.

П. Вайнцвейг (6) предложил 10 заповедей творческой личности:

  1. Будь хозяином своей судьбы.
  2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
  3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивай свои творческие способности.
  6. Культивируй в себе смелость.
  7. Заботься о своем здоровье.
  8. Старайся мыслить позитивно.
  9. Сочетай свое материальное благополучие с духовным удовлетворением.
  10. Повышай культурный уровень.

Каким должен быть современный урок, чтобы говорить о профессионализме учителя?

  1. Высокая результативность.
  2. Высокий уровень познавательной активности учащихся.
  3. Развитие познавательных способностей и творчества учащихся.
  4. Высокий уровень культуры учебного труда.
  5. Самостоятельность учащихся в познавательной деятельности.
  6. Высокий организационно – методический уровень занятий.
  7. Индивидуализация процесса обучения.
  8. Рефлексия.
  9. Компетентность педагога и учащихся.
  10. Взаимодействие педагога и учащихся.

Идеал педагога – это сплав социального заказа общества и педагогическое кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии в видении себя в педагогическом процессе. Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и творческий характер.

Деятельность учителя – довольно непростой труд, требующий от человека высочайшей идейности, прочных знаний, стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания в законах детства, теории и практики обучения и воспитания.

При объединении данных качеств работа осуществляется целостно и последовательно, что и характеризует личность учителя.

Требования к современному преподавателю устанавливаются современным обществом, без которых его специальность невозможна. Они основываются на уже ранее сформированных, но утверждаются в новейших условиях. Оговариваются виды развития, как системы воспитания, так и становления общества в целом.

Профессиональная программа является характеристикой профессии или моделью специалиста. Ее основными составляющими считаются требования к знаниям и умениям, которые дают гарантию на высокую производительность труда, определенную рамками соответственной специальности.

Описание профессии имеет характеристики:

  • производственно-технические;
  • социально-экономические;
  • социально-психологические;
  • санитарно-гигиенические.

Профессиональная программа учителя – это качественно-описательная модель, квалификационная характеристика, определяющая объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей, свойств личности, необходимых для преподавательской деятельности.

По В.А. Сластенину профессиональная программа учителя должна состоять из:

  • объема и состава особой подготовки;
  • характеристик и свойств, устанавливающих социальную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность личности учителя;
  • запросов к психолого-педагогической подготовке;
  • содержания методической специализации согласно специальности.

Ученый говорит о том, что учительский труд основывается на профнаправленности, прочных знаниях, твердых интересах, высочайшей идейности и глубоких познаниях в теории, практике обучения и воспитания.

Концепция модернизации российского воспитания подчеркивает важность современных образованных и нравственных людей, способных решать серьезные вопросы. Если имеется ситуация, где следует выбирать, то они должны уметь работать в команде, быть ответственными за судьбу страны, отличаться мобильностью и энергичностью. Задача школы и преподавателя – формирование личности и будущего специалиста, способного принимать решения в сложных ситуациях.

Программа модернизации педагогического воспитания предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей для подтверждения и углубления имеющихся умений и знаний, предъявленных ранее к кадрам. Учителя призваны становиться носителями идей обновления на базе не только хранения, но и наличия мирового опыта.

Это указывает на профессионализм и социально обусловленные требования к современному педагогу в качестве личности и специалиста.

Государственным образовательным стандартом высшего образования считается конкретный нормативно-правовой акт, описывающий минимум образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к знаниям и умениям педагога

Будущий специалист должен соответствовать определенным требованиям и обязан владеть:

  • системой познания в сфере воспитания, содержания, сути и структуре образовательного процесса;
  • знаниями возрастных и индивидуальных особенностей человека;
  • системой познания о человеке в качестве субъекта образовательного процесса;
  • умениями осуществления внеурочной деятельности учащихся;
  • соблюдением правил и свобод детей;
  • знаниями о системе образовательного учреждения с основами управления ими, организации исследовательских работ в области воспитания.

Требования к психолого-педагогической подготовке педагога

К преподавателю предъявляются определенные требования, соответствующие его психолого-педагогической подготовке. Рассматривают имеющиеся умения и знания.

Умения классифицируют на:

  • выявление уровня воспитанности и обучаемости ребенка;
  • анализирование ситуаций, возникающих в течение учебного процесса, планирование их решений и конструирование итогов;
  • формулирование определенной педагогической задачи;
  • продумывание выбора способов, форм и средств, улучшающих учебно-воспитательную работу;
  • планирования своей деятельности.

Знания подразделяют на:

  • регулярность социального формирования и закономерностей становления учащегося как личности;
  • методологические основы, категории педагогики;
  • индивидуальные и психологические закономерности характерных черт личности;
  • правильность становления учащихся по определенному возрастному промежутку;
  • понимание целей, задач способов и форм обучения.

К современному учителю предъявляется много требований, в том числе и мораль, высокая цивилизованность, требовательность, принципиальность, вера в способности детей, полная самоотдача, великодушие. Преподаватель должен быть заинтересованным, проявлять свои возможности и талант в специализации, сочетая с педагогическим опытом, с добавлением творческого отношения. Задача учителя – соблюдение интеллигентности, то есть служить примером меры культуры, соединенной с моралью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким же должен быть современный педагог образовательного учреждения?

Прежде всего, это человек ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником. Образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, это обеспечивает необходимый для полноценного развития ребенка психологический комфорт.

Следующий век будет именно таким,

Я.А.Коменский

Системы образования подразумевает под собой создание нового типа школы, способного организовать единое образовательное пространство, признавая личность ребенка, его права на проявление своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации .

Каким же должен быть современный педагог образовательного учреждения?

Прежде всего, это человек ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником. Образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, это обеспечивает необходимый для полноценного развития ребенка психологический комфорт.

Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Часто процесс воспитания и обучения детей выстраивается в систему, которая четко спланирована и жестко регламентирована, почти полностью исключая творчество, как педагога, так и детей. Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя - постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Только реальные изменения в сознании педагога приведут нас к изменениям во всем воспитательно-образовательном процессе.

Воспитатель также должен быть творческой личностью, уметь видеть один и тот же предмет по-разному. Если это качество есть у педагога, у детей оно обязательно проявится! Умение творчески мыслить, творчески подходить к решению любого вопроса, видеть выход из сложившейся ситуации там, где его, казалось бы, нет – вот те качества, которые в будущем помогут ребенку, какую бы профессию он не избрал.

Воспитатель должен постоянно дарить ребенку ощущение радости, уверенности, защищенности. Понятно, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Ребенок хочет увидеть улыбку на лице любимого воспитателя и понять – его здесь ждут, ему здесь рады!

И не только педагог даем что-то детям, он сам у них многому учимся. У кого, как не у детей, ты научишься радоваться новому дню, не помнить обид и смотреть на мир широко открытыми глазами?

По моему мнению, современный педагог – это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса.

Современный педагог – это, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек.


Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: учитель, ученик, обучение, качества, ребенок, воспитание.

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в ХХI веке. Образование в современном мире — это важнейшее условие роста социального и экономического благосостояния, ресурс устойчивого развития страны. [1] Д. Хиббен говорил о том, что образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным.

Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа — школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа — школа развития. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

Учитель — профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна. А взаимоотношения учителя и ученика — это насущная тема для обсуждения на протяжении многих веков. [2]

Проанализировав методическую литературу, удалось выяснить, что учитель — это специалист в области образования, преподаватель. В свою очередь ученик — это учащийся в различных учебных заведениях; лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.

Современный учитель — это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество — способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.

Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:

– любит детей и проявляет к ним интерес;

– знает психологию школьников разных возрастов;

– умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;

– может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;

– легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;

– успешно руководит детским коллективом;

– глубоко знает свой предмет;

– готов к инновациям и стремится развиваться.

Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.

Каким должен быть современный учитель?

19.1% (476)

11.9% (295)

9.7% (241)

6.6% (163)

13.8% (344)

17.8% (443)

11.8% (293)

9.3% (231)

Исходя из опроса, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества учителя хотят видеть 19,1 % — компетентным, 17,8 % — увлеченным, 13,8 % — порядочным.

Современный ученик: какой он? Интеллектуально одаренный, с богатым внутренним миром или креативный? Это духовная личность, интеллектуально развитая, креативно одаренная, которая помнит историю своей Родины, полна стремлений и желаний жить и творить. Но, к сожалению, увы, это не всегда так. И год от года тех, кто ничего не хочет, тот кто учёбу ставит на последнее место, добрые человеческие чувства и отношения не ценит, становится всё больше.

Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:

– легкое восприятие информации;

– высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;

– умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;

– слабая ориентация в проблемах реального мира;

– невысокий уровень двигательной активности;

– низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;

– снижение учебной мотивации.

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества современному ученику нужен современный учитель, потому что сейчас ученики быстрые, ловкие, креативные, компетентные.

  1. Арутюнова, Ю. П. Современные образы в школе / Ю. П. Арутюнова. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c
  2. Гордеева, М. Т. Педагогика: Учебное пособие / М. Т. Гордеева. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 447 c.
  3. Кандобарова, Э. Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Э. Б. Кандобарова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 208 c.

Основные термины (генерируются автоматически): современный учитель, ребенок, ученик, учитель, педагогическая деятельность, современный ученик, современный этап развития общества.

Читайте также: