В чем смысл многоуровневого педагогического образования кратко

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время происходит углубление противоречий ме­жду требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педа­гогических учебных заведений к выполнению ими своих профес­сиональных функций; между типовой системой подготовки учи­теля и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного под­ходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа пе­дагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образователь­ных проблем.

Названные противоречия обусловливают необходимость реше­ния связанных с ними проблем в педагогическом образовании:

проблемы нового целеполагания;

проблемы новой структуры образования;

проблемы обновления содержания образования;

проблемы обновления организационных форм и методов.

Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, внедрения системы многоуровневого педагогическо­го образования.

Цели многоуровневой структуры педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Многоуровневое педагогическое образование, реализующееся различными по содержанию и срокам обучения преемственны­ми образовательно-профессиональными программами, обеспечи­вает решение следующих задач:

личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор со­держания и уровня получаемого образования и профессиональ­ной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социаль­ным и экономическим потребностям;

обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университе­та, института) — с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.

Получение педагогического образования сопряжено со станов­лением специалиста разного уровня профессиональной квалифи­кации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они предоставляют лич­ности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фун­даментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.

Первый уровень — общее высшее образование — достигается овладением образовательно-профессиональных программ перво­го уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высше­го педагогического образования по образовательно-профессио­нальным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

На базе общего высшего образования может быть реализова­на программа профессионально-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая среднее специальное образование. Кроме этого, для желающих в течение непродолжительного периода обу­чения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подготовка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладевшие такими профессиональными программами, могут занимать в об­разовательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учителя, воспитателя).

Функционально-логическая система многоуровневого педагогического образования

Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию об­разовательно-профессиональной программы по одному из предмет­ных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выда­ется диплом бакалавра образования по избранному направлению.

По отдельным направлениям в силу особенностей реализации образовательно-профессиональных программ второго уровня воз­можно совмещение с программой профессиональной подготовки (срок обучения три года).

Для получения квалификации специалиста на основе базово­го высшего педагогического образования предоставляется возмож­ность в течение года освоить профессиональные программы в соответствии с будущей специальностью, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого выпускник получает квалификационный сертификат по одной или двум пе­дагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и диф­ференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной образовательно-профессиональной программы обеспечивается подготовка специалис­та преимущественно "по заказу". Основная цель данной ступени – подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидатель­ную, творческую деятельность. Продолжительность обучения на сту­пени полного высшего педагогического образования не менее двух лет на основе четырехлетнего базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое образова­ние, выдается диплом магистра образования по конкретному на­правлению науки и квалификационный сертификат по избран­ной специальности, предоставляющий право осуществлять про­фессиональную деятельность в любых типах образовательных уч­реждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

Гибкость и вариативность многоуровневой структуры педаго­гического образования позволяет любому обучающемуся при необходимости остановить его по достижении того или иного уров­ня, а затем продолжить образование на последующем уровне в любом вузе аналогичного профиля.

Одной из первоочередных задач педагогического образования в связи с внедрением многоуровневой структуры является глубо­кое обновление его содержания, в котором можно выделить три взаимосвязанных блока: общекультурный, психолого-педагогиче­ский и предметный. Каждый из названных блоков представлен рядом модулей.

Смотрите также:

И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика, выступил со статьей.

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки.

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого.

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины "Психология и педагогика".

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными.

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. — М.: Педагогика, 1980

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудничество с учащимися.

Многоуровневая подготовка профессиональных педагогов

Многоуровневое обучение – это совокупность нестандартных способов, методов и технологий обучения, ориентированных на всестороннее личностное развитие учащихся и активизацию их познавательных возможностей.

Современная образовательная система России, как и большинства стран мира, основывается на многоуровневой подготовке кадров.

Многоуровневое обучение профессиональных педагогов – это система непрерывного обучения педагогов на всех уровнях их профессиональной подготовки, с учетом особенностей реализации обучения, применяемых методов и технологий и постоянного обновления инструментария.

Многоуровневое обучение формируется на основе использования вариативных образовательных программ и способов организации учебного процесса, ориентированного на достижение целей и задач обучения. Такое обучение позволяет устранить диспропорции между спросом рынка труда и объемом кадровых ресурсов, выпускаемых образовательной системой в течение определенного временного промежутка. Кроме того, формируются новые виды образовательных заведений, новые варианты получения образования, способы подготовки профессиональных кадров, необходимых современному обществу.

При этом, многоуровневая образовательная система не уходит от сущности профессионального образования т.е. сохраняет систему обучения, ориентированную на социальный заказ, на выпуск специалистов, отвечающих текущим потребностям социально-экономического пространства и тенденциям мирового развития, но имеет несколько вариантов организации обучения, применения личностно-ориентированного подхода, дифференциации учебного процесса и его индивидуальной направленности.

Готовые работы на аналогичную тему

Многоуровневое обучение функционирует таким образом, чтобы уметь своевременно готовить специалистов, исходя из быстро меняющих потребностей социума, его развития и совершенствования.

Многоуровневая подготовка профессиональных педагогов включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Применение инновационных направлений подготовки бакалавров, магистров, аспирантов, а также иных обучающихся системы профессионального и дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров.
  2. Создание условий и ориентация будущих педагогов на непрерывное обучение, самообучение, саморазвитие. Предполагается, что каждый профессиональный педагог будет строить свою карьеру, развиваться в своей области деятельности по индивидуально избранному пути.
  3. Реализация индивидуальной поддержки педагога.
  4. Применение инновационных методов обучения, информационных ресурсов и современных научно-технических продуктов в образовательном процессе.

Рисунок 1. Структура многоуровневой системы подготовки специалистов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В настоящее время, система профессиональной подготовки педагогов включает в себя четыре уровня обучения:

  1. Бакалавриат –это четырехлетнее обучение по программам профессиональной подготовки педагогов, включающих общие основы педагогической деятельности, аспекты психологии возрастного развития учащихся.
  2. Магистратура – это двухлетнее обучение по избранному направлению педагогики, завершающееся написанием магистерской диссертации, включающей проведение собственных исследований и, дающей право на преподавание конкретной дисциплины.
  3. Аспирантура – это научно-исследовательская деятельность педагога, связанная с разработками в области педагогики и их защитой. Обучение завершается написанием докторской диссертации и ее защитой, дающей научную степень.
  4. Дополнительное профессиональное образование - это обучение педагогов, ориентированное на повышение их квалификации, расширение объема знаний и навыков, ознакомление с новыми методами и технологиями преподавания, подходами в организации образовательного процесса.

В условиях современной информатизации общества, системообразующим компонентом многоуровневого обучения педагогов выступает цифровое образовательное пространство. Оно позволяет использовать информационные ресурсы таким образом, чтобы своевременного и эффективно решать любые образовательные задачи.

Целевое назначение и задачи многоуровневой профессиональной подготовки педагогов

Целевым назначением функционирования многоуровневой подготовки педагогов выступает создание условий для развития личностного потенциала педагогов, формирования у них прочных знаний и навыков, умений их использовать в профессиональной деятельности, формирование мастерства и раскрытие творческого потенциала будущего педагога.

Профессиональный педагог должен быть подготовлен таким образом, чтобы обеспечивать целенаправленный и личностно-ориентированный процесс обучения, воспитания и развития отдельного учащегося, отвечая его интересам и потребностям современного этапа социального развития.

Многоуровневое образование педагогов ориентировано на создание сети образовательных учреждений, деятельность которых ориентирована на удовлетворение многообразных потребностей культурного развития личности и общества, создание условий для гибкой и вариативной научной подготовки педагогов, способных приспосабливаться к быстрым темпам развития общества и его непрерывно меняющимся потребностям.

Внедрение новой многоуровневой образовательной системы реализуется на основе обновления содержания образования. Оно становится более разнообразным. Каждый студент, может выбрать для себя программу обучения и варианты его осуществления. Программа обучения осваивается поэтапно. Таким образом, каждый студент, может освоить одну из программ и перейти на следующий уровень обучения или же, завершить его. Программы обучения характеризуются преемственностью и гибкостью.

В зависимости от того, какая программа освоена студентом т.е сколько уровней обучения он прошел, он становится специалистом определенного уровня и может претендовать на получение соответствующей профессиональной квалификации и должности в образовательной системе.

К основным задачам многоуровневого профессионального обучения педагогов относятся задачи, ориентированные на удовлетворение потребностей трех групп населения:

Цель многоуровневой структуры педагогического образования - расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Многоуровневое педагогическое образование, реализующееся различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами, обеспечивает решение следующих задач:

· личности (студенту) - осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;

· обществу (системе образования, школе) - получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

· преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) - с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.

Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами.

Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они предоставляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования.

Первый уровень - общее высшее образование - достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение 2 лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. Основным положением, заложенным в идею многоуровневого образования, является максимальное использование индивидуальных особенностей личности, повышение качества обучения через развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов и предоставление всем равных возможностей для этого.

ВложениеРазмер
meshkova_celi_vvedeniya_mnogourovnevogo_obrazovaniya_v_rossii.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели введения многоуровневого образования в России

ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева филиал в г. Таштаголе

С сентября 2009 года была официально введена новая двухуровневая образовательная программа для студентов высших учебных заведений. Примечателен тот факт, что во многих университетах до сих пор сохранилась прежняя одноуровневая система подготовки специалистов в определенной области, что не могло не вызвать путаницу на рынке труда – сегодня работодателям при устройстве на работу соискатели стали предъявлять дипломы бакалавров, специалистов и магистров.

В чем же кардинальные отличия новой системы? После четырёхлетнего обучения в ВУЗе студент получает степень бакалавра. Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1—2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Разумеется, образовательная практика в медицинских учебных заведениях сохранится.

Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра. Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.

Основным положением, заложенным в идею многоуровневого образования, является максимальное использование индивидуальных особенностей личности, повышение качества обучения через развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов и предоставление всем равных возможностей для этого. Реализацию данной идеи на практике можно осуществить, используя следующие средства: построение достаточно гибкой и разветвленной структуры образования; разделение уровня образованности и профессионального образования; использование новых технологий в обучении; использование концепции непрерывного образования.

Какова цель введения многоуровневого образования? Главная цель – адаптация российского образования под западные стандарты. Огромная пропасть между образованием отечественным и западным, которая возникла в период СССР – это та причина, по которой Министерство образования и науки РФ стремится перейти на образование, близкое к стандартам Запада. Тенденция открытия совместных образовательных программ дает возможность нашим студентам обучаться в других странах, однако, разница все же очень велика. Западная магистратура во главу угла ставит науку. То есть активно поощряется исследовательская работа, различные научные изыскания. Научный сотрудник, приставленный к будущему магистру, дает возможность студенты развить в себе научное чутье и решить поставленные перед ним задачи. Есть обязательные предметные курсы, то есть лекции, которые необходимо посетить студенту, но в основном он проводит большое количество времени в библиотеке. В магистратуре запада образовательная программа, закрепленная государством, как таковая, отсутствует, а это значит, что действующие на рынке тенденции вносятся в изучаемый курс. Российские ВУЗы в этом отношении больше привязаны к программе, однако, новые тенденции в образовании должны привести к изменениям в этом вопросе.

Разумеется, если российский студент нацелен на обучение в университете других стран, ему необходимо проходить обучение по программе, близкой к программе требуемой страны. Это значит, что наши ВУЗы должны аккредитоваться у ВУЗов других стран. Программы должны проходить согласование. Каждая программа должна курироваться преподавателем иностранного ВУЗа. Кроме того, кандидатура преподавателя, который и будет осуществлять обучение российского студента, должна также утвердиться в иностранном университете. Наши студенты будут готовы к самостоятельной работе, а это очень важно для западного образования, поскольку инициатива принадлежит там всецело обучающемуся человеку. В некоторых ВУЗах, сотрудничающих с иностранными высшими учебными заведениями, вполне возможно выбрать для себя курс для изучения. В этом случае важно, чтобы на курс записалось определенное число студентов. Кроме того, есть базовые, то есть обязательные курсы, необходимые к изучению. Преподаватели из штата университета дают программу стандартную, зато прикрепленные совместители могут выдать программу согласно иностранному ВУЗу. Также есть возможность смены преподавателя, если студент недоволен качеством подачи того или иного курса или предмета, этот вопрос решается через анкетирование студентов т.е. тайным голосованием. Магистратура западного университета открыта для тех, у кого есть непрофильный диплом бакалавра.

Для России англо-американская модель многоуровневой системы образования представляет несомненный интерес, хотя и не может быть скопирована полностью из-за отсутствия необходимых условий.

Интеграция многоуровневого высшего технического и профессионального инженерного образования в единой структуре технического университета для государства и общества выгодна и с позиций экономики образования. Известно, что стоимость обучения специалиста с высшим образованием в интегрированной образовательной системе за счет минимизации суммарных объемов образовательных услуг на 25-30 % ниже, чем при последовательном обучении специалиста такого же профиля в двух автономных высших образовательных учреждениях.

Различный функциональный характер деятельности инженеров (проектной, технологической, конструкторской, исследовательской, управленческой, контролирующей) требует соответствующих умений и знаний и акцента на определенных разделах и проблемах общетехнических и специальных дисциплин, не ущемляя и не обедняя при этом фундаментальной подготовки.

Таким образом, интеграция многоуровневого высшего технического (по направлениям) и профессионального инженерного образования (по специальностям) в единой структуре является оптимальной стратегией становления и развития технических университетов России.

Читайте также: