Какой основной вопрос ставит горький в пьесе на дне кратко

Обновлено: 04.07.2024

Горький в одном из интервью так высказался о
проблематике пьесы: "Основной вопрос, который
я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание?
Что нужнее?
Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться
ложью, как Лука?"

Главным в пьесе являются не столько человеческие
судьбы, сколько столкновения противоположенных идей,
споры о человеке, о смысле жизни у людей одного
социального уровня.
Центром этого спора является проблема правды и лжи,
восприятие жизни такой,
какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью
и трудностями, или жизнь с иллюзиями, с надеждой,
что когда-нибудь что-нибудь произойдет и всё станет хорошо.
Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке
странника Луки и продолжается после его ухода.

Судьбы героев пьесы показали, что спасительная ложь
никого не спасет, что вечно жить в иллюзиях нельзя,
а выход из них в реальность всегда тяжел или даже трагичен,
а главное- что человек живущий в мечтах мирится
со своей беспросветной жизнью и ничего не может
(не хочет) менять.

Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 90 – 900-х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может. Именно поэтому каждое действие пьесы заканчивается смертью одного из обитателей ночлежки. Эта разнообразная цепь смертей (от естественной до убийства) становится также символом трагедии такой жизни.

Таким образом, основным вопросом пъесы является вопрос: что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пъесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.

Проблема дна, которая так глубоко была затронута Горьким, ярче всего выражена на примере судьбы Наташи.

Максим Горький раскрывает много проблем в произведении "На дне". К примеру, он показывает к чему может привести равнодушие. Но главный вопрос звучит следующим образом: что важнее правда или ложь. Лука, один из героев пьесы, хочет проявить милосердие к жителям. Для этого он вселяет им надежду, говорит, что скоро все изменится. Многие персонажи верят его словам. Но вот Сатин выступает против. В этом вопросе побеждает второй герой. Автор явно на его стороне. Если бы не ложная вера Актёр был бы жив.

В девятисотых годах Россия столкнулась с глобальным экономическим кризисом. Неурожай, закрытие фабрик, заводов, вынуждало тысячи обедневших граждан бродить по стране, искать источники дохода любыми путями. Крестьяне теряли жилье, заработок. Экономическая угнетенность привела к появлению множества босяков.

Босяк – человек, потерявший семью, работу. Он сдается перед сложностями, опускается на дно. Для владельцев подвальных помещений этот период стал прибыльным. Они сдавали свои темные трущобы обнищавшим гражданам. Такие помещения называли ночлежками. Этот вариант становился единственным выходом для воров, бродяг, нищих, безработных. Ночлежка стоила небольших денег, люди могли позволить себе оплатить кров над головой.

  • Жизнь босяков, их социальная психология, судьба, понятия;
  • Мощная сила духа обездоленных людей. Они из последних сил противостоят ужасным условиям;
  • Поиск истины, простого человеческого счастья;
  • Сравнение значимости сострадания и горькой правды.

Все персонажи, проживающие в ночлежке, имеют кардинально противоположные характеры, судьбы. Они по-разному относятся к жизни, своему нынешнему положению. Васька готов бороться за лучшее будущее, Сатин предпочитает ничего не делать, Настя верит в любовь.

В произведении ответ на главный вопрос противоречивый. По сей день продолжаются споры о том, что такое правда. По мнению автора, лучше беспощадно бороться за свою жизнь, не сдаваться, чем жить в иллюзорном мире.

Для себя Горький нашёл ответ, но в пьесе оставляет читателю право и возможность выбора. Алексей Максимович считал, что истина должна стоять во главе всего, что сострадание – это бесполезная и вредная для окружающих вещь. Похожим принципам следует и один из героев пьесы – Сатин.

В пьесе Горький показывает конфликт убеждений Сатина и Луки. Лука олицетворяет собой сострадание, сладкую ложь.

Милый с виду старик-путешественник, внезапно появившийся в жизни обитателей ночлежки, старается чем-нибудь помочь своим новым соседям. Он даёт Актёру ложную надежду на исцеление от алкоголизма в одной из бесплатных лечебниц в неизвестном городе, пытался облегчить предсмертные муки Анны рассказами о загробной жизни, пробует отговорить Пепла от убийства хозяина ночлежки. Полный антипод Луки – Сатин. Он – правдолюб и реалист. Он не терпит любых проявлений утешительной лжи, даже если она во благо.

Автор предполагает, что читатель разделит позицию одного из героев, наиболее близкого ему по духу. Я больше склоняюсь к мнению Сатина. Проявление своего сострадания Лука помог только жене Клеща, находящейся при смерти. Он освободил её от страха смерти. А вот к смерти Актёра, по моему мнению, он имеет прямое отношение. Лука подарил ему беспочвенную, напрасную надежду, которая не побудила Актёра ни к какому действию, попытке изменить жизнь. Напротив, после рассказа о лечебнице Актёр прямиком отправился в кабак. Правда, нельзя не сказать, что именно после того, как Сатин открыл Актёру глаза, тот повесился. Но разве безуспешные поиски лечебницы, описанной Лукой, не привели бы его к этому. Без наставлений Луки Актёр был бы жив. Конечно, его пребывание в ночлежке нельзя было бы назвать жизнью. Это в большей степени существование от подачки к подачке, от стакана к стакану, без цели, без принципов. Подобно существованию Обломова, только в более худших условиях.

Истина, пропагандируемая Сатином, должна побуждать людей к действию, к борьбе за лучшую жизнь, выводит из статичного состояния. Мне кажется, Горький видел это именно так.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.



В девятисотых годах Россия столкнулась с глобальным экономическим кризисом. Неурожай, закрытие фабрик, заводов, вынуждало тысячи обедневших граждан бродить по стране, искать источники дохода любыми путями. Крестьяне теряли жилье, заработок. Экономическая угнетенность привела к появлению множества босяков.

Босяк – человек, потерявший семью, работу. Он сдается перед сложностями, опускается на дно. Для владельцев подвальных помещений этот период стал прибыльным. Они сдавали свои темные трущобы обнищавшим гражданам. Такие помещения называли ночлежками. Этот вариант становился единственным выходом для воров, бродяг, нищих, безработных. Ночлежка стоила небольших денег, люди могли позволить себе оплатить кров над головой.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.
Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

Значение и язык произведения

Проблема, поднятые в пьесе, остаются актуальными и по сей день. Каждый читатель для себя вынесет свой вывод. Произведение может помочь понять, что в любой ситуации нужно к чему-то стремиться, не останавливаться и не оглядываться назад.

Особенности произведения заключаются в подаче характеров персонажей, способе изложения, в гармоничном использовании описаний. Автор при помощи художественных приемов и стилистических фигур очень точно изображает условия обитания персонажей произведения, ведь все эти детали Горький видел лично.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Краткая характеристика персонажей пьесы

Костылев, хозяин ночлежки, 54 года. Отличается злым, лицемерным нравом, жадный, подлый человек. Он груб с Василисой, своей женой, часто обижает ее сестру. Костылев скупает у Васьки краденые вещи.

Василиса, жена Костылева, 26 лет. Умная, жестокая, хитрая, бездушная и развратная женщина. Она издевается над родной сестрой и предлагает Ваське, своему бывшему возлюбленному, избавиться от Костылева.

Наташа, сестра Василисы, 20 лет, милая, добрая девушка. Терпит издевательства со стороны Василисы и Коростылева. За девушкой ухаживает вор Васька.

Васька Пепел, вор, 28 лет. Неоднократно сидел в тюрьме. В конце пьесы за убийство Костылева снова оказывается в тюрьме.

Лука, старик шестидесяти лет. Милый, жалостливый, добрый, умный старик. Отбывал на каторге срок, но оттуда сбежал. Поселившись в ночлежке, он старается помочь другим, дает им советы, утешает, однако вмешательство Луки приносит больше вреда, нежели пользы.

Актер – бывший театральный актер, ныне пьяница. Узнав от Луки, что в каком-то городе есть лечебница, бросает пить и копит деньги на дорогу. Однако после того, как Лука исчезает, не назвав города, Актер снова начинает пить и в конце кончает жизнь самоубийством.

Сатин – пьяница и шулер, пять лет отсидел в тюрьме за убийство по неосторожности. Привык жить за счет шулерства и жить честно не собирается. Образованный. Неглупый мужчина.

Барон – пьяница, по происхождению дворянин. Когда-то был состоятельным чиновником, однако за растрату казенных средств попал в тюрьму.

Бубнов – когда-то был хозяином меховой мастерской. После развода оказался без средств к существованию и вынужден жить в ночлежке. Работает картузником.

Клещ – грубый, безразличный человек, бьет и обижает больную жену.

Анна – жена Клеща, смертельно больна чахоткой.

Квашня. Торговка пельменями. Восемь лет жила с человеком, который ее избивал.

Алешка – нечастный, запутавшийся молодой человек. Пьяница, любит петь, играть на гармошке.

Татарин – честный законопослушный человек, работает грузчиком.

Кривой Зоб – приятель Татарина. Оправдывает нечестную игру Сатина и Барона, любит петь песни с другими жильцами ночлежки.

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Содержание

Описывается ночлежка, в которой живут нищие, воры, шулеры, пьяницы и работники из числа самых бедных. Всё действие пьесы наполнено дебошами и скандалами.

Василиса, жена хозяина ночлежки, влюблена в одного из её обитателей, вора Ваську Пепла. Она подговаривает Ваську убить её мужа Михаила, хозяина ночлежки. Васька смущён, потому что он любит не Василису, а Наташу, её младшую сестру. Василиса об этом знает, поэтому бьёт сестру и издевается над ней.

Андрей Клещ кое-как зарабатывает на жизнь и надеется выбраться из ночлежки. Его жена тяжело больна, и Клещ ждёт её смерти.

В ночлежке появляется странник Лука, который всех может пожалеть и всем дать надежду. Он обещает загробное счастье умирающей жене Клеща Анне. Ваське с Наташей Лука рекомендует сбежать. Актёру странник говорит, что не всё ещё потеряно: есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Актёр оживает.

Лука всем нравится, лишь Сатин входит с ним в философское противостояние. Сатин считает, что жизнь бессмысленна. В частности, он предлагает Клещу бросить работу. Если все люди бросят работу, то они умрут с голоду, считает Клещ. Но тогда труд не имеет смысла: он не меняет жизнь человека, не делает её лучше, а просто длит существование.

Лука считает, что ложь во спасение — это правильный путь. Он рассказывает притчу о человеке, который искал праведную землю, скитался. Но пришёл учёный и сказал ему: праведной земли нет. И человек повесился. Сатин в чём-то даже согласен с Лукой (мысль о величии человека). Но он категорически против лжи: Сатин считает, что людей надо поднимать на бунт против существующего порядка.

Лука неожиданно уходит.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

Проблемы

Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.

Читайте также: