Какой была специфика традиционного уклада жизни казаков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россия — огромная страна, на ее территории живет множество народов с разными культурными особенностями, чертами характера и историей. Народообразующее население Ростовской области составляют донские казаки. Известно, что до 1920 года Ростовская область относилась к области Войска Донского, и именно казаки составляли большую часть ее населения. Казаки живут не только в России, каждый год со всего мира приезжают потомки эмигрировавших казаков на родину предков, чтобы приобщиться к казачеству — явлению, связывающему людей единством духа, морали и культуры. Они до сих пор чтят свои традиции, обычаи и бережно относятся к истории.

Собираясь посетить интересную на события, своеобразную на культуру, красивейшую на природу Ростовскую область, опытный путешественник постарается найти хотя бы краткую информацию о традициях коренного населения. А начинается все с фольклора — кладезя необыкновенных знаний о жизни донских казаков.

Фольклор

Рождение

Нужно сказать, что большие семьи, где жили все вместе — родители, дети, братья, сестры, старики, сейчас очень редкое явление в современном мире даже на Дону, где уважение и почет к старшим воспитывался с рождения. Но тем не менее отголоски этого давнего уклада сохранились и по сей день, традиции рождения и воспитания более трех детей возрождаются вместе с народом.

Женщина занимала особое место в семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку- будущему воину и защитнику своей земли — ружье или шашку.

Инициация

В шесть лет (а по некоторым источникам, в 4 года) мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом — майдане. Происходило событие в присутствии всех казаков общины. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту — символ настоящего казака.

Свадьба

Свадьба — интереснейший обряд. Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX века. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе предшествовало несколько этапов.

Смотрины — церемония знакомства будущих мужа и жены. Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство. После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

Сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы. Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин. С шутками-прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты. За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко. После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

Подушки: собранное за всю жизнь невесты приданое за несколько дней до свадьбы перевозили в дом жениха. Это событие снова сопровождали песнями, плясками и весельем. В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги, они пекли каравай, украшали его веточками, цветочками, а потом несли каравай в дом жениха.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками. Впрочем, и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Донская кухня

Традиции вкусной кухни и гостеприимства испокон веков живут на Дону.

Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном. Даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется пара-тройка способов, как быстро накрыть стол. Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Проводы на войну

Защита родины — дело чести любого казака. Перед военным походом в храме обязательно проводился молебен. В дорогу каждый воин брал с собой горсть родной церковной земли. Родители благословляли сына, а жена подводила к мужу коня. Только приняв повод, казак прощался с родными. Сняв шапку и перекрестившись, он отправлялся воевать.

Смерть

Смерть для казаков — естественное явление, в ней нет ничего ужасного. На девятый, сороковой дни и ежегодно в годовщину смерти усопшего поминают. В этот день пекут пирожки с капустой и сухофруктами, варят компот, готовят кутью.

Смерть на поле боя считалась для казака высшей наградой и божественной милостью.

В день памяти казаков, пострадавших за веру, Дон и Отечество, каждый год проводится поминальный молебен во всех храмах Войска Донского. О кровавых страницах истории казачьего народа безмолвно говорят курганы и памятники.

Культура повседневности является составной частью общей культуры и включает в себя весь образ жизни человека - от манеры одеваться до своеобразия национальных праздников и ключевых календарных дат (8), а также весь разнообразный спектр взаимоотношений, поступков, идеалов, правил, формы коммуникаций и ценностных ориентаций. Ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. Учитывая заслуги казачества, вправе сказать, что они выработали комплекс общезначимых ценностей, который формировался в условиях повседневной жизни. Культура казачества с начала своего возникновения ассимилировала в себя наиболее рациональные элементы быта, обрядов, обычаев, ритуалов и нравов всех значительных этнических групп состава местного населения тех территорий, на которых они жили. Из всего многообразия обычаев и традиций отбирались наиболее гуманистические и наиболее пригодные к русскому пониманию и быту.


Повседневная культура казаков характеризуется военно-земледельческим укладом жизни, который составляла военная служба, общинное землевладение и землепользование, местное самоуправление с его круговой демократией, включая разрешение возникающих внутриобщинных споров самой общиной в форме казачьего суда. Каждый отдельный отряд (казачий юрт) назывался станицей. Станичная жизнь строилась на принципах общинной демократии ( в основе - общественное мнение): высшим органом являлась сходка - казачий круг, на котором выбирались атаман и его помощник (есаул), а также дьяк (писарь). Вокруг выборных группировались "лучшие люди" - станичные атаманы и есаулы, наиболее авторитетные казаки.

Важнейшие вопросы казачьей жизни решались на круге: вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся, организация рыбной ловли, военных походов, пользование землями, лугами и пастбищами.


Необходимо отметить, что и в радости, и в горе, казаки проявляли единство, взаимопомощь, оказывали поддержку друг другу.


Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время рыбного промысла, добровольной безвозмездной помощи при строительстве дома. Характерны для казаков традиции совместного проведения досуга: проводы молодых казаков на службу и его встреча, трапезы после завершения каких-то сельскохозяйственных работ. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке.
Только война сгоняла казаков с родных мест.


Таким образом, общинный образ жизни утверждал идею равенства: любой казак мог стать атаманом. В то же время такая форма жизни помогала выбрать лучшего: каждый казак был на виду, были видны его личностные качества.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости.
Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. (3,41,56) Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо женщина — будущее народа. В силу особенностей военного быта исторически выработался особенный тип женщины - казачки. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить. Иногда казак от длительной военной службы мог деморализоваться, превратиться в лентяя и белоручку, но казачка всегда оставалась героиней. В казачьем быту родимая матушка всегда свято почиталась всеми членами семьи.(3) Среди Зауральских казаков пользуется уважением день Матери - Гугнихи, праматери всех зауральских казаков.(39)


Мужчина и женщина почти полностью равноправны, что обуславливалось тем весьма важным обстоятельством, что казачка в отсутствие мужа вела свое хозяйство сама и поддерживала дом. Главой семейства всегда оставался отец, а в случае его смерти главенство в доме переходило к матери. До сегодняшнего дня сохраняется традиционное уважительное обращение жены к мужу по имени-отчеству.(41)


Семья у казаков была патриархальной - глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным хозяином: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих семьях до сегодняшнего дня.

Взаимоотношения со старшими


Детям часто устраивались экзамены на знание молитв. Приход старика в дом было ярким радостным событием или предупреждением, после которого следовал вызов к атаману. Смерть старика погружала всю станицу в траур.


При старших считалось неприличным не поздороваться, сидеть (если они не позволят), появляться не вполне одетыми.


Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.


Член Совета Стариков станицы должен был отвечать обязательным требованиям: - быть честным, добропорядочным, верующим;- быть казаком;- соблюдать казачьи обычаи и традиции; - пользоваться уважением и доверием казаков; - иметь большой жизненный опыт, обширные знания и авторитет в городе;- брать на себя ответственейшие решения.


Таким образом, старшинство помогало сформировать у молодежи чувство уважения и поклонения старшим не только как хранителям традиций, знаний, обычаям, но и носителям казачьей чести.


У казаков существовала регламентированная и ритуализированная система половой дифференциации: девочку воспитывали как хозяйку и рукодельницу, жену казака, подчиняющуюся мужчине, мальчика - как будущего хозяина дома и воина. Воспитание по пословице: “Казни сына от юности, да утешит тя в старости” - давало казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев. С самого раннего детства детям постоянно внушались идеалы строгой доброты и послушания, совестливости, справедливости, прилежания к труду.


В семейном воспитании казаков можно выделить:

Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. С трёх лет мальчика сажали на коня, с раннего детства он начинал собирать снаряжение, в 3 года уже самостоятельно ездили верхом по двору; в 5 лет казачата играли в войну, стреляя из лука, разделившись на две равные части. Несли впереди бумажные знамена с начертанными на них крестами, хлопали хлопушками, противники сходились и сражались, отчаянно рубились игрушечными саблями, кололись камышовыми пиками, отбивали зна¬мена друг у друга и захватывали пленных. Победители под музыку дудок и трещоток торжественным строем возвращались в город. Позади них, стыдливо опустив голову и заливаясь слезами, шли пленные. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек - к работам по дому и огороду; с 10 лет казаки посещали казачий Круг и впитывали традиции старших, привыкали жить общими заботами; в десять подростки могли гонять коней на водопой, нередко без седла и уздечки и непременно рысью, запрячь лошадь, пасли коней в ночном; в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь; с 14 лет ухаживал за жеребёнком и дальше рос вместе с ним; 14-15 - летние подростки могли джигитовать как взрослые, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть из-за него огонь. В 19 лет готов был встать в строй. В конюшне у казака был конь-фронтовик, под рукой – сбруя, седло, четыре подковы, шашка, карабин и пика, перемётные сумы, а в них – 11 фунтов сухарей. После приказа казак был готов к походу и бою. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке.

3.Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами, при пожаре, наводнениях, при встрече с лесу или степи с опасным зверем, обучали, как развести огонь в дождь и т.д. Главными во всех этих ситуациях считались: не поддаваться панике, не терять разум и контроль над собой; не сдаваться в любых обстоятельствах, сохранять уверенность в себе; даже тогда, когда совсем не видно никакой возможности выбраться из беды, все равно нужно искать выходы. Безвыходных положений не бывает.


4.Учение послушанию. Честный казак- это хороший семьянин и работник. Разумный человек вырастет из послушного, а из не послушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник.


5.Самостоятельного принятия решения и сопереживания боли близких, рядом идущих: внушали, что себялюбие и зависть может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Считалось, что зависть - есть ненависть. Завистники - это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства. Родители старались привить детям навыки почитания корней родства - близкое родство почиталось до пятого колена. К шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников проживающих в станице. Закреплению у детей родственных уз, воспитанию в требованиях обычая, традиций способствовали посещения родственников в праздники, помощь им в трудностях.

Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми, не только отцом, матерью, но всей общиной. Главными методами воспитания были - страх наказания и осуждения поступка. Существовала система наказаний. Например, за сквернословие и кражу пороли. Попавшихся на воровстве пороли публично, а затем, привязав к телу украденное, водили по улицам и требовали кричать о содеянном. Результат такого воспитания чаще всего был положительным- нарушение порядка не выходило за рамки дозволенного. Вырастая, казачата становились достойными людьми.

Учителями казачат в искусстве верховой езды, меткости стрельбы, ловкости и слаженности действий сначала были отцы. Попозже "малолетков" отдавали в обучение самым опытным казакам станицы, которые на зара¬нее отведенном месте, каждый на своем коне и в пол¬ном вооружении, в присутствии атамана, обучали казачат всем при¬емам воинского искусства: учили стре¬лять на полном скаку, мчаться во весь дух, стоя в седле, и одновремен¬но отмахиваться саблей, поднимать с земли монету и рубить пламя свечи, стоящей на низенькой подставочке. Самым метким юным стрелкам, самым лихим молодым наездникам атаман торжественно вручал бога¬тое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. Эти свои первые награды казаки ценили и хранили всю свою жизнь. Так вырастали целые поколения.


Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. К примеру, некоторые положения устава: Казак верен Отечеству. Казак вежлив. Казак бережлив. Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем. Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.


Казаки, воспитывая будущего мужчину, культивировали в нем мужественность, отвагу, справедливость и доброту, то есть мужскую честь.

Определенные традиции, существующие в воспитании девочек-казачек, способствовали формированию представлений о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. Такие семьи подвергались насмешкам. После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины выполняли и мужскую работу.


Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда в постоянной готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности.(30) Все это не могло сказаться на своеобразии казачьего характера, замешанного на вольнолюбии, физической и духовной силе казаков. Казаки в течение многих веков создали и своеобразную школу воспитания моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам: - не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, - искоренять зло и ненависть, -относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе, -разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями,- быть всегда правдивым и искренним не только в словах, делах, но и в мыслях, -жить только за счет своего труда, избавляться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.- воздержание и умеренность во всем.- свобода от накопительства; настоящий казак должен приобрести необходимые вещи, принимать подарки, преподносимые от чистого сердца и в которых есть истинная нужда.

Таким образом воспитывала детей вся община. У казаков существовала система половой дифференциации. Мальчика-казака с самого раннего детства учили быть казаком: учили обращению с конем, с оружием, учили быть в постоянной готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, прививали качества, которые не только помогут проявиться в бою, но и помогут нести тяготы хозяйственной деятельности.

Заслуживало уважения лечение казаков от полученных ран на поле боя. Распространенным децинфицирующим средством среди казаков, к примеру, была паутина, которую сматывали, и посыпанную порохом, прикладывали к ранам. От этого зарубцевавшиеся шрамы приобретали синий цвет(53). Для казаков характерно- они никогда не уродовали собственное тело татуировкой, потому что оно было сотворено по образу и подобию Божию. Боялись каких-либо отметин на теле, даже родинки считались дьявольским наваждением, потому, скажем, в гвардию с большими родимыми пятнами на теле не брали.

Основной одеждой казаков-мужчин были мундиры. Происходила военная реформа — менялся воинский мундир — а с ним менялся и костюм станичников. Старики по станицам продолжали носить одежду, в том числе и новошитую, по привычным для них образцам: в каких мундирах они служили в молодости, в таких и умирали в старости.


Казаки, поступая на службу в советскую армию, не имели права носить крест на груди, и поэтому, чтобы не остаться без креста, раскаливали медный крест докрасна и прикладывали к груди. В казачьем староверческом мировоззрении было точное, не подвергаемое сомнению клише: снявший крест — обречен. И делали это из-за высочайшего страха — страха Божьего — страха потерять душу, страха перестать быть человеком и личностью.


Головой убор-фуражка или папаха символизировал принадлежность к казачеству. Лампасы не носили последние лет тридцать-сорок, а фуражки, неизвестно где шитые, существовали всегда. Шапка играла очень большую роль и в гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических прав главы рода, главы семьи. У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек в прихожей можно было судить, сколько казаков живет в этом доме, сколько объединено в семью. Фуражки или папахи без кокард формально принадлежали казакам нестроевых возрастов. Но этот обычай почти никогда не соблюдался, может, потому, что казачата хотели казаться старше, а старики — моложе!


Атаман носил особую высокую шапку, которая ему не принадлежала, как и кафтан особого покроя из дорогого материала. Шапка была знаком его атаманства и принадлежала казачьему обществу. Обычаи, говорящие о высокой роли шапки в гражданской жизни казачества, сохранились до сих пор. При выборах атамана, каждый кандидат или каждый выступающий, выходя в круг, снимает шапку. Если кандидатов несколько, то все они при выдвижении сидят без шапок. Вообще-то, обычай обнажать голову означает покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение воле другого (того, кто в шапке). Все остальные казаки круга сидели в головных уборах. Но как только атаман был выбран, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки без исключения снимали головные уборы. С этой минуты признавалась воля атамана над их головами.


В истории России казаки стали уникальным явлением. Они представляют собой определенный социум, который в свое время позволил могущественной империи дорасти до огромных размеров и закрепиться на новых землях, которые впоследствии стали полноправными частями великой страны.

казаки с кинжалами

Появление казачества

Уже в этих первых источниках показывается двойственность казачества. Под этим термином понимали и вольные народы, жившие на окраинах территории России, и служилых людей, входивших в пограничные войска или городскую стражу.

Расселение казаков

Южные окраины России осваивали, как правило, беглые крестьяне и люди, искавшие лучшей доли. Попадались среди них и те, кто не был дружен с законом. Присоединялся к ним и прочий люд, которому не сиделось на месте.

Казаки образовывали дружины, ставив во главе своих войск выбранных атаманов. Они сражались то на стороне своих соседей, то против них. Таким образом и была сформирована Запорожская Сечь. В 1860 г. казаки начали переселяться на Кубань. В тот же период сформировалось и Всевеликое Войско Донское.

Несколько позже русские цари начали наводить на этих территориях порядок. Причиной тому стало участие казаков в восстаниях русского народа. Петром I этот край был включен в Российскую империю. Своим указом царь повелел его жителям служить в армии. Таким образом и появились казаки как род войск.

История казачества

Русь, а после и Российская империя, всегда стремились расширить свои границы. Порой это делалось ради охотничьих угодий. Иногда причиной тому становились земли. Порой расширение границ было необходимостью самозащиты (например, как в случае с Кавказом и с Крымом). Но как бы там ни было, в частях отборных войск непременно присутствовали казаки. Они же впоследствии и селились на завоеванных землях. Казаки возделывали поля и строили станицы. Одновременно с этим они защищали территории от соседей, недовольных таким присоединением России или просто не желавших мирно сосуществовать с нею.

групповое фото казаков

С местными жителями завоеванных земель казаки жили в мире. Порой они даже перенимали у них некоторые традиции и обычаи. Заимствовались, в частности, кухня и музыка, язык и одежда. Все это привело к тому, что обычаи и традиции казаков различных регионов России стали серьезно отличаться друг от друга. Представители этого социума в настоящее время носят разную одежду. Отличаются также их говор и песни. Самым ярким примером тому служат традиции и обычаи кубанских казаков. Они достаточно быстро переняли некоторые элементы одежды у горцев. Среди них папаха, черкеска и бурка. Таким образом, традиции и обычаи кубанских казаков приобрели черты народов Кавказа. Это послужило причиной возникновения уникального культурного явления. В песнях и музыке кубанских казаков стали слышны кавказские мотивы. Примеров тому множество. Так, весьма схожа с горской казачья лезгинка.

В конце 17 в. бравые воины постепенно стали трансформироваться в элиту русской армии. Завершился этот процесс в 19 в. Однако система, выстраивавшаяся годами, рухнула после Октябрьской революции. Одни казаки присоединились к движению белогвардейцев. Другие же приняли власть большевиков.

изучение истории казачества

Сегодня казаки проживают во многих регионах нашей страны. Они объединены в различные сообщества и принимают активное участие в жизни государства. В местах компактного проживания представителей этого социума дети могут изучить обычаи и традиции казаков. Фото и видеоматериалы позволяют молодежи напомнить о том, что их предки отдавали свои жизни, вставая на защиту Отечества.

Менталитет

Казаки всегда считались народом своенравным, воинственным и гордым (порой излишне). Именно поэтому у них постоянно не прекращались трения с соседями, а также с земляками, не относившимися к их сословию. Однако подобные качества весьма хороши для боя. Именно поэтому воинственность и гордость приветствовались внутри общин. Достаточно сильным был характер и у женщин. Ведь на них держалось все хозяйство, когда мужчины уходили воевать.

Стоит отметить, что человек не может причислять себя к этому сообществу, если он не знает и не придерживается обычаев и традиций казаков.

казаки пишут письмо турецкому хану

Характер казака всегда отличался двойственностью. Порой этот человек забавный, шутливый и веселый. А иногда – необычайно молчаливый, грустный и неприступный. Объяснение этому весьма простое. С одной стороны, эти люди, которые постоянно смотрели в глаза смерти, не пропускали даже малейшую радость, выпавшую на их долю. С другой – в душе они всегда были поэтами и философами. Казаки часто предавались размышлениям. Это были мысли о суете сущего, о вечном, а также о неизбежности окончания жизненного пути.

Основа формирования морально-нравственных устоев этих обществ – 10 заповедей Христовых. Взрослые всегда приучали детей к их соблюдению. Также всегда в этой среде строго придерживались народных обычаев и традиций казаков. Их в каждой семье считали жизненной и бытовой необходимостью. Нарушение или несоблюдение любого обычая и традиции всегда осуждалось всеми живущими в поселке, станице или на хуторе.

Подобных правил и устоев довольно много. Причем постепенно в их перечне происходили некоторые изменения. Так, некоторые обычаи и традиции приходили на смену исчезнувшим. Время фильтровало их и оставляло лишь те, которые наиболее полно отражали культурные особенности этого социума.

Кратко традиции и обычаи казаков можно сформулировать следующим образом:

  • Уважительное отношение к старшему поколению.
  • Почитание гостей.
  • Уважение к женщине (жене, сестре, матери).

Эти описанные кратко традиции и обычаи казаков служат для них своеобразными домашними законами. Познакомимся с некоторыми из этих догм подробнее.

Отношения с родителями

Почитание старшего поколения всегда было для казаков не только обычаем, но и внутренней потребностью. Проявлялась она в заботе сына или дочери о своих родителях, а также о крестной и крестном. Тем временем, когда этот долг был полностью исполнен, считались поминки, справлявшиеся на сороковой день после ухода близких людей в иной мир.

В задачу крестной матери входила помощь родителям по подготовке девочки-казачки к замужней жизни. Она приучала ее к труду, бережливости, рукоделию и к домашнему хозяйству.

Главной обязанностью крестного отца являлась подготовка маленького казака к службе. При этом спрос с него был больше, чем с родного отца.

Обычаи, традиции и нравы казаков таковы, что авторитет матери и отца для молодых людей считался непререкаем. Они настолько почитали своих родителей, что без их благословения не принимали решений по самым важным делам и не начинали никакой работы. Этот обычай сохранился и до наших дней.

Большим грехом считалось непочитание родителей. Без их согласия не принимались решения о создании семьи. А при изучении традиций и обычаев уральских казаков выявляется тот факт, что родители, как правило, сами выбирали невесту для своего сына. Причем расставались супруги очень редко. В казачьей среде разводы были не приняты.

Старшинство, которое являлось естественной необходимостью повседневной жизни, прочно скрепляло родственные и семейные узы, помогая молодежи в формировании характера.

Отношения со старшими

В традициях, обычаях и культуре казаков всегда прослеживалось уважение к прожитым годам. Молодежь всегда почитала старших по возрасту. Она отдавала дань уважения людям, которые перенесли множество невзгод и уже не способны постоять за себя из-за наступившей немощи. Младшие при этом всегда проявляли сдержанность по отношению к людям старшего возраста. Они заботились о стариках и всегда готовы были оказать им помощь. Помимо этого, обычаи казаков требовали соблюдения определенных норм этикета. Так, при появлении человека почтенного возраста все вставали. Тот, кто был в форме, прикладывал руку к козырьку головного убора. Молодежь без формы снимала шапки и кланялась.

В присутствии человека, который старше, не разрешалось курить и сидеть. Нельзя было также и разговаривать (без его разрешения), а уж непристойно выражаться – тем более.

Отношение к гостям

Человек, зашедший на огонек, считался у казаков божьим посланцем. При этом самый желанный и дорогой гость – это незнакомец, который проделал долгий путь из дальних мест и нуждается в приюте, опеке и отдыхе.

Казаки презрительно относились к тому, кто не оказывал должного уважения к страннику. Вне зависимости от того, сколько лет гостю, ему непременно было отведено самое лучшее место на отдыхе и за трапезой. Считалось, что неприлично в течение трех суток спрашивать у этого человека о цели его прибытия. Даже старики уступали свое место молодому, если это был гость.

Согласно обычаям казаков, они никогда не брали с собой еды, если ехали по делам. Ведь в любом поселке, станице или на хуторе у них обязательно были близкие или дальние родственники, кумовья, сваты или просто сослуживцы, которые непременно встречали, кормили и давали ночлег. Именно поэтому не в традициях казаков было останавливаться на постоялом дворе. Исключение составлял только приезд в город для посещения ярмарок. Кстати, подобный обычай сохранился до сих пор, а казачье гостеприимство не претерпело особых изменений.

В традициях представителей этого социума всегда была и необыкновенная честность. Считалось даже, что любой может оставить деньги прямо на улице, не опасаясь того, что они будут похищены.

Казак и женщина

скульптура казак и женщина

Какой бы характер ни имела женщина, относиться к ней следовало уважительно. Ведь она является будущим народа. Обычаи казаков не допускали присутствия женщины на сборах даже для того, чтобы решить личные вопросы. За нее ходатайствовал атаман, крестный, старший брат или отец.

У казаков женщины пользовались таким уважением и почитанием, что наделять их правами мужчины даже не было необходимости.

Великим позором для представительниц слабого пола считалось появление на людях с непокрытой головой. Не разрешалось казачкам стричь волосы или носить одежду мужского типа. На людях муж и жена проявляли сдержанность с некоторыми элементами отчужденности.

Поведение в быту

Еще одна черта, характерная для нрава казаков. Воины воспринимали свою одежду как вторую кожу. Они содержали ее, как и тело, в опрятности и в чистоте. При этом казак никогда не носил одежду с чужого плеча.

казаки пляшут

Среди казачьих обычаев были и другие особенности быта. Все они порождены имеющимися условиями жизни. Например, казак никогда не появлялся на улице под руку со своей женой. И это также можно было объяснить заботой о женщине. Ведь в боях казаки несли потери, которые порой были значительные. И представить себе, что мужчина будет идти по улице в обнимку с женой, а навстречу им попадется молодая казачка, потерявшая своего супруга, просто невозможно. Что будет твориться у вдовы на душе? По той же причине казак никогда не появлялся на улице с ребенком на руках.

На протяжении длительного периода в обычаях бравых воинов присутствовали мужские беседы. Они представляли собой гулянья без женщин. Так же и казачки собирались без мужчин. Когда они отмечали что-либо вместе (свадьбы, именины или крестины), то садились по разную сторону стола. Это нужно было для того, чтобы выпивший казак не проявил вольностей к чужой жене, а другие при этом не пустили в ход оружие.

Перед тем как в дом невесты шли сваты, жених бросал в ее двор свою палку. Такой обычай был у терских казаков и отчасти у кубанских.

У тех общин, которые жили на Урале, родители невесты не готовили приданое. Отец жениха платил перед свадьбой так называемую кладку.

В обычаях казаков было участие в свадебных церемониях только женатых мужчин и замужних женщин. Отдельные вечеринки проводились для молодежи в доме жениха и в доме невесты. Причем неженатые казаки и незамужние казачки собирались до проведения свадьбы. Подобный обычай указывал на заботу о нравственных устоях молодежи.

Весьма востребованным у казаков был и культ гостинцев и подарков. Без них ни один мужчина не возвращался из долгих походов. Никогда не ходили казаки без подарка и в гости.

Казачий конь

В обычаях уральских воинов было не принято отправляться на войну на кобылице. Терские же казаки, когда выезжали из дома, садились на коня, которого седлала и подводила мать, сестра или жена. Эти женщины потом и встречали мужчину. После расседлывали коня и следили за тем, чтобы животное остыло, до того как его отправят к кормушке и к пойлу.

Обычаи кубанских казаков были несколько иными. Коня для воина приводила жена, которая при этом держала повод в подоле платья. Она передавала повод мужу, и только после этого он обнимал и целовал свою супругу, детей, а порой и внучат. Далее казак садился в седло и, сняв папаху, крестился. Он привставал на стремена, чтобы еще раз взглянуть на уютную и чистую белую хату, на вишневый сад и палисадник с цветами. После этого воин надевал папаху и ехал к месту сбора.

казаки на конях возле хаты

Культ коня был и в традициях донских казаков. Обычаи и нравы, которые сложились в этих общинах, легли в основу некоторых примет и поверий. Так, казак еще до службы уже определял ее исход по своему коню. Если животное мочилось, то считалось, что быть беде. Воин либо будет ранен, либо попадет в плен. Испражнение лошади считалось добрым знаком. Он говорил о том, что казак вернется домой цел и невредим.

В традициях и обычаях донских казаков есть много интересного. Например, главным страхом для воина считалось уронить шапку в тот момент, когда он выходит из дома. Подобный знак говорил о том, что казак будет убит.

Существовали у донских казаков традиции и обычаи, позволяющие им проверить, какой конь принесет им удачу в походе. Для этого необходимо было выполнить особый ритуал. С приходом весны, завидев первую ласточку, казаку нужно было закрыть глаза и перевернуться через левую сторону. После этого следовало взглянуть под каблук левого сапога. На земле должен был находиться волос в масть того коня, которого необходимо выбрать для похода.

Когда казака провожали в последний путь, то за его гробом сразу шел боевой конь, накрытый черным чепраком. К седлу животного было приторочено боевое оружие хозяина. И только после коня шли близкие погибшего.

У донских казаков с древних времен имеется обычай: отправляясь в поход, брать с собой немного родной земли. Причем набирать ее нужно только из определенных мест: либо возле церкви, либо на могиле родителей, либо во дворе своего дома. Земля перед походом зашивалась в мешочек, который казак вешал на грудь возле нательного креста. Также эти казаки, отправляясь на войну, непременно прощались с Доном. При этом они, по традиции, шутили. Однако подобные действия нельзя отнести к легкомысленным поступкам. За шутками казаков скрывались глубокие чувства.

Особые традиции и обычаи казаков, нерушимые и особо почитаемые

Говорить о казачестве, как этнической единице можно бесконечно, так как особые территории России издавна населяли те же вроде бы русские народы, но имеющие кое-какие особенности в укладе быта. Традиции и обычаи казаков – это особая тема для рассмотрения, оказавшаяся в свое время в поле зрения историков, искусствоведов, филологов, фольклористов, этнографов.
Казачий быт и нравы можно рассматривать сейчас воочию, поскольку, несмотря на довольно богатую историю своего существования, казачий субэтнос не особо утратил свою самобытность. Однако изучать это все можно бесконечно, читая произведения художественной литературы, рассматривая полотна художников, просматривая кинофильмы. Всего этого, слава богу, посвящено достаточно казачеству в отечественной, а также и мировой истории.

Много сведений об обычаях казаков можно почерпнуть в произведениях русских писателей, особенно у А. Пушкина (уральское казачество), Н. Гоголя (запорожское казачество), М. Шолохова (донское казачество), Л. Толстого (кубанское казачество).
Приведем особенности обычаев и традиций казачества, общих для всех ветвей данного этноса.

Старший в семье – мужчина: мужчина-отец, мужчина-свекор, мужчина-дед, мужчина-брат. Одна семья, как правило, трехпоколенная. Так, молодые обязаны почитать старых, потому что последние – это старейшины, хранители традиций и обычаев. Их задача – в правильном русле воспитывать детей и внуков.

Если вся семья собралась и ведет беседу, то только с разрешения старшего принято вступать в разговор, высказывая свою точку зрения. То есть во всем нужно спросить разрешения у старейшины.

Старая женщина, мать или свекровь, это глава женской половины дома. Ей подчиняются дочери, невестки. Она всегда права. Задача невестки – добиться расположения свекрови.

Отношения между мужчиной и женщиной вообще в свете традиций и обычаев казаков сводились к тому, что мужчина занимается своими делами, а женщина своими, но жена подчиняется мужу и боится его. Так, побить жену у казаков – это просто проявить свою волю, отдать дань традициям. Жена не таит обиду на мужа и считает побои нормой.

Женщина не могла действовать от своего имени нигде. Если требовалось, чтобы решился какой-либо ее личный вопрос, то в роли ее посредника выступал отец, муж, брат или даже атаман казачьего общества.

Традиции и обычаи казаков диктуют особую систему поведения на людях:
- казак почти никогда не занимается детьми, он даже не может на улице взять ребенка на руки, а свою жену взять под руку.
- любой гость в доме казака почитается очень высоко. Отсюда такой обычай, когда нужно ставить на стол все, что есть на кухне, преимущественно самое лучшее и вкусное.

- женщины и мужчины отдыхают отдельно на посиделках. Но для казаков характерно объединяться и устраивать широкие застолья по любому важному поводу – свадьбе, рождении, крестинах детей, похоронах. Они любят выпить, побалагурить, попеть песни, но в разумных пределах. Но и тут женщины и мужчины сидят по разные стороны стола.

Что касается культуры и искусства, то это особая линия обычаев и традиций казачества: их фольклор разносторонен и разнообразен в плане песен, частушек, преданий и других форм.

Национальный костюм – это гордость казаков, они надевают его на все празднества и поныне.
- казаки – это воинствующая народность. Смысл их жизни – это служба своей стране, своим идеалам, защита своей семьи, слабых и обездоленных, женщин. Военное искусство казаков находится на высшем уровне: они хорошо держатся в седле, работают шашкой и другими видами оружия. На войне они ценят храбрость, ненавидят трусость, а также лишние, ни к чему не приводящие разговоры. Предводитель войска почитается так же, как старейшина.

- воля – вот что более всего любят казаки, о чем свидетельствует многочисленный казачий фольклор.

Особого внимания требует анализ языка казаков
Традиции и обычай казаков не застыли во временах, к которым относятся описания казачества у Гоголя, Шолохова, Толстого. Они живы до сих пор.
Поэтому казачий субэтнос остается особой народностью на территории России.

Читайте также: