Какой договор заключают школы с компаниями перевозчиками которые предоставляют автобусы

Обновлено: 04.07.2024

Обратите внимание, вопросы организованной перевозки детей затрагивают не только транспортные предприятия. Например, если родители школьников хотят организовать для своих детей экскурсию, то им также придется соблюдать правила перевозки.

В этой статье будут рассмотрены документы, необходимые для перевозки, требования к автобусам и находящимся в них людям.

"Организованная перевозка группы детей" - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

• Поездка детей на маршрутном транспортном средстве. Например, если дети вместе с учителем едут в театр на троллейбусе номер 1.

• Перевозка 8 или более детей и нескольких родителей, при которой без родителей едут 7 детей или менее.

Если перечисленные выше условия выполняются, то Вам следует дочитать эту статью до конца и изучить правила перевозки.

В настоящее время перечень лиц, которые могут участвовать в организованной перевозке, строго ограничен. Пункт 18 правил перевозки детей автобусами:

18. При организованной перевозке группы детей запрещено допускать в автобус и (или) перевозить в нем лиц, не включенных в списки, предусмотренные подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил, кроме назначенного медицинского работника. Работники туроператора, турагентства или организации, осуществляющей экскурсионное обслуживание, участвующие в выполнении программы маршрута, допускаются к поездке в автобусе, если у этих работников имеется при себе документ, подтверждающий трудовые отношения с туроператором, турагентством или организацией, осуществляющей экскурсионное обслуживание, и участие в выполнении программы маршрута. Указанный запрет не распространяется на случаи, установленные федеральными законами.

Обратите внимание, правомерность нахождения каждого человека в автобусе должна быть подтверждена соответствующим документом. Взять в поездку человека без документа нельзя.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. В туристическую поездку едет 11-й класс общеобразовательной школы. При этом часть учащихся достигла возраста 18 лет, т.е. детьми они не являются. Другая часть класса остается детьми. Как оформить документы в этом случае?

• отсутствие правонарушений, за которые предусмотрено лишение прав или административный арест, в течение последнего года. Обратите внимание, существуют правонарушения, за которые наказание накладывается по выбору судьи (штраф или лишение прав). При этом если водитель наказан штрафом по такой статье, то он не может перевозить детей;

При этом, если в списке есть хотя бы один ребенок младше 7 лет, то график движения автобуса должен быть составлен так, чтобы автобус не находился в пути дольше 4 часов. То есть речь идет об общей продолжительности поездки. Так что взять маленьких детей в длительные поездки не получится.

Сопровождающие назначаются в каждый из автобусов, участвующий в перевозке. Минимальное количество сопровождающих - 1 человек у каждой двери автобуса.

Кроме того, если автобусов несколько, то назначается также и старший ответственный сопровождающий. Он едет в последнем автобусе.

Туристические работники должны иметь при себе документ, подтверждающий трудовые отношения с туроператором, турагентством или организацией, осуществляющей экскурсионное обслуживание, и участие в выполнении программы маршрута.

Если поездка организуется без участия туристического агенства, то список работников туроператора не требуется.

Медицинский работник требуется только в том случае, если запланирована междугородняя поездка, длительность которой (по графику) превышает 12 часов.

Медицинский работник находится в последнем автобусе колонны (вместе со старшим ответственным сопровождающим).

Если в перевозке участвуют 3 или более автобусов, то требуется копия решения ГИБДД о назначении сопровождения. В этом случае колонна автобусов сопровождается одним или несколькими автомобилями полиции.

В документе водителя должны быть указаны его ФИО и телефон. Если водителей несколько, то в документе указываются данные каждого из них.

Обратите внимание, речь не идет о водительском удостоверении. Требуется отдельный документ, который должен оформить организатор перевозки.

ж) документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;

Обратите внимание, оригиналы всех перечисленных выше документов должны храниться в течение 3-х лет после поездки.

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

• Автобус должен соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозке пассажиров.

• С года выпуска автобуса прошло не более 10 лет (начинают действовать в соответствии с приведенной ниже таблицей).

Маршрут начинается или заканчивается в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях. 1 июля 2018 года 1 октября 2018 года

11. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути), а также организованная перевозка группы детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

• Если перевозка осуществляется на основании правового акта высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Например, правительство Ярославской области может издать постановление об осуществлении организованной перевозки в ночное время.

В заключение хочу напомнить, что данная статья составлена на основании следующего нормативного документа:

Кроме того, напомню, что за нарушение правил перевозки могут быть наложены штрафы от 3 000 до 200 000 рублей:

"Фрахтователь", с другой стороны, при совместном упоминании именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Фрахтовщик обязуется за обусловленную пунктом 4 настоящего договора плату предоставить по заказу Фрахтователя автотранспортное средство для осуществления организованной перевозки группы детей и багажа по маршруту в соответствии с подпунктом 5.1.1 пункта 5.1. настоящего договора, а Фрахтователь обязуется его принять и оплатить фрахт.

2. Условия осуществления организованной перевозки группы детей

2.1. Для выполнения договора Фрахтовщик использует автотранспортное средство в технически исправном состоянии, пригодное для использования, вместимостью ______ мест для сидения (кроме места водителя).

2.2. Автотранспортное средство предоставляется для организованной перевозки группы детей.

2.3. Представителем Фрахтователя по исполнению настоящего договора является _____________________________________________, контактный телефон - ________________________.

2.4. Предоставление Фрахтовщиком автотранспортного средства, не соответствующего условиям настоящего договора, или с опозданием, считается непредоставлением автотранспортного средства.

3. Сведения об автотранспортном средстве

Идент. N(VIN) __________________________________

Марка, модель ____________________________________

N кузова ________________________________________

N шасси (рамы) _____________________

Год выпуска ________________________

Цвет кузова __________________________

Модель, N двигателя ______________ ________________

Страна вывоза ТС _______________________

Паспорт ТС _____________________ дата выдачи __________________

4. Цена договора и порядок оплаты

4.1. Цена договора включает в себя все затраты Фрахтовщика, возникшие у него в процессе исполнения настоящего договора, в том числе: налоги и сборы, затраты на оплату труда водителя, стоимость горюче-смазочных материалов, расходы на техническое обслуживание и ремонт, страхование и прочие расходы Фрахтовщика, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, а также при замене автотранспортного средства в случае его ремонта, и составляет _______________________________ рублей.

4.2. Фрахтователь производит оплату оказанных услуг за использование автотранспортного средства путем перечисления денежных средств на расчетный счет Фрахтовщика в течение 10 банковских дней с даты получения Фрахтователем от Фрахтовщика следующих документов: счета-фактуры, счета, акта выполненных работ (оказания услуг).

5. Права и обязанности Сторон

5.1. Фрахтовщик обязан:

5.1.1. Предоставить автотранспортное средство для осуществления организованной перевозки группы детей и багажа по следующему маршруту ___________________________ с местом подачи транспортного средства __________________________________ к ___ часам ___ мин. ___.___.20___г.

5.1.2. Выполнять требования Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правил организованной перевозки группы детей, постановлений и распоряжений по организации пассажирских перевозок, рекомендаций Минздрава Российской Федерации, Минтранса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации

5.1.3. За 2 рабочих дня до организованной перевозки группы детей обеспечить передачу водителю (водителям) копии договора фрахтования, а также утвержденную программу маршрута.

5.1.4. За 1 рабочий день до организованной перевозки группы детей обеспечить передачу водителю (водителям) копии следующих документов:

б) копию решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) или уведомление о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;

в) сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, даты рождения, его телефона);

г) документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей автобусом (далее - организация), или фрахтователем.

5.1.5. При осуществлении перевозки 2 и более автобусами каждому водителю (для автобуса, которым он управляет) передать копии документов указанных в п. 5.1.3 и п. 5.1.4. настоящего договора, а также копии дополнительных документов:

а) список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона);

б) список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка);

в) сведения о нумерации автобусов при движении.

5.1.6. Представить автотранспортное средство не старше 10 лет с года выпуска, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозке пассажиров, допущен у установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, осуществляющей передачу мониторинговой информации о текущем местоположении и параметрах движения транспортного средства оператору региональной навигационно-информационной системы автономного округа.

5.1.7. Принять меры по обеспечению годности транспортного средства, его корпуса, двигателя и оборудования для целей фрахтования, предусмотренных настоящим договором.

5.1.8. При невозможности осуществления организованной перевозки группы детей и багажа автотранспортным средством в связи с его неисправностью, аварией и по аналогичным причинам по согласованию с Фрахтователем представляет другое автотранспортное средство.

5.1.9. Предоставлять Фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта с обеспечением его нормальной и безопасной эксплуатации в соответствии с предметом, указанным в пункте 1.1 настоящего договора.

5.1.10. Обеспечить соответствие состава экипажа и его квалификации, т.е. водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "Д" не менее 1 года из последних трех календарных лет, не подвергавшихся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.

5.1.11. Страховать автотранспортное средство и ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией.

5.1.12. Обеспечивать порядок посадки детей в транспортное средство согласно Приложению.

5.1.13. Обеспечить наличие медицинской аптечки на каждом автотранспортном средстве.

5.2. Фрахтовщик вправе:

5.2.1. Отказать пассажиру (включая сопровождающего) в провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилам перевозок пассажиров.

5.2.2. Отказать пассажиру (включая сопровождающего) в провозе ручной клади, если ее размещение в автотранспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в автотранспортное средство, выходу пассажиров из автотранспортного средства.

5.3. Фрахтователь обязан:

5.3.1. Обеспечить и подать в установленном порядке подачу уведомление об организованной перевозке группы детей или заявку на сопровождение автотранспортного средства автомобилями подразделения Госавтоинспекции.

5.3.3. Оповещать родителей (законных представителей) детей, сопровождающих, медицинского работника (при наличии медицинского сопровождения) и соответствующее подразделение Госавтоинспекции (при сопровождении автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции) при неблагоприятном изменении дорожных условий (ограничение движения, появление временных препятствий и др.) и (или) иных обстоятельств, влекущих изменение времени отправления.

5.3.4. Назначать в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения.

Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.

5.3.5. В случае, если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 и более автобуса, назначать старшего, ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку.

5.3.6. В случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов в каждом автобусе обеспечивать наличие наборов пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) из ассортимента, установленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением.

5.3.7. Обеспечивать порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство согласно Приложению.

5.4. Фрахтователь вправе:

5.4.1. Отказаться от исполнения настоящего Договора в случае не предоставления автотранспортного средства и взыскать с Фрахтовщика штраф в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

5.4.2. При невозможности осуществления перевозки представленным автотранспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, аналогичными причинами требовать от Фрахтовщика предоставления другого автотранспортного средства.

6. Стороны совместно

Согласовывают время начала и окончания движения автотранспортного средства по маршруту следования с учетом вопросов обеспечения безопасности организованной перевозки группы детей, и установленного режима труда и отдыха водителей.

7. Ответственность Сторон

7.1. При отказе от услуг Фрахтовщика Фрахтователь обязан возместить причиненные ему таким образом убытки в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

7.2. Фрахтовщик несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира по правилам и в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

7.3. Фрахтовщик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора по правилам и в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Представление автотранспортного средства, техническое состояние которого не соответствует требованиям, считается ненадлежащим исполнением договора, в этом случае Фрахтователь вправе требовать с Фрахтовщика штраф в размере 20% платы, установленной за пользование соответствующим автотранспортным средством.

8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

8.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 8.1 настоящего Договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.

Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.

8.3. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 8.1 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

8.4. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 8.1 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

9. Разрешение споров

9.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.

9.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке.

10. Дополнительные условия

10.1. Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов не допускается.

10.2. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

10.3. При организованной перевозке группы детей автобусами запрещено допускать в автобус и (или) перевозить в нем лиц, не включенных в списки, предусмотренные пунктом 5.1.5 настоящего договора, кроме назначенного медицинского работника. Указанный запрет не распространяется на случаи, установленные федеральными законами.

11. Срок действия договора

Настоящий договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа заключается на срок ____________________.

12. Заключительное положение

12.1. Во всем ином, не урегулированном в настоящем договоре, будут применяться нормы, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также транспортными уставами и кодексами.

12.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его заключения, составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

13. Адреса и банковские реквизиты Сторон:

1. Порядок посадки пассажиров в транспортное средство (Приложение).

Фрахтовщик Фрахтова тель

Приложение
к договору фрахтования
автомобильного транспорта
N__ от _______2017 года

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 27

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством;

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.

4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Лица, организующие или осуществляющие перевозки обучающихся, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, а также за нарушение их прав и свобод. Рассмотрим основные требования к безопасности автобусной перевозки.

Перевозки обучающихся включают в себя доставку детей в образовательные организации и развоз их по окончании занятий (организованных мероприятий), поездки на экскурсии, развлекательные, спортивные и иные культурно-массовые мероприятия.

Транспортному обслуживанию (доставке в образовательные организации) подлежат обучающиеся сельских школ, проживающие на расстоянии свыше 1 км от места учебы. При этом предельный пешеходный подход детей к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м .

Пункт 10.5 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820.

Основные мероприятия по определению маршрутов для перевозки обучающихся

Маршруты для перевозки обучающихся определяет администрация муниципальных образований, выпуская соответствующее распоряжение. Маршруты не должны проходить:

а) через нерегулируемые железнодорожные переезды;

б) через ледовые переправы .

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7.

Специальная комиссия обязана два раза в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования) проверять состояние улично-дорожной сети вокруг образовательной организации (в том числе внутридворовых дорог, площадок) и по маршрутам следования школьных автобусов на соответствие требованиям безопасности движения.

Комиссия формируется по решению администрации соответствующей территории из работников организаций, осуществляющих перевозки обучающихся, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также сотрудников ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора.

Могут ли школы осуществлять перевозку детей самостоятельно?

Образовательные организации могут самостоятельно осуществлять перевозку обучающихся при выполнении следующих условий:

Образовательная организация может также заключить муниципальный контракт на хранение транспортных средств и организацию перевозок с пассажирскими автотранспортными организациями, соответствующими вышеперечисленным условиям.

Кто отвечает за безопасность автобусных перевозок детей?

Профессиональная надежность водителей

К перевозке детей допускаются только водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя ТС категории D не менее года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления ТС либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.

Не реже одного раза в год должны организовываться занятия по соответствующим учебным планам и программам для обеспечения повышения профессионального мастерства водителей.

Кроме этого, в установленные сроки проводится медосвидетельствование водителей и регулярные предрейсовые медосмотры водителей.

Необходимо обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством РФ режимов труда и отдыха водителей.

Должно быть организовано регулярное проведение регистрируемых инструктажей по информированию водителей об условиях движения и работы на маршруте (о наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, режимах движения, организации труда, отдыха и приема пищи, особенностях перевозки детей, изменениях в нормативно-правовых документах и т.д.).

Содержание автобусов в технически исправном состоянии

Для содержания автобусов в технически исправном состоянии директор обязан обеспечивать:

  • проведение в установленный срок техосмотра, обслуживания и ремонта;
  • проведение ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобусов перед выездом с соответствующими отметками в путевом листе;
  • охрану автобусов для исключения возможности самовольного их использования и причинения повреждений.

Автобус для перевозки обучающихся должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком "Дети", поясами безопасности для каждого пассажира, цветографическими знаками безопасности, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями и аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств .

Приказ Минздрава России от 20.08.1996 N 325 "Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)".

Обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах

Для обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах директор обязан участвовать в их обследовании перед открытием и в процессе эксплуатации.

Необходимо немедленно информировать органы, в ведении которых находятся дороги, переезды, переправы, а также органы ГИБДД о недостатках в состоянии проезжей части, принимать предупредительные меры (снижение скорости, изменение маршрута, информирование водителей, прекращение движения).

К сведению. Если требуется изменить маршрут, то предварительно необходимо проверить соответствие дорожных условий на новом пути следования требованиям безопасности путем непосредственного изучения или по справке дорожных органов, органов ГИБДД, представляемой заказчиком.

Руководитель образовательного учреждения обязан немедленно информировать орган управления образованием о несоответствии маршрутов требованиям безопасности дорожного движения, постоянно взаимодействовать с органами ГИБДД для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте.

Когда условия угрожают безопасности (разрушение дорог, вызванное стихийными явлениями, аварии на коммуникациях), следует прекратить перевозки.

Обеспечение безопасных условий перевозок

Для организации перевозок по технологии, обеспечивающей безопасные условия, директор обязан:

  • выделить для групп детей сопровождающих;
  • организовать проведение предрейсовых инструктажей водителей, сопровождающих и детей о мерах безопасности (отметки о прохождении инструктажа заносятся в специальную книгу учета);
  • предоставить водителям график движения и схему с указанием времени и мест остановок, опасных участков, информацию об условиях движения и другие необходимые путевые документы;
  • контролировать соблюдение маршрутов и графиков движения, количество пассажиров (не превышающих число мест для сидения);
  • уведомлять органы ГИБДД об организации перевозок для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов спецмашинами;
  • обеспечивать сопровождение детей, перевозимых колонной автобусов, медработниками;
  • регулярно информировать муниципальный орган управления образованием о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушениях норм безопасности движения;
  • вести учет и анализировать причины ДТП со школьными автобусами и нарушений водителями образовательной организации правил дорожного движения;
  • выезжать на место ДТП для проведения служебного расследования, составлять положенные документы в соответствии с инструкцией по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.

Каковы основные требования к обеспечению безопасности дорожного движения?

Основные требования к обеспечению безопасности дорожного движения установлены Законом N 196-ФЗ . Требования касаются эксплуатации ТС (ст. 16 Закона N 196-ФЗ), техобслуживания и ремонта ТС (ст. 18 Закона N 196-ФЗ), осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией ТС (ст. 20 Закона N 196-ФЗ).

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Должна ли школа при перевозке детей заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика?

Перевозки обучающихся не требуют от образовательной организации заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (далее - страхование ответственности перевозчика). Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 16.07.2014 по делу N 33А-7051.

Учреждение, осуществляющее перевозку собственных работников, перевозило и школьников. Управление автодорожного надзора выдало предписание образовательной организации заключить договор страхования ответственности перевозчика. Образовательная организация посчитала требование неправомерным и обратилась в суд. Суд первой инстанции подтвердил обязанность образовательной организации заключить договор страхования. Но апелляционный суд отменил указанное решение, руководствуясь следующим.

Отношения, возникающие в связи со страхованием ответственности перевозчика, регулируются п. 1 ст. 1 Закона N 67-ФЗ . Этот Закон устанавливает обязательное страхование при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы.

Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Уставом автотранспорта , определяющим общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов, а также общие условия предоставления услуг.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Статья 5 Устава автотранспорта определяет три вида перевозок пассажиров: регулярные, по заказам, легковыми такси.

Регулярные перевозки осуществляются на основании публичного договора (заключение договора удостоверяется билетом) и относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 Устава автотранспорта). Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок, оборудуются указателями маршрута, размещаемыми над лобовым стеклом ТС и (или) в верхней части лобового стекла, где проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута .

Пункты 29 и 30 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Постановление N 112).

Перевозка по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования (п. 1 ст. 27 Устава автотранспорта).

Перевозка легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (ст. 31 Устава автотранспорта).

Апелляционный суд отметил, что перевозку школьников к месту учебы и обратно в рассматриваемой ситуации нельзя отнести ни к регулярным перевозкам, ни к перевозкам по заказам, ни к перевозке легковым такси.

Перевозка детей организована с целью их обучения. Билеты дети не покупают, табличек с номером маршрута на автобусах нет. Следовательно, такие перевозки не подпадают под понятие регулярных, осуществляемых на основании публичного договора. При этом публичным договором в силу ст. 426 ГК РФ признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна предоставлять в отношении каждого, кто к ней обратится, например перевозка транспортом.

В уставе образовательной организации не была предусмотрена возможность осуществления перевозок пассажиров как вид деятельности.

Образовательная организация передала перевозчику в безвозмездное временное пользование транспортное средство - автобус для осуществления перевозки обучающихся. Договор перевозки заключен не был.

Суд не отнес данный вид перевозки к перевозкам пассажиров по заказу и легковыми такси исходя из определений, изложенных в Уставе автотранспорта, поскольку договор фрахтования заключен не был. К тому же в соответствии со ст. 31 Устава автотранспорта, п. п. 102 - 104 Постановления N 112 перевозка легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Суд отметил, что, осуществляя перевозку, образовательная организация не может выступать в качестве фрахтователя и фрахтовщика в одном лице.

Суд сделал вывод, что перевозка обучающихся на транспортном средстве не относится к деятельности по перевозке в соответствии со ст. 5 Устава автотранспорта, подпадающей под действие Закона N 67-ФЗ.

По смыслу положений Закона N 67-ФЗ обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика подлежит деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, которая осуществляется специализированным перевозчиком и является одним из видов его профессиональной деятельности (либо единственным видом), направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок.

Апелляционный суд указал, что между образовательной организацией и учениками нет фактических отношений, подпадающих под регулирование Уставом автотранспорта и Законом N 67-ФЗ.

Обязана ли образовательная организация заключать договор фрахтования с перевозчиком?

Этот вопрос также возник в ходе судебного рассмотрения по делу N 33А-7051.

Суд первой инстанции указал, что наличие договора фрахтования является обязательным. Апелляционный суд не согласился с этим положением, руководствуясь следующим.

Обязанность образовательной организации заключать договор фрахтования противоречит пп. "а" п. 4 Правил перевозки автобусами, в соответствии с которым договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, необходим только в случае осуществления перевозки по договору фрахтования.

Суд указал, что законодатель не ограничивает осуществление перевозки только путем заключения договора фрахтования. Это может быть иной вид договора, как возмездный, так и безвозмездный.

Нужна ли школе лицензия для организации перевозки обучающихся собственным автотранспортом?

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, осуществляемая для обеспечения собственных нужд юридического лица, не подлежит лицензированию. Поэтому лицензия на эту деятельность образовательной организации не нужна. Рассмотрим Постановление Президиума Приморского краевого суда от 10.02.2014 N 44г-6.

Городской прокурор обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что школа имеет на праве оперативного управления два автобуса вместимостью более восьми пассажиров, на которых ежедневно перевозит учащихся из близлежащих сел. В силу п. 24 ст. 12 Закона о лицензировании данные перевозки подлежат лицензированию, однако школа соответствующей лицензии не имеет. Прокурор потребовал в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить школе такую лицензию, а обязанность по финансированию процедуры возложить на муниципальное образование.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Суд первой инстанции в требовании прокурору отказал.

Суд апелляционной инстанции отменил решение, указав, что ежедневный подвоз детей в школу и к месту жительства школьными автобусами, оборудованными для перевозки более восьми человек, по определенному маршруту представляет собой специальные регулярные перевозки детей автобусом юридического лица, для осуществления которых требуется лицензия. Кроме того, по мнению судебной коллегии, подвоз детей в школу не являлся частью образовательного процесса, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что такая перевозка осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица, был признан неверным.

Однако впоследствии президиум краевого суда посчитал требования прокурора не подлежащими удовлетворению и отменил решение апелляционного суда.

Президиум краевого суда указал, что согласно п. 24 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит такая деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, которая осуществляется специализированным перевозчиком и является видом (одним из видов) его профессиональной деятельности, направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок.

Из устава школы следует, что основным предметом деятельности учреждения является реализация общеобразовательных программ. Пассажирские перевозки к видам деятельности учреждения уставом не отнесены.

Разделом II СанПиН 2.4.2.2821-10 определены требования к размещению общеобразовательных учреждений, в том числе п. 2.5 установлена определенная пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений сельской местности. Отмечено, что при расстояниях свыше указанных необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Президиум обратил внимание, что по смыслу приведенных нормоположений одним из элементов организации образовательного процесса является обеспечение доступности общеобразовательного учреждения для учащихся, которая достигается в том числе путем подвоза детей в школу и обратно.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").

Также п. 4 Правил перевозки автобусами определяет перечень документов, наличие которых необходимо для осуществления перевозки детей. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом данным перечнем не предусмотрено.

Поэтому вывод суда первой инстанции, что деятельность школы по регулярным перевозкам обучающихся осуществляется для обеспечения образовательного процесса, то есть для собственных нужд образовательного учреждения, и не подлежит лицензированию, является правильным.

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Инициаторы сопровождения и владельцы сопровождаемых транспортных средств обязаны выполнять все установленные нормативными правовыми актами требования по допуску водителей и транспортных средств к участию в дорожном движении, требования к режиму труда и отдыха водителей.

Примечание.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры) и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:
в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

Необходимые документы

Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов:
1) договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;

Примечание.
В списках детей желательно указывать контактные телефоны их законных представителей.

3) документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);

4) документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей автобусом (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;

5) график движения, включающий в себя расчетное время перевозки с указанием мест и времени остановок для отдыха и питания (далее - график движения), и схема маршрута.

Примечание.
При составлении графика движения необходимо учитывать, что: Транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, вне населенных пунктов разрешается движение со скоростью не более 60 км/ч1.
В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 50 километров.
Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов не допускается.

6) решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) или уведомление о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;

Подача заявки на сопровождение автобусов

Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает в установленном порядке подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции.

Заявка подается не менее чем за десять дней до планируемой перевозки и рассматривается в пятидневный срок.

При рассмотрении заявки и принятии решения о назначении сопровождения учитываются следующие условия:

а) возможность передвижения транспортных средств без осуществления дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
б) оптимальность предлагаемого маршрута и графика следования исходя из интенсивности движения и соответствия дорожных условий требованиям безопасности;
в) возможность использования альтернативных видов транспорта для перевозки;
г) необходимость временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на участках дорог общего пользования.

В случае если осуществление сопровождения требует временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на участках дорог, организатор мероприятия согласовывает заявку на сопровождение с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Перечень документов, необходимых водителю автобуса при организованной перевозке группы детей

Примечание.
В сведениях о медицинском работнике желательно указывать его контактный телефон.

- списка набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением, – в случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов;
- список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка) для автобуса, которым он управляет, сведения о нумерации автобусов при движении (при осуществлении перевозки 2 и более автобусами).

Примечание.
Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.
В случае если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 и более автобуса, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку.

Требования к автобусу, предназначенному для организованной перевозки группы детей

Для организованной перевозке групп детей используется автобус, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, с года выпуска которого прошло не более 10 лет:

1. Оснащен ремнями безопасности, а для перевозки детей до 12-летнего возраста – оснащен детскими удерживающими устройствами, соответствующих весу и росту ребенка, или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства

3. Укомплектован:
3.1. Знаком аварийной остановки, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
3.2. Медицинскими аптечками: для автобусов с полной массой менее 5 тонн – в количестве 2 штук, для автобусов с полной массой более 5 тонн классов II и III – в количестве 3 штук.
3.3. Не менее чем двумя противооткатными упорами (для автобуса с полной массой более 5 тонн).
3.4. Двумя порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 2 л., один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен.
3.5. В случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов – набор пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением

ГУОБДД МВД России

Образец заявки на сопровождение организованной перевозки группы детей автобусами

Читайте также: