Школа сократа диалог как принцип диалектического мышления

Обновлено: 07.07.2024

Сократ – античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Живой диалог - наиболее адекватный инструмент философского поиска для Сократа. Противопоставление диалогов софистическим спорам и словесным препирательствам. Диалектический метод Сократа.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.10.2012
Размер файла 35,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

тема: Диалектика Сократа: творчество спора и диалога

В историко-философской традиции фигура Сократа занимает особое место: его учение открывает новую страницу в развитии древнегреческой философии.

Для Сократа философия -- это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.

Философское учение Сократа оказало неизгладимое влияние не только на развитие античной философии, но и на развитие европейской культурной традиции в целом. Им впервые были использованы логические обоснования теоретических положений, введены в философский оборот формулировки определений многих общих понятий. Можно сказать, что достоянием истории философии является не только философское учение Сократа, но и его образ жизни, явивший собой пример бескорыстного служения поиску истины.

Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно -- диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика -- метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа наиболее адекватным инструмент философского поиска является живой диалог, сократическая диалектика базируется на признании диалогичности, т.е. процессуальности философствования.

При написании данной работы использовались исследования таких авторов, как В.С. Нерсесянц, В.Ф. Асмус, М.А. Можейко и др.

Диалектика Сократа: творчество спора и диалога.

В современный Сократу период времени в Афинах развилась демократия. Молодые люди этой эпохи стремились овладеть искусством убеждения, чтобы достичь успехов в политике, поэтому там появились профессионалы, специализировавшиеся на обучении молодежи искусству убеждения. Их называли софистами.

Объектом раннегреческой философии являлась природа, однако софисты отошли от философии природы и стали обсуждать проблемы человека. Они обнаружили, что когда в природе действуют объективность и необходимость, проблемы человека относительны, и поэтому те, кто пытается решать человеческие проблемы, должны стоять на позициях скептицизма. Более того, некоторые софисты утверждали, что по отношению к человеку вообще не существует истины. Как результат такой позиции, искусство убеждения, которому они обучали, придавало значение только методу, позволяющему опровергнуть оппонента, используя для этой цели любые приемы и софистику.

Блестяще владея искусством спора, Сократ принципиально противопоставлял себя софистам-спорщикам, а свои беседы - софистическим спорам и словесным препирательствам. Софистический спор нацелен на достижение внешнего эффекта победы над оппонентом; при этом софист-спорщик, игнорируя существо дела и отрицая объективный характер истины, пользуется всевозможными словесными ухищрениями и уловками. Для Сократа же беседа - это диалогическая форма обсуждения соответствующего предмета и поиска истины. Будучи формой его философствования, сократовская беседа воспроизводит основные моменты метода его философии. В целом можно сказать, что диалоги Сократа - это и есть его диалектика в действии.

Диалектика для Сократа представляет собой философское искусство вести рассуждение. Она отличается от эристики, т. е. такого метода спора, когда человек, отстаивая свою правоту, во что бы то ни стало возражает против иной точки зрения. Диалектик же умеет ставить вопросы и давать ответы. Поэтому беседа как диалектический разбор вопроса предполагает взаимно согласованное, дружеское рассуждение собеседников. Спорщики препираются и затемняют предмет спора, беседующие же совместными усилиями стремятся к прояснению возникшей проблемы, причём сведущий и знающий помогает своему собеседнику на этом диалогическом пути познания. Нерсесянц В. С. Сократ. М.: Наука.1980г.

Как уже отмечалось ранее, Сократ сравнивал процесс постижения истины с родами, в ходе которых путем вопрошания в уме личности рождается дремлющая до тех пор истина. Этот процесс он именовал акушерством. Метод поиска истины, используемый Сократом, называется диалектикой, или методом дискуссии.

Скульптор по профессии, Сократ выступил около начала Пелопоннесской войны в Афинах с устным изложением своего философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников, большая часть которых (хотя не все) оказались врагами общественно-политического строя афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а также сообщаемые Платоном критические высказывания самого Сократа, направленные против демократического строя, восстановили против Сократа демократических правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа к суду. Однако, мотивом для обвинения, по существу политического, послужило религиозное вольномыслие Сократа: отрицание им староотеческих богов и почитание нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. до н. э. выпил кубок яда. Асмус В.Ф. Античная философия. Глава III. 1.М.: Наука.1986г.

Следует отметить, что, не смотря на упомянутое ранее некоторое осуждение деятельности софистов, Сократ, однако, являлся представителем известных особенностей софистики -- таковы публичность преподавания, применение формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые черты скептицизма и т. д.

Философия, как ее понимает Сократ, -- не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь -- искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Так вот, для выяснения и определения понятий Сократ пользовался диалектическим методом.

Именно диалектика -- великое достижение философии Сократа. Она не только характеризует философию Сократа, но также отличает метод его ученика Платона и платоников. Она возобновляется в III в. н. э. в философии неоплатоника Плотина и развивается в школе неоплатонизма от Плотина до Прокла (III -- V вв. н. э.).

Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интенсивной и влиятельной. Как уже сказано выше, это была деятельность не философского писателя, а учителя философии, излагавшего свои учения только устно, в форме беседы или спора, по особому, характерному для него методу. Именно этот метод имеют прежде всего в виду, когда говорят о диалектике Сократа.

Если бы речи и беседы Сократа были записаны, то историко-философская характеристика его диалектики была бы, конечно, выполнима. Но дело в том, что имеются и частично дошли до нас лишь литературные попытки воспроизведения этих речей и бесед, принадлежащие писателям -- ученикам Сократа -- Ксенофонту и Платону. Оба как будто стремятся воспроизвести поучения Сократа так, как они произносились, -- в форме диалога. Это -- вопросы, которые Сократ ставил перед своим слушателем или собеседником, ответы собеседника и последующие ответы Сократа, обычно содержащие его возражения и критику предложенного собеседником определения, а также дальнейшее уточнение или детализацию первоначально поставленного вопроса. Нерсесянц В. С. Сократ. М.: Наука.1980г.

В ответ на поставленный Сократом вопрос Лахес, которому самый вопрос показался нетрудным, не задумываясь, предлагает первое пришедшее ему на ум определение: мужествен, поясняет он, «тот, кто, оставаясь в строю на своем месте, старается отражать неприятелей и не бежит. Нерсесянц В. С. Сократ. М.: Наука.1980г.

Первую задачу -- самую важную и существенную -- Сократ выполнял прямо -- аналитической цепью вопросов; вторую он редко брался выполнять прямо, но старался вооружить и возбудить ум слушателя так, чтобы последний мог сделать это сам. Это единое и многое обозначает логическое распределение разнообразной материи по родовым терминам -- при ясном понимании атрибутов, подразумеваемых под каждым термином или им сообозначаемых, -- так, чтобы различать те частные факты, к которым он реально применяется.

Это утверждение - основной мотив всей философии Сократа. По Сократу, достижение полного, абсолютного знания - абсолютной истины, гарантирует людям добродетельную жизнь, поскольку в этом случае злу просто не будет места, а добродетельная жизнь - это и есть высочайшее счастье, какое только можно получить на Земле.

Итак, беседа - стихия Сократа. Окунувшись в неё, он, можно сказать, не только не вынырнул оттуда до конца жизни, но, больше того, твёрдо надеялся на блаженные беседы и после смерти. Эта страсть, охватившая его, завлекла в свои сети и всех тех, кто встречался с ним на долгом жизненном пути.

Беседовать и испытывать, обсуждать и советовать, спрашивать и отвечать, сомневаться и ввергать в сомнение, наставлять и опровергать - истинно сократовские глаголы, отражающие направление и смысл философствования этого всегда бодрого, жизнерадостного и общительного человека.

Сократ - великий античный мудрец. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился ещё при жизни, легко пережила целые эпохи, и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий, дошла до наших дней.

Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы-поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и своё время. И мы, при всём своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Список использованной литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия. Глава III. 1.М.: Наука.1986г.- 567с.

2. Нерсесянц В. С. Сократ. М.: Наука.1980г.150 с.

3. Новейший философский словарь. Гл. ред. А.А. Грицанов. Минск: Интерпрессервис. 2001г.- 1280 с.

4. Философия/Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004.- 574 с.

Вероятнее всего, эта фраза возникла как результат неправильной трактовки его слов, в результате чего многие люди ошибочно стали считать, что спор способен привести к чему-то полезному. Однако ощущение собственного превосходства, возникающее как следствие победы, никогда не сравнится с тем многообразием чувств, которые возникают в результате обнаружения истины, – о чем, собственно, и говорил великий философ на самом деле.

В данной статье мы кратко изложим основные идеи философии Сократа и его диалектического метода, а потом подробно расскажем вам об инновационной технологии в обучении, основанной на этом методе, – сократических семинарах.

Философия Сократа

Чтобы понять философию великого философа, достаточно изучить ее три основополагающих идеи: тождества знания и добродетели, самосознания и философской скромности.

Главным в жизни Сократ считал именно самопознание. По его мнению, постижение абсолютной истины всего сущего не является возможным, т.к. такое абсолютное знание доступно только Абсолюту (Богу), а мы способны познать только собственные достоинства и недостатки. Сам Сократ всю жизнь в поиске истины занимался непрерывным самообразованием и пытался показать наглядный пример другим.

Диалектический метод Сократа

Чтобы достичь абсолютного блага, истинного знания, Сократ разработал диалектический метод, который основывался на трех основных компонентах:

Ирония

Маевтика

Наведение (индукция)

  1. Определение истинности или ложности тезиса, озвученного собеседником.
  2. Опровержение тезиса в случае его ложности.
  3. Формирование в уме истинных посылок, которые противоречат этому тезису.
  4. Озвучивание этих посылок собеседнику для получения согласия в том, что эти посылки верны.
  5. Доведение собеседника до понимания того, что если эти посылки верны (с чем он уже согласился), то его исходный тезис ложен.

Однако сократовский диалог всегда оставляет вопрос открытым: вспомним Сократов круг знаний, в котором каждое новое знание только расширяет границы незнания, а абсолютно истинного знания и вовсе, по мнению философа, достичь невозможно. Кому-то такое определение истины может показаться удручающим, однако невозможность найти абсолютную истину является единственным двигателем развития нашего разума. Если бы найти ее было возможно, мы бы давно это сделали, что привело бы к стагнации, застою нашего развития, а затем и к противоположному эффекту – деградации.

Диалектический метод может иметь форму разговора как с самим собой (самопознание), так и с другим человеком (совместный поиск истины или наведение). Однако разумно беседовать с самим собой способны только поистине мудрые люди, обладающие непредвзятым мышлением, – истинные философы. Поэтому в большинстве случаев диалектическая беседа проходит в форме диалога двух людей или более, который может быть двух видов:

  • учитель – ученик – подразумевает передачу истинного знания, когда один из участников диалога уже обладает им и хочет помочь достичь его другому;
  • поиск истинного знания – ни один из участников не обладает истинным знанием, все имеют лишь идею, мнение.

Ряд зарубежных исследователей (Г. Властос, М. Стронг, М. Копелэнд, А. Адамс, В. Моеллер и М. Моеллер, П. Богоссян и другие) на основе диалектического метода Сократа основали сократическую педагогику – современный подход к обучению, позволяющий ученикам выражать свои мысли в открытом виде и развить свои способности в полной мере, а не ограничивает их потенциал с помощью унификации и стандартизации, что характерно для традиционных подходов. Суть сократической педагогики заключается в создании условий, в которых ученики могли бы сами найти ответы на вопросы, которые их интересуют.

Использование диалектического метода в обучении обусловлено тем, что он сам по себе изначально представлял своеобразный педагогический подход, поскольку он был направлен на поиск истины и способствовал глубинному пониманию понятий, как и любая преподавательская деятельность в принципе.

Два основных преимущества использования диалектического метода в обучении:

  • способствует эффективному и активному взаимодействию между обучающимся и педагогом (в отличие от стандартных методов обучения, где они не являются равными оппонентами, а учитель выступает в качестве источника знаний);
  • позволяет сместить акцент с личности ученика (что происходит при традиционной оценке знаний) на само содержание вопроса, ввиду чего единственной целью выступает поиск истины, а не получение хорошей оценки и т.д.

Основателем технологии является Скотт Бьюкенен, который использовал ее для обучения в колледже Святого Иоанна. Затем свое развитие технология сократических семинаров получила благодаря Национальному центру Paideia, проекту Touchstones и другим.

Технология сократических семинаров развивает:

А самое главное, она помогает сформировать навык непрерывного самообразования, который как никогда актуален в современному мире.

  1. Ученики заранее изучают и критически анализируют отрывок текста.
  2. Ученики разделяются на две команды: первый (внутренний) и второй (внешний) круг Сократа.
  3. Сначала отрывок текста обсуждают участники первого круга, а представители внешнего круга внимательно слушают это обсуждение и по его окончании дают его участникам обратную связь касательно качества этого диалога.
  4. Участники кругов меняются ролями: теперь отрывок текста обсуждает второй круг, а первый наблюдает за этим процессом и дает обратную связь.

Такое чередование позиций может иметь разную продолжительность и зависит от объема и сложности текста, который используется в рамках диалога.

Выделяют три уровня (ступени) сложности сократических семинаров:

Вопросы, которые задаются в рамках проведения сократических семинаров, должны представлять собой общие идеи, а не какие-то конкретные данные. Они должны быть неоднозначными и не иметь одного лишь правильного ответа. Выделяют три вида вопросов, используемых в рамках сократического семинара:

Также выделяют типы сократических вопросов, которые позволяют рассмотреть технику их задавания более подробно:

  • уточняющие (что конкретно вы имеете в виду? могли бы вы объяснить свою точку зрения другими словами?);
  • предположения (я правильно понимаю, что…);
  • о проблеме (почему она так важна для вас? к каким последствиям может привести проблема?);
  • о причинах и доказательствах (почему вы уверенны в истинности своих суждений? что привело вас к этому умозаключению? есть ли что-то, что может заставить вас сомневаться в вашей точке зрения?);
  • о происхождении и источникахидеи (эта идея принадлежит лично вам или заимствована из какого-то источника? ваше мнение по этому вопросу всегда было таким же?);
  • причинно-следственные связи (как это может повлиять на вас или кого-то еще? может ли это привести к совершенно противоположному результату?);
  • мнения (что вы думаете по поводу мнения, высказанного другой командой? в чем заключается главное отличие ваших точек зрений?)

Отдельное внимание следует уделить текстам, которые используются в рамках сократических семинаров. Они должны обладать следующими характеристиками:

  • соответствовать уровню знаний и развития учащихся;
  • их тема должна быть сложной и неоднозначной и заставлять участников обсуждения задуматься над противоположными идеями и ценностями; кроме того, она должна быть актуальной и соответствовать учебной программе;
  • размера текста должен быть средним – не очень длинным и не очень коротким,
  • можно использовать печатные материалы (отрывки из книг, рассказы, эссе, стихи и т.д.) либо непечатные материалы (скульптуры, фотоснимки и т.д.)

Что касается роли учителя в обсуждении, то он выступает в роли некого посредника:

  • занимается подготовкой к семинарам (выбирает тексты, отвечает за место их проведения и т.д.);
  • по ходу обсуждений задает дополнительные вопросы и приводит контрпримеры, чтобы обсуждение двигалось в нужном русле;
  • контролирует смену ролей участников (смотрит за тем, чтобы в нужное время внешний круг Сократа стал внутренним и наоборот);
  • мотивирует и поддерживает стабильное эмоциональное состояние участников диалога (помогает им преодолевать страхи публичных выступлений, контролирует, чтобы все проявляли уважительное отношение к идеям и ценностям друг друга, давали остальным участникам возможность открыто высказать свое мнение и не превращали обсуждение в дебаты или спор);
  • следит за тем, чтобы все учащиеся были вовлечены в процесс обсуждения и принимали в нем активное участие, чтобы каждый вносил равный вклад в исследование проблемы;
  • подводит итоги обсуждений.

Таким образом, можно сказать, что проведение сократических семинаров способно существенно повысить эффективность обучения и позволяет овладеть рядом практических навыков, способствующих личностному и профессиональному развитию.

Желаем вам удачи в самопознании и верим в то, что вы обязательно найдете истину (пусть и не абсолютную)!

А в заключение предлагаем проверить свои знания по теме статьи с помощью небольшого теста:





Каждый человек хотя бы один раз в своей жизни слышал о Сократе. Этот древнегреческий философ оставил яркий след не только в истории Эллады, но и во всей философии. Особо интересна для изучения диалектика Сократа как искусство творческого диалога. Этот метод стал основой всего учения древнегреческого философа. Наша статья посвящена Сократу и его учению, ставшему основой для дальнейшего развития философии как науки.

Диалектика Сократа

Сократ: гений и бессребреник

О великом философе сказано достаточно много, его личность в процессе развития философии и психологии упоминалась не единожды. Феномен Сократа рассматривался с разных сторон, а история его жизни обросла невероятными подробностями. Чтобы осознать, что понимал под термином "диалектика" Сократ и почему считал его единственно возможным способом познать истину и прийти к добродетели, необходимо немного узнать о жизни древнегреческого философа.

Сократ родился в пятом веке до нашей эры в семье скульптора и повитухи. Так как наследство отца, по закону, должен был получить старший брат философа, он с ранних лет не имел склонности к накоплению материальных благ и тратил все свободное время на самообразование. Сократ обладал отличными ораторскими способностями, умел читать и писать. Помимо этого, он изучал искусства и слушал лекции философов-софистов, пропагандирующих верховенство человеческого "я" над всеми правилами и нормами.

Несмотря на эксцентричный образ жизни городского нищего, Сократ был женат, имел несколько детей и слыл храбрейшим воином, принимавшим участие в Пелопоннесской войне. За всю свою жизнь философ не покидал Аттики и даже не мыслил своей жизни вне ее границ.

Сократ презирал материальные блага и всегда ходил босиком в уже видавшей виды одежде. Он не оставил после себя ни одного научного труда или сочинения, ведь философ считал, что знание нельзя преподавать и насаждать человеку. Душу необходимо подтолкнуть к поиску истины, а для этого как нельзя лучше подходят споры и конструктивные диалоги. Сократа довольно часто обвиняли в противоречивости его учения, но он всегда готов был вступить в дискуссию и выслушать мнение оппонента. Как ни странно, это оказывалось лучшим методом убеждения. Практически каждый, кто хотя бы единожды слышал о Сократе, называл его мудрецом.

Смерть великого философа тоже удивительно символична, она стала естественным продолжением его жизни и учения. После обвинения в том, что Сократ развращает умы молодежи новыми божествами, не являющимися богами Афин, философ был отдан под суд. Но он не стал дожидаться вынесения приговора и назначения наказания, а сам предложил казнь через принятие яда. Смерть в этом случае рассматривалась обвиняемым как избавление от земной суеты. Несмотря на то что друзья предлагали вызволить философа из тюрьмы, он отказался и стойко встретил свою смерть после принятой порции яда. Согласно некоторым источникам, в кубке была цикута.

Я знаю, что ничего не знаю

Несколько штрихов к историческому портрету Сократа

О том, что греческий философ был незаурядной личностью, можно сделать вывод уже после одного описания его жизни. Но некоторые штрихи характеризуют Сократа особенно ярко:

  • он всегда поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался различными упражнениями и считал, что это лучший путь к здоровью ума;
  • философ придерживался определенной системы питания, которая исключала излишества, но одновременно давала организму все самое необходимое (историки считают, что именно это спасло его от эпидемии во время Пелопоннесской войны);
  • он плохо отзывался о письменных источниках - они, по мнению Сократа, ослабляли ум;
  • афинянин всегда был готов к дискуссии, а в поисках знаний мог пройти многие километры, вопрошая признанных мудрецов.

С середины девятнадцатого века, в момент наивысшего развития психологии, многие пытались дать характеристику Сократу и его деятельности с точки зрения темперамента и предрасположенностей. Но к единому мнению психотерапевты не пришли, а свою неудачу они списали на минимальное количество достоверной информации о "пациенте".

Как к нам пришло учение Сократа

Философия Сократа - диалектика - стала основой многих философских течений и направлений. Она сумела стать базой для современных ученых и ораторов, после смерти Сократа его последователи продолжали дело учителя, образовывая новые школы и трансформируя уже известные методики. Трудность в восприятии учения Сократа состоит в отсутствии его сочинений. Мы знаем о древнегреческом философе благодаря Платону, Аристотелю и Ксенофонту. Каждый из них считал делом чести написать несколько сочинений о самом Сократе и его учении. Несмотря на то что оно дошло до наших времен в самом подробном описании, не стоит забывать о том, что каждый автор привнес в изначальную трактовку свое отношение и нотку субъективности. Это легко заметить, сравнив тексты Платона и Ксенофонта. Они абсолютно по-разному описывают самого Сократа и его деятельность. Во многих ключевых моментах авторы кардинально расходятся во мнении, что существенно снижает достоверность изложенной в их трудах информации.

Диалоги Сократа

Философия Сократа: начало

Античная диалектика Сократа стала абсолютно новым и свежим веянием в устоявшихся философских традициях Древней Греции. Некоторые историки считают появление такого персонажа, как Сократ вполне естественным и ожидаемым. Согласно определенным законам развития мироздания, каждый герой появляется именно тогда, когда это наиболее необходимо. Ведь ни одно религиозное течение не возникло на пустом месте и не уходило в никуда. Оно, как зерно, падало на благодатную почву, в которой прорастало и давало плоды. Подобные аналогии можно проводить со всеми научными достижениями и изобретениями, ведь они появляются в самый необходимый для человечества момент, в некоторых случаях кардинально меняя дальнейшую историю всей цивилизации в целом.

То же самое можно сказать и о Сократе. В пятом веке до нашей эры искусство и наука развивались быстрыми темпами. Постоянно возникали новые философские течения, моментально обретавшие последователей. В Афинах было довольно популярным собираться и проводить конкурсы ораторского искусства или диалоги на острую тему, интересующую весь полис. Поэтому не удивительно, что на этой волне возникла диалектика Сократа. Историки утверждают, что, согласно текстам Платона, Сократ создал свое учение как противостояние популярной философии софистов, претившей сознанию и пониманию уроженца Афин.

Зарождение диалектики Сократа

Субъективная диалектика Сократа целиком и полностью противоречила учению софистов о преобладании человеческого "я" над всем общественным. Эта теория была очень популярна в Аттике и всячески развивалась греческими философами. Они утверждали, что личность не ограничивается никакими нормами, все ее действия исходят из желаний и способностей. К тому же философия того времени была полностью направлена на поиск тайн мироздания и божественной сущности. Ученые соревновались в красноречии, обсуждая создание мира, и стремились как можно больше проникнуться идеей равенства человека и богов. Софисты считали, что проникновение в высшие тайны даст человечеству огромную силу и сделает его частью чего-то необыкновенного. Ведь даже в своем нынешнем состоянии личность свободна и может опираться в поступках только на свои скрытые потребности.

Сократ же впервые обратил взгляд философов на человека. Он сумел перевести сферу интересов от божественного к личностному и простому. Познание человека становится самой верной дорогой к достижению знаний и добродетели, которые Сократ ставил на один уровень. Он считал, что тайны мироздания должны оставаться в сфере божественных интересов, а вот человек в первую очередь должен познавать мир через самого себя. И это должно было сделать из него доброжелательного члена общества, ибо только знания помогут отличить добро от зла и ложь от истины.

Что понимал под термином диалектика Сократ

Этика и диалектика Сократа: кратко о главном

Основные идеи Сократа базировались на простых общечеловеческих ценностях. Он считал, что должен слегка подталкивать своих учеников к поискам истины. Ведь эти поиски и являются основной задачей философии. Это утверждение и представление науки в виде бесконечного пути стало абсолютно свежим веянием среди мудрецов Древней Греции. Сам философ считал себя некой "повивальной бабкой", которая путем несложных манипуляций позволяет родиться на свет абсолютно новому суждению и мышлению. Сократ не отрицал, что человеческая личность обладает огромным потенциалом, но утверждал, что большие знания и понятия о себе самом должны привести к появлению определенных правил поведения и рамок, превращающихся в совокупность этических норм.

То есть философия Сократа приводила человека на путь изысканий, когда каждое новое открытие и знание должно было вновь привести к вопросам. Но только этот путь мог обеспечить получение добродетели, выражавшейся в знании. Философ говорил, что имея представления о добре, человек не станет творить зло. Тем самым поставит себя в рамки, которые помогут ему существовать в обществе и приносить ему пользу. Этические нормы неотделимы от самопознания, они, по учению Сократа, вытекают друг из друга.

Но познание истины и ее рождение возможны только благодаря многогранному рассмотрению предмета. Диалоги Сократа на ту или иную тему служили инструментом для выяснения истины, ведь только в споре, где каждый оппонент аргументирует свою точку зрения, можно увидеть рождение знания. Диалектика предполагает дискуссию до полного выяснения истины, каждый аргумент получает контраргумент, и так продолжается до достижения конечной цели - получения знания.

Этика и диалектика Сократа кратко

Принципы диалектики

Составляющие элементы диалектики Сократа достаточно просты. Он пользовался ими на протяжении всей жизни и через них доносил истину до своих учеников и последователей. Их можно представить следующим образом:

1. "Познай самого себя"

Эта фраза стала основой философии Сократа. Он считал, что именно с нее необходимо начинать все изыскания, ведь познание мира доступно только Богу, а человеку предначертана иная судьба - он должен искать себя и познавать свои возможности. Философ считал, что именно от уровня самопознания каждого члена общества зависит культура и этика целой нации.

2. "Я знаю, что ничего не знаю"

Данный принцип существенно выделял Сократа среди иных философов и мудрецов. Каждый из них утверждал, что обладает высшей совокупностью знаний и поэтому может называть себя мудрецом. Сократ же шел по пути поиска, который не может быть закончен априори. Границы сознания личности могут раздвигаться до бесконечности, поэтому прозрение и новые знания становятся всего лишь ступенью на пути к новым вопросам и поискам.

Удивительно, но даже Дельфийский оракул считал Сократа мудрейшим. Существует легенда, которая гласит, что, узнав об этом, философ очень удивился и решил выяснить причину столь лестной характеристики. В итоге он опросил массу признанных самыми умными людей Аттики и пришел к удивительному выводу: его признали мудрым, потому что он не кичится своими знаниями. "Я знаю, что ничего не знаю" - это и есть наивысшая мудрость, ведь абсолютное знание доступно только Богу и не может быть дано человеку.

3. "Добродетель - это знание"

Данная идея весьма тяжело воспринималась в общественных кругах, но Сократ всегда мог аргументировать свои философские принципы. Он утверждал, что любой человек стремится делать только то, чего желает его сердце. А желает оно только красивого и прекрасного, поэтому понимание добродетели, которая и есть самое прекрасное, ведет к постоянной реализации этой идеи.

Можно сказать, что каждое из вышеперечисленных утверждений Сократа можно свести к трем китам:

  • самопознание;
  • философская скромность;
  • торжество знания и добродетели.

Диалектика Сократа представляется движением сознания к пониманию и достижению идеи. Во многих ситуациях конечная цель остается недостижимой, а вопрос - открытым.

Метод Сократа

Диалектика, созданная греческим философом, заключает в себе метод, позволяющий встать на путь самопознания и обретения истины. Он имеет несколько основных инструментов, которые и по сей день успешно используются философами различных течений:

Без умения смеяться над собой невозможно прийти к пониманию идеи. Ведь, согласно Сократу, догматическая самоуверенность в своей правоте тормозит развитие мысли и не оставляет права на сомнение. Исходя из метода Сократа, Платон утверждал, что настоящая философия берет начало с удивления. Оно способно заставить человека сомневаться, а значит существенно продвинуться на пути самопознания. Диалектика Сократа, примененная в обычных разговорах с жителями Афин, часто приводила к тому, что даже самые уверенные в своих знаниях эллины начинали испытывать разочарование в себе прежнем. Можно сказать, что данная сторона метода Сократа идентична второму принципу диалектики.

Майевтикой можно назвать последнюю стадию иронии, на которой личность рождает истину и приближается к пониманию предмета. На практике это выглядит следующим образом:

  • человек избавляется от своей самонадеянности;
  • испытывает удивление и разочарование в своей неосведомленности и глупости;
  • подходит к пониманию необходимости поиска истины;
  • проходит путь ответа на вопросы, заданные Сократом;
  • каждый новый ответ рождает следующий вопрос;
  • после ряда вопросов (причем многие из них могут быть заданы в диалоге с самим собой) личность самостоятельно рождает истину.

Сократ утверждал, что философия - это непрерывный процесс, который просто не может превратиться в статичную величину. В этом случае можно прогнозировать "смерть" философа, который становится догматиком.

Майевтика неотделима от диалогов. Именно в них можно прийти к знаниям, причем Сократ приучал своих собеседников и последователей искать истину разными путями. Для этого одинаково хороши и важны вопросы и к другим людям, и к самому себе. В некоторых случаях именно вопрос, заданный себе, становится решающим и подводит к знанию.

Отличительной чертой диалогов Сократа является то, что истина недостижима. Она является целью, но сама философия скрывается в движении к данной цели. Побуждение к поиску и есть диалектика в самом прямом ее проявлении. Понимание, по Сократу, - это не усвоение истины, как пищи, а лишь определение необходимого предмета и пути к нему. В дальнейшем человека ожидает только движение вперед, которое не должно прекращаться.

Составляющие элементы диалектики Сократа

Диалектика: этапы развития

Диалектика Сократа стала первым и, можно сказать, стихийным этапом в развитии новой философской мысли. Она возникла в пятом веке до нашей эры и в дальнейшем продолжала активно развиваться. Исторические этапы диалектики Сократа некоторые философы ограничивают тремя главными вехами, но в реальности они представлены более сложным списком:

  • античная философия;
  • средневековая философия;
  • философия Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • немецкая классическая философия;
  • марксистская философия;
  • русская философия;
  • современная западная философия.

Данный список красноречиво доказывает, что это направление развивалось на протяжении всех исторических этапов, которые проходило человечество. Конечно, не в каждый из них диалектика Сократа получала серьезный толчок к развитию, но современная философия связывает с ней многие понятия и термины, появившиеся уже гораздо позже смерти древнегреческого философа.

Античная диалектика Сократа

Заключение

Вклад Сократа в развитие современной философской науки неоценим. Он создал новый научный метод поиска истины и обратил энергию человека внутрь самого себя, подарив ему возможность познать все грани своего "я" и убедиться в верности изречения: "Я знаю то, что ничего не знаю".

ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА - ИСКУССТВО ДИАЛОГА, СПОРА .

ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА (ПЛАТОНА) - ИСКУССТВО ДИАЛОГА В ПОЛИТИКЕ, РЕЛИГИИ, НАУКЕ (ФИЗИКЕ), СЕКСЕ.

Диалектика Платона (википедия)

Внутренний диалог (википедия)

Внутренний диалог как механизм развития сознания. 2006 г.

Вопрос (собрания) (википедия)

Метод Сократа (википедия) — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, базирующийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, свое неведение.

Демагогия (википедия) - набор ораторских и полемических приёмов, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение) - нарушение правил Сократа ведения диалога (игнорирование вопросов, отвечать не на вопрос, а разглагольствовать на другую тему и т. д.).

  • искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ);
  • метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
  • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);

"Диалектик - тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы" Платон. Кратил. стр. 390-391.

"Искусный диалектик - очень немногие из тех, кого я встречал" Платон.

Внутренний диалог (википедия)

Метод Сократа (википедия) Психотерапия.

  1. Конкретные вопросы
  2. Эмпатическое слушание
  3. Подведение итогов
  4. Аналитические вопросы

Украина: Вопрос задан 9 раз, но ответа нет!! (видео=0,40 мин.)

Право на восстание (майдан). Соловьев против Карасева.

Дебилизм бандеровцев - неспособность ответить на вопросы (видео=0,10 мин.).

11.12.15 Представителя Госдепа США раздражают вопросы российской журналистки (видео=2,05))

Часто спорное утверждение безапелляционно выдается за единственно достоверное и правильное.
Факт наличия другой точки зрения игнорируется.

Это - ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА (википедия) , которая называется ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ

ЭТО ПОСТОЯННО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РЕЛИГИИ, ПОЛИТИКЕ И ПР. И ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ЗОМБИРОВАНИЯ, МАНИПУЛИРОВАНИЯ, ПРОМЫВАНИЕМ МОЗГОВ.

Например: В статье: НАТО об агрессии России против Украины. игнорируются спорность утверждений:
1. Агрессия России против Украины.
2. Российское вторжение в Грузию в 2008 г.

ОЧЕНЬ ВАЖНО УМЕТЬ РАЗОБЛАЧАТЬ ДАННЫЙ МЕТОД.

Необходимо уметь разоблачать провокационные вопросы (википедия), а также логические ошибки (википедия), делать в процессе диалога исправление имён (википедия).

Не ходите по кругу в дискуссии, диалоге (правила википедии).

"Диалектик установит имена прекрасным образом". Платон. Кратил или о правильности имён.

"Диалектический метод Сокроата - Платона" может и должен быть эффективным оружием против дезинформации, информационно-пропагандистской войны в современных условиях на примере Украинского кризиса и других политических, глобальных проблем.
Данный метод необходимо узаконить специальным постановлением и применять на всех возможных уровнях: в общении между главами государств, совете безопасности ООН, Евросоюза, между простыми форумчанинами, блогерами и т. д. Вопросы, на которые не даются ответа, должны строго учитываться в отдельном списке (википедии).
Факт игнорирования вопросов должен быть не допустимым и признаваться как поражение в диалоге, дискуссии, информационно-пропагандистской войне. Только нежелание той или иной стороны отвечать на поставленные вопросы может быть основанием для применения санкций!!

Ещё одна распространённая логическая и этическая ошибка - отвечающий на вопрос сам определяет и заявляет, что он дал ответ "всесторонний, убедительный". Решать является ли ответ убедительный или нет, должен определять не отвечающий, а спрашивающий.

НЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ ОТВЕТЫ НА ВОЗНИКШИЕ ВОПРОСЫ - ПРИЧИНА ПЕРЕРАСТАНИЯ КОНФЛИКТОВ В "КРОВАВОЮ СТАДИЮ":

"Н еспособность полиции предоставить ответы на возникшие в связи с гибелью подростка 9.08.2014 вопросы привели к тому, что мирные акции протестов скорбящих друзей и родственников Брауна обернулись многодневным противостоянием с полицией. Из-за начавшихся беспорядков в Фергюсон была введена национальная гвардия, полиция применяла слезоточивый газ и резиновые пули для разгона толпы.

25.07.2014 Россия подготовила 28 вопросов по катастрофе Boeing

Особенно болезненно воспринимаются вопросы на интимные, сексуальные темы.
Даже среди самых близких людей - супругов, попытки анализировать свою интимную жизнь чрезвычайно редки. Поэтому способность супругов анализировать интимные отношения и говорить о них является критерием высоких духовных отношений. Необходимо создать своеобразный международный Единый Гос. Экзамен по проблемам семьи.

Как давно у вас был секс?

Данный "Семейный ЕГЭ" предлагать сдавать всем, в особенности - разводящимся супругам.

"Не учите своих детей читать. Учите их задавать вопросы тому, что они узнают из чтения. Учите их задавать вопросы всему вокруг". Джордж Карлин

В 19—20 вв. Философский диалог утрачивает своё прежнее значение.

ПЕРЕВОРОТ, ПУТЧ, РЕВОЛЮЦИЯ, ВОССТАНИЕ ИЛИ СМЕНА ВЛАСТИ?

Открытое государство (википедия)

Мир, где женщины говорят только правду.

Совершенствовать эффективность диалогов по Платону.

ВМЕСТО КРОВАВОЙ ВОЙНЫ НА УКРАИНЕ -ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ВИКИ-ВОЙНА.

Читайте также: