Какое значение в жизни тихвина играл монастырь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Последний пункт в нашей обширной экскурсионной программе – посещение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Монастырь этот был создан в 1560 году по указу царя Ивана Грозного. Главная святыня монастыря – чудотворная икона Тихвинской Божьей матери, которая чудесным образом была явлена рыбакам на Ладожском озере в 1383 году, и, побывав в Старой Ладоге, избрала себе местом пребывания Тихвин. По преданию этот образ был написан апостолом Лукой при жизни Богородицы. Долгое время икона находилась в Константинополе, но затем чудесным образом перенеслась на Русь в Тихвин. Тихвинцы решили ставить для иконы храм, заготовили бревна и успели сделать нижние венцы, но стемнело и пришлось прерваться. Помолясь, работники разошлись, оставив на ночь стражу. Стража ночью заснула, а поутру ни иконы, ни бревен на месте не оказалось. Бросились на поиски, и обнаружили икону и перенесенную постройку на другом берегу реки. Так сама чудотворная икона указала место для строительства храма, вокруг которого впоследствии строился монастырь.

К чудотворной иконе Тихвинской Божьей матери было особое отношение у многих русских правителей. Отец Ивана Грозного Василий III молился у этой иконы о наследнике, которого в скором времени и получил. Все последующие государи почитали эту икону.

Тяжелые времена пришли в 20 веке. В 20-е годы начались гонения на монастырь со стороны новой власти. А в 1941 году Тихвин был захвачен гитлеровцами. Оккупация продлилась всего месяц, но отступая, немцы забрали с собой икону Тихвинской Божьей Матери. После она оказалась в Риге, и дальнейшая судьба иконы оказалась в руках священника отца Иоанна Гарклавса. Любой ценой он решил спасти чудотворный образ. Уже наступали советские войска, священнослужителю трудно было ожидать чего-то хорошего от советской власти, и отец Иоанн принял решение увезти икону на Запад. Вместе с ним в эмиграцию уехал его приемный сын Сергей, который вместе с отцом долгие годы берег и сохранял икону. Сначала отец с сыном скитались в Европе по лагерям беженцев, потом им удалось уехать в Америку. Там отец Иоанн стал архиепископом Чикагским. Он завещал своему приёмному сыну Сергею, также ставшему священником, вернуть икону в Тихвинский монастырь, как только жизнь в нём будет возрождена. 63 года чудотворная икона находилась в вынужденной эмиграции и только в 2003 году, предварительно посетив Тихвинский монастырь и убедившись, что он возрождается, отец Сергий принял решение вернуть сюда икону Тихвинской Божьей Матери. Сам он также поселился в Тихвинском Успенском монастыре. Президент Путин в благодарность за возвращение чудотворной иконы предложил отцу Сергию выбрать в любом месте участок земли. Отец Сергий выбрал место рядом со Святым озером в Антониево-Дымском монастыре. Там ему поставили домик и летом, когда приходит жара, отец Сергий перебирается туда.

Мы подъехали к монастырю со стороны прудов. Экскурсовод обратила наше внимание на то, что пруды эти – рукотворные. Сейчас тихвинцы с удовольствием ловят здесь рыбу.

В отличие от Антониево-Дымского монастыря, который никогда не имел надежных укреплений, Тихвинский Богородичный Успенский монастырь обнесен крепкой стеной.

Кроме религиозного, немаловажным было и его оборонное значение. Неоднократно к его стенам приступали шведские войска. В один из штурмов казалось, что монастырю уже не устоять, и тогда, как к последней надежде, обратились с молитвой к иконе Тихвинской Божьей Матери. Участвовавшим в штурме шведам вдруг показалось, что на них движутся неисчислимые полчища. Шведское войско в страхе отступило от стен монастыря.

Мы начинаем осмотр монастыря с надвратной церкви Тихвинской иконы Божьей матери.

Позже к стене была пристроена часовня, и теперь образ скрыт внутри нее. Эта фреска, так же, как и икона славится многочисленными чудесами исцеления. Известен случай исцеления, который был подтвержден результатами медицинского обследования. 31 января 1856 года произошло исцеления жителя Тихвина Александра Боровского. С детства он страдал заболеванием, которое привело к тому, что у молодого человека отказали ноги. Передвигаться он мог, только ползком на коленях или опираясь на костыли. Александр вспоминал, что однажды ему явился незнакомый старец, который велел идти в Тихвинский монастырь, где он получит исцеление. Юноша последовал совету старца и, несмотря на плохое самочувствие, отправился к чудотворной иконе. 24 ступени, ведущие к образу, он преодолевал ползком, а обратно спустился уже на своих ногах, и больше болезнь к нему не возвращалась.

В часовне ожидал приятный сюрприз – хор певчих порадовал нас небольшим концертом.

А после концерта мы отправились на долгожданную трапезу с кагором. Надо заметить, что к этому времени все уже изрядно проголодались. Монастырская трапеза – не обед в ресторане: на первое постный овощной суп, на второе – кусочек рыбы с рисом, капустный салатик, компот с маленькой булочкой, и в завершении – стопочка кагора. Некоторые представители мужской части группы ворчали и требовали побольше хлеба, но я вполне определенно этим обедом насытилась.

Тем временем предыдущая экскурсионная группа закончила осмотр Успенского собора, и мы смогли войти внутрь.

икона Тихвинской Божией Матери

В Ленинградской области есть немало удивительных и достойных особенного духовного внимания мест, к которым, в силу трепетного отношения к ним или душевного восторга, тянутся люди.

По преданию, образ был написан Святым Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Икона была послана вместе с текстом Евангелия и Деяний Святых Апостолов в дар Феофилу, правителю Антиохии.

В V веке в Константинополе для иконы был выстроена Влахернская церковь (реликварий) – хранилище главных святынь Византии. Как известно, она была первой христианской империей.

На тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы над ордами Мамая объединённых русских войск под началом благоверного князя Дмитрия Донского.

Увидевшие плывущую по небу икону местные жители, рыбаки долго наблюдали её перемещение, пока икону не опустили несущие её ангелы на одном из берегов реки Тихвинка. Ангелы не были видны из-за света, исходящего от иконы.

В тот же день в месте, где оказалась икона, жители срочно, по общему решению, стали возводить венцы под будущую церковь, заготовили брёвна. Успели сделать только три нижних венца, так как уже стемнело и пришлось прерваться. Помолившись, строители разошлись, оставив на ночь стражу.

Ночью стража заснула, а утром ни иконы, ни брёвен на месте не оказалось. Люди бросились на поиски и столкнулись с невероятной для понимания ситуацией – и икона, и венцы, и даже все щепки оказались на противоположном берегу реки. Жители решили, что икона сама выбрала себе место. Деревянную церковь построили именно там. Это был деревянный храм в честь Успения Богородицы.

На святой иконе Богоматерь изображена в полурост, с короною на главе. На её левой руке сидит Богомладенец, благословляющий правой рукой, а в левой держащий свиток. Святая икона богато украшена. Ежегодно тысячи людей стекались в город Тихвин для поклонения святой чудотворной иконе.

За многие годы деревянная церковь несколько раз горела, её вновь и вновь восстанавливали, пока в 1510 году в Тихвине не была отстроена каменная церковь.

Значение чудотворной иконы для царских особ и всей Руси

Российские правители исстари относились к чудотворной иконе с огромным почтением. О наследнике от новой жены Елены Глинской молился ей отец Ивана Грозного Василий III и через 2 года после моления о чадородии был вознагражден сыном – Иваном IV (Грозным).

Василия III постоянно сопровождал архиепископ Макарий, поставленный на новгородскую кафедру. Впоследствии он прибывал в Тихвин уже с Иваном IV.

Позже, в 1560 году, по личному распоряжению Ивана Грозного, в Тихвине были основаны два монастыря – мужской (Большой Успенский) на левом берегу реки Тихвинка и женский (Введенский, или Малый) на правом берегу.

Успенский собор был воздвигнут в 1510 – 1515 годах (до появленрия монастыря) по указу и на средства отца легендарного Ивана Грозного –великого князя Василия Иоанновича. Каменный Успенский собор был построен специально для поклонения иконе. Он стал своеобразным реликварием для списка, которому покровительствовал Московский великокняжеский дом. Это предопределило столь пристальное внимание к далёкому новгородскому посаду на протяжении всей его истории и превратило Тихвин в известнейшее место богомолья.

За архитектурный образец был взят Успенский собор в Московском Кремле – создание Аристотеля Фиорованти (1479). Успенский собор много раз перестраивался и реконструировался и облик его значительно изменился.

В тяжёлое военное время Успенский монастырь стал одним из немногих укреплений, которые смогли устоять против шведских войск. Боевые действия длились с конца мая по 15 сентября 1613 года и завершились окончательным изгнанием шведских войск.

Война серьёзно повредила экономику тихвинской земли. Естественный ход сельскохозяйственных работ был нарушен, предместья разорены. Монастырь смог полностью восстановиться только к середине XVII века. Значительное разрушение произвёл пожар 29 июня 1623 года. Сгорели почти все деревянные строения, а от взрыва каменной звонницы, где хранились военные припасы и пороховая, получили повреждения стены и купола Успенского собора.

В 1791 году в верхнем ярусе башни устраивается надвратная церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Изображение этой иконы расположено на западном фасаде башни. Раньше к нему вела открытая деревянная лестница. После исцеления недужного паломника (исторический факт), который с трудом смог подняться по лестнице к надвратному образу, поклонение этой иконе умножилось.

С XVIII века при Успенском монастыре действовала богадельня для бедных и увечных людей. Она просуществовала вплоть до закрытия Тихвинского монастыря.

Монастырь был участником многих благотворительных фондов, которые оказывали поддержку раненым и семьям погибших в многочисленных военных кампаниях.

В начале XVIII века вся страна оказалась ввергнутой тяжкие испытания Смуты. С 1919 года стали проводиться акции по национализации монастырских ценностей. В 1919 году в монастыре разместили пересыльную тюрьму.

В середине 1924 года монастырь был закрыт и разорён, как и многие другие храмы и обители, хотя богослужения в Успенском соборе продолжались до 1936 года.

В начале 1930-х годов были уничтожены восточная и северная стены монастыря. Их взорвали, решив разобрать на кирпичи для строительства домов в соседнем городе Бокситогорске. Но стены развалились на глыбы, и никакими силами кирпичи друг от друга было не отделить, ведь это были стены, выдержавшие воинские осады. Глыбы свезли на строящуюся дорогу Тихвин – Бокситогорск.

Тяжёлая утрата – вынужденные скитания иконы Богоматери

В годы Великой Отечественной войны вся Ленинградская область стала местом ожесточённых боёв с фашисткими захватчиками. Тихвин оказался в оккупации уже в ноябре 1941 года.

Из монастыря гитлеровцы похитили все старинные иконы. Среди них оказалась и Тихвинская икона Богоматери. Далее она попала в оккупированный Псков, затем, в 1944 году, – в Ригу.

Гитлеровцы, в надежде получить поддержку православных, использовали её – выдавали на время богослужения в храмах на оккупированной территории. При отступлении они не успели забрать Чудотворный образ.

Сохранил и спас икону рижский священник Иоанн Гарклавс. Он вывез её в США из Риги – через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев.

Отец Иоанн, находясь в Чикаго (штат Иллинойс), в течение 63 лет хранил и оберегал Чудотворную икону, святыню мирового православия. В 2003 году он, предварительно посетив Тихвинский монастырь и убедившись в его возрождении, принял окончательное решение – вернуть образ в восстанавливаемый монастырь.

В то время, в 1973 году, была проведена реставрация звонницы, в ходе которой восстановлено шатровое завершение пролётов, а фасадам возвращены пластика и декор XVI века. Были восстановлены примыкающие к звоннице казённые кельи – двухэтажное здание, построенное в 1668 и 1678 годах в два этапа новгородскими и тихвинскими каменщиками.

И по сей день в основе индивидуальной манеры пения коллектива лежит классическая академическая школа хорового пения. Репертуар хора не ограничивается духовной музыкой, а включает в себя широкий спектр музыкальных направлений – народную музыку, сочинения русских и зарубежных классиков, музыкальные композиции в американском стиле Barbershop и лучшие образцы российской музыки.

Великое деяние по возврату чудотворной иконы в Россию отец Иоанн поручил своему приёмному сыну Сергию Гарклавсу, также ставшему священником.

Возвращение святыни на Родину

Протоирей Сергий выполнил завещание Иоанна. Он даже поселился в Тихвинском Успенском монастыре. В благодарность за возвращение чудотворной святыни на Родину Президент России Путин В.В. предложил отцу Сергию выбрать, по своему усмотрению, любой участок земли. Выбор пал на местечко рядом со Святым озером (Дымским) в Антониево-Дымском монастыре – рядом с посёлком Красный броневик в 17 км от Тихвина. Там был поставлен домик, куда отец Сергий перебирается в период летней жары.

В апреле 1995 года жители города Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благославить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря –святой обители. В том же году монастырь был передан церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

Первый монашеский постриг был совершён в уже действующем монастыре. Позднее возобновились праздничные службы. В июле 1997 года в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение. Возглавил богослужение Его Преосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Весной 2003 года было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. Согласовывался и маршрут доставки иконы после перелёта из Америки: Рига, Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвин.

Была создана рабочая группа по организации возвращения иконы:

Председатель – Его Преосвятейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

  • Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
  • Губернатор Ленинградской области Валерий Павлович Сердюков
  • Начальник Главного управления ГИБДД МВД России Виктор Николаевич Кирьянов
  • Настоятель Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря игумен Евфимий (Шашорин)
  • Секретарь Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского иерей Сергий Иванович Кукскевич
  • Советник генерального директора Российского Агентства государственных резервов Сергей Станиславович Драчёв
  • Секретарь-референт Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Николай Иванович Державин.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Россию 23 июня 2004 года. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и очень многих священнослужителей.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в наши дни

Как и прежде, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь остаётся священным местом, имеющим огромное значение не только для культуры России, но и для всего мира. Здесь хранится одна из величайших православных реликвий – Тихвинская икона Божьей Матери. Она во многом определила ту важнейшую роль, что играла эта знаменитая обитель на протяжении шести с лишним веков в истории нашей страны.

Долгое время среди братии Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря трудился священник Сергий (Ремизов). Батюшка Сергий – удивительный и замечательный человек, искренне преданный своему великому делу служения Богу, служения чудотворному образу Богоматери и людям, приходящим в храм для того, чтобы достойно и торжественно отметить радостное событие, найти успокоение души, попросить о здоровье, исповедоваться в своих бедах.

В 2015 году Успенский Собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря преодолел 500-летний рубеж своего служения России.

Поток экскурсий и паломников в эту обитель постоянно растёт, а значит, вера в справедливость человеческих взаимоотношений в возможность осуществления чистых сокровенных помыслов и желаний остаётся вечной как сама Жизнь, которую и поныне оберегает и защищает от врагов великая святая заступница Тихвинская Богоматерь.

Молитва Тихвинской Божьей Матери

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет.

Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну.

Тем же и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти, о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

harddm" >

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь находится в городе Тихвин Ленинградской области в 240 километрах от Санкт-Петербурга. Сюда в течение нескольких столетий на преклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии съезжались не только простые люди, но и великие князья, цари и русские императоры. Икона и по сей день является главной святыней монастыря.

За более чем 400 лет существования монастырь переживал и стремительное развитие, и падение, и даже был рубежом обороны от иноземных захватчиков. Несмотря ни на что, монастырь дожил до наших дней и сейчас его ворота открыты для паломников и туристов из разных уголков страны. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь является действующим, однако все желающие могут посетить как сам монастырь, так и музей, расположенный на его территории.

Успенский собор

Расписание богослужений в Тихвинском монастыре

Следует помнить, что нахождение на территории монастыря в пляжной или спортивной одежде, а также в шортах и мини-юбках священнослужители считают неприемлемым.

Чудотворная тихвинская икона

Здание музея на территории монастыря

Здесь, на берегу реки Тихвинки, усердно молились священники и простые люди, и во время молитвы икона сошла на руки молящихся. В тот же день было принято решение о строительстве церкви на месте явления. Но к вечеру успели построить только три нижних венца. Было принято решение продолжить работу утром. Однако когда утром строители пришли на место, то никаких следов от постройки не обнаружили. Пропала не только икона и остов церкви, но даже щепки. Пропажа внезапно нашлась на другом берегу реки. Все было перенесено сюда в том виде, в котором оставили стройку вечером. Таким образом, по преданию, икона сама выбрала себе место. Было решено возводить храм здесь.

Первая Успенская церковь была построена из дерева и простояла всего 7 лет, после чего сгорела при пожаре, но икона чудесным образом уцелела. С тех пор храм горел еще два раза, и каждый раз икона Божией Матери Одигитрии оставалась невредимой, чем привлекла внимание русского царя Василия III, который постановил заложить на этом месте каменный храм вместо деревянного. Церковь возвели в 1510—1515 гг. по образу Успенского Собора в Москве. А икона с той поры носит название Тихвинская.

В 1547 г. Иван Грозный, чтивший икону не меньше своего отца Василия III, приезжал в Тихвин молиться образу, чтобы получить благословение на царствование, а в 1560 г., уже будучи царем, велел построить два монастыря — мужской на левом берегу реки Тихвинка и женский на правом берегу.

Таким образом, Тихвинская икона стала не только главной реликвией Богородичного Успенского монастыря, но и являлась основной причиной для его создания.

Пятишатровая звонница

История Тихвинского мужского монастыря

С самого создания монастырь получал внушительные пожертвования как со стороны простых людей, так и от богатых купцов и князей. К примеру, в 1584 г. царским указом монастырю был подарен полиелейный колокол весом в 300 пудов. А в 1630 г. Михаил Федорович Романов внес из своих собственных сбережений 3000 листов белого железа, которыми были впоследствии покрыты главы церкви Успения. Князья присылали своих строителей для реставрации церкви и монастыря после пожаров.

В XVI в. кроме собора в Успенском монастыре были возведены и другие каменные постройки: Трапезная с церковью Рождества Богородицы, Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Феодора Стратилата, пятишатровая звонница.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь на панорамах карт Google

Но монастырь, кроме духовно-просветительской, нес и важную оборонительную роль. Его укрепленные стены были стратегическим объектом во времена войн и смуты. В 1610 г. обитель была разграблена литовско-польскими войсками. В то же время происходили постоянные столкновения со шведами, которые даже под обманным предлогом зашли в монастырь и сделали его своим укрепленным гарнизоном.

Фрески на крыльце Успенского собора

Однако война нанесла серьезный удар не только по монастырю, но и по всей экономике тихвинских земель. Пахотные и сельскохозяйственные угодья были разорены, постройки разрушены. Только спустя двадцать лет монастырь не только окончательно восстановился, но и продолжил строиться. Активнее всего стройка в Тихвинском Успенском монастыре велась в конце XVII в. В этот период все постройки из дерева были заменены на каменные. В ходе работ на территории монастыря и был создан тот самый архитектурный ансамбль и памятник истории XVI—XVII вв., который практически полностью сохранился до наших дней.

В начале XX в. монастырь был закрыт, как и большинство церквей в то время, а храм разграблен. Икона же стала достоянием местного краеведческого музея.

вид на Успенский собор с колокольни

Во времена Великой Отечественной войны город был захвачен гитлеровцами при попытке штурма Ленинграда. Почти два месяца Тихвин находился в оккупации. Отступая, немцы вывезли из города все ценности, в том числе и чудотворную икону в занятый ими Псков. Потом икона попала в Ригу и в американскую оккупационную зону в Германии, откуда была вывезена епископом Иоанном в США. Перед смертью он завещал вернуть икону в Тихвин только после полного восстановления монастыря.

Церковь Крылечко

Как добраться

Монастырь расположен в городе Тихвин Ленинградской области по адресу Тихвинская улица, 1. Добраться сюда из Санкт-Петербурга можно несколькими способами.

Электричка до Тихвина ходит ежедневно с Московского вокзала. С Ладожского вокзала отправляется множество междугородних поездов, следующих через Тихвин. Время в пути составит чуть больше 3 часов.

Если ехать из Санкт-Петербурга на машине, то необходимо двигаться по Мурманскому шоссе (трасса Е-105, М-18) 130 км до Новой Ладоги. После моста через реку Волхов следует повернуть направо и продолжать движение по трассе А-114 еще 100 км до кольца, где будет указатель на Тихвин. Проехав 5 км по Р-36 вы окажетесь прямо у входа на территорию Тихвинского мужского монастыря.

Тихвин входит в число 110 исторических городов России и занимает исключительное место в Ленинградской области, ибо сохранил выдающийся ансамбль Тихвинского Богородицкого монастыря XVI-XIX веков, родовой дом великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, значительные элементы планировки средневекового города, а также деревянную застройку, ценную в архитектурном отношении и дающую яркое представление об облике уездного города XIX века. Известность Тихвина как центра религиозного центра объяснялась тем, что здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. В конце XV века около церкви, построенной в честь чудесно явившейся иконы Божией Матери возник небольшой монастырь. В 1510 году по распоряжению великого князя Московского Василия Ивановича (отца Ивана Грозного) в Тихвине вместо существовавшего до тех пор деревянного храма стали возводить большой каменный Успенский собор, завершенный в 1515 году. Великий князь Василий Иванович посетил Тихвинский монастырь в 1527 году. Двадцать лет спустя по дороге из Новгорода здесь побывал его сын великий князь Иван Грозный. Посещение обоих монархов укрепило значение Тихвина как важного центра религиозного культа. Посещение обоих монархов укрепило значение Тихвина как важного центра религиозного культа. ..Второй монастырь – Введенский – всегда был невелик по размерам и не имел особого значения в жизни города.

Также наши пользователи интересуются:

Читайте также: