Какой библейский миф сходен с мифом древних шумеров кратко
Обновлено: 30.06.2024
Археологические исследования, проведенные за последнее столетие в Египте и на Ближнем Востоке, обнаружили такие сокровища культуры, о каких и не подозревали предшествующие поколения ученых. Благодаря наследию древних цивилизаций, извлеченному из-под толщи песка и пыли, в результате расшифровки древних наречий и восстановления давно утерянных и забытых литературных памятников наш исторический горизонт сразу расширился на много тысячелетий.
Кудурру - межевые камни
Кудурру (межевой камень) Мелишипака (12 в. до н. э.) из Суз, на котором наиболее полно представлены символы богов шумеро-аккадского пантеона. Париж, Лувр.
Символы богов:
- 1-й ряд: полумесяц - Син, звезда - Иштар, солнечный диск - Шамаш, ниже - рогатая тиара на алтаре - Аи, вторая рогатая тиара - Энлиль, баран и рыбо-козёл - Энки (Эйя), пуповина (?) и нож на алтаре - богиня-мать (Нинхурсаг?).
- 2-й ряд: символы божеств войны и подземного мира: крылатый лев и дубинка с двумя пантерами - Нергал, коршун и кривой нож (?) - Забаба, грифон, и кривой нож (?) - Нинурта.
- 3-й ряд: копьё на драконе - Мардук, доска с грифелем на алтаре - Набу, собака - Гула.
- 4-й ряд: бык и молния на алтаре - Адад, ножницы. (?) и баран - не расшифровано, светильник - Нуску, плуг - Нингирсу, птицы - возможно, касситское божество Шукамуна и его супруга Шамалия (?).
- 5-й ряд: сноп (?), возможно, символ Нисабы, рогатый змей - Нингишзида, скорпион - возможно, Ишхара.
Одним из важнейших результатов археологических исследований в "библейских странах" были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно - отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
Шумерская литература оказала на древнееврейскую глубокое и сильное влияние. Поэтому одной из увлекательнейших сторон расшифровки и перевода клинописных текстов является установление сходства или параллелей между шумерскими и библейскими сюжетами.
Разумеется, шумеры не могли оказать прямого влияния на древнееврейскую литературу, потому что сами исчезли задолго до того, как появились евреи. Однако нет никаких сомнений в том, что шумеры многое дали хананеям, непосредственным предшественникам евреев в стране, которая позже стала называться Палестиной, а также соседним народам - ассирийцам, вавилонянам, хеттам, хурритам и арамеям.
Убедительным примером таких параллелей может служить миф "Энки и Нинхурсаг". Текст этого мифа был опубликован еще в 1915 г., однако его содержание оставалось неясным вплоть до 1945 г., когда я напечатал в Bulletin of the American Schools of Oriental Research новый вариант текста.
Поэма насчитывает 278 строк, размещенных в шести колонках одной таблички, хранящейся в Музее Пенсильванского университета в Филадельфии. Меньшая копия той же таблички, опознанная Эдвардом Кьерой, находится в Лувре. Содержание этого мифа о рае - впрочем, рае скорее для богов, чем для людей, - вкратце сводится к следующему.
В стране Дильмун - "чистой", "непорочной", "светлой" - не было пресной воды, столь необходимой для жизни растений и животных. Поэтому Энки, великий шумерский бог воды, приказал богу солнца Уту доставить в Дильмун воду с земли. Когда это было исполнено, Дильмун превратился в божественный сад, где зеленые поля перемежались с цветущими лугами.
В райском саду богов великая богиня-мать Нинхурсаг (возможно, первоначально она была матерью-землей) вырастила восемь растений. Ей это удалось только после довольно сложной работы, во время которой на свет появилось три поколения богинь, причем - это подчеркивается в поэме неоднократно - все они появились на свет без мук. Но Энки, по-видимому, пожелал отведать растений, выращенных Нинхурсаг. И вот его посланец, двуликий бог Исимуд, срывает драгоценные побеги один за другим, дает их своему господину, и Энки съедает все без остатка.
Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на кончину. И для того, чтобы не смягчиться и не изменить своего решения, она покидает общество богов.
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае?
Прежде всего есть основания полагать, что сама идея рая, сада богов, появилась в Шумере. Шумерский рай, согласно поэме, был расположен в стране Дильмун, очевидно в юго-западной части Ирана. В этой же стране Дильмун поместили позже свою "страну бессмертия" - вавилоняне, семитический народ, покоривший шумеров. Есть ряд указаний на то, что библейский рай тоже располагался на восток от Палестины, в Эдеме - там, откуда берут начало четыре величайшие реки, в том числе Тигр и Евфрат. Похоже, что это был все тот же рай шумеров, страна Дильмун.
Далее, отрывок, в котором бог солнца Уту орошает Дильмун водой, принесенной с земли, весьма напоминает слова Библии: "Но пар поднимался с земли и орошал всю поверхность земли" [Книга Бытия, 2, 6].
Появление на свет богинь без мук проливает свет на происхождение проклятия Евы, обреченной в муках являть миру детей своих. А эпизод, когда Энки съедает восемь растений, навлекая на себя гнев матери-богини Нинхурсаг, напоминает сцену с запретным плодом дерева познания добра и зла, погубившим Адама и Еву, которые были прокляты за этот грех.
Я пришел к такому, вполне возможному, объяснению библейской легенды через влияние шумерской поэмы совершенно самостоятельно в 1945 г. Однако та же мысль была высказана на тридцать лет раньше выдающимся французским ассириологом Шейлем, о чем мне сообщил американский, востоковед У. Олбрайт. Раз к подобному объяснению пришли двое, значит, оно вполне правдоподобно.
Особенности шумерской поэзии
Чтобы дать представление о настроении и стиле шумерской поэмы, я приведу ряд наиболее ярких и характерных отрывков.
Нинту, матерь страны,
На брегах реки взрастала Нинсар.
А Энки - он затаился в болотах, он в болотах затаился.
Советчику своему Исимуду так он молвит:
"Отроковицу милую я ли не поцелую,
Нинсар милую я ли не поцелую?"
Советчик его Исимуд так ему отвечает:
"Отроковицу милую, поцелуй ее!
Нинсар милую, поцелуй ее!
Он поставил ногу в лодку,
А другой уж земли коснулся твердой.
Он к груди прижал ее, он поцеловал ее.
В представлении шумерских теологов рай предназначался не для людей, а для бессмертных богов. Но перейдем теперь от рая к аду, от небес к подземному царству, которое сами шумеры определяли как "страну, откуда нет возврата". В эту страшную страну спускается непокорная, своевольная богиня, чтобы удовлетворить свое непомерное тщеславие. История ее нисхождения в подземное царство, о которой пойдет речь в следующей главе, сохранилась лучше многих других шумерских мифов. Кроме того, в ней мы находим весьма интересную параллель с одной из важнейших тем Евангелия.
Источником еврейской мифологии является Ветхий Завет. Танах описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма.
Источниками по шумерской мифологии являются, мифы и сказания, шумерского народа, на сегодняшний момент известно довольно много мифов дошедших до нас, они все опубликованы, к сожалению, некоторые фрагменты мифов утеряны из-за повреждений на глиняных табличках, на которых они и записывались.
Если говорить о влиянии шумерской культуры на иудейскую, то можно выделить основные три этапа:
- взаимодействия семитов ( а значит и амореев ) с шумерской цивилизацией.
- вавилонское пленение 586 года до н.э . Сложилась книга Бытия именно там. Ездра, в 444 году обнародовал книгу Бытия.
Так что, первыми частями Торы, мы обязаны шумеро-вавилонскому наследию.
Можно говорить далеко не об одном мифе , в котором прослеживается связь одной культуры с другой, но существует несколько, в которых наиболее ярко это влияние отражено:
1) Первый миф наиболее тесно связанный с мифологией Ветхого завета является миф о Потопе.
Последний перед потопом правитель Шуруппака — Зиусудра, шумерский прототип библейского Ноя. Из текста поэмы следует, что Зиусудре божественный голос возвещает благочестивому царю о жестоком решении небожителей:
". ..По нашему [ слову ] потоп зальёт святилища, Дабы уничтожить семя рода человеческого. Его царству, его правлению. " [ придёт конец ].( Крамер С., 2009, с. 187 )
Трудно не увидеть параллели с текстом Ветхого Завета:
Рассказ о потопе заканчивается отрывком:
". Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно. И в тот же миг потоп залил главные святилища. Семь дней и семь ночей Потоп заливал землю, И огромный корабль ветры носили по бурным водам, Потом вышел Уту, тот, кто даёт свет небесам и земле. Тогда Зиусудра открыл окно на своём огромном корабле. " ( Крамер С., 2009, с. 188 )
Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил:
и другие параллели, спасение всего живого и даже мораль: наказание человечества за грехи и спасение благочестивого человека , совпадает. Можно с большой долей уверенности сделать вывод, библейский рассказ о потопе - не оригинальная легенда.
2) Следующим важным мотивом мифологии шумеров, был сюжет о рае. Вот как описывается счастливая страна Дильмун, где нет ни болезней, ни смерти:
". А там, в Дильмуне, ворон не каркает. Птица "смерти" криков смерти не накрикивает. В шумерском мифе о рае богов есть эпизод с запретными плодами: Советчик его Исимуд так ему отвечает: "Господин мой, это трава лесная", - так он ему отвечает. Он ее ему срезает, тот ее съедает. " ( Крамер С., 1965. )
Затем следует болезнь бога Энки, который и сьел растения.
Результатом сравнительного анализа шумерской поэмы и Ветхого Завета является вытекающее из него объяснение загадочной истории сотворения Евы, "матери всех живущих" , из ребра Адама
На шумерском языке ребро обозначается словом "ти" . Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки , носила имя Нинти, то есть "госпожа ребра" . Но шумерское слово "ти" означает также "давать жизнь" . Таким образом, "госпожа ребра" превратилась в "госпожу, дающую жизнь" .
3) При изучении шумерской мифологии до известной степени проясняется также происхождение библейского змея-искусителя. Шумерский герой Гильгамеш отправился на райский остров, где собирался получить растение жизни. Когда он возвращался через реку, один из богов, не желая, чтобы человек получил бессмертие и стал равен богам, принял облик змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша волшебное растение.
4) Далее хотелось бы сказать о легендарной Вавилонской башне. Хотя на сегодняшний день фактически не вызывает сомнений существование прообраза Вавилонской башни.
Скорее всего, в легенде о Вавилонской башне говорится об зиккурате Этеменанки , посвященный верховному богу города Мардуку. Этого мнения придерживается немало исследователей ( Г. Гункель, Р. Кольдевеем, А. Парро и другие ). ( Библейские мифы. Вавилонская башня, электронный ресурс )
Этот храм представлял собой семиярусную постройку, основание периметром около 360 м и общую высоту 90 м, нынешние же развалины не превышают высоты 46 м.
Козынцева Д. М. , исторический факультет. Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко источник
Источником еврейской мифологии является Ветхий Завет. Танах описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма.
Источниками по шумерской мифологии являются, мифы и сказания, шумерского народа, на сегодняшний момент известно довольно много мифов дошедших до нас, они все опубликованы, к сожалению, некоторые фрагменты мифов утеряны из-за повреждений на глиняных табличках, на которых они и записывались.
Если говорить о влиянии шумерской культуры на иудейскую, то можно выделить основные три этапа:
— взаимодействия семитов (а значит и амореев) с шумерской цивилизацией.
— вавилонское пленение 586 года до н.э. Сложилась книга Бытия именно там. Ездра, в 444 году обнародовал книгу Бытия.
Так что, первыми частями Торы, мы обязаны шумеро-вавилонскому наследию.
Можно говорить далеко не об одном мифе, в котором прослеживается связь одной культуры с другой, но существует несколько, в которых наиболее ярко это влияние отражено:
1) Первый миф наиболее тесно связанный с мифологией Ветхого завета является миф о Потопе.
Последний перед потопом правитель Шуруппака — Зиусудра, шумерский прототип библейского Ноя. Из текста поэмы следует, что Зиусудре божественный голос возвещает благочестивому царю о жестоком решении небожителей:
Трудно не увидеть параллели с текстом Ветхого Завета:
Рассказ о потопе заканчивается отрывком:
Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил:
и другие параллели, спасение всего живого и даже мораль: наказание человечества за грехи и спасение благочестивого человека, совпадает. Можно с большой долей уверенности сделать вывод, библейский рассказ о потопе — не оригинальная легенда.
2) Следующим важным мотивом мифологии шумеров, был сюжет о рае. Вот как описывается счастливая страна Дильмун, где нет ни болезней, ни смерти:
Затем следует болезнь бога Энки, который и сьел растения.
3) При изучении шумерской мифологии до известной степени проясняется также происхождение библейского змея-искусителя. Шумерский герой Гильгамеш отправился на райский остров, где собирался получить растение жизни. Когда он возвращался через реку, один из богов, не желая, чтобы человек получил бессмертие и стал равен богам, принял облик змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша волшебное растение.
4) Далее хотелось бы сказать о легендарной Вавилонской башне. Хотя на сегодняшний день фактически не вызывает сомнений существование прообраза Вавилонской башни.
Скорее всего, в легенде о Вавилонской башне говорится об зиккурате Этеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. Этого мнения придерживается немало исследователей (Г. Гункель, Р. Кольдевеем, А. Парро и другие). ( Библейские мифы. Вавилонская башня, электронный ресурс)
Этот храм представлял собой семиярусную постройку, основание периметром около 360 м и общую высоту 90 м, нынешние же развалины не превышают высоты 46 м.
Козынцева Д. М., исторический факультет. Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко
Две жизни Зиусудры
Неизвестный народ
Легенда на все времена
Я открою, Гильгамеш,
сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуруппак, город, который ты
знаешь,
Что лежит на бреге
Евфрата, —
Этот город древен, близки
к нему боги.
Богов великих потоп
устроить склонило их сердце…
Далее Утнапиштим повторяет то, что уже излагалось в древнейшей версии. Основное различие заключается в том, что он достаточно подробно перечисляет, кого и что взял на своё судно:
Всё, что я имел, погрузил я
туда:
Всё серебро сложил на корабль;
И золото всё принёс;
И всех божьих тварей согнал
я туда.
А также семью и родных.
И с полей, и из степи,
Всех букашек принёс я туда;
И всех мастеровых привёл
на корабль.
Далее Утнапиштим повествует, как пережил катастрофу, однако более поздний фрагмент с его рассказом об обретении долголетия, к сожалению, не сохранился.
Вода или меч?
Журнал: Загадки истории №34, август 2019 года
Рубрика: Историческое расследование
Автор: Дмитрий Митюрин
Читайте также:
- Как соотносятся в педагогике понятия образование воспитание развитие кратко
- Философия как социальный институт кратко
- Что необходимо иметь работнику для того чтобы его приняли на работу поваром в детский сад
- К каким видам классификации можно отнести юбку брюки кратко
- В чем состояли особенности модернизационных процессов в странах восточной европы кратко