Представители какой философской школы считали что бытие неподвижно неизменно

Обновлено: 05.07.2024

5. Завершающие учения античной философии:
стоицизм, скептицизм и неоплатонизм
Стоицизм – одно из самых крупных течений античной философии. Он просуществовал с IV в. до н.э. до VI в. н.э.
Представители стоицизма: Зенон, Хрисипп, Сенека (воспита- тель императора Нерона), император Марк Аврелий и др. Ос- новная идея стоиков – освобождение от влияния внешнего мира. Достижение этой цели осуществляется в процессе по- стоянного самосовершенствования, а идеалом является муд- рец, поднявшийся над суетой повседневной жизни. Стоики выделяли в своем учении три основных части – физику, логи- ку и этику, считая именно обоснование нравственных прин- ципов главной задачей философии.
Учение о бытии и природе (физика). Основания бытия – пассивная материя и активное начало (мировой разум, логос, творческий огонь). Эти начала присутствуют в каждой вещи.
Все в мире подчинено строгой необходимости, все предопре- делено. В человеческой жизни такая предопределенность вы- ступает как судьба.


87
Зло – это только недостаток добра.
Всѐ сущее стремится к Единому, но осознанно это стрем- ление проявляется только у человека. Единение с Единым у человека происходит в состоянии экстаза, когда душа отделя- ется от тела и сливается с Единым как Богом. Именно этим аспектом неоплатонизм оказал наибольшее влияние на запад- ноевропейскую философию последующих эпох.
Итак, в античности философия отделяется от мифа и оформляется как самостоятельная область знания. Именно в этот период формулируются фундаментальные отнологиче- ские, гносеологические и антропологические проблемы.
Большинство античных авторов утверждают, что бытие едино, мир познаваем, а блаженство достижимо. Разработанные в ан- тичности концепции были столь богаты мировоззренческими идеями, что выдвинутые решения подвергались дальнейшему анализу и переосмыслению в последующие периоды развития философии в новых исторических условиях.
Вопросы для самопроверки по теме
1. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание античного атомизма. Одно из этих утверждений является не- верным. Определите его. а) душа, состоит из атомов, атомы души рассеяны повсю- ду; б) в мире могут происходить события, не имеющие при- чин; в) человек способен познать мир, источник истинных зна- ний – разум; г) все состоит из атомов и пустоты; д) человек стремится к удовольствиям и избегает страда- ния.
2. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание учения Платона. Одно из этих утверждений является невер- ным. Определите его. а) познание мира возможно, но оно доступно лишь луч- шим душам, способным вспомнить созерцавшиеся ими


88 ранее идеи; б) подлинное бытие - это мир духовных сущностей, мир идей; в) в идеальном государстве все люди должны быть равны; г) душа бессмертна; д) вещь возникает в результате соединения идеи и мате- рии.
3. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание учения Аристотеля. Одно из этих утверждений является не- верным, определите его. а) в результате взаимодействия формальной, движущей, целевой и материальной причин формируются все вещи мира; б) движение бесконечно и не имеет начала, первоисточни- ка; в) активное, творческое начало мира - форма форм; г) человек – прежде всего гражданин государства, обще- ственные интересы должны стоять выше личных: д) важный принцип нравственного поведения – избегать крайностей.
4. Определите, представители какой философской школы ан- тичности считали, что бытие неподвижно, неизменно, неде- лимо, едино: а) Платон и его ученики; б) атомисты; в) элеаты; г) стоики; д) киники.
5 . Определите, представители какой философской школы ан- тичности считали, что суть свободы человека - в сознательном выборе между добродетелью и пороком и в безразличном от- ношении к внешним событиям: а) элеаты; б) Платон и его ученики; в) атомисты; г) стоики; д) представители Милетской школы.


90
Развитие европейской философии в средние века было тесно связано с разработкой обоснованием христианского ве- роучения. При этом были выдвинуты положения, имевшие существенное значение для последующей эволюции философ- ской мысли.
Средневековая философия имеет ряд важных особенно- стей.
1. Теоцентризм. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоз- зрение, по своей сущности, космоцентрично, то средневековое
– теоцентрично.Реальностью, определяющей все сущее в ми- ре для христианства, является не природа, космос, а сверхъес- тественное начало – Бог. Он – духовный личностный транс- цендентный Абсолют, вневременный и внепространственный.
Бог – сосредоточие и источник всех ценностей: бытия, могу- щества, святости, добра, истины, творческой силы, красоты, любви. Бог триедин. В Божественной Троице единая природа и три равноценных лица – ипостаси: Бог-Отец (абсолютное первоначало), Бог-Сын (Логос – смысловое начало) и Бог-
Святой Дух (животворящее начало). Бог-Сын – Христос со- единяет в себе в одном лице и в одной воле всю полноту бо- жественной природы и всю полноту человеческой природы. В нѐм совершенно сливаются на основе жертвенной любви бо- жественная и человеческая личности. Христианские мыслите- ли придают сверхъестественному роль определяющего начала во всех происходящих в мире процессах, ставят в зависимость от него существование и природы, и человека, и общества.
2. Креационизм (лат. creation – творение) – размышление о творении мира Богом по его воле. Бог – творец, он создал мир из ничего. До начала творения были Божественная Воля и Бо- жественное Слово–Логос. Мир является осуществлением за- мысла Божия. Человек - это образ и подобие Бога. Божествен- ное творение изначально гармонично и прекрасно. Согласно христианскому вероучению, Бог продолжает каждый миг под- держивать бытие мира. Поддерживание бытия мира есть по- стоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила
Бога прекратилась, мир тотчас же бы вернулся в небытие. В

Окаменелости морских животных, обнаруженные в горах, свидетельствуют, что жизнь зародилась в воде, а по мере отступления воды она развивалась и на земле.

Ксенофан отвергал антропоморфизм (приписывание мифическим существам свойств человека) в отношении к богам, говоря, что люди создают богов по своему образу. На самом же деле, Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос, полагал Ксенофан, придерживаясь позиции пантеизма (когда Бог сливается с природой). Он — шаровидное телесное, неподвижное, неизменное су­щество и, в то же время, не конкретно-чувственный образ, а понятийная конструкция. Отсюда мир есть воплощение свойств Бога, а Бог — это атрибут мира.

В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма, так как он по сути отрицал значение чувственного познания, считая, что чувственная данность — это мир явлений, который есть видимость. Познать же сущность мира возможно только мыслью.

Парменид. В противоположность Гераклиту, кото­рый утверждал, что все меняется, Парменид говорил, что ничто не меняется. Характеризуя свойства бытия, он отмечает, что: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу; б) бытие единственно и целостно; в) бытие совершенно и неподвижно.

Бытие, считал Парменид, есть то, что охватывается мыслью. Мыслимое существует, а мысль без бытия — ничто. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признавать одновременно бытие и небытие.




Атомистика Демокрита

Демокрит за свою жизнь он написал около 70 сочинений. В отличие от элеатов Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта, на основании которого делал вывод, что существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверж­дают элеаты. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота.

Пустота у Демокрита выступает как средство различения и разграничения вещей, поэтому она присутствует как внутри сложных вещей, отделяя составные элементы (атомы) друг от друга, так и вне вещей, будучи их вместилищем. Пустота позво­ляет вещам и их элементам двигаться, перемещаться.

Демокрит впервые рассмотрел движение как способ бытия ма­териальных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении. Он выделил три формы движения:

1) хаотичное перемещение.

2) вихревой поток, где атомар­ный вихрь создавал условия для соединения однородных атомов и разъединения разнородных. В процессе атомарного вихря образуется мироздание.

3) испарение пред­метов космоса. Таковыми являлись запахи.

Демокрит полагал, что все происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью. Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей, порожденной незнанием подлинных причин происходящего. Если раскрыть причину явления, то кажущаяся случайность пре­вращается в необходимость, считал Демокрит. Обнаруже­ние, выявление подлинных причин происходящего, по его мне­нию, является главной целью познания.

Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была поло­жена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-нату­ралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистичес­кий период древнегреческой философии.

Окаменелости морских животных, обнаруженные в горах, свидетельствуют, что жизнь зародилась в воде, а по мере отступления воды она развивалась и на земле.

Ксенофан отвергал антропоморфизм (приписывание мифическим существам свойств человека) в отношении к богам, говоря, что люди создают богов по своему образу. На самом же деле, Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос, полагал Ксенофан, придерживаясь позиции пантеизма (когда Бог сливается с природой). Он — шаровидное телесное, неподвижное, неизменное су­щество и, в то же время, не конкретно-чувственный образ, а понятийная конструкция. Отсюда мир есть воплощение свойств Бога, а Бог — это атрибут мира.

В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма, так как он по сути отрицал значение чувственного познания, считая, что чувственная данность — это мир явлений, который есть видимость. Познать же сущность мира возможно только мыслью.

Парменид. В противоположность Гераклиту, кото­рый утверждал, что все меняется, Парменид говорил, что ничто не меняется. Характеризуя свойства бытия, он отмечает, что: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу; б) бытие единственно и целостно; в) бытие совершенно и неподвижно.

Бытие, считал Парменид, есть то, что охватывается мыслью. Мыслимое существует, а мысль без бытия — ничто. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признавать одновременно бытие и небытие.

Атомистика Демокрита

Демокрит за свою жизнь он написал около 70 сочинений. В отличие от элеатов Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта, на основании которого делал вывод, что существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверж­дают элеаты. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота.

Пустота у Демокрита выступает как средство различения и разграничения вещей, поэтому она присутствует как внутри сложных вещей, отделяя составные элементы (атомы) друг от друга, так и вне вещей, будучи их вместилищем. Пустота позво­ляет вещам и их элементам двигаться, перемещаться.

Демокрит впервые рассмотрел движение как способ бытия ма­териальных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении. Он выделил три формы движения:

1) хаотичное перемещение.

2) вихревой поток, где атомар­ный вихрь создавал условия для соединения однородных атомов и разъединения разнородных. В процессе атомарного вихря образуется мироздание.

3) испарение пред­метов космоса. Таковыми являлись запахи.

Демокрит полагал, что все происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью. Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей, порожденной незнанием подлинных причин происходящего. Если раскрыть причину явления, то кажущаяся случайность пре­вращается в необходимость, считал Демокрит. Обнаруже­ние, выявление подлинных причин происходящего, по его мне­нию, является главной целью познания.

Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была поло­жена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-нату­ралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистичес­кий период древнегреческой философии.

Философское учение, отрицающее познаваемость мира, называется:

(B) объективный идеализм;

Философский материализм - это:

(A) учение, утверждающее первостепенную значимость материальных ценностей, богатства;

(B) учение, призывающее к отказу от веры в идеалы;

(C) учение, утверждающее первичность материи по отношению к сознанию;

(D) учение, призывающее к наслаждению земными, чувственными радостями.

3. Философский идеализм - это:

(A) учение, утверждающее веру в идеалы;

(B) учение, утверждающее необходимость восхищения человеком, который благодаря могуществу своего духа способен познавать и преоб­разовывать окружающий его мир;

(C) учение, обосновывающее религиозную веру;

(D) учение, утверждающее первичность сознания по отношению к материи.

4. Определите, представители какой философской школы античности считали, что бытие неподвижно, неизменно, неделимо, едино:

(A) Платон и его ученики;

5. Согласно учению Канта, человек может получить истинные знания о вещах, как они существуют сами по себе с помощью следующих познавательных способностей:

(A) чувственности (способности к ощущениям);

(C) ни одна из познавательных способностей не позволяет постичь вещи, как они существуют сами по себе;

6. Определите, какое из приводимых ниже утверждений является правильным. Согласно философии Гегеля:

(A) развитие бесконечно, не имеет ни начала, ни конца;

(B) развитие общества определяется материальными факторами;

(C) развивается только мировой разум;

(D) природа эволюционирует под действием естественных законов.

7. Рационализм – это философский подход, в соответствии с которым единственным источником нового знания является:

(B) чувственные восприятия

(D) общение между людьми.

8. Эмпиризм – это философский подход, в соответствии с которым единственным источником нового знания является:

(B) чувственные восприятия

(D) общение между людьми.

9. Согласно теории общественного договора государство возникает:

(B) как результат Божественного установления

(C) благодаря действию объективных законов истории

(D) в результате соглашения между людьми.

10. Согласно учению К.Маркса и Ф.Энгельса, основой общественной жизни является:

(A) политика государства;

(B) борьба партий;

(C) материальное производство;

(D) развитие науки.

11. Определите, какое из приводимых ниже определений является правильным. Бытие - это философская категория для обозначения:

(A) материальной реальности;

(C) общественной жизни;

(D) всего существующего.

12. Материя - это философская категория для обозначения:

(A) вещества и поля;

(B) природных явлений;

(C) объективной реальности, существующей независимо от созна­ния человека и познаваемой им;

(D) предметов окружающего человека мира.

13. Определите, какой из перечисленных ниже методов научного по­знания относится к эмпирическому уровню:

(C) математическое моделирование;

14. Относительная истина - это:

(A) знание, общепринятое в определенный исторический период;

(B) ошибочное знание;

(C) недоказанное, гипотетическое знание;

(D) соответствующее объекту, но неполное знание.

15. Сознание - это:

(A) материальное воспроизведение действительности;

(C) активное, избирательное, опережающее отражение реальности в идеальной (нематериальной) форме;

(D) точный образ, копия окружающего человека мира.

16. Согласно философскому материализму, функционирование и развитие общества определяется:

(A) решениями людей;

(B) климатическими и другими природными условиями;

(C) материальным производством;

17. Какое из перечисленных ниже явлений не входит в структуру общественного сознания:

18. Этический подход, в соответствии с которым цель жизни человека - развитие его сил и способностей, самореализация - называется:

(B) этика самосовершенствования;

(C) этика утилитаризма;

(D) этика наслаждения.

19. Подлинным бытием Платон считал:

20. Источником познания, согласно Платону, являются:

(A) чувственные восприятия

(B) воспоминания души о мире идей

(C) рациональные рассуждения.

(D) Божественное Откровение.

21. Психику человека, по Фрейду, можно охарактеризовать, описывая взаимодействия трех уровней:

эроса, танатоса, логоса

подсознательного, эроса, танатоса.

Шпенглер называет последний этап упадка культуры

Знание по Сократу тождественно

И.Кант считает, что моральный закон

Усваивается в процессе воспитания

Имеет априорный (доопытный) характер

Навязывается человеку культурой

Случаен, меняется в каждую эпоху.

Августин Блаженный рассматривал историю как

осуществление Божественного замысла

совокупность случайных событий

результат действия объективных законов

циклическое повторение одних и тех же событий.

сферу сознания и сферу бессознательного

мир явлений и мир вещей в себе

духовное и материальное

рациональное и иррациональное.

Социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, называется в социальной философии

Философы Возрождения, в отличие от средневековых авторов, усматривали важнейшее свойство человека в том, что он

Способен к творчеству

сотворен по образу и подобию Божьему

Развитие общества, по Гегелю, включает в себя следующие стадии:

Античность, средневековье, новое время

Дикость, варварство, цивилизация

Древний мир, античный мир, германский мир

Доклассовое общество, классовое общество, бесклассовое общество будущего.

Философы античной Милетской школы считали, что

Бытие неподвижно и неделимо

Истинное бытие – это мир идей

Все состоит из атомов и пустоты

Основой бытия являются стихии – земля, вода, огонь и воздух.

Вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях – есть

Согласно Спинозе, субстанция, лежащая в основе бытия:

Духовна, обладает мышлением

Материальна, обладает протяженностью

Обладает свойствами мышления и протяженности.

По мнению Фалеса, все сущее возникло из:

Состояние общественного сознания, по Марксу, определяется:

Уровнем развития науки

36. Фейербах предлагал ввести:

(А) Религию любви (религию без бога)

По мнению Гегеля, вся история человечества представляет собой процесс

развития человеческой деятельности

активной самостоятельной деятельности людей

совершенствования материального производства

внешнего обнаружения мирового духа.

Фейербах разработал этику

По мнению философов-просветителей ХУШ века, коренные социальные проблемы нужно решать путем

новых технических открытий

завоеваний чужих государств

правильно поставленного воспитания и образования.

Направление философии, отвергающее познаваемость мира, принято называть

Похожие документы:

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. Исходные философ проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. 672 с

. философские дисциплины сообразно тому, что эти вещи познаваемы . ученых сочинений или к слушанию специальных лекций по части философии. Философский . ученой толпе. 31 Этими словами А. И. Герцен определяет воззрение, отрицающее . тестя . мире называют .

Философия и методология науки учебник для высших учебных заведений аст издательство

. вполне познаваемы. . окружающего мира по его . ученые, на словах отрицающие . «метод тестов, оказывающийся . по двум основным направлениям: во-первых, в рамках такой области философского знания, которая называется философией . ученых к определенной дисциплине .

. тесты по . (философские . , отрицающего все . называется в науке 1) самостоятельностью 2) социализацией 3) самореализацией 4) самопознанием 19. Ученые . Знание о мире, соответствующее познаваемым объектам, . (Дидро) Философия «Наука . дисциплины 2) деятельность по .

Учебное пособие для абитуриентов вузов Москва. 2006 удк 373. 167. 1: 3 ббк 60 С48

. философской традиции для характеристики философского воззрения, отрицающего познаваемость мира . интервью); • тесты. В обработке . дисциплины, . по сути его учения, его идеи оказали огромное влияние на развитие европейской философии . называет философией .

Библиографическое описание:
Гайденко П.П. БЫТИЕ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 219-224.

Демокрит. Пересмотрев тезис элеатов о том, что бытие едино, Демокрит мыслит бытие как множественное – атомы, а небытие – как пустоту. Но при этом он оставил в силе главные тезисы элеатов – бытие есть, а небытия нет, бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Даже принцип единства бытия сохранился у Демокрита по отношению к каждому атому – он у Демокрита неделим. Сохранилось и противопоставление чувственного мира как лишь видимости бытию самому по себе, с той, однако, поправкой, что подлинно сущее – атомы – дано у Демокрита не логическому мышлению, а абстракт­ному представлению, о чем свидетельствует как вид атомов (вогнутые, вы­пуклые, круглые, якореобразные, шероховатые, углова тые или с крючками), так и физическое объяснение их неделимости.

Для выражения различных аспектов бытия в понятиях Аристотель пользуется богатой терминологи­ей:

Читайте также: