Что такое элементарное музицирование в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цель Орфовской педагогики: поддержка и развитие потребности детей самовыражения через звук, проживания музыки через движение.

Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и раскрыть внутренний потенциал.

Педагогические принципы Орфовской педагогики полностью соответствуют ФГОС развивающего обучения:

  • отношение к ребенку как к самоценной личности,
  • принятие любых его творческих проявлений,
  • создание атмосферы игр, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком.

«Качества детской Орф-педагогики:

Виды деятельности на занятиях по элементарному музицированию

  • движение и элементарный коммуникативный танец: проживание музыки (изображение настроения) через элементарные движения;
  • звучащие жесты - body percussion: игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и.т.д. Лучшее средство метроритмического воспитания;
  • пение без сопровождения с движением или в сопровождении орфовских инструментов, основано на детском фольклоре: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички;
  • речевые упражнения, используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке;
  • пальчиковые игры и игры с клавесами (ритмические палочки)
  • игры с музыкальными инструментами (Орфовский инструментарий), озвучивание стишков, песенок;
  • театр: изобразительная игра, объединяет все виды деятельности.

Все это невероятно интересно и необыкновенно полезно детям уже с ясельного возраста. Через Элементарное музицирование ребёнок гармонизирует свой внутренний ритм с ритмом окружающего мира, что способствует сохранению психофизиологического здоровья.

Я нахожусь сейчас вначале своего долгого пути по дороге к Орф-педагогике. Мне пришлось изменить свои педагогические взгляды на музицирование и сменить большую часть репертуара, наработанного за годы практики. Но меня радует, что мои прежние педагогические взгляды и убеждения не противоречат Орф-педагогике. Моя убежденность, что с дошкольниками нужно стараться, как можно больше, петь без сопровождения, оказалась оправданной. Теперь очевидна необоснованность моих коллег, упрекающих меня в неиспользовании фонограмм и микрофонов.

Я продолжаю изучать учебно-методическую литературу для ВУЗов, вышедшую после 2013 г., посвященную музицированию, собираю новый репертуар, посещаю мастер-классы и семинары, но, думаю, что лучше поздно, чем никогда.

Элементарное музицирование- это первозданный метод приобщения человека к музыке.

1. Выявить и обосновать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.

2. Выявить основное направление развития творческих способностей дошкольников в процессе занятия музицированием.

3. Развить метроритмическое чувство, социально-коммуникативные качества, речь.

Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.

Автор методики считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Двумя основными принципами обучения в элементарном музицировании являются : импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Музыкальная основа методики : различные жанры детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка. На родительском клубе познакомила родителей с основными ключевыми направлениями этой программы. Сопровождение речевых упражнений и пение с одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты). Использовать движение как самый первый отклик на музыку. Импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера. Исследовать различные варианты движения в процессе работы над метрической пульсацией.

Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста В основе всех занятий по психогимнастике лежит целостный подход к личности ребенка, принцип гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности,.

Творческое музицирование как основа музыкального развития дошкольников Слайд 1. Творческое музицирование -это возможность приобрести многообразный опыт с музыкой - опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора,.

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 114" (МБ ДОУ "Детский сад № 114") Моделирование как метод.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР. Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования

Администрации города Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ул. Пионерская, д. 40, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629603,

Телефон/факс (34938) 26-1-03, 26 – 4 - 90 E - mail : solnce @ uomur . org

ОКПО 35341737 , ОГРН 1028900766498, ИНН/КПП 8906005588 / 890601001

Педагогический проект

по формированию и развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного

возраста в процессе элементарного музицирования по слуху

hello_html_40783b77.jpg

Муравленко, 2017

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий, познавательный.

Цель проекта : Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития музыкально-творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами, в процессе элементарного музицирования.

Содержание деятельности: работа в рамках проекта реализуется путем организации и проведения мероприятий, направленных на формирование и развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования по слуху.

Сроки реализации проекта: 1 год (2016-2017 уч. г.)

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

формирование у участников проекта активной позиции к обучению элементарному музицированию в детском саду и в семье;

формирование знаний, навыков и умений игры на детских музыкальных инструментах с целью приобретения нового социального опыта;

наличие благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия с участниками проекта;

снижение количества неуверенных, нерешительных, робких детей.

Автор-разработчик:

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Пархомчук Елена Борисовна

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта

1.1. Актуальность выбранного направления проекта

Виды деятельности по элементарному музицированию

Основное направление проекта

1.2.Проблема и причины проекта

2.1.Цель и задачи проекта

3. Рабочий план реализации проекта

3.1. Диагностическая таблица

3.3.Методическое сопровождение проекта

4.1.Сотрудничество с семьей

4.2.Формы и методы работы с родителями

Организация взаимопонимания семьи и ДОУ

Примерное тематическое планирование

«Музыкальное воспитание – это не воспитание

Д. Б. Кабалевский

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о природной музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – это способности воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонировать, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эти способности проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления музыкальных способностей, подчеркивал музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия этих способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления от взрослых. Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства.

Методика музыкального воспитания Карла Орфа очень популярна, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности ребенка. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и, когда ты сам творишь музыку. А что может быть увлекательнее и прекраснее!

1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

1.1. Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Понимание дошкольного образования, как активизации работы души ребенка, заставляет педагога искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Чтобы научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов.

Неразделимым единством в концепции Карла Орфа являются музыка и движение. Простейшие движения доступны малышам: шаг, бег, наклоны, повороты, кружение и другие. Они становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Повторяя их, ребенок начинает воспринимать музыку через движение. Музыка связывается с движением, пантомимой, театрализованной игрой.

Игра на детских музыкальных инструментах является самым ярким разделом педагогики Карла Орфа. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Интерес детей к инструментам неиссякаем, они хотят играть на них всегда, их привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они сами могут извлекать из них столь необычные звуки. Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре на музыкальных инструментах фабричного изготовления, также на инструментах–самоделках, выполненных из самых разнообразных бытовых предметов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования системы Карла Орфа, средством творческого самовыражения, источником радости для детей.

hello_html_m414b83fb.jpg
hello_html_59cd40ac.jpg

Способность понимать через прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это важно для развития тембрового слуха. Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Достоинство данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем:

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей. И как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Игра на музыкальных инструментах по слуху – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе музицирования совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности способствует становлению и развитию волевых качеств, таких как усидчивость, выдержка, настойчивость, целеустремленность. В процессе импровизации развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях :

Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки , как радости и удовольствия.

Автор методики, вслед за авторитетом науки считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются:

импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Основой методики Т.Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э.Жак-Далькроза.

Музыкальная основа методики : различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Основными видами деятельности на уроках творческого

музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

Речевые игры

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

Читайте также: