Какое значение имеет реализация духовно нравственного направления воспитания в школе

Обновлено: 07.07.2024

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств духовности и нравственности. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно-нравственных, патриотических качеств личности.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности, конечно, начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.

Важная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится и школе. Воспитание школьников в этом направлении должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в этом направлении является актуальной задачей современной школы.

В основе духовно-нравственного воспитания школьников лежит краеведческий принцип. Особое значение этого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания рачительного хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т.д.).

Программой развития Сивинской средней общеобразовательной школы является эколого-краеведческое направление.

Эта работа реализуется через учебные предметы и элективные курсы, школьный музей, школьное лесничество “Сосновый бор”, через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в районных и республиканских конкурсах.

В духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся исключительная роль отводится духовной культуре - прежде всего культуре православия.

В образовательный процесс учащихся 4 класса введен курс “Основы религиозной культуры и светской этики”. Учащиеся школы совершают заочные путешествия по святым местам мордовского края, часто бывают на святом источнике Явленная, расположенном близ села Старое Синдрово Краснослободского района, многие побывали в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Дети посещают праздничные богослужения в сельском храме Казанской иконы Божьей Матери, участвуют в районных конкурсах “Православные праздники января”, “Воскресение Христово”. Ежегодно ученики школы принимают участие и в республиканском конкурсе “Святыни земли мордовской”. Так, ученица нашей школы Карандашова Анастасия, ныне выпускница, награждена поездкой по паломническим местам России. Частым гостем в нашей школе является настоятель храма отец Николай.

Центром воспитательной работы по духовно- нравственному развитию и воспитанию школьников является школьный краеведческий музей – творческое сотрудничество учителей, учеников. Музей соединяет многие поколения жителей села, хранит лучшие традиции школы, через любовь к малой родине воспитывает настоящих патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия, уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует взаимосвязь поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире.

Наш музей основан в 1985 году под руководством учителя истории, заслуженного учителя школы Республики Мордовия, обладателя медали “Патриот России” Криворотовой М.П.. В нём собран богатый материал по дореволюционной истории села, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно музей пополняется старинной одеждой, посудой и другими экспонатами. Особая ценность музея - “ Книга Памяти и Славы села Сивинь”. Она состоит из 500 страниц. В Республиканской поисковой экспедиции школьников и молодежи “Книга Памяти и Славы” заняла 1 место. Школьный музей посещают жители и гости села, выпускники школы и оставляют отзывы о его работе.

Ученики школы принимают активное участие в республиканских и всероссийских конкурсах исследовательских работ по краеведению и экологии: в форуме “Одаренные дети”, “Портфолио”, “Рождественская звезда”, в Республиканской научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению “Историко-культурное и природное наследие родного края”, в районных акциях “Мы рождены в России”, “Полотно Мира” и др.

Особое значение в воспитании духовно- нравственного воспитания играют внеклассные мероприятия. Организуются встречи с республиканским отрядом “Поиск”. Ежегодно проводятся акции “Рядом с нами живут ветераны”, месячники ко дню пожилых людей. Благое дело, когда взрослые и дети окружают заботой бабушек и дедушек, доказывая им, что они не одиноки и очень нужны всем нам.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи играет бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране.

Школа тесно сотрудничает с районным военкоматом. Все выпускники нашей школы проходят службу в армии. 10 человек выполняли интернациональный долг в Афганистане. Один из них - Мелешин В.Н., погиб при выводе советских войск из Афганистана. 3 человека - в Чеченской Республике.

В день вывода советских войск из Афганистана ежегодно проводится Урок Мужества. На мероприятиях присутствуют представители военкомата, начальник комиссариата РМ по Краснослободскому и Старошайговскому районам Полозов Д.А. К участию в уроках мы стараемся привлекать и выпускников школы. Гостем одного из таких мероприятий была выпускница нашей школы Чванова Лидия Николаевна, участвовавшая в событиях афганской войны (ныне проживает в Казани).

Проводятся Дни Памяти, вечера встречи воинов – афганцев, выпускников Сивинской школы. Эти встречи для учеников школы - настоящие уроки мужества и патриотизма.

В течение многих лет на базе нашей школы организуются и проводятся районные соревнования памяти пятерых братьев Львовых, которые погибли годы Великой Отечественной войны.

В нашем селе три мемориальных доски, четыре улицы названы именами односельчан-героев: улица имени братьев Львовых, улица В. Мелешина, улица Щербакова, улица Старикова.

В центре села установлен памятник погибшим воинам - односельчанам. Ученики школы ухаживают за мемориальными объектами, организуются Вахты Памяти, митинги. Не остается без внимания и могила воина - афганца Мелешина В.Н.

Строгие и скорбные памятники воинам Великой Отечественной войны, улицы, названные в их честь, мемориальные доски погибшим героям - современникам питали и будут питать сердца последующих поколений гордостью за земляков, за Мордовию, будут воспитывать в них патриотизм.

Большую роль в духовно- нравственном воспитании играют мероприятия, открытые уроки, посвященные творчеству местного художника А.Ф. Пряхина. Организуются встречи с художником, экскурсии по выставке его картин, которая постоянно работает в школе.

В новое время необходимы и новые формы работы по воспитанию школьников.

В 2010 году в нашей школе по благословению настоятеля церкви отца Николая организован волонтерский отряд “Пробуждение”. Создан школьный питомник по выращиванию саженцев. С целью компенсации потери природы в лесных пожарах 2010 года ученики нашей школы приняли активное участие в самом масштабном экологическом проекте России “Больше кислорода!”.

В январе 2012 года в нашей школе создано школьное лесничество “Сосновый бор”. Заключен договор с Краснослободским территориальным лесничеством. Ребята принимают активное участие в охране природы.

В этом году заложены аллеи Славы около памятника погибшим воинам - односельчанам и церкви. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в районной акции “Наши зимующие птицы”, в конкурсе на лучший скворечник - домик для птиц.

Коллективом школы налажена тесная связь с Мордовским государственным природным заповедником им. П.Г. Смидовича. Ученики принимают активное участие во всех конкурсах, проводимых заповедником.

Хочется отметить, что работа по духовно- нравственному воспитанию школьников дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности. В нашей школе нет детей, стоящих на учете.

За время существования Сивинской школы сложились и свои традиции, которые вносят большой вклад в духовно-нравственное воспитание школьников. Например, ежегодно в феврале, в День рождения школы, у нас проходит вечер встречи выпускников (в этом году он намечен на 8 февраля), а каждое школьное мероприятие заканчивается Гимном школы.

Итак, говоря о духовно-нравственном воспитании и развитии школьников, мы говорим о любви к Отечеству, родной земле, своему дому и семье, о любви к ближним и уважению старшим. И уже сегодня наши дети должны стать хранителями историко-духовной памяти своего народа и традиций созидателей и защитников великой России.

Хочется надеяться, что и в их души запало зернышко нравственности, которое со временем прорастет и даст плоды любви и добра, чего всегда так не хватает в этом мире.

Воспитание человека, формирование свойств духовно- нравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Значение духовн–нравственного воспитания школьника

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность проблемы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Уроки обеспечивают реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.



Многие исследования российского современного социума указывают на наличие в нем таких негативных показателей, как: духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей людей старшего возраста и отсутствие четких ориентиров в жизни у молодежи. В таких условиях нация может оказаться на пути деградации и демографической дегенерации. Именно поэтому была озвучена мысль о необходимости возрождения нравственной духовности и национального самосознания. Эти идеи были активно поддержаны педагогическим сообществом.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.

О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.

В концепции освещаются такие вопросы:

  • модель школьника — выпускника;
  • задачи, условия и результаты школьного воспитания;
  • структурные компоненты и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;
  • перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.

В концепции детально раскрыто:

  • содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
  • направления воспитательной деятельности;
  • система организации воспитания;
  • формы и методы духовно-нравственного развития школьников.

Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность. Такую работу школа не может и не должна проводить самостоятельно, педагогам следует поддерживать тесную взаимосвязь с семьей и общественными организациями.

Работа школы по духовно-нравственному воспитанию

Урочная деятельность

При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана.

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:

  • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
  • проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
  • организация дискуссионной формы общения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • решение практических задач.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

Внеурочная деятельность

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

  • кружков;
  • клубов по интересам;
  • секций.

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

Внешкольная деятельность

В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:

  • трудовые и экологические десанты;
  • экскурсии;
  • благотворительные или гражданские акции;
  • военно-патриотические мероприятия.

Семейное воспитание

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

  • проводить семейные праздники;
  • использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
  • включать родителей в органы управления образовательным заведением.

Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий

Эта структурная часть воспитательной программы направлена на социализацию школьников путем приобщения к историческим и культурологическим основам российских религий. Дети должны знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного сообщества.

Такая работа может проводиться:

  • в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла;
  • путем включения в учебный план факультативов или курсов на религиозную тематику;
  • путем организации работы религиоведческих кружков.

Также рекомендуется устанавливать связи с религиозными обществами, которые будут проводить просветительские мероприятия, организовывать работу воскресных школ.

Создание программы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС обеспечивает планомерность и структурированность всему процессу. Традиционно, в этом документе нужно конкретизировать такие основные моменты, как:

  • цели и ценностные установки;
  • задачи;
  • содержание;
  • условия реализации;
  • формы воспитания и социализации детей;
  • способы взаимодействия с семьями учеников, учреждениями дополнительного образования, религиозными и общественными организациями;
  • развитие ученического самоуправления;
  • участие детей в работе творческих и спортивных клубов, детско-юношеских объединений и движений;
  • планируемые результаты.

Один из разделов программы должен включать теоретические положения и методические рекомендации по созданию уклада школьной жизни, который подразумевает формирование целостного образовательного пространства и целостной среды духовно-нравственного развития школьников.

Для осуществления комплексного подхода к воспитательному процессу рекомендуется содержательную часть программы представить в виде подпрограмм, направленных на формирование базовых национальных ценностей (патриотизм, труд и творчество и т.д.). При этом можно сделать акцент на каком-либо одном или нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания, не забывая о формировании на базовом уровне всех остальных ценностей.

Еще один раздел должен быть посвящен оцениванию личностных результатов ребенка в процессе духовно-нравственного развития. Это можно осуществлять путем анкетирования или проведения диагностических исследований.

Также хорошей формой демонстрации достижений ученика в овладении определенными духовными ценностями является использование технологии портфолио. Это позволяет сделать воспитательный процесс наглядным, открытым и объективным, дает возможность быстро выявлять недостатки и вносить необходимые корректировки и педагогами, и родителями.

Важность воспитательной работы направленной на духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС трудно переоценить. Если школа не будет справляться с возложенными на нее в этой области задачами, то ребенок окажется под влиянием семьи с ее ограниченным воспитательным потенциалом, неформальных молодежных групп и открытого информационного пространства.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование, в котором системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориентированного нравственного воспитания личности гражданина России.

Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования.

Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрезвычайно важным является вопрос формирования ценностных ориентиров у младших школьников, как компонента содержания образования.

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Формирование у школьников позитивного отношения к базовым ценностям общества является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.

Таким образом, речь идет о диктуемых культурой формах поведения человека в различных ситуациях и отношениях — от поведения на уроке или перемене в школе до взаимодействия в семье, ближнем окружении.

В. А. Сухомлинский считал, что нравственное воспитание детей — мудрое ограничение, в котором ребенок должен понять три вещи: можно, нельзя и надо [4].

С первых лет жизни ребенок, погружаясь в живые впечатления из окружающей жизни, знакомится с нормами поведения, а впоследствии учится строить в соответствии с ними повседневную жизнь. Недостаточно просто познакомить учащихся с нормами нравственного поведения. Ученики должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, так или иначе касается окружающих, что каждый их шаг, поступок — это испытание.

Позже, в школе, нравственное развитие приобретает еще большую системность и целенаправленность. В начальных классах ученик не только овладевает основами знаний — у него закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, труду, вещам и самому себе.

В результате у учащихся формируются основы личностного развития: готовность к духовному и нравственному самосовершенствованию; способность к предметно-продуктивной, творческой, социальной деятельности; трудолюбие и способность к преодолению проблем; бережное отношение к человеку, осознание ценности жизни; принятие национальных духовных традиций и культуры; происходит формирование морали, совести, мотивов к активному участию в общественной жизни; осознание себя гражданином России, жителем родного края, членом общества и семьи.

Для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует не только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.

Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета.

Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают его совершать нравственные поступки.

Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В моральном сознании учащихся начальной школы преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся еще на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Методы воспитания — это способы воздействия педагога на сознание, волю, чувства, поведение обучающихся с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Применительно к школьной практике можно сказать, что это способы взаимодействия педагогов и обучающихся, которые способствуют изменениям в уровне развития качеств личности младших школьников. В педагогической литературе описываются классические методы и приемы нравственного воспитания. Они направлены на привитие школьникам норм и правил общественной жизни.

В начальных классах часто анализируют рассказы на этические темы. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Проникая незаметно в психику, педагогическое наставление действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники податливы к нравоучениям взрослых. Педагог, опираясь на эту специфику детской психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой — либо нравственной проблемы.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Когда говорят о данном методе, подразумевают, прежде всего, образец — конкретных людей: родителей, учителей, друзей или героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, в этом случае психологической основой воздействия служит подражательность. Известно, что младшие школьники готовы подражать своему учителю во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.

Перечисленные классические методы нравственного воспитания зачастую действуют в условиях достаточно мощного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Значимым же признаком сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит к эмоциональному дискомфорту, неудовлетворенности собой, если нарушаются проверенные личным опытом принципы социального существования.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы оказать ему помощь в продвижении от примитивных навыков поведения к наиболее высокому уровню, где необходима самостоятельность принятия решения и моральный выбор.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, ребенок, нравственное развитие, ценность, школьник, духовно-нравственное развитие, младший школьник, нравственный облик, Российская Федерация, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников

Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик школьника. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная.

Формирование нравственных качеств учащихся. нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст, формирование, педагог, качество, формирование нравственности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на.

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.

Современная характеристика нравственной воспитанности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на духовно-нравственное развитие, становление личностных характеристик выпускника.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников.

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Духовно-нравственная парадигма в формировании.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, школа, ценность, семья, ребенок, семейное воспитание, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.

Президент РФ В. В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных сфер — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того.

Духовно-нравственный аспект осознания младшими.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, многонациональное государство. Понятие духовно-нравственного воспитания являлось актуальной проблемой на протяжении развития всего общества.

Читайте также: