Философия как социальный институт кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальный (общественный) институт — комплекс правил и норм, исполняющих функцию регулирования жизни и поведения общества с экономической, культурной, политической или любой другой точки зрения. Таким образом, наука как социальный институт представляет из себя не только систему данных, но и практическое их применение с целью влияния на развитие и регулирование общества.

История

Еще в Древней Греции возникали сообщества ученых, где рассматривались такие дисциплины, как философия, естествознание, социология. Однако предпосылки к становлению науки как общественного института начали зарождаться только в Новое время, в XVII-XVIII веке: были основаны первые научные учреждения (как примеры — Лондонское королевское общество — 1660 г., Парижская академия наук — 1666 г.). Были задействованы и другие формы просвещения — журналы, официальные научные сообщества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Базовым периодом в формировании науки как профессии принято считать конец XIX- нач.XX века, когда научная деятельность становится устойчивой социокультурной традицией, оформляется как профессия. Наука становится господствующей формой общественного сознания. Во второй половине XX века она становится инструментом государственной политики, деятельно воздействует на планирование, финансирование, государственное управление. Конец XX века только укрепил науку в положении общественного института, когда социум столкнулся с экологическими и информационными проблемами, которые требовали решения, достигаемого технологиями.

Институализация науки

Институализация (или институционализация) — процесс закрепления устойчивости общества посредством становления и совершенствования социальных институтов.

Институализация науки позволяет анализировать особенности и законы научного познания, тем самым превращая ее в общественный институт. Этот процесс обычно рассматривается с трех сторон:

  1. Разветвление на специализированные формы, каждая из которых имеет свое назначение в социуме.
  2. Формирование общественных норм и ценностей, контролирующих взаимодействие и кооперирование научных деятелей.
  3. Объединение с культурной и социальной сферами общества, при этом дающее возможность автономизировать научные процессы.

Под влиянием политических, экономических, социальных и других факторов институционализация начала напрямую влиять на деятельность ученых относительно общества: заставляет цели науки строиться вокруг социальной полезности, а научное сообщество дробиться на узкие специализации.

Что наука включает в себя как социальный институт

Формирование науки как социального института относится как к ко всей науке, так и к каждому ее подразделению. Обобщенно любую научную дисциплину можно разделить на три ступени:

Таблица

  • методологические, общетеоретические проблемы: на этом уровне рассматривается обобщенная характеристика предмета изучения в сопряжении с философией, предметами исследования могут выступать любые явления социологии, типологии, естествознания и т. д.;
  • прикладные научные исследования: учитываются технические, медицинские, социологические, сельскохозяйственные проблемы, ищутся пути их решения;
  • теории среднего уровня: исследования этой ступени затрагивают изучение проблем как верхнего уровня, так и прикладного, и являются связывающим звеном между ними.

Понятие науки как общественного института включает в себя такие компоненты, как:

В современности наука прочно укрепилась как социальный институт, влияющий на каждую сферу жизни; научное сообщество обладает всем необходимым инструментарием для прогнозирования, что делает его единственным источником рационального мышления социума, это воздействует на его поведение, мировоззрение и жизненные ценности.

Введение

Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему (а не простую сумму) знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы.

Наука как социальный институт – это особая, относительно самостоятельная форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности, выступающий как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых.

1. Понятие науки как социального института

Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о претензии науки на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

• совокупность знаний и их носителей;

• наличие специфических познавательных целей и задач;

• выполнение определенных функций;

• наличие специфических средств познания и учреждений;

• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

• существование определенных санкций.

Э. Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер институционального по отношению к отдельному субъекту, его внешнюю силу, Т. Парсонс указывал на другую важную черту института – устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Институты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое протекание процессов коммуникации между различными социальными структурами. М. Вебер подчеркивал, что институт – это форма объединения индивидов, способ включения в коллективную деятельность, участия в социальном действии.

Читайте также: