Какое значение имеют измерения в научных исследованиях биология 5 класс ответы на вопросы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наблюдение — метод, применяя который человек не вмешивается в процесс, а только воспринимает объект или явление при помощи своих органов чувств, то есть смотрит глазами, слушает ушами, ощущает пальцами и кожей, нюхает носом или пробует на вкус языком.

Эксперимент (опыт) — метод исследования, который предполагает наблюдение за объектом или процессом в специально созданных для этого условиях, контролируемых человеком. Это значит, что во время эксперимента опытный образец помещается в особые, возможно отличающиеся от обычных условия для того, чтобы выяснить какие изменения произойдут с этим объектом в новых условиях.

Измерения — метод, который направлен на фиксирование параметров объекта или явления посредством измерительных приборов. Например, можно проводить измерения размеров линейкой (длина, ширина, высота, толщина), измерение температуры термометром, измерение продолжительности процесса при помощи секундомера или часов, измерение веса объекта при помощи весов и т.д.

2. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

В процессе наблюдения исследователь только изучает объект, не вмешиваясь в естественный ход событий. А при проведении эксперимента человек сам создаёт специальные условия для объекта, которые помогут ему лучше изучить прохождение тех или иных процессов.

3. Что изучает фенология?

Фенология — это одна из разновидностей метода наблюдений. В процессе фенологических наблюдений человек фиксирует сезонные явления характерные для конкретных животных или растений.

Задания для любознательных

Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и полюбить окружающую природу, умело использовать и приумножать её богатства.

Очень важно знать природные условия и растения местности, в которой вы живёте. Эти знания вы приобретёте не только на уроках, но и на экскурсиях, при проведении опытов и наблюдений. Фенологические наблюдения следует вести круглый год. Они помогут вам лучше понять особенности развития природы и определить сроки проведения работ в саду, огороде, в поле.

Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис. 6).

В зависимости от вида растения различаются цвета и оттенки, в которые окрашиваются его листья осенью:

  • зелёными остаются листья клюквы и брусники;
  • светло-жёлтый цвет характерен для листьев берёзы;
  • жёлто-коричневый цвет обретают листья липы, ясеня и орешника;
  • багряный цвет характерен для листьев клёна и осины;
  • тёмно-пурпурный цвет присущ листьям винограда;
  • бордовыми оттенками отличаются листья вишни и барбариса;
  • фиолетовые оттенки приобретают листья бересклета;
  • коричневые листья характерны для дуба.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Отметьте, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.

Дольше всего остаются зелёными листья акации, вяза, жимолости, некоторых видов дуба и ивы, сирени и черёмухи.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

3. Понаблюдайте, как долго длится листопад у разных растений.

По моим наблюдениям примерная продолжительность листопада разных растений такова:

  • у берёзы — более 2-х месяцев;
  • у рябины, яблони, клёна и дуба — примерно один месяц;
  • у тополя — примерно 3 недели;
  • у липы — примерно 2 недели.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.

Результаты моих фенологических наблюдений и наблюдений моего соседа по парте несколько отличаются. Например, у наблюдаемой им берёзы листопад длился всего 6 недель, а берёза за которой наблюдал я находилась в состоянии листопада более 2-х месяцев.

Когда я сравнил результаты своих наблюдений с наблюдениями моего друга из Краснодарского края, то оказалось, что и время наступления листопада и его длительность у одних и тех же растений сильно отличаются. В краснодарском крае, в отличие от Подмосковья, листопад начинается позднее и продолжается значительно дольше.

Вывод: Время наступления и продолжительность листопада зависит не только от вида растения, но и от погодных условий, степени освещенности растения, его состояния, также от климата в котором растение произрастает и от некоторых других условий.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

Продолжите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений зимой и весной.

Примите участие в осенних посадках деревьев и кустарников (рис. 7).

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Метод — это способ (путь) достижения какой-либо цели или решения поставленной задачи. Метод может включать в себя различные приёмы и операции (действия, последовательность действий).

Исследования — это изучение объектов или процессов с целью получения новых знаний, то есть вид познавательного процесса.

Наблюдения — это исследовательский метод, в ходе которого человек лишь изучает объект или явление не вмешиваясь в естественный ход событий.

Эксперимент — это исследовательский метод, в ходе которого изучаемый объект помещается в специальные условия, необходимые для познания или доказательство того или иного явления.

Измерения — это исследовательский метод, позволяющий при помощи различных измерительных приборов зафиксировать параметры конкретного предмета или явления: размеры, вес, температуру, скорость и т.д.

Измерением называют любые методы определения необходимой величины, которую сравнивают с величиной, принятой за единицу. Такие величины находятся в самом средстве измерения.

По видам измерения можно поделить на группы - это непосредственно прямые измерения и косвенные. В первом случае при проведении измерения сразу получают искомую величину, во втором - нужно обычно измерить несколько величин и найти взаимосвязь между ними. Измерения могут быть очень точными, а могут иметь большую погрешность. Исследуя определенное свойство, можно сделать несколько измерений. Иногда измерение не представляется возможным выполнить, например при определении твердости минеральных пород. Поэтому в таких случаях предлагают использовать определенную шкалу относительности.

Методы изучения биологических объектов

Выделяют три основных метода изучения объектов. Все они тесно связаны между собой и обычно используются в совокупности:

  • наблюдение (наиболее простой и доступный метод изучения, например, исследуют природный объект, делают выводы об изменении того или иного параметра со временем)
  • эксперимент (проводят какие-то действия, чтобы подтвердить теорию, искусственно создают условия для углубленного изучения процесса, например, изучают как влияет удобрение на рост того или иного вида растения; на картофель в разрезе капают йодом, появляется синяя окраска, это показывает, что идет химическая реакция и доказывает наличие крахмала)
  • измерение (исследуют с помощью приборов какую-либо величину)

Примеры измерений в биологии:

  • линейкой замеряют рост растения за определенный период времени;
  • измерение количества и ширины колец в разрезе ствола дерева, говорящих о возрасте растения и характере каждого годового цикла;
  • измерение с помощью тонометра артериального давления у человека;
  • измерение высоты проростков семени в зависимости от температурных условий;
  • измерение длины прыжка животного по оставленным следам;
  • измерение скорости бега лошади той или иной породы;
  • измерение массы животного в период активного роста и т. д.

Для успешного изучения природы ученому нужно верно выбрать метод исследования. Одним из них является измерение - определение количественных характеристик изучаемого объекта. Т.е. суть этого метода заключается в фиксировании данных и свойств с помощью измерительных приборов.

Измерения – это совокупность определенных действий, направленных на выяснение значения отношений одной величины к другой однородной величине, которая принята всеми участниками за единицу, что хранится в средстве измерения (линейка и т.д.). Благодаря точным измерениям удаётся провести научные исследования, узнав ширину и длину, массу и объем объекта, а также его высоту, температуру, расстояние от него к нужной точке. Результатом таких исследований может быть сравнение и анализ измерений, выявление определенных закономерностей.

Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.

-Что такое метод?

Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.

Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.

Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.

Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.

Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.

Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.

Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.

Эксперимент

Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.

Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.

Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.

Читайте также: