Какого воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста был сторонником толстой

Обновлено: 04.07.2024

Данный материал полезен для студентов и воспитателей.

ВложениеРазмер
statya_.docx 45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №112 Невского района Санкт-Петербурга

Кузьмина Галина Юрьевна

Л.Н. Толстой очень много уделял внимания теории и практике свободного воспитания.

В Ясной Поляне Л.Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей, где проводил большую экспериментальную работу по свободному воспитанию. Свои взгляды активно пропагандировал на страницах журналов, в письмах, статьях, где призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало. Также он пытался создать свою методику обучения и воспитания.

Жизнь Л.Н. Толстого протекала в очень сложное и противоречивое время. Остро стоял вопрос о крепостных крестьянах. Реформа , проведенная в 1861 году, немногим помогла крестьянину. Долгое время свобода крестьян оставалась лишь юридической, мнимой. Все эти и многие другие противоречия отразились в философских и педагогических взглядах Л.Н. Толстого

Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, которую мы ниже рассмотрим, в частности, следующие принципы:

* принцип сознательности и активности обучения;

* принцип связи обучения с жизнью;

* принцип доступности обучения;

* принцип прочности усвоения знаний;

Важным Л.Н. Толстой считал развивать: творчество детей используя принцип наглядности. –Книга же для детей должна выполнять следующие требования:1) высокая художественность;2) сжатость и простота;

3) богатые и разнообразные содержания;4) истории о русской жизни;

5) рассказы на нравственные темы.

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно

Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.

Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.

Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божью, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению.

Наше время – это время преобразований в социальной и духовной жизни общества. Педагогические поиски Л.Н. Толстого словно отражают проблемы наших дней и предлагают свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Главное желание писателя – научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества. Нельзя быть человеком равнодушным, иначе не сможешь войти в мир ребенка, правильно понять проявления его характера. Толстой категорически отвергает как средство воспитания насилие, подавление воли, унижение человеческого достоинства.

Сегодня ключевой проблемой в системе дошкольного образования является гуманизация всей педагогической работы. Поэтому педагогам надо обращаться к идеям Толстого, Цель педагогов -это формировать творческую личность ребенка, выделяя приоритетными такие ее качества, как психическое и физическое здоровье, трудолюбие, милосердие, доброта, терпимость, миролюбие, любовь к природе, к своему народу, его истокам, тяга к творчеству, самосовершенствованию, самореализации.

Новая технология требует ничего не навязывать ребенку (свободный выбор для реализации своих взглядов, вкусов), не сковывать его (исключать страх, насмешку); создавать возможность строить догадки, задавать вопросы; признавать ребенка личностью.

Основной метод обучения по технологии - игровой, формы организации нетрадиционны: обучаясь, дети могут сидеть, лежать, стоять, словом, вести себя совершенно свободно.

При планировании содержания обучения использовалась блоковая подача материала, учитывающая психофизиологические особенности возраста, индивидуальность каждого ребенка.

Важным направлением является социально-эмоциональное развитие ребенка. Дети посещают с экскурсии, каждый месяц организовываются, вечера досуга, посвященные народному творчеству. Это позволяет выявить индивидуальные особенности, разбудить у ребят творческую активность, желание самостоятельно экспериментировать, побуждать детей и педагогов к самовыражению и импровизации.

Огромное значение имеет развивающая среда. Работа по созданию развивающей среды положительно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.

В заключение хочется сказать: « умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и

правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Неоценимый вклад в воспитание и обучение детей внёс писатель Лев Николаевич Толстой. В педагогической деятельности он придерживался принципа свободы. Ученики получали экспериментальное образование в Ясной Поляне. Там не было уроков, звонков и наказаний, дети занимались с учетом своих интересов и постоянно практиковались.

Толстой образование

Занятия в Ясной Поляне

Великий писатель утверждал, что школа является важнейшим общественным институтом, ведь все планы люди могут реализовать лишь в последующих поколениях. В 1859 году он начал углубляться в сферу педагогики и ставить свой эксперимент. Целью Льва Николаевича стало кардинальное изменение системы образования, которая сложилась в Российской империи.

Оценка образования в Европе

Перед тем как начать преподавать по-своему в Ясной Поляне, литератор решил посетить школы в некоторых западных странах. Он был неудовлетворён увиденным. Например, в немецких учреждениях Лев Николаевич наблюдал:

Педагогическая деятельность толстого

  • бессмысленное заучивание материала;
  • постоянные молитвы;
  • телесные наказания для учеников.

Говоря кратко, никакие европейские стандарты образования не отвечали педагогическим воззрениям Толстого. После возвращения в родное имение он начал обучать крестьянских детей, как считал нужным.

Писатель проводил аналогию между бедными детьми в Ясной Поляне и людьми, пережившими кораблекрушение. Он считал, что нужно спасти тонущих, среди которых могут оказаться выдающиеся умы России. Параллельно с этим Лев Николаевич стремился изменить и свою жизнь.

Правила новой школы

В созданном писателем учебном заведении были отменены звонки и какой-либо учебный план. Дети могли приходить в любое время и изучать то, что больше нравится. Толстой не хотел превращать школу в авторитарную диктатуру, где учитель имел неограниченную власть над обучающимися. Занятия проводились литератором и некоторыми его знакомыми.

Немаловажной составляющей становился личный пример. Педагогические взгляды Толстого включали в себя не только классические занятия в помещении. Он с детьми часто отправлялся на природу, проводил игры и гимнастические упражнения. Полностью отсутствовали оценки, задания на дом и наказания за неуспеваемость. Такой подход литератор сравнивал с воспитанием детей родителями, ведь отпрыски всегда берут пример со старших.

Педагогические взгляды толстого

Можно подумать, что дети постоянно прогуливали, раз у них была такая возможность, но это не так. Ученики с удовольствием посещали школу Толстого. Принципом заведения стала свобода обучающихся. Литератор разбил день на две части: сначала обычные занятия с педагогом, после чего следовала деятельность по интересам. При этом никто не указывал детям, где и с кем им сидеть.

К сожалению, эксперимент завершился через полтора года. Власти не желали, чтобы где-то велось обучение не по государственным стандартам. Когда писатель отсутствовал, представители закона обыскали школу, а позже закрыли. Тогда Толстой начал издавать журнал, в котором обсуждались вопросы воспитания и педагогики. Однако и его пришлось закрыть из-за давления властей.

Взгляды писателя на воспитание

В качестве фундамента педагогической деятельности Толстой видел внутренний мир ребёнка, его интересы и стремления. Важна была личность ученика. Это легло в основу дидактических принципов:

  • природосообразности;
  • сознательности при обучении;
  • глубокого усвоения материала;
  • связи теории с практикой;
  • доступности образования.

Педагогические идеи толстого

Писатель считал, что необходимо раскрывать в детях не только интеллектуальные способности, но и творческое начало. Процесс обучения становился многоступенчатым, включал в себя различные методики. Толстой считал бездумное заучивание обобщённой информации величайшим злом для ребёнка. Ученик должен на практике осознать, как работают те или иные механизмы, пропустить этот опыт через себя.

Большую роль литератор придавал межпредметным дисциплинам. Ученикам следует не просто изучать преподнесённые данные, а наращивать жизненный опыт, учиться постигать базовые бытовые истины. Только тогда приобретённые знания смогут стать полезными в будущем. Следовало включать в учебный процесс знакомство с русским фольклором, родной природой и её явлениями. Достижение продуктивности образования Толстой видел в соблюдении ряда установок:

  • создание атмосферы дружбы и взаимодействия в школе, способствование любознательности учеников;
  • объединение интеллектуального и физического развития;
  • возможность детей подходить к обучению творчески и самостоятельно при минимальном участии преподавателей;
  • крепкая связь основной программы с внеурочными занятиями.

Толстой педагогические идеи

Великий писатель заметил, что часто принятые образовательные нормы не соответствуют возрастному и психологическому уровню ребёнка. Отсюда у него развивается нежелание учиться. Ученик по умолчанию относится к школе с неприязнью, страхом или равнодушием.

Стоит отметить, что идеи Толстого в некотором роде совпадали с воззрениями известного педагога Ивана Тимофеевича Савенкова (1846—1914). Он отправился в город Красноярск работать учителем, а позже стал готовить новых педагогов и ввёл новаторские методы работы со студентами. Преподаватель водил подопечных на экскурсии и даже занимался археологией.

Вклад Толстого в педагогику

Желающие ознакомиться с трудами Льва Николаевича по педагогике найдут в его сочинениях множество идей, актуальных и на сегодняшний день. В первую очередь бросаются в глаза меткие замечания по поводу неправильности воспитания, а также любовь к жизни, детям и всему обществу. Толстой подчёркивает, как важно раскрывать потенциал в каждом человеке на примере крестьянских детей, которые могут стать выдающимися деятелями при правильном подходе учителей.

Практика на занятиях

Писатель в одной из своих статей показывает важность личного примера преподавателя. Однажды он попросил написать учеников сочинение по русской пословице.

Педагогическая деятельность л н толстого

Никто не решился начать, посчитав это невозможным. Кто-то из детей предложил писать самому Толстому. Тот принялся за дело и представил первую страницу ученикам. Они её раскритиковали, требуя продолжать. Учитель и ученики коллективно несколько часов составляли сочинение, не чувствуя усталости и голода. Потом дети всё-таки стали писать сами в свободное время.

Толстой позже признавался в своих трудах, что немного испугался своего открытия. Он понял, что на нём лежит большая ответственность, чтобы раскрывать в детях способность к творчеству. Общественность того времени недоумевала, как маленькие крестьянские отпрыски могут творить настоящие литературные произведения. Лев Николаевич издавал повести и рассказы, которые были написаны простыми детьми в Ясной Поляне.

Новшество в обучении

Русский литератор совершил своего рода революцию в преподавании, он заново открыл ребёнка для обучения. Отныне маленький человек воспринимался не как ёмкость, куда нужно просто вложить информацию, хочет он того или нет. Теперь было необходимо зажечь в ученике творческую искру, чтобы он проявил настойчивость и усердие в усвоении знаний. Больше не требовалось наказывать и заставлять ученика заучивать материал наизусть, а следовало довериться его способностям и индивидуальному восприятию мира.

Педагогическая деятельность толстого кратко

Многие педагоги-современники писателя откровенно посмеивались над толстовской школой в Ясной Поляне, где не было чёткой программы действий и жёсткого устава. Это было правдой, учебное заведение Толстого можно назвать только попыткой что-то изменить, но за этим внешним хаосом скрывалась непреодолимая тяга к знаниям как у детей, так и у преподавателей.

Педагогические идеи Толстого доказали, что обучение может быть не только тяжёлым трудом, но и увлекательным времяпрепровождением, которое приносит удовольствие и радость.

Система будет работать лишь при соответствии требований учителя и внутреннего мира ребёнка. Великий литератор старался сделать главными в педагогике не наказания и авторитет, а творческий потенциал и скрытую энергию ученика.

Педагогическое наследие Льва Толстого востребовано по сей день. Исследователи и практики дискутируют о воспитании и наказании, о содержании детства, о разном образовательном опыте и, конечно, о новаторских толстовских идеях, предвосхитивших запрос на гуманную педагогику на полтора столетия. В чем была революционность взглядов Толстого? Каким он был отцом? Боролся бы он против гаджетов, живи сегодня? Об этом мы спросили Фёклу Толстую – заместителя директора Музея Толстого по развитию, праправнучку великого писателя, философа и педагога.


Фёкла Толстая,
российская журналистка, радио- и телеведущая, режиссёр

Лев Толстой с детьми

Толстой не столько учил, сколько занимался вместе с детьми, делал что-то с ними сообща. Он для каждого старался найти что-то только ему подходящее – сейчас бы сказали: индивидуальный подход в обучении. Кроме того, в школе Толстого не было строгой дисциплины – многие вещи были революционными для своего времени.

Как современники воспринимали его идеи? А родные?

Толстой ведь предложил новую систему обучения чтению – читать не по буквам, а по слогам. Дети уже через 2-3 дня начинали сами читать некоторые слова.

Что касается семьи, то Лев Николаевич вместе со своей женой Софьей Андреевной сам занимался обучением детей, особенно старших. Толстой следил за тем, что они читают, часто читал им сам вслух. Семейное чтение было очень важной частью жизни, хорошо бы и сейчас такие традиции сохранялись. Несколько лет назад мы делали серию чтецких марафонов, которые объединяли с помощью инетернета сотни людей по всему миру. Придумывая это проект мы опирались на домашние чтения в кругу толстовской семьи.

Лев Толстой и семья

Что происходило с детством и отношением к детям во времена Толстого?

Какова была судьба педагогического наследия Толстого? Усвоила ли что-то из идей советская педагогика?

Мне еще раньше нужно было бы оговориться, что я совсем не специалист по педагогике Толстого, есть много замечательных ученых, мои познания очень скромны. Насколько мне известно, толстовскую методику пытались повторить еще при нем – эксперименты не были удачными. Хотя Толстой был не единственным учителем в своих школах, были у него и коллеги, но перевести его подход в строгую методику не удалось. Это объяснимо: толстовская педагогика не нормативна, нет законов и правил, как поступать.

Я думаю, что сейчас мы как раз к этому приходим, когда говорим про индивидуальный подход и творческое воспитание.

Есть ли надежда, что сейчас мы действительно на повороте к гуманной педагогике?

Надежда есть, конечно. И мы видим, несмотря на все ужасы современного мира, что нравы мягчают и мы становимся гуманнее друг по отношению к другу. Но как бы мы ни старались, следующие поколения сочтут наши сегодняшние методы дикими, а нашим детям всегда будет что рассказать психологу о своем непростом детстве.

Лев Толстой разбирает утреннюю почту

Вам нравятся современные родители? Что из процессов, с ними происходящих, вам кажется наиболее интересным и важным?

Вы мама шестилетней дочери. Насколько гуманным родителем получается быть на практике? Получается ли развивать, не угнетая, и уважать детские недостатки?

Был ли Лев Николаевич хорошим родителем? Что мы об этом знаем?

Вопрос, что мы называем хорошим родителем. И опираемся ли мы на сегодняшнее наше представление о хорошем родительстве? Было ли оно таким же в XIX веке? При этом я думаю, что, несомненно, Толстой был хорошим отцом. Начиная с того, что он осознанно хотел иметь большую семью. Возможно, потому что сам вырос сиротой (его мать умерла, когда ему было два, а отца не стало, когда мальчику было восемь). У Льва Николаевича и Софии Андреевны было 13 детей, Толстой занимался с ними в детстве, следил за их развитием, беспокоился об их взглядах.

Несмотря на все сложности, это была огромная и дружная семья, дети выросли умными и порядочными людьми. Да, им было не просто состоятся и найти свое место в тени такого великого отца, но им это удалось.

Сейчас в Ясной Поляне раз в два года собираются потомки Толстого со всего мира. И тут вопрос не столько в том, что мы потомки известного человека. Мы рады встрече друг с другом, потому что сила семейной любви, которая была у Толстого, она доходит и до нас спустя поколения.

Личный архив Фёклы Толстой

Дочь идет в следующем году в школу, верно? Чего ждете от школы? На что надеетесь, чего опасаетесь?

Опасаюсь того, что ей будет скучно.

Что сейчас, на ваш взгляд, со школой происходит в России? Какие проблемы нужно решать в первую очередь?

Лев Толстой с крестьянскими детьми

Лев Николаевич Толстой во время общения с детьми в Троицын день. Ясная поляна. Репродукция фотографии 1907-1909

Выставка, в рамках которой мы общаемся, – о чем она?

Как реагируют посетители выставки, посвященной педагогике Льва Толстого?

Что для вашего собственного родительства кнут и что – пряник?

Дети хитрые, они жестко борются за свои права. Я не люблю торговаться – ты мне, я тебе, стараюсь, чтобы это было не все время. Но как-то управлять-направлять же нужно! Иногда неожиданно помогает нежность, я воспринимаю это как огромную удачу.

Лев Толстой с внучкой Таней

Изменились ли кнуты и пряники со времен вашего детства? Как воспитывали вас?

Я не помню, как меня воспитывали, и это, мне кажется, хороший знак. Значит, как-то все мягко прошло. Родители много работали, занимались наукой, не были чрезмерно сфокусированы на детях. Мне нравится такая модель: дети видят, что у взрослых есть свое дело, своя жизнь, и начинают по примеру выстраивать свою.

Что из вашего детства у современных детей уже не воспроизвести – вот то, чего могло бы быть жаль?

А что нового, но хорошего есть у наших детей?

У них гораздо большое возможностей, они свободны от клише, в которых росли мы. Перед ними открыт весь мир, любые возможности обучения, образования. У них есть выбор – это очень круто.

Как думаете, Лев Толстой стал бы ссориться с детьми из-за гаджетов?

Думаю, да. Но смотря, что в этих гаджетах. Вообще-то он любил всякие технические новинки, у него была печатная машинка и фонограф Эдисона (звукозаписывающее устройство), он сел на велосипед, как только тот появился, он интересовался фотографией. Но для него это было все лишь инструменты, которые помогали делать что-то более важное. Поэтому весь вопрос в том, чем вы заняты, держа гаджет в руках. Если просто тупите в телефон – думаю, Толстому бы было досадно, что люди тратят на это свою жизнь.

1.jpg

Писатель полностью отказался от модели авторитарной школы: в своём учебном заведении он отменил чёткое расписание — дети могли приходить практически в любое время, а могли и вовсе безнаказанно прогуливать занятия. Конкретных предметов там тоже не преподавали, главной задачей учителя было заинтересовать детей и погрузить их в общий разговор. Преподавание, кстати, вёл и сам Толстой, а также несколько учителей из его ближайших знакомых.

2.jpg

Домашние задания, отметки и наказания отсутствовали в Яснополянской школе, что называется, как класс. Все занятия чередовались с прогулками, гимнастикой и играми, участие в которых нередко принимал и сам Толстой. В его школе учитель был не просто человеком, который даёт знания, но в то же время и примером для подражания.

3.jpg

4.jpg

5.jpg

Читайте также: