Какой научной школой разрабатывалась примерная программа воспитания школьников

Обновлено: 06.07.2024

Новая программа воспитания: в чем суть

Владимир Круглов внес ощутимый вклад в разработку примерной программы воспитания для школ Института стратегии развития образования РАО. Эксперт рассказал, какие идеи и традиции легли в основу программы, и почему пора выбирать новые модели и практики воспитания.

Программа опирается на несколько позиций. Во-первых, это деятельный подход к воспитанию. Ведь качество результата зависит от прямого взаимодействия учителя с ребенком, когда они объединены процессом какой-то совместной деятельности, интересной и одному, и другому. Такое выстраивание отношений ведет к тому, что педагог становится для своего ученика значимой личностью.

Во-вторых, программа выстраивает позитивные взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Смысл в том, чтобы педагог смог отказаться от авторитарности и категоричных методов воспитания. Субъект-объектный подход, поощрение или наказание — это, конечно, уже традиция. Но от нее стоит отказаться в пользу деятельностного метода — когда ученик и учитель объединены общим процессом.

Вообще, в проекте заложено большее количество методов, уже доказавших свою результативность на практике. Экспертная команда разработала не только примерную программу воспитания, но и ряд методических рекомендаций по написанию таких программ и по организации воспитательного процесса в школе в целом.

Крупным планом: переоценка воспитания по всей стране

К сожалению, даже в наше время качество воспитания все еще пытаются оценивать количественными показателями. Владимир Круглов прокомментировал:

Тут, по логике, возникает вопрос: а существуют ли какие-нибудь концепты воспитания, которые могут стать более продуктивными? Ответ: да. Если речь идет о деятельности, то определяющим становится не только вовлеченность ребят в процесс, но и их удовлетворенность.

Важно мониторить, насколько педагоги значимы в глазах ребят, является ли классный руководитель личностью, которой ребенок может доверять, приходя к нему со своими проблемами, нерешенными вопросами, или он, наоборот, старается минимизировать общение с преподавателем.

Советники по воспитанию: как организовано обучение

Объем этой комплексной и хорошо продуманной программы составляет 106 часов, форма обучения — очно-заочная. На очных занятиях слушателям предлагают познакомиться с основами организации коллективных творческих проектов. В качестве итоговой аттестации студенты предоставляют и впоследствии защищают план воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Работа над проектом шла сразу в нескольких направлениях:

  1. Приоритеты развития воспитания, а также его нормативно-правовое регулирование.
  2. Создание условий для позитивного и безопасного пребывания в информационной и интернет-среде для детей.
  3. Деятельность детских общественных объединений.
  4. Методы формирования воспитывающей атмосферы и обеспечение полноценного взаимодействия детей.

Программу завершили уже 2190 человек — представители 10 пилотных регионов страны от 18 до 63 лет (средний возраст — 34 года). Среди них 80% составили специалисты, задействованные именно в педагогической сфере, то есть — преподаватели, воспитатели, вожатые, методисты.

Кроме того, с первого дня занятий от каждого участника организаторы получают обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в образовательный процесс и повышать качество получаемых результатов.
Альбина Мурашова рассказала:

Сегодня, рассказывает Роман Романов, из Ленинградской области от детей поступило 3 прекрасных идеи, нацеленные на будущее. Ребята не только вовлечены в мероприятия, но и сами предлагают план грядущей работы.

Новый цифровой сервис: двойная польза педагогам

При необходимости туда можно вносить изменения, отражать уникальность воспитательной среды учебного заведения, но структура документа уже будет выстроена так, как это предусмотрено примерной программой воспитания и другими нормативно-правовыми актами. А календарный план тематической работы позволит, с одной стороны, легко его построить, а с другой, — проконтролировать эффективность проводимых мероприятий. Фактически это инструмент для организации и управления процесса воспитательной деятельности.

Следующий шаг в развитии сервиса — наполнение информацией, которую добавят преподаватели, желающие поделиться своим опытом. Еще у каждого учителя появится возможность дополнить ресурс сценариями для актуальных школьных мероприятий, которые тоже внесут ощутимый вклад в воспитательную работу.

Юлия Захир пригласила педагогов протестировать новый цифровой сервис и поделиться своим мнением:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Москва, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение примерной программы воспитания – помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Примерная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерная программа задает образец для разработки таких программ, но не может быть их заменой. Программы воспитания образовательных организаций должны включать в себя четыре основных раздела:

О бразовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. П оскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной д ополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования.

Разрабатывая рабочую программу воспитания важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог - своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.

Примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.

Примерная программа воспитания была разработана по заданию Минпросвещения России для российских школ, и в 2019 году прошла широкое обсуждение в профессиональном сообществе, а также апробацию в 730 школах России. Документ представляет собой одну общую для всех ступеней образования программу вместо трех разных, которые школы разрабатывали ранее. В числе ее особенностей – краткость, доступность, модульность и демократичность.

Заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО Павел Валентинович Степанов представил проект примерной программы воспитания на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию:

В ходе обсуждения были высказаны различные предложения относительно содержания мероприятий программы. Программа получила высокую оценку ведущей экспертной организации – Новосибирского государственного педагогического университета и была принята на заседании ФУМО большинством голосов.

– Данную программу в школах ждали давно, и это действительно важное событие для системы образования. С 1 сентября 2020 года начнётся масштабное внедрение в общеобразовательных организациях нашей страны. Программа станет ориентиром в разработке и реализации собственных программ в каждой школе. Мы планируем в дальнейшем создать методическую библиотеку в помощь классному руководителю для успешного решения воспитательных задач, – отметила Наталья Васильевна Алтыникова, директор Института стратегии развития образования РАО.

В июне Госдума должна принять поправки в "Закон об образовании", которые внес В.Путин. Они касаются воспитания в школах. Изменится формулировка воспитания, воспитательные программы станут частью образовательных программ, усилится патриотическая составляющая. (Более подробно об этом я писала здесь ).

Каждая школа и сейчас уже имеет свою программу воспитания, но до сих пор для нее не было четкой модели, были лишь рекомендации. Поэтому каждое учебное заведение импровизировало, как могло. Но специалисты Института стратегии развития образования РАО решили облегчить задачу, стоящую перед школами, и создали Примерную программу воспитания, на основе которой можно создать свои рабочие программы воспитания и в соответствии с ними организовать воспитательную работу. Этот своеобразный "конструктор" уже прошел первичную апробацию.

Что представляет собой Примерная программа? Это относительно небольшой по объему документ, состоящий из нескольких разделов: "Пояснительная записка", "Особенности организуемого в школе воспитательного процесса", "Цель и задачи воспитания", "Виды, формы и содержание деятельности", "Основные направления самоанализа воспитательной работы". Также в нем предложена четкая структура школьной программы воспитания.

Чем удобен этот конструктор? В нем уже прописаны все возможные формулировки целей и задач, видов и форм деятельности. Подробно расписан каждый модуль воспитательной работы: "Ключевые общешкольные дела", "Классное руководство", "Курсы внеурочной деятельности", "Школьный урок", "Самоуправление", "Детские общественные объединения", "Профориентация" и другие.

В Пояснительной записке сказано: " Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерная программа задает образец для разработки таких программ, но не может быть их заменой".

Разработка Института стратегии развития образования РАО - это хорошая вещь. Не знаю, насколько она поспособствует усилению воспитательной составляющей образования, но точно поможет правильно оформить школьные Программы воспитания. А в наше время верно составленный документ иногда значит больше, чем реальные дела.

Сейчас начинается второй (массовый) этап апробации этой Примерной программы, так что школы очень скоро обяжут на основе конструктора составить свои документы, и заместителям директоров по воспитательной работе придется переделывать уже имеющиеся программы.

С Примерной программой воспитания можно ознакомиться здесь , скачать ее с сайта и уже начать на ее основе составлять свои документы.

Читайте также: